Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Восстановление смысловой структуры слова при сенсорной афазии


Э. С. Бейн. «Афазия и пути ее преодоления»
Издательство «Медицина», Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Непостоянство слова в сознании больного, реальная опасность его «отчуждения», т. е. превращения в «звук пустой» — общая и характерная черта больных с сенсорной афазией. Так, только что больной оперировал словом комната и вдруг: Комната ... комната ... комната ... Что это такое? Исчезновение смысла может наступить как в процессе восприятия речи, так и в процессе произношения, чтения и письма.

В результате разные слова могут восприниматься как одинаковые (дрова — трава, голод — холод, брусника—клубника) и, наоборот, одинаковые в разные моменты могут звучать различно. Произнося слово и фразу, читая и запоминая их, больной вдруг теряет смысл произнесенного или прочитанного. Отсюда та легкость, с которой больной вообще теряет слово, название, в результате чего наступает амнезия.

Особенности височных амнестических явлений и состоит в том, что в их основе лежит механизм «отчуждения», т. е. утрата больным расчлененного словесного значения, в норме связанного неразрывным единством со звучанием. Отличие амнестических явлений от явных случаев отчуждения смысла слов состоит лишь в том, что при амнезиях слово вообще не возникает. Для иллюстрации тесной зависимости между феноменами «отчуждения» и амнезией, интересующей нас сейчас в плане проблемы восстановления, приведем только один пример.

Больная Г, глядя на картинку, изображающую пожар, говорит: Ой, не скажу, ведь дождь, нет, не дождь ... Знаю, знаю — какое ... Из-за этого ... Чего сделают ... Вот тоже можно ... Неправильно бросить... Может, эта шутка бывает ... Очень бывает летом ... А эти летят (едут пожарные) сюда ... А это жаркини.. Жарники ... Жарпикино ... Жар ... Жар ... Ну, как его ... Зар ... Зар ... Зарницы ... нет, не знаю, как сказать ... А ведь вижу, вижу.

Итак, несмотря на адекватное восприятие и осмышление картинки, больная не находит нужного слова. Больная активно ищет его, в процессе поисков она нащупывают какое-то парафазичное звучание («жарпикино»), но оно моментально распадается из-за фонематических замен звуков (вместо жар—зар), а затем и совсем исчезает. Главное направление в борьбе с «отчуждением» смысла слов связано с восстановлением акустико-гностических процессов, о котором шла речь выше.

По мере развития различения звуков речи и слов, по мере повышения роли буквы и вообще письменного образа-слова, т. е. по мере создания предпосылок для постоянства словесного звучания с поражающей закономерностью исчезают случаи «отчуждения». У многих наших больных, уже через месяц работы наблюдается значительное уменьшение случаев «отчуждения». Характерен следующий пример, наглядно показывающий этот процесс.

Больной П. в начале второго месяца восстановительного обучения приходит к логопеду и говорит: Вот я думал и думал. Слова как путаются... Слово ножик с чем кушается... А что же такой ножек... я не знаю, что тут одна буква, верно... Разная, а понять не могу... Сливается, а самому интересно — так есть и так... а ведь разные предметы, а буквы только две разные— так думаю, думаю, а потом нет слов....

Логопед пишет больному два интересующих его слова: ножик и ножек, подчеркивая разные суффиксы и тут же давая с помощью картинок и фразы объяснение: «Мальчику подарили ножик и у куклы нет ножек».

Ну, конечно, ... ножик ... ножек ... Это ... ноги. А то ножик ... И, а тут Е... — Чудно все.

Из приведенного примера видно, что больной уже стремится к более четкой дифференцировке звукового состава слов. Он ищет звуковые различия, надеясь на этой основе прийти к пониманию смысла слова. Все это есть результат восстановительного обучения. Данное больному объяснение на основе предметносмыслового наглядного образа и буквенных различий помогло осознать и различие словесных значений.

Таким образом, основное направление в борьбе с отчуждением смысла слов сводится, во-первых: к созданию предпосылок дифференцированного восприятия звучащей речи, и, во-вторых, к специальной углубленной работе над словом. Необходимо включать его в различные смысловые ситуации, т. е. использовать всю силу фразеологического контекста. Иначе говоря, необходимо при восстановительной работе выйти за пределы слова. Работая над словом, с точки зрения его звуко-буквенного состава следует одновременно раскрывать перед больным богатство смысловых связей слова, делать слово актуальным и живым. Работа над фразой помогает отграничению диффузных значений слова, иначе говоря, увеличению его устойчивости.

Изучая судьбу, значений слов при сенсорной афазии, мы не раз убеждались в глубоких и своеобразных сдвигах смыслового строения слов у больных сенсорной афазией. Исчезает устойчивость словесных значений, делаются аморфными границы их использования в речи и т. д. (М. С. Лебединский, 1941; Э. С. Бейн, 1947, 1957, 1958). Отсюда вытекают и задачи восстановительной работы. Чтобы слово было выразителем постоянных значений и имело четкую предметную отнесенность, необходимо включать слова в разные фразеологические контексты или ситуации и вместе с показом широты и богатства словесных связей раскрывать перед больным действительные границы использования слов, приучать его к критическому выбору их для выражения мысли.

Так, слово комната может встречаться в фразах: «Я сижу в теплой комнате», «мы переехали в новую комнату», «надо умываться водой комнатной температуры», «я не люблю комнатных растений», «что это за комнатные растения?» и т. д.

Слово море в фразах: «Далеко в море видны корабли», «каждое лето я ездила к морю», «на берегу моря раскинулся пионерский лагерь» или «морской прибой навевает грустные мысли», «мой сын поступил в морской техникум», «море слез пролила мать, когда убили ее единственного сына», «твои мысли изменчивы как море» и т. д.

Следует расширять значение слов в рассказах по картинкам, на реальных предметах, в драматическом показе, при активном употреблении слова в собственной речи больного и т. д. до различного уровня абстракции. Основным в этой работе является подчеркивание того, что слово комната с индивидуальным значением, относящимся к предмету комната, не может быть заменено другим, как-то: палата, угол, общежитие, город, дом, жилище и пр., несмотря на известную смысловую близость между ними.

Слово море, несмотря на все многообразие возможных смысловых контекстов использования, не может быть заменено словами: волны, водное пространство, прохлада, стихия, мощь, океан и т. д.

Надо, таким образом, создать условия, при которых граница употребления слова стала бы для больного значимой проблемой. Надо приучать его осознавать и отдавать себе отчет в границах использования слов. Для этого полезно ставить его перед необходимостью отбора нужного слова. Необходимо воспитать тормозные процессы, выработать потребность в критическом выборе слов для выражения мысли. Пример выработки такой потребности.

Больной К. на одном из этапов восстановительного обучения отмечает: «Я теперь уже стал понимать в чем дело ... может иногда и не то слово в голову пролезет, но я понимаю его, я его задерживаю, не говорю, а ищу другого ... и что мне говорят я уже большинство понимаю...»

Этим задачам соответствует также заполнение пропущенных слов в фразе. Значение данного приема в том, что больной ограничивается при выборе слов жесткими границами предложенной фразы. Вначале рекомендуется облегчать больному задачу тем, что к фразе дается соответствующая картинка. Той же цели служит прием нахождения слова, противоположного по смыслу. Из всего многообразия возможных отношений между словами больной должен выбрать только отношения противоположности. В этом же смысл задач на аналогии и т. д.

Так, на основе сохранности наглядно-оптических представлений, логико-грамматических и понятийных связей мы пытаемся вернуть слову его четкую предметную отнесенность. Все это есть в то же время и приемы борьбы с амнестическими явлениями. Вместе с укреплением постоянства звучания должны исчезать и предпосылки для «забывания» названий предметов и действий.

Подчеркнем также значение включения слова в фразеологический контекст для восстановления вторично нарушенного у сенсорного афазика грамматического строя речи. Он обычно хорошо справляется с той или иной логико-грамматической формой, но из-за того же звукового непостоянства часто может не понять значения слова или фразы в их различном грамматическом оформлении.

Приведем примеры: больная Г. слово море (отработанное в процессе обучения) воспринимает, произносит, читает и пишет хорошо, но стоило это же слово употребить во множественном числе родительного падежа — морей (у нас много морей и океанов), как наступает знакомый нам феномен отчуждения.

Морей ... Морит ... У мрей ... много умрей ... Умри ... Что-то не знаю ...
Больной предлагается оценить правильность двух фраз: «Темная ночь и темный ночь». Вначале она говорит: Они одинаковые, а затем «нет ... нет ... это рот ... роды ... женский ... значит темная!

Здесь видна принципиальная доступность восприятия родовых и падежных окончаний. Юднако часто больной может не справиться с подобной задачей из-за той же трудности звукового анализа окончаний. Все это диктует задачу работы над звуковым анализом слова, находящегося в различных грамматических и синтаксических условиях. Возможность восприятия родовых и падежных окончаний, различных суффиксов и пр. требует полноценного звукового анализа, без которого невозможно в слове морской узнать имя прилагательное единственного числа от слова море, в слове ветром узнать слово ветер, но только стоящее в творительном падеже.

Могут быть полезными и специальные упражнения в склонении, спряжении, грамматическом и синтаксическом разборе. Причем акцент везде должен быть на звуковом анализе слова: «Скажите, что значит слово морской? Сколько букв в этом слове? Какая шестая буква? От какого слова данное слово происходит?» и т. д. Такие упражнения содействуют выработке устойчивых словесных обобщений.

См. далее: О некоторых вопросах восстановления мышления и структуры высказывания при сенсорной афазии >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +