Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

О некоторых вопросах восстановления мышления и структуры высказывания при сенсорной афазии


Э. С. Бейн. «Афазия и пути ее преодоления»
Издательство «Медицина», Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Проведенное нами психологическое исследование ряда больных сенсорной афазией позволило вычленить то, что специфично для процесса мышления при этой форме афазии. Основным является относительная сохранность категориальности и динамической стороны мышления (его направленности, способности удерживания мотивов и пр.) (Э. С. Бейн, 1958). С другой стороны, мы постоянно сталкивались с затрудненностью реального процесса мышления из-за размытости значений слов, из-за потери словом его четкой, номинативной функции. Особенно затрудненными и часто не доступными в силу специфики речевого дефекта оказываются дискурсивные мыслительные операции (т. е. многозвеньевые, сукцессивные). Лабильное звучание приводит к тому, что у больного проявляется компенсаторная установка на смысл, он схватывает звучание с помощью любого пришедшего в голову смыслового контекста.

В связи с этим в речи сенсорного афазика так много вербальных парафазии и так своеобразен способ выражения им мысли. Восстановление адекватного использования слова имеет поэтому прямое отношение к вопросам нормализации мышления при сенсорной афазии. Все приемы, ставящие больного в условия, при которых он может выразить мысль не любыми словами, а лишь определенными, полезны и с точки зрения нормализации процесса мышления.

Например, при нахождении противоположных по смыслу понятий больной должен использовать слова лишь в заданных ему определенных рамках. Так организуется адекватное использование слов. Тому же служит составление фраз на заданные слова (например: больному даются три слова — трамвай, мальчик, больница, и он должен из этих трех слов составить фразу). В инструкции говорится, что фраза должна быть как можно короче. Выполнение задания требует, чтобы данные три слова были поставлены в отношении друг к другу с какой-нибудь опять-таки определенной точки зрения: например, с точки зрения несчастного случая. Этот прием также способствует преодолению звуко-речевого непостоянства основной черты сенсорно-афазического расстройства.

Может быть также использован прием так называемых аналогий. Предъявляются три слова, из которых два объединены в каком-либо отношении, больной должен найти четвертое, которое относилось бы к третьему, как второе к первому. Необходимость сохранения определенных отношений между словами (понятийной иерархии, отношений целого и части и т. д.) в данном задании также должно служить общей задаче выработки постоянства словесно-мыслительных операций.

Мы ограничим иллюстрацию специальных приемов еще только одним заданием на так называемое опосредованное запоминание ряда слов. Больному предъявляется для запоминания ряд слов и в помощь такое же количество картинок. Он должен, запоминая слова, образовать смысловую связь с предметом, изображенным на картинке, с тем, чтобы потом, по предъявлении картинки, на основе использования прежде образованной связи, воспроизвести искомое слово.

В необходимости воспроизведения точно заданного слова и соответственно «оттормаживания» любых близких по смыслу слов и заключается восстановительная ценность приема, так называемого опосредованного запоминания. Эти прямые упражнения имеют большое значение. В числе других приемов, создающих предпосылки для восстановления динамики мыслительных процессов, могут быть использованы четкие формулировки при математических доказательствах, рассказах по плану, по картинкам и т. д.

«Незаконченность» высказывания, его незавершенность, преобладающее значение интонаций и жестов, трудность членения потока высказывания на синтаксические элементы — все это характерные черты височного аграмматизма. В работе над данными дефектами построения устной речи используются приемы развития свободного словесного высказывания, как-то: рассказ по картинке, по сериям последовательных картин, рассказ о событиях, изложение прочитанного, сочинения на тему, работа над фразами, различными по словесному составу, но близкими по смыслу и т. д. Следует стремиться к тому, чтобы воспитать последовательность и плавность словесного выражения мысли.

Для преодоления незаконченности, фрагментарности высказывания очень важно вызвать у больного переживание незавершенности его фразы. Осознание больным дефектов его речи — необходимая предпосылка их преодоления. В качестве опоры при этом должна использоваться значительная сохранность личности больных. С помощью внешних схем, фраз, вынесения наружу синтаксических отношений между членами предложения мы пытаемся, в той или другой степени, разрешить поставленную задачу. Внешние схемы и задания могут быть, естественно, различной степени сложности.

Основным, однако, является развертывание простого предложения с наличием обоих главных членов предложения и дополнений. Постепенно совершается переход к упражнениям без картинок. Эта работа над развитием возможностей свободного высказывания не исключает специального внимания к темпу речи сенсорного афазика в связи с характерной убыстренностью и прерывистостью. Полезно чтение стихов и небольших отрывков текста под стук метронома и т. п.

Большое значение имеет разбор «предложений» самого больного. Помимо установки на самоконтроль, данная работа имеет и прямое значение для ощущения больным незавершенности собственной речи и, следовательно, возникновения потребности в ее преодолении (1). У больных очень быстро вырабатывается интерес к анализу собственных высказываний, они начинают ощущать реальный эффект такой работы по самоконтролю и часто просят: Я же не понимаю что, как.. неправильно.. верно, запишите потом разберем как не достает., и все интересно, а я не могу сам... (больной К. во время рассказа по картинке).
-------------------------------------------
1 Выполнению этой задачи, так же как и при других формах афазий, помогает использование магнитофона. Прослушивание больными своей речи заметно способствует мобилизации их усилий на преодоление нарушений.
-------------------------------------------
После нескольких разборов его «предложений» с помощью зрительной схемы, наглядно демонстрирующей закономерное отсутствие подлежащих, а иногда дополнений, тот же больной говорит: Ну, да .. я говорю, что делат, а что сам чувствую и где и как пропуси, непонятно вам, а я когда говорю не слышу. И мне потом не .. непоняндо ... у меня сразу все выстреливает, что говорю...

Как следствие звукового непостоянства уменьшается социальная функция речи больного сенсорной афазией. Больной всегда спешит высказать свои мысли любым путем, постоянно пытаясь поймать распадающиеся и исчезающие слова. Снижен, как мы не раз наблюдали, самоконтроль за произносимым, не доступен учет собеседника. В какие-то моменты речь теряет свою обращенность вовне и превращается в «речь для себя».

Поэтому в восстановительной работе следует уделить должное внимание развитию диалогической речи, вопросно-ответной форме, при которой больной вынужден не только сам понимать собеседника, но и говорить так, чтобы собеседник понял его. Изменение установки больного на речь как на средство выражения «субъективного смысла» и воспитание нарушенной социальной функции речи — одна из важных задач. Подытожим основные направления восстановления речи в условиях обучения у больных с сенсорной афазией.

Первый этап обучения больного заключается в преодолении глобальности звучания речи и создании опосредствующего предметно-смыслового фундамента речевых звуков. Основная задача: превращение речевого звучания в предмет сознания больного, привлечение его к анализу звуковой структуры речи. Вместе с восстановлением звукового анализа и возможности вычленения звуков речи изменяется смысловое содержание слов в сознании больного. Если раньше больной в своих «смысловых поисках» ограничивался нахождением общей расплывчатой смысловой принадлежности слова, то при уменьшении звукового непостоянства он уже ищет более четкую предметную отнесенность слова.

Второй этап восстановления соответствует значительному улучшению дифференциации звуков речи, в том числе оппозиционных, повышению возможностей звукового анализа, улучшению чтения и письма. На этом этапе «поиски» еще дальше уходят от прежних попыток непосредственного схватывания смысла. Произнесение слова в период, когда больной слышит и вычленяет звуки, способствует нахождению смысла уже на основе регулирующей роли звучания слова. Через определенность звучания происходит уточнение смысла. Логика и значение процесса восстановления в том и состоит, что если звук на первом этапе восстановления опосредствуется предметно-смысловым путем, то в дальнейшем восприятие полноценного значения слова возможно только на основе и через осознание звуковой структуры слова (один из наших больных говорил: звуком чувствую). Это появление возможности самоконтроля и регулирования через слух (на пути «обратной связи») и является главным итогом восстановления речевых функций при сенсорной афазии.

Выработка потребности в нахождении полноценной звуковой структуры слов, уменьшение числа «внешних поисков» (проговаривания в устной речи, в чтении и графических поисков в письме), т. е. превращение поисковой ситуации во внутреннюю — знаменует третий относительно высокий этап восстановления сенсорного афазика. На этом этапе отмечаются дальнейшие достижения в осознании больным адекватности значения слова. Больной становится более произвольным и критичным в выборе слов. Слова, близкие по смыслу к искомому, или слова неправильные в грамматическом отношении сейчас уже не удовлетворяют больного.

Такова общая динамика восстановления слова в восприятии и в устной речи больного сенсорной афазией. Сущность ее заключается в переходе от недифференцированной, смысловой структуры, к дифференцированному значению слова, как в восприятии, так и в устной речи больных. Устная речь становится произвольной в связи с восстановительным обучением. «Поиски» — прямое выражение этой произвольности и осознанности — меняют свой характер на различных стадиях восстановления.

Происходит то же, что и с процессом понимания чужой речи. Так, на поздней стадии восстановления больной стремится не просто выразить содержание своей мысли, но он хочет уже выразить ее адекватными словами. Такая возможность оценки и осознания звучащего слова, в том числе произнесенного самим больным, и есть главное достижение в восстановлении устной речи сенсорного афазика. И, наконец, на высшем этапе процесса преодоления афазии предметом осознания становится построение устной речи, как самая сложная, наиболее связанная с внутренним планом речевого мышления, сторона речевой деятельности больных.

Рассмотренные выше направления восстановительной работы имеют значение для всех случаев сенсорной афазии. Однако вес того или другого приема, внимание, уделяемое той или другой стороне нарушения, естественно, зависит как от тяжести случая и, следовательно, характера проявления симптомов, так и от «возраста» речевого расстройства. Задачи сдвигаются на различных этапах динамики восстановления речи.

Восстановительная работа в большинстве случаев сенсорной афазии, как показывает наш опыт, очень перспективна (мы не касаемся случаев предельного распада речевой функции, выраженных психозов и т. д.). Труднее всего поддается преодолению «височный аграмматизм» и вторично нарушенное «неэкономное» мышление. Однако и в этих случаях возможны положительные результаты. Восстановительное обучение при сенсорной афазии — наиболее характерный образец перестраивающего, опосредствующего метода компенсации.

Задачей данной главы в целом являлся показ сущности перестраивающего функцию метода восстановительной терапии при различных формах афазии на этапе стабильно оформившегося синдрома. Ясно, что органической основой такого пути является огромная пластичность функциональных мозговых систем и широко распространенная локализация каждого из анализаторов в коре больших полушарий, на которую неоднократно указывал И. П. Павлов. Еще в 1945 г. Н. И. Гращенков и А. Р. Лурия писали, что «потенциально любой кортикальный участок может приобрести новое функциональное значение и может быть введен в состав той или другой функциональной системы». Эта идея не теряет сэоего значения и по настоящий день.

Как мы старались показать, при афазии перестройка на основе восстановительного обучения носит характер придания речевой функции новой афферентации, главным условием которой является перевод этой функции в сознание. Иначе говоря, путь восстановления — это путь опосредованного восстановления с максимальным использованием сохранных сторон психики. Так, борьба с персеверациями или разрушение эмболов обязательно предполагает их сознательную, смысловую перестройку.

Приведем один пример такой перестройки. Логопед Института неврологии И.Я.Плотникова при постановке звука т у больной С. столкнулась с большими трудностями. Не получалась нужная схема движений артикуляторного аппарата. Больная не давала языком взрывного толчка, необходимого для произношения звука т, заменяла его гомоорганными звуками (однородными по месту артикуляции) — л и р. Вся речевая активность больной в этот период ограничивалась эмболом: вота. А. Я. Плотникова прежде всего разрушила этот эмбол путем перехода на ритмическое повторение: вотата, вотата. Следующий этап — переход на два осмысленных слова: вот Тата, подкрепляемых картинкой, изображающей девочку. После этого моторная дифференцировка звука т удалась сразу же как в отдельности, так и в любых словесных сочетаниях. Эмбол — вота стал исчезать.

Постепенно прием, данный извне, «костыль», дающий возможность функции перестроиться, становится ненужным; функция автоматизируется на новых путях. Приведенные в этой главе больные отличаются друг от друга по сроку, прошедшему после мозгового поражения, возрасту, характеру нарушений мозгового кровообращения, а главное по картине речевых расстройств. Описывая разнообразные случаи, мы стремились тем самым с разных сторон показать особенности перестраивающего метода так характерного для рассматриваемого этапа восстановления.

Выбор методических приемов восстановительного обучения тесно связан при афазии с нарушениями нейродинамики. Многие характерные признаки афазических расстройств — особая тормозимость речевой функции, зависимость речевой продукции и степени выраженности дефектов от ряда условий, общее сужение объема речевой деятельности (больной может воспринять, произнести или прочесть ограниченное количество элементов), чрезвычайная истощаемость речевых функций, непостоянство речевых реакций являются показателями изменения взаимоотношений основных нервных процессов.

При разных формах афазии наблюдаются трудности выработки и закрепления дифференцировок. Поэтому большое значение имеют методические приемы активного разложения слова на звуко-буквенные элементы и синтез слов из элементов. Выделение больным звука из последовательного словесного комплекса (т. е. умение найти порядковое место данного звука или, наоборот, по порядковому месту обозначить звук, заполнить буквенный пропуск в слове или словесный пропуск во фразе), слуховой диктант и т. д. — все это необходимые элементы обучения, приводящие к улучшению речевых функций, произношения, чтения и письма слов. В конечном итоге и выработка правильных грамматических обобщений в пределах слова или фразы имеет в своей основе развитие соответствующих видов анализа и синтеза.

Ряд проявлений афазии особо сложного характера — диффузность значений слов, уменьшение их многозначности и т. д. — также требуют выработки и использования соответствующих приемов дифференциации и синтеза.

В нормализации нейродинамики большую роль играет организация самой системы восстановительных занятий. Известно, что при афазиях даже правильно произнесенное или написанное слово далеко не всегда адекватно осознается. Приходится иногда много раз повторять то же раздражение или закреплять его различными путями, чтобы слово выполнило свою функцию отражения объектов или явлений, иначе говоря, приобрело свое сигнальное значение. Так же, как и непостоянство реакций, это свидетельствует об ослаблении возбудительного процесса, о его недостаточной концентрации. Поэтому необходимо избрать определенную систему занятий с установкой на постоянное укрепление нервных процессов, чему прежде всего служит тот основной обходный, компенсаторный путь, о котором говорилось зыше. Важна система занятий, предусматривающая вариацию количества предъявляемых объектов (слова, звуки речи и буквы), способствующая увеличению доступной речевой деятельности. Известно далее, что бывает достаточно увеличить интервал между словами, чтобы недоступное задание стало доступным и, наоборот, бывают случаи, когда растягивание ведет к ухудшению результатов.

Таким образом, использование этого фактора — темпа предъявления речевых раздражителей (от нарочито замедленного до нормального) и интервалов несомненно также тренирует подвижность нервных процессов. Схематический путь восстановления речевой функции на основе компенсаторной перестройки может быть представлен следующим образом:

а) в процессе восстановительного обучения необходимо перестраивать функцию, делая осознанным каждый шаг, переводя операции в план сознания. Придавая функции новую афферентацию, опосредуя ее сохранными сторонами психики больного, следует, вместе с тем, придавать значение и прямому упражнению поврежденного звена;

б) на известном этапе, смысловым образом перестроенные операции претерпевают вторичную автоматизацию. Больной овладевает вновь рожденной функцией и тогда наступает высший этап восстановительного обучения: отпадает необходимость постоянного произвольного контроля, процессы компенсации и перестройки заканчиваются, данные извне приемы «вращиваются», становятся внутренними. Функция вновь автоматизируется.

Замедленность и напряженность восстанавливаемой функции есть выражение ее иной, отличной от прежней, психологической природы. По мере перестройки и уменьшения необходимости постоянного сознательного контроля снижаются черты напряженности и произвольности. Однако, как правило, перестроенная функция всегда носит на себе черты произвольности и не автоматизируется настолько, чтобы превратиться по своему психологическому составу в тождественную с исходной автоматизированную функцию.

Опосредование психологических процессов — основной путь их перестройки — возможно лишь при раскрытии природы дефекта.

См. далее: Обсуждение результатов восстановительной работы >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +