Каждый гражданин РФ является налогоплательщиком, и многим из них приходится сталкиваться с ситуацией, когда действия фискальных органов противоречат действующему законодательству. Неправомерные штрафы, завышение ставок налогов и сборов, безосновательное начисление пени – вот далеко не полный перечень санкций, которые могут применяться к налогоплательщикам. В свою очередь, существует и обратная сторона медали, когда на очевидные нарушения должностные лица налоговых органов попросту закрывают глаза. И в том, и в другом случае действия налоговых органов могут быть обжалованы как в досудебном, так и в судебном порядке.
Конечно же, существует ряд нарушений, из-за которых судиться все же бессмысленно. К ним, в частности, относятся нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, регулярные налоговые проверки, не имеющие под собой оснований, неправомерный арест имущества в счет уплаты якобы существующих долгов. В таких ситуациях проще всего решить вопрос в вышестоящих инстанциях, куда направляется жалоба соответствующего содержания.
Подать ее можно в течение 10 дней после того, как был налогоплательщиком был установлен факт нарушения. При этом рассматривается такое обращение в течение месяца. Если информация, изложенная в нем, требует дополнительной проверки, то в этом случае сроки рассмотрения могут быть продлены еще на 15 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя в письменной форме.
Жалоба на действия налоговых органов составляется в двух экземплярах, один из которых лично передается в канцелярию вышестоящей инстанции (региональное, краевое управление либо министерство по налогам и сборам РФ) или же отправляется заказным письмом с уведомлением о доставке. В первом случае не том экземпляре, который остается в распоряжении заявителя, обязательно делается пометка о том, что жалоба принята к рассмотрению. В ней следует указать свои фамилию, имя и отчество, адрес и данные налогоплательщика, а также лаконично изложить ситуацию, которая послужила поводом для обращения в вышестоящую инстанцию. Такое обращение следует снабдить копиями документов, которые могут свидетельствовать в пользу приведенных доводов, а также, при необходимости, выписками из банка, которые наглядно демонстрируют движение средств по счетам.
Во многих случаях следующим этапом разрешения конфликтной ситуации является обращение в судебные органы с исковым заявлением. Делать это следует по месту нахождения первичной налоговой структуры, в которой заявитель числится в качестве налогоплательщика.
К исковому заявлению прилагается аналогичный пакет документов, который использовался при составлении жалобы. При этом подавать его может как сам истец, так и его законный представитель, имеющий при себе соответствующую доверенность. Срок подачи искового заявления составляет 3 месяца с момента получения письменного ответа из налоговых органов или же выявления фактов нарушения законных прав либо свобод налогоплательщика.