Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Формирование и закрепление навыков


П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.


Навыки закрепляются в процессе повторения. Каждый навык, чтобы быть хорошо выработанным и закреплённым, требует определённой подготовки. Это имеет особо важное значение при выработке навыков в различных видах спорта.

Например, если мы хотим выработать у человека навык в прыжке, мы должны предварительно укрепить мышцы его ног, чтобы они обладали достаточной мощностью для того, чтобы производить правильный сильный и энергичный прыжок. Если, не укрепив этих мышц, мы начнём тренировать навык в прыжке, он будет совершаться мало эффективно, поскольку не будет предварительной подготовки нервного и мышечного механизмов, необходимых для данного навыка.

Если мы хотим выработать навык в сохранении равновесия при различных условиях, мы должны позаботиться о подготовительных упражнениях, которые развили бы и укрепили органы равновесия (полукружные каналы и отолитовый аппарат). Так и во всех других случаях выработки навыка: чем сложнее навык, тем большее значение приобретает эта подготовительная работа.

Когда организм учащегося уже подготовлен к тому, чтобы освоить соответствующий навык, приступают к формированию навыка. Здесь основным правилом является наблюдение за тем, чтобы те движения, которые мы хотим превратить в навык, выполнялись с самого начала правильно. Если движения в начале тренировки сопровождаются ошибками, последние могут приобрести стойкий характер.

Таким образом, качество выполнения играет очень большую роль в процессе развития навыка: существуют плохие и хорошие способы выполнения работы; к числу плохих относится бесполезная трата энергии, плохое использование мышечных сил. Первое приводит к излишней резкости движений, второе — к неловкости выполнения этих движений. Хороший способ выполнения заключается в том, что движения совершаются спокойно, с соблюдением гармонии; они внешне красивы, в них отсутствует торопливость, беспорядок.

При воспитании навыка следует обращать внимание на правильный темп движения, на его правильную форму, на точную динамику, т. е. на соразмерность внутренних усилий, которые необходимы для выполнения этого движения. При соблюдении этих правил можно избежать многих ошибок в формировании навыка.

Первое впечатление обычно бывает самым сильным. Когда мы уже повторно выполняем то или другое действие, это повторное упражнение не оказывает на нас такого энергичного воздействия, как самое первое; первая же попытка выполнить действие сразу не закрепляется, потому что она является первичной и тем привлекает к себе большое внимание.

В результате ряда наблюдений и экспериментов Г. М. Гагаева установила различные стадии или фазы процесса формирования двигательных навыков в спортивной тренировке, которые характеризуются ею следующим образом.

Формирование двигательного навыка является сложным процессом и включает в себя ряд качественно различных этапов. В нём принимают участие как восприятия и представления показываемого упражнения, снаряда, своих собственных движений и т. д., так и процессы мышления — понимание сущности и всех особенностей выполняемых движений, анализ приёмов и своих ошибок и т. д. Процесс овладения двигательным навыком начинается с того, что учащийся получает точное знание о том, какое упражнение и как именно ему нужно выполнять.

Можно выделить три основных этапа в процессе усвоения двигательного навыка: 1) стадия первоначального овладения общими основами изучаемого упражнения в целом, 2) стадия уточнённого овладения отдельными приёмами выполнения и 3) стадия закрепления и совершенствования навыка, которая включает в себя уточнение и частичную перестройку отдельных приёмов. В процессе развития навыка эти три стадии тесно переплетаются, взаимно проникая друг в друга.

При обучении физическим упражнениям основной задачей, стоящей перед учащимися на первой стадии развития навыка, является выработка правильного представления об изучаемом упражнении. Деятельность сознания на этой стадии развития навыка направлена на выявление сущности упражнения и характера входящих в него основных движений, а также на запоминание схемы упражнения.

В результате у учащегося создаётся представление об основных особенностях упражнения. Это представление формируется у учащегося при показе и объяснении преподавателя, а также в процессе самостоятельных попыток выполнить упражнение. Таким образом, оно возникает в результате сложного взаимодействия сигналов первой и второй сигнальной систем. Для понимания сущности изучаемого упражнения или движения большое значение имеют зрительные восприятия.

Для того, чтобы иметь возможность самостоятельно выполнять упражнение, необходимо составить ясное и отчётливое представление о нём, являющееся тем образцом, который обучающийся старается воспроизвести при попытках выполнить упражнение. Причём на первых порах обучения зрительные образы занимают наибольшее место в этом представлении. Чем отчётливее и яснее будет зрительное восприятие и представление движения, тем правильнее при прочих равных условиях может быть выполнено упражнение.

Для того, чтобы зрительное представление было точным и отчётливым, необходима точность, ясность и отчётливость зрительных восприятий. Между тем ясность, полнота и точность зрительных восприятий зависят не только от направленности и сосредоточенности внимания, но в значительной степени и от понимания сущности воспринимаемого движения, от наличия предварительных знаний о нём.

Часто зрительное восприятие бывает затруднено быстрым темпом выполнения физических упражнений или их сложностью, заключающейся в большом количестве отдельных движений и положений тела, при этом нередко очень быстро сменяющих друг друга. Это затруднение в точности зрительных восприятий является одной из причин хорошо известного опытным преподавателям физического воспитания явления, заключающегося в том, что при первых показах нового трудного упражнения оно часто кажется учащимся более сложным, чем является на самом деле. В начале обучения учащийся не всегда может успеть увидеть все особенности показываемых движений. Это объясняется рядом причин.

При восприятии мало знакомых объектов объём внимания суживается, снижается и подвижность внимания. Восприятие мало знакомых объектов протекает медленнее, чем хорошо знакомых и вполне понимаемых. Понимание сущности и характера упражнения, уточнение представлений о входящих в него движениях благодаря объяснению преподавателя облегчает восприятие, даёт возможность обучающемуся увидеть больше и быстрее.

При восприятии незнакомого объекта происходит замыкание новых временных связей. Чем сложнее объект, тем более сложная система временных связей образуется в коре головного мозга. В процессе повторных восприятий эта система временных связей уточняется, обогащается, закрепляется. Восприятие становится точнее, полнее. Объяснения преподавателя при показе нового упражнения вызывают у обучающегося новые представления на основе имеющегося у него двигательного опыта, т. е. вызывают появление новых временных связей, что способствует формированию всей сложной системы условных связей, являющейся физиологической основой восприятия данного объекта.

В связи с этим очень важно при показе обращать внимание обучающихся на специфические особенности данного упражнения, отличающие его от других, уже знакомых. Это необходимо потому, что представления о сходных знакомых движениях, возникающие при восприятии нового упражнения, могут как бы заслонить эти особенности и в результате они останутся незамеченными.

Физиологический механизм этого явления заключается в том, что новый раздражитель, имеющий большое сходство с воздействовавшими в прошлом раздражителями, может пробудить уже установившуюся ранее систему условных связей, которая не отвечает полностью этому новому раздражителю.

Так как возможность зрительного контроля над своими движениями при выполнении физических упражнений часто бывает ограничена, то при попытках обучающегося самостоятельно выполнить упражнение большое значение приобретает, контроль на основе мышечно-двигательной чувствительности. При этом в начальных периодах усвоения навыка упражняющийся в большинстве случаев замечает не все выполняемые движения.

Целый ряд движений остаётся незамеченным, и обучающийся нередко не может с уверенностью сказать, как он выполнил то или другое движение и даже выполнил ли он его. Например, при обучении прыжкам в высоту вначале учащиеся замечают лишь часть выполняемых движений. Обращая внимание на положение маховой ноги при взлёте, они могут не заметить положения толчковой ноги; следя за работой ног при переходе через планку, они часто не замечают положения и движения рук и т. д.

Вместе с тем ряд движений воспринимается не только неточно, но в некоторых случаях даже неправильно. Так, при выполнении подъёма махом вперёд и назад на перекладине, брусьях и кольцах начинающие гимнасты нередко значительно сгибают ноги в коленных суставах, что обычно не воспринимается упражняющимися: им кажется, что ноги находятся в правильном (разогнутом) положении.

Невозможность осознания всех выполняемых движений связана с тем, что внимание обучающегося сосредоточивается лишь на отдельных движениях. Объяснение неполноты и неточности восприятия собственных движений в начале усвоения навыка следует искать в особенностях взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Многочисленные исследования показывают, что при некоторых условиях временные связи, образовавшиеся в первой сигнальной системе, получают лишь частичное отражение во второй сигнальной системе, что вызывает недостаточную осознаваемость выполняемых действий. Неполным отражением во второй сигнальной системе связей первой сигнальной системы следует объяснить, в частности, недостаточную осознаваемость человеком своих действий при очень сильном сосредоточении внимания на каком-либо объекте. Неполноту восприятия выполняемых движений на начальных этапах обучения следует объяснить тем, что сигналы первой сигнальной системы не сразу полностью достигают второй сигнальной системы.

На второй стадии овладения навыком обучающийся начинает правильно выполнять упражнение. Основным содержанием этой стадии является овладение приёмами выполнения упражнения. Перед обучающимся стоит задача: найти и закрепить наиболее эффективные движения, необходимые для правильного выполнения упражнения. Освобождаясь от лишних движений, а также от лишних напряжений, устраняя ошибки и неточности, обучающийся находит правильные приёмы, овладевает умением выполнять упражнения в целом.

Характерной для начальных периодов этой стадии является сосредоточенность внимания обучающегося на отдельных элементах действия с целью овладения ими. Это мысленное выделение элементов не обязательно сопровождается расчленением изучаемого упражнения на элементы и изучением каждого элемента в отдельности.

По мере овладения этими отдельными приёмами расчленённого анализа действия спортсмен осознаёт его более точно и полно. Если в начале второй стадии выполнение каждого движения осознавалось как самостоятельная задача, то теперь обучающийся, запомнив найденные и сознательно выработанные им целесообразные движения, включает их в общее действие как его составные части. Но это не значит, что они перестают осознаваться. Меняется лишь характер осознания. Теперь отдельные движения осознаются не как самостоятельные действия, а как элементы общего действия.

Отдельные движения или элементы объединяются в группы или «узловые» действия, которые в свою очередь группируются путём дальнейшего обобщения и подчинения их единой задаче или смыслу действия в целом. Так, путём всё большего объединения отдельных движений и узловых действий уточняется общая структура всего действия.

Зрительные восприятия при показе упражнения на этой стадии продолжают иметь большое значение. Нужно добиваться точного и ясного восприятия всех деталей движений, входящих в состав упражнения. С этой целью внимание фиксируется на отдельных деталях; здесь необходимо выделять все специфические особенности каждого движения. На основе точного восприятия всех деталей и объяснений преподавателя формируется детализированное и точное зрительное представление, необходимое для выработки правильных приёмов выполнения данного действия.

Восприятия выполняемых действий на этой стадии делаются более точными и полными. Это происходит потому, что по мере усвоения приёмов выполнения расширяется внимание занимающегося и повышается его подвижность. Кроме того, исчезают излишнее напряжение и лишние движения. Вместе с тем расширение двигательного опыта делает двигательные восприятия всё более точными и дифференцированными.

Третья стадия развития навыка заключается в его закреплении и совершенствовании, которое включает в себя частичную перестройку приёмов, нахождение и отбор наиболее целесообразных из них. Совершенствование приёмов действия происходит вследствие дифференциации временных связей в коре головного мозга и установления более точных взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения.

На этой стадии развития навыка выполнения физических упражнений роль сознания, как и на предыдущих стадиях, очень велика. Необходимая автоматизация движений, если она вырабатывается на основе их глубокого осознания, является более стойкой и дольше сохраняется.

Процесс закрепления и совершенствования навыка совершенно невозможен без наличия ясных и отчётливых двигательных представлений. Но ведущее значение для самоконтроля над выполняемыми движениями имеют теперь кинэстетические ощущения и восприятия. Хотя упражнение воспринимается уже не расчленённо, а как целостное действие и внимание направлено на конечный результат (прыгнуть выше, бросить дальше, точнее и т. д.), отдельные движения могут быть в случае необходимости вновь отчётливо восприняты. Так, неудачное выполнение того или иного движения своевременно осознаётся и благодаря этому может быть исправлено или компенсировано последующими движениями.

Возможность моментально заметить малейшие неточности в выполняемых движениях и исправить их возникает благодаря точному отражению выполняемого упражнения в сознании упражняющегося, т. е. благодаря наличию дифференцированного и точного восприятия, ведущее значение в котором имеют двигательные ощущения.

При полном закреплении навыка двигательное восприятие может перемещаться из зоны ясного осознания в зоны менее ясного осознания. В этих случаях упражняющийся может замечать лишь ошибочные и неточные движения, не осознавая ясно тех движений, которые выполняются правильно.

Большой степени ясности и отчётливости достигает восприятие выполняемых движений у спортсмена, находящегося в состоянии «спортивной формы». Мастера спорта, легкоатлеты отмечают, что когда они находятся в «спортивной форме», они очень хорошо чувствуют все движения как при разбеге, так и при толчке, переходе через планку и приземлении.

О наличии дифференцированного восприятия выполняемых движений при полном овладении спортивным навыком свидетельствует тот факт, что опытные спортсмены замечают неточности в выполнении даже тех элементов, к которым не было привлечено их внимание во время выполнения. После выполнения упражнения они могут рассказать о всех деталях только что выполненных движений и положений отдельных органов тела.

Точность восприятия движения достигается главным образом умением на основании не столько многочисленных, сколько точных сигналов правильно осознать движение в его специфических особенностях, в его элементах, имеющих наибольшее значение для правильного выполнения всего движения в целом, т. е. эта точность связана с повышением степени дифференцировки выполняемых движений. При наличии такого восприятия упражняющийся получает возможность сосредоточивать внимание на отдельных элементах упражнения (в целях совершенствования их), не нарушая всего действия в целом и не вызывая деавтоматизации движений.

В процессе обучения физическим упражнениям очень большое значение имеет перенос навыков, т. е. положительное влияние уже усвоенных навыков на усвоение последующих.

Один навык переносится на другой при наличии общей для них структуры действия, общих приёмов или способов действия, общих, необходимых для уже имеющегося и вновь вырабатываемого навыка свойств и умений у обучающегося. Так, спортсмен, хорошо владеющий спринтерским бегом, легко осваивает прыжки в длину как потому, что спринт позволяет Сделать быстрый разбег, укрепляет мышцы ног, так и вследствие того, что движения при прыжке в длину имеют много общего с беговыми движениями. При обучении физическим упражнениям необходимо учитывать возможность отрицательного влияния имеющегося навыка на вновь образуемый, т. е. интерференции навыков.

Интерференция возникает в тех случаях, когда новое разучиваемое действие или упражнение включает в себя движения противоположные, исключающие уже усвоенные в прошлом опыте и ставшие привычными в сходных ситуациях. Так, если при обучении прыжку в высоту спортсмен усваивает отталкивание правой ногой, при последующем обучении прыжку с шестом он будет непроизвольно пытаться тоже оттолкнуться правой ногой вместо левой.

Интерференция в данном случае выражается и в том, что усвоенные ошибочные приёмы в сильной степени затрудняют усвоение правильного выполнения упражнения. Трудности, возникающие при переучивании, объясняются необходимостью перестройки выработанного динамического стереотипа.

Чтобы избежать отрицательного влияния укоренившихся навыков на вновь вырабатываемые, необходимо добиваться не только прочного, но и сознательного усвоения их. Чем прочнее усвоены навыки, чем осознаннее был процесс их усвоения, тем меньшее тормозящее влияние оказывают они друг на друга.

Деавтоматизация, или разрушение выработанных автоматизмов навыка, выражается в том, что движения становятся менее быстрыми, менее точными, неуверенными и неорганизованными. Выполнение упражнения вновь требует специально направленного внимания, сознательного контроля над приёмами.

Деавтоматизация наступает в первую очередь в результате более или менее длительного перерыва в выполнении упражнений. При этом, чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется; наоборот, чем более прочно и более сознательно он был усвоен, тем дольше он сохраняется и тем быстрее восстанавливается.

Сильное утомление, перетренировка, неуверенность в своих силах, сильные эмоции могут вызвать временную деавтоматизацию. Специальная направленность и сосредоточенность внимания на выполнение привычных движений также может вызвать временное нарушение автоматизмов, если эти движения были недостаточно осознаны при их усвоении.

См. далее: Развитие психических процессов в спортивной деятельности >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +