Непостоянство слова в сознании больного, реальная опасность его «отчуждения», т. е. превращения в «звук пустой» — общая и характерная черта больных с сенсорной афазией. Так, только что больной оперировал словом комната и вдруг: Комната ... комната ... комната ... Что это такое? Исчезновение смысла может наступить как в процессе восприятия речи, так и в процессе произношения, чтения и письма.
В результате разные слова могут восприниматься как одинаковые (дрова — трава, голод — холод, брусника—клубника) и, наоборот, одинаковые в разные моменты могут звучать различно. Произнося слово и фразу, читая и запоминая их, больной вдруг теряет смысл произнесенного или прочитанного. Отсюда та легкость, с которой больной вообще теряет слово, название, в результате чего наступает амнезия.
Особенности височных амнестических явлений и состоит в том, что в их основе лежит механизм «отчуждения», т. е. утрата больным расчлененного словесного значения, в норме связанного неразрывным единством со звучанием. Отличие амнестических явлений от явных случаев отчуждения смысла слов состоит лишь в том, что при амнезиях слово вообще не возникает. Для иллюстрации тесной зависимости между феноменами «отчуждения» и амнезией, интересующей нас сейчас в плане проблемы восстановления, приведем только один пример.
Больная Г, глядя на картинку, изображающую пожар, говорит: Ой, не скажу, ведь дождь, нет, не дождь ... Знаю, знаю — какое ... Из-за этого ... Чего сделают ... Вот тоже можно ... Неправильно бросить... Может, эта шутка бывает ... Очень бывает летом ... А эти летят (едут пожарные) сюда ... А это жаркини.. Жарники ... Жарпикино ... Жар ... Жар ... Ну, как его ... Зар ... Зар ... Зарницы ... нет, не знаю, как сказать ... А ведь вижу, вижу.
Итак, несмотря на адекватное восприятие и осмышление картинки, больная не находит нужного слова. Больная активно ищет его, в процессе поисков она нащупывают какое-то парафазичное звучание («жарпикино»), но оно моментально распадается из-за фонематических замен звуков (вместо жар—зар), а затем и совсем исчезает. Главное направление в борьбе с «отчуждением» смысла слов связано с восстановлением акустико-гностических процессов, о котором шла речь выше.
По мере развития различения звуков речи и слов, по мере повышения роли буквы и вообще письменного образа-слова, т. е. по мере создания предпосылок для постоянства словесного звучания с поражающей закономерностью исчезают случаи «отчуждения». У многих наших больных, уже через месяц работы наблюдается значительное уменьшение случаев «отчуждения». Характерен следующий пример, наглядно показывающий этот процесс.
Больной П. в начале второго месяца восстановительного обучения приходит к логопеду и говорит: Вот я думал и думал. Слова как путаются... Слово ножик с чем кушается... А что же такой ножек... я не знаю, что тут одна буква, верно... Разная, а понять не могу... Сливается, а самому интересно — так есть и так... а ведь разные предметы, а буквы только две разные— так думаю, думаю, а потом нет слов....
Логопед пишет больному два интересующих его слова: ножик и ножек, подчеркивая разные суффиксы и тут же давая с помощью картинок и фразы объяснение: «Мальчику подарили ножик и у куклы нет ножек».
Ну, конечно, ... ножик ... ножек ... Это ... ноги. А то ножик ... И, а тут Е... — Чудно все.
Из приведенного примера видно, что больной уже стремится к более четкой дифференцировке звукового состава слов. Он ищет звуковые различия, надеясь на этой основе прийти к пониманию смысла слова. Все это есть результат восстановительного обучения. Данное больному объяснение на основе предметносмыслового наглядного образа и буквенных различий помогло осознать и различие словесных значений.
Таким образом, основное направление в борьбе с отчуждением смысла слов сводится, во-первых: к созданию предпосылок дифференцированного восприятия звучащей речи, и, во-вторых, к специальной углубленной работе над словом. Необходимо включать его в различные смысловые ситуации, т. е. использовать всю силу фразеологического контекста. Иначе говоря, необходимо при восстановительной работе выйти за пределы слова. Работая над словом, с точки зрения его звуко-буквенного состава следует одновременно раскрывать перед больным богатство смысловых связей слова, делать слово актуальным и живым. Работа над фразой помогает отграничению диффузных значений слова, иначе говоря, увеличению его устойчивости.
Изучая судьбу, значений слов при сенсорной афазии, мы не раз убеждались в глубоких и своеобразных сдвигах смыслового строения слов у больных сенсорной афазией. Исчезает устойчивость словесных значений, делаются аморфными границы их использования в речи и т. д. (М. С. Лебединский, 1941; Э. С. Бейн, 1947, 1957, 1958). Отсюда вытекают и задачи восстановительной работы. Чтобы слово было выразителем постоянных значений и имело четкую предметную отнесенность, необходимо включать слова в разные фразеологические контексты или ситуации и вместе с показом широты и богатства словесных связей раскрывать перед больным действительные границы использования слов, приучать его к критическому выбору их для выражения мысли.
Так, слово комната может встречаться в фразах: «Я сижу в теплой комнате», «мы переехали в новую комнату», «надо умываться водой комнатной температуры», «я не люблю комнатных растений», «что это за комнатные растения?» и т. д.
Слово море в фразах: «Далеко в море видны корабли», «каждое лето я ездила к морю», «на берегу моря раскинулся пионерский лагерь» или «морской прибой навевает грустные мысли», «мой сын поступил в морской техникум», «море слез пролила мать, когда убили ее единственного сына», «твои мысли изменчивы как море» и т. д.
Следует расширять значение слов в рассказах по картинкам, на реальных предметах, в драматическом показе, при активном употреблении слова в собственной речи больного и т. д. до различного уровня абстракции. Основным в этой работе является подчеркивание того, что слово комната с индивидуальным значением, относящимся к предмету комната, не может быть заменено другим, как-то: палата, угол, общежитие, город, дом, жилище и пр., несмотря на известную смысловую близость между ними.
Слово море, несмотря на все многообразие возможных смысловых контекстов использования, не может быть заменено словами: волны, водное пространство, прохлада, стихия, мощь, океан и т. д.
Надо, таким образом, создать условия, при которых граница употребления слова стала бы для больного значимой проблемой. Надо приучать его осознавать и отдавать себе отчет в границах использования слов. Для этого полезно ставить его перед необходимостью отбора нужного слова. Необходимо воспитать тормозные процессы, выработать потребность в критическом выборе слов для выражения мысли. Пример выработки такой потребности.
Больной К. на одном из этапов восстановительного обучения отмечает: «Я теперь уже стал понимать в чем дело ... может иногда и не то слово в голову пролезет, но я понимаю его, я его задерживаю, не говорю, а ищу другого ... и что мне говорят я уже большинство понимаю...»
Этим задачам соответствует также заполнение пропущенных слов в фразе. Значение данного приема в том, что больной ограничивается при выборе слов жесткими границами предложенной фразы. Вначале рекомендуется облегчать больному задачу тем, что к фразе дается соответствующая картинка. Той же цели служит прием нахождения слова, противоположного по смыслу. Из всего многообразия возможных отношений между словами больной должен выбрать только отношения противоположности. В этом же смысл задач на аналогии и т. д.
Так, на основе сохранности наглядно-оптических представлений, логико-грамматических и понятийных связей мы пытаемся вернуть слову его четкую предметную отнесенность.
Все это есть в то же время и приемы борьбы с амнестическими явлениями. Вместе с укреплением постоянства звучания должны исчезать и предпосылки для «забывания» названий предметов и действий.
Подчеркнем также значение включения слова в фразеологический контекст для восстановления вторично нарушенного у сенсорного афазика грамматического строя речи. Он обычно хорошо справляется с той или иной логико-грамматической формой, но из-за того же звукового непостоянства часто может не понять значения слова или фразы в их различном грамматическом оформлении.
Приведем примеры: больная Г. слово море (отработанное в процессе обучения) воспринимает, произносит, читает и пишет хорошо, но стоило это же слово употребить во множественном числе родительного падежа — морей (у нас много морей и океанов), как наступает знакомый нам феномен отчуждения.
Морей ... Морит ... У мрей ... много умрей ... Умри ... Что-то не знаю ...
Больной предлагается оценить правильность двух фраз: «Темная ночь и темный ночь». Вначале она говорит: Они одинаковые, а затем «нет ... нет ... это рот ... роды ... женский ... значит темная!
Здесь видна принципиальная доступность восприятия родовых и падежных окончаний. Юднако часто больной может не справиться с подобной задачей из-за той же трудности звукового анализа окончаний. Все это диктует задачу работы над звуковым анализом слова, находящегося в различных грамматических и синтаксических условиях. Возможность восприятия родовых и падежных окончаний, различных суффиксов и пр. требует полноценного звукового анализа, без которого невозможно в слове морской узнать имя прилагательное единственного числа от слова море, в слове ветром узнать слово ветер, но только стоящее в творительном падеже.
Могут быть полезными и специальные упражнения в склонении, спряжении, грамматическом и синтаксическом разборе. Причем акцент везде должен быть на звуковом анализе слова: «Скажите, что значит слово морской? Сколько букв в этом слове? Какая шестая буква? От какого слова данное слово происходит?» и т. д. Такие упражнения содействуют выработке устойчивых словесных обобщений.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.