Недобросовестный туроператор: как вернуть деньги за испорченный отпуск?
Отправляясь в путешествие, каждый из нас рассчитывает на безоблачный отдых, однако порой эти надежды не оправдываются.
Отравление некачественной едой, несоответствие отеля заявленному уровню комфорта, отсутствие оплаченных по договору экскурсий – вот только некоторые примеры ненадлежащего оказания туристских услуг. Во всех перечисленных случаях вы имеете полное право требовать с туроператора возмещения затрат на поездку.
Кроме того, по новым правилам, рассчитывать на возвращение денег за путевку вы можете и тогда, если отдых пошел насмарку в результате форс-мажорных обстоятельств – возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного или социального характера. Правда, в этом случае повод для возмещения затрат появляется лишь при условии, что государственными органами было заранее обнародовано официальное предупреждение о рисках.
Какие шаги следует предпринимать, если вы столкнулись с предоставлением некачественных туристских услуг? Прежде всего, еще на этапе заключения договора необходимо убедиться, что указанный в этом документе туроператор внесен в Единый Федеральный реестр туроператоров, с содержанием которого можно ознакомиться на сайте Ростуризма.
Возникшие в поездке проблемы стоит попытаться разрешить на месте, обратившись к представителю турфирмы либо к представителю принимающей стороны. Затем, если проблему разрешить не удалось, обязательно оформите письменную претензию с четко сформулированными требованиями, например:
- соответствующее уменьшение стоимости услуг;
- выплата неустойки при несвоевременном оказании услуг;
- возмещение понесенных расходов, связанных с недостатками услуги и т.д.
К претензии должны быть приложены копии документов, свидетельствующих о неудовлетворительном качестве оказанных услуг (оплаченные счета за отель; прайс-листы с указанием стоимости номеров и категории для подтверждения разницы в категории отелей и т.д.).
Составленную претензию и копии прилагающихся документов в течение 20 дней со дня завершения действия договора направьте туроператору с вручением под расписку. Если недобросовестный туроператор отказывается принимать претензию, ее необходимо отправить по почте заказным письмом.
Направленная претензия должна быть рассмотрена туроператором в течение 10 дней со дня ее получения. Как правило, большинство фирм стараются не доводить дело до суда и добровольно удовлетворяют требования потребителей. Если же этого не произошло, вам остается только одно - обратиться в суд с исковым заявлением.
В исковом заявлении должно быть четко прописано, что именно вы просите взыскать с туроператора. Например, если причиной конфликтной ситуации стал обман исполнителя с продолжительностью тура, то вы имеете право требовать взыскания разницы между стоимостью тура и фактически предоставленным количеством дней поездки, неустойки за нарушение сроков предоставления услуги, неустойки за просрочку исполнения претензии, компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг нотариуса и судебного представителя.
В соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав потребителей», исковое заявление может быть предъявлено на выбор: в суд по месту нахождения организации-ответчика, по месту жительства или пребывания истца, а также по месту заключения или исполнения договора.
Согласно тому же закону, при обращении с иском в суд вам не придется уплачивать государственную пошлину, если рассматриваемое дело связано с нарушением ваших прав как потребителя. При этом, если суд признает вашу правоту, то недобросовестный туроператор будет вынужден не только вернуть деньги за неудачный отпуск, но и выплатить компенсацию в размере 50% от суммы иска.