Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Введение


Э. С. Бейн. «Афазия и пути ее преодоления»
Издательство «Медицина», Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Комплексная медико-психологическая проблема восстановления речи при афазии привлекает к себе внимание неврологов, психологов, физиологов и представителей других дисциплин. По мере раскрытия сложной природы расстройств речи становится все очевиднее необходимость комплексного, «пограничного» (т. е. стоящего на стыке таких наук, как неврология, психиатрия, физиология, педагогика, психология и языкознание) подхода к изучению особенностей восстановления речи при органических поражениях головного мозга. Как в публикациях до первой империалистической войны, так и в работах, опубликованных в период второй мировой войны и после нее, все больше выступает этот комплексный характер проблемы.

При рассмотрении закономерностей распада речевой функции и путей ее восстановления и развития особо продуктивным оказался подход с позиций языкознания (Р. М. Боскис, 1936, 1953, 1955, 1961; Л. С. Выготский, 1934, 1956, 1960; Р. Е. Левина, 1940, 1951, 1961; А. Р. Лурия, 1947, 1948, 1950, и др.). Учет законов строения и развития языка при анализе речевых нарушений существенно продвинул учение об афазии. Напомним значение привлечения фонологической теории для раскрытия сущности сенсорной афазии: введение понятия фонемы способствовало возникновению представления о нарушении фонематического слуха как существенной основы синдрома сенсорной афазии (Р. М. Боскис и Р. Е. Левина, 1936; А. Р. Лурия, 1947; Э. С. Бейн, 1947) и разработке соответствующей системы восстановительной терапии (Э. С. Бейн, 1947).

Общепризнана особая роль психологического анализа в развитии учения об афазии. Изучение психологических закономерностей речи и, в частности, развития речи в онтогенезе имеет важное значение для разработки эффективных путей восстановления. В отечественной литературе неоднократно описывалось успешное использование результатов психологического анализа структуры мышления, лексики и грамматического строя речи для диагностики и преодоления различных форм афазических расстройств.

Особенности расстройства речи при органических поражениях головного мозга определяются особенностями локализации мозговых повреждений, характером патологического процесса, размерами очага и теми нейродина-мическими процессами, которые вызваны наличием очага в мозгу. Все это касается неврологического аспекта проблемы. Если учесть также наблюдаемые нередко психопатологические черты личности больного афазией и необходимость психотерапевтического подхода к таким больным, становится ясной актуальная роль психиатрии в данной области. Поэтому в организации работы по преодолению афазии неизбежно кооперирование ряда специалистов.

Сложность картин речевых расстройств, в основе которых лежат особенности локализации поражений, их тяжесть и распространенность, общее состояние корковой нейродинамики, характер остаточных и функционально сохранных элементов, реакция личности больного, особенности преморбидного строения функции (например, степень ее автоматизации), обусловливают необходимость обслуживания больных с афазией людьми различных специальностей. Необходимость комплексного и вместе с тем специфического подхода к организации процесса восстановления речи диктуется также особенностями развития речи, так как при афазии наблюдается расстройство уже сложившейся в прошлом функции. Это определяет не только структуру речевого расстройства (сложность строения, своеобразие диссоциаций, зависимость от преморбидного уровня больного, особенности компенсаций), но и путь восстановления.

Для того, чтобы яснее представить себе теоретические основы интересующей нас проблемы, остановимся кратко на некоторых этапах развития практики и теории восстановления речи у взрослых больных с органическими повреждениями головного мозга. Уже в конце XIX в. делались попытки использования тренировочных упражнений для восстановления речи у больных с афазией. Невропатолог Миллс (Mills) в 1880 г. описывал применение метода тренировки речи больных посредством повторения звуков, речи, слов, бессмысленных слогов, фраз. Метод повторения сочетался с фонетическим методом (группировка звуков по месту их образования и закрепление их в словах и фразах посредством ассоциаций с объектами) и с имитацией артикуляторных движений в зеркале.

В данной работе ставятся и другие вопросы восстановления речи при афазиях: овладение грамматикой по тому же пути, «как это делает ребенок», особенности занятий при сенсорной афазии, значение общения с коллективом, требования к такту инструктора, необходимость ограничения нагрузки больного и т. п. Рассматриваются также факторы, от которых зависит улучшение речи: преморбидный интеллект и «сила» характера, формы афазии. Анализируя механизм восстановления, автор говорит о роли правого полушария, о вовлечении в работу неповрежденных или сохранных областей частично поврежденных мозговых зон.

Многочисленные публикации по вопросам лечения больных с афазией связаны с тяжелыми последствиями мозгового травматизма во время первой и второй мировых войн. Если после первой мировой войны исследования ранений мозга в основном ограничивались вопросами диагностики и организации лечения, то после второй мировой войны внимание исследователей все больше направлялось на социально значимую проблему восстановления речи. Об этом говорит как рост публикаций, так и расширение проблематики и практическая организация специальных учреждений. Многие специалисты приходят к мнению об увеличении эффективности лечения при афазиях в условиях тренировки речи (Шихэн — Scheechan, 1946; Пичер — Peacher, 1945; Лейшнер — Leischner, 1960).

Среди клиницистов-невропатологов встречаются, однако, и пессимистические точки зрения на проблему восстановительных занятий при афазиях. Так, американский невролог Векслер (Wechsler, 1958) подчеркивает громадную трудность лечения больных с афазией и его малую перспективность. Нельзя не отметить, что подобные взгляды обычно соответствуют весьма элементарным представлениям о методах этой работы и механизмах компенсации при восстановлении речи у больных с афазией. В работе Векслера, например, есть указаниелишь на использование в целях восстановления речи опоры на сохранные органы чувств (осязания, зрения), а также подражания посредством жестов и упражнений левой руки.

Другие авторы, также придерживающиеся пессимистических взглядов на эффективность восстановительной терапии при афазии, в понимании механизмов этого процесса чаще не выходят за пределы представлений о включении викарирующей деятельности правого полушария.

Признание значения восстановительной терапии неизбежно связано с разработкой эффективных методов и дифференциацией подхода к восстановлению речи при разных формах афазии. Наиболее убедительные доказательства эффективности специальной терапии, опирающейся на анализ сущности речевого расстройства, дает при этом статистическая разработка результатов восстановления с использованием различных программ тестирования. Такой подход использован в работах английского психолога Зангвилла с соавт. (Zangwill a. oth.), который, начиная с 1945 г., подробно анализирует вопросы прямых и косвенных методов восстановительной терапии.

Он обсуждает их в свете общепсихологических принципов обучения и с точки зрения их ценности при разных формах афазии: так, прямые методы тренировки рекомендуются при экспрессивных афазиях, а обходные компенсаторные — при рецептивных. Автор подходит и к рассмотрению природы положительных сдвигов речи больных в условиях восстановительной терапии и тем самым к важнейшему вопросу о соотношении спонтанного и направленного восстановления.

В работах Зангвилла и соавторов неизбежно все шире ставятся вопросы изучения мозговых механизмов компенсации как основы успешности восстановительного обучения. Одним из наиболее крупных представителей неврологии, много сделавших для развития теории и практики восстановления речи при афазиях, является Гольдштейн (1942, 1948). В его работах рассматриваются общие проблемы локализации и компенсации функции, классификации афазий и другие вопросы восстановления речи при афазиях у взрослых. Это одна из первых попыток систематического изложения организационных вопросов и анализа эффективности обучения в зависимости от ряда факторов (преморбидный уровень личности, тяжесть ранения, длительность обучения и т. д.). Широко обсуждаются также квалификация, личные качества «речевого терапевта» и необходимость организации психологических лабораторий с разработанной программой восстановления речи в специализированных госпиталях для раненных в мозг.

Из отдельных методов наиболее подробно Гольдштейн останавливается на обходных методах восстановления, в частности на восстановлении моторной стороны речи посредством систематических упражнений мышц лица и языка с использованием осязания, зрения и предметных имитационных движений. Особый интерес представляют высказывания Гольдштейна о приемах работы при расстройстве нахождения слов.

В кратком обзоре развития исследования по вопросам восстановления речи при афазиях мы не ставим задачу специального анализа работ тех или других авторов и не останавливаемся на критике ряда устаревших положений, особенно на категорическом утверждении Гольдштейна о потере всеми больными с афазией так называемой «абстрактной установки». Однако ниже мы попытаемся показать связь рекомендуемых некоторыми авторами методов с их ошибочными локализационными представлениями.

Отметим явную недооценку Гольдштейном значения воздействия через слух для восстановления речи при афазиях. Гольдштейн недоучитывал значение расстройств слуховой речевой функции не только при разработке вопросов восстановления, но и в анализе природы афазических дефектов. Так, в монографии 1948 г. автор прямо говорит о том, что «недостаток слуха не расстраивает структуры слов, правильного расположения букв в слове,— не вызывает расстройств, так характерных для парафазии». Это неверно. Как показывает ряд работ, не только нарушения сенсорной стороны речи при афазиях (М. С. Лебединский, 1941; Э. С. Бейн, 1957, 1959), но даже снижение элементарного слуха у детей (Р. М. Боскис, 1953, 1961, 1963) заметно сказываются на звуковой и смысловой структуре слова.

С начала 50-х годов в зарубежной литературе по афазии усиленно подчеркивалась необходимость целостного подхода к больному с афазией. «Проблема восстановления афазии выходит за пределы обучения языку», — говорит Уэпмэн в своей монографии 1951 г. Работа над личностными установками больного, его приспособлением к среде, овладением посильной профессией выдвигаются как равнозначные специальной технике восстановления речи. Само обучение при этом справедливо рассматривается также и как психотерапевтический фактор. Такой целостный подход к больному в дальнейшем широко развивался. В этой же монографии Уэпмэн ставит задачу теоретического осмысления процесса восстановления речи при афазии. Автор выделяет 3 аспекта рассмотрения: 1) личность больного с афазией, 2) терапевт, его роль и подготовка, 3) критический анализ программ восстановления и их эффективности при различных типах поражений и формах афазий. Новым в работе является широкая постановка вопроса о программе восстановления с учетом не только речевого расстройства, но и всего многообразия личностных отклонений от нормы, не являющихся, вопреки мнению Гольдштейна, обязательными у больных с мозговыми поражениями. Пожалуй, впервые в данной работе особенно рельефно была подчеркнута стимуляционная сущность терапии и значение мотивации, потребностей больного.

Необходимо указать, что при всей прогрессивности и правильности этих положений, вытекающих из требований «целостного» подхода, Уэпмэн и другие, близкие к нему авторы, допускают ошибочные положения, связанные с установками гештальтпсихологии и антилокализационизмом. В монографии Уэпмэна (1951) можно встретить явно «нигилистические» формулировки по отношению к методам терапии. Автор считает, что учет состояния больного гораздо важнее, чем содержание терапии. Таким образом, справедливо критикуя консервативные методы терапии (повторение и зубрежку), справедливо настаивая на стимуляционном значении терапии, автор, вместе с тем, разоружает «речевого терапевта» в поисках адекватных методов направленной терапии. Нельзя согласиться с представлениями Уэпмэна об отсутствии параллелизма между тяжестью мозгового поражения и степенью нарушений речи, так же как между сроком начала обучения и результатами его.

По своим установкам книга Уэпмэна связана с работой Грэниша (1947), в которой большое внимание уделено значению самоконтроля больного в процессе речи.

Под влиянием гештальтпсихологии автор развивает представления о комплексе как о «предварительном плане речевого действия». Дефекты при афазии с этой точки зрения понимаются как неспособность вызывания определенных типов комплексов и использования их во времени (1). Отсюда — при восстановлении надо стремиться вернуть больному восприятие завершенности действия, «конечного этапа достижения результатов». Конкретный пример, разъясняющий эти положения: письмо короткого слова больной часто может закончить автоматически благодаря опоре на первоначальный комплекс или проекционный каркас слова. Но для письма длинного слова этот первичный комплекс слишком неопределенен. Тогда возникает необходимость на полпути услышать слово (самоконтроль) или использовать фонетические ассоциации, чтобы найти буквы. Терапия и должна содействовать такому самоконтролю. Точка зрения на необходимость «целостного» подхода при восстановлении речи у больных с афазией в дальнейшем развивалась во многих зарубежных работах (Корбин — Corbin, 1951; Лонгерич — Longerich, 1956). В этой связи разбирается и значение групповой терапии как психотерапевтического фактора.

Особенно подчеркивает значение мотивации в связи с вопросами восстановления Эйзенсон (Eisenson, 1957). В его работе мотивация рассматривается с точки зрения самооценки больным его дефектов, значения усилий со стороны больного, «уровня требований», т. е. тех целей и задач восстановления, которые больной сам себе ставит. Эйзенсон пишет, что наличие мотивации к восстановлению связано с посильной оценкой больным степени
--------------------------------------------
1 Аналогичное понимание сущности афазических расстройств развивает в своих работах Конрад (Conrad, 1954).
--------------------------------------------
нарушения своей речи. Как правило, проблема мотивации возникает, когда больной с афазией достигает первых успехов в обучении. Именно в этот момент, чувствуя известный успех в речевом общении, в возможности понимания, больной делает усилия для дальнейшего улучшения речи. Автор делает ряд психологически важных выводов о линии поведения терапевта по регулированию «уровня требований» больного, о необходимости сугубо индивидуального подхода и гибкости в отношении программы восстановительной терапии.

В работе Эйзенсона, вместе с тем, разбирается и ряд вопросов техники обучения, причем он исходит из стимуляционной сущности терапии. Автор не подчеркивает преимущества одних приемов восстановления над другими (например, приемов прямых упражнений или свободной беседы). «Все приемы хороши, — говорит автор,— если учитывается личность больного». Эйзенсон останавливается далее на важных сторонах восстановительной терапии: необходимости создания множественных ассоциаций при восстановлении значения слов (1), особенностях восстановления при рецептивных расстройствах речи, приемах вызова спонтанных слов и т. д.

В зарубежных работах по восстановительной терапии по сравнению с положениями Гольдштейна все большее значение придается сенсорным дефектам при всех формах афазий. В работах Шуэлл (2) (1955, 1961) делается попытка дифференциации процессов внутри слухового восприя-
-------------------------------------------
1 Направление восстановительной терапии, широко развитое советским исследователем В. М. Коганом (1962).
2 Необходимо указать, что в советской литературе всестороннее подчеркивание роли дефектов слуховой сферы в картине речевых расстройств относится еще к 1936 г. (см.: Р. М. Боскис и Р. Е. Левина «Об одной из форм акустической агнозии», 1936). В других работах тех же авторов (1940, 1953, и др.) раскрывались сложные взаимоотношения между слухом и речью, выяснялось значение расстройств фонематической дифференцировки и частичной потери элементарного слуха (тугоухости) в расстройствах речи у детей. Такое направление исследований нашло свое применение и развитие и во взрослой клинике речевых расстройств (см. А. Р. Лурия, 1947, 1948; Э. С. Бейн, 1947, 1957). Физиологический анализ состояния слуховой сферы при различных формах алалий и афазий в детском возрасте можно встретить в ряде работ Н. Н. Трауготт (1947, 1959).
-------------------------------------------
тия. Выделяется сфера слухового различения (recognition), слуховой ретенции и припоминания. В области терапии автор, по сравнению с предшествующими зарубежными работами, особенно много останавливается на значении слуховой стимуляции при всех формах речевых расстройств. Чем больше больной слышит речь и упражняется в «схватывании» того, что он слышит, тем значительнее улучшается не только понимание, но и разговорная речь, чтение и письмо. Вместе с тем, автор не исключает зависимости характера терапии от формы речевого нарушения.

При теоретическом анализе проблем восстановления Шуэлл, так же как и Уэпмэн, различает понятия стимуляции и облегчения. В этом смысле рассматривается использование какой-либо сохранной стороны речи для восстановления другой, нарушенной (одна функция может стимулировать или облегчать функционирование другой). С такой же точки зрения подходит автор и к рассмотрению технических приемов восстановления. Одни из них (слуховые) она считает стимуляционными, а другие (моторные) — облегчающими. Если последние создают специфические предпосылки, облегчающие протекание данной функции (например, артикулирование звуков речи), то первые обладают общим терапевтическим действием и стимулируют восстановление речи в целом. В других работах, в частности в выступлении на симпозиуме 1958 г., Шуэлл уделяет много внимания рассмотрению прогноза восстановления речи в связи с тяжестью поражения тех или других ее сторон, с этиологией расстройств и т. д.

В конце 50-х годов в ряде работ даются сводки результатов восстановительной терапии, главным образом у больных с сосудистой этиологией поражения мозга (Маркс, Тейлор и Раек — Marks, Taylor, Rusk, 1957; Годфри и Дугласе — Godfrey a. Douglass, 1959). На основе статистической разработки рассматриваются организационные вопросы восстановительной терапии при сосудистых заболеваниях по сравнению с травмами головного мозга. Проводится также сравнительная оценка результатов терапии при разных формах афазий в зависимости от возраста и т. д.

В работе канадских авторов Годфри и Дугласса обсуждается значение методов восстановительной терапии. Если Батфилд и Зангвилл (1946), Шуэлл (1955) и Грэниш (1947) рассматривают фонетическую и механическую тренировку при восстановлении речи у больных афазией как необходимую часть терапевтической программы, то эти авторы указывают, что их не следует переоценивать. В качестве доказательства Годфри и Дугласе приводят факт улучшения у больных речевой функции, не связанного с теми сторонами речи, которые были стимулированы. Иначе говоря, прогресс нередко носит скорее характер общего развития речи, чем «специфического», т. е. связанного с примененными восстановительными приемами. Ниже мы остановимся подробнее на спорности такого взгляда на «не специфический эффект терапии», как независящий от используемых методов терапии. С нашей точки зрения, здесь соотношения сложнее.

В Советском Союзе широкое развитие работ по проблеме восстановления речи при афазиях у взрослых также связано в первую очередь с военным травматизмом. В период Великой Отечественной войны ряд коллективов неврологов, психологов и педагогов развертывали эту работу. Укажем лишь некоторые из них:

1) клиника нервных болезней ВИЭМ (директор — проф. Н. И. Гращенков), в которой особенно широко была поставлена теоретическая и экспериментальная разработка восстановления речи и других высших корковых функций. По восстановлению функций здесь работал большой коллектив психологов и логопедов под руководством проф. А. Р. Лурия. Работа развертывалась как в Москве, так и в восстановительном филиале клиники нервных болезней ВИЭМ. Комплексная система обслуживания раненых включала и восстановление движений методами трудотерапии (проф. С. Г. Геллерштейн, А. В. Запорожец, С. А. Рубинштейн);

2) коллектив Института экспертизы (проф. Л. Г. Членов, В. М. Коган и др.) в Казани и в Москве внесли значительный вклад в понимание задач и путей восстановления речи при афазии у взрослых;

3) следует назвать также сотрудников Института дефектологии АПН РСФСР (проф. Л. В. Занков, проф. С. М. Блинков, Ж- И. Шиф и др.), которые вели работу по восстановлению речи, письма и чтения после ранений в мозг в годы Великой Отечественной войны.

Перечислены только основные коллективы. И в Москве и в других городах СССР, главным образом в ряде нейро-хирургических госпиталей, данная работа велась в большем или меньшем масштабе. Слишком настоятельна была практическая необходимость помощи бойцам Советской Армии — раненным в мозг. Наибольшее обобщение эта работа получила в двух монографиях проф. А. Р. Лурия (1947, 1948) и статьях его сотрудников (Э. С. Бейн, 1947, 1949; В. К. Бубнова, 1946; О. П. Кауфман, 1947).

Для работ проф. А. Р. Лурия характерно широкое привлечение для анализа механизмов афазий данных физиологии и нейрофизиологии, современных представлений о локализации функций. Большое внимание уделяется рассмотрению принципов системной локализации функций и положению о том, что каждая функциональная система обеспечивается множеством афферентаций. В свете данных о значении афферентных синтезов (П. К. Анохин, 1935, 1940, 1955, 1956; Н. А. Бернштейн, 1935, 1947) анализируются проблемы восстановления и компенсации функций. Здесь А. Р. Лурия развивает следующие основные положения: а) «Введение данного органа в афферентное поле новой функциональной системы является необходимым условием его включения в действие» и б) «Компенсация дефектной функции может не только осуществляться за счет различных систем, но и строиться на различных уровнях нервного аппарата». Эти положения используются при рассмотрении разных типов компенсаций, в частности компенсации сенсорного дефекта с помощью обращения к высшим формам функционирования коры головного мозга.

Множественный состав афферентного поля и есть основа сложных межфункциональных перестроек, как показывает А. Р. Лурия, и именно этому типу компенсации многие авторы справедливо придают особое значение, считая его основным типом компенсации при афазии. Подробно разрабатывается в этих работах различие и соотношение функциональных и органических речевых расстройств. Анализируя формы афазии в зависимости от картин расстройств и локализации ранения, автор и его сотрудники выдвигали и задачи дифференцированного подхода к восстановлению. Необходимо отметить, что эти работы опираются на представления о системном строении психологических функций (Л. С. Выготский, 1960).

Для работ коллектива Центрального института экспертизы труда характерна разработка методики работы с амнестическои формой афазии и приемов восстановления сложной смысловой, гностической стороны речи.

Наибольшее развитие это направление восстановительной терапии нашло в монографии В. М. Когана (1962). Исходя из психологического анализа сущности речевой деятельности, этот автор основное внимание обращает на развитие смысловой стороны речи, на восстановление структуры словесных значений при афазии.

Учитывая необходимость развития устойчивых представлений о наглядных объектах параллельно с восстановлением значений слов, автор разработал систему приемов «обыгрывания» слов, приводящую к актуализации многогранных связей. Теоретическая и практическая полезность этой работы лишний раз подчеркивает значение психологического анализа при разработке системы восстановления речи при афазии.

К сожалению, автор этой монографии недооценивает значение современных многосторонних логопедических методов, бесспорно эффективных, как мы покажем ниже, при восстановлении речи у больных афазией. С. М. Блинков, Л. В. Занков, Ж. И. Шиф уделяли внимание анализу оптико-гностических расстройств письма, чтения и методикам восстановления этих процессов (см. Изв. АПН РСФСР, 1945 г.).

В ряде исследований, как во время войны, так и после нее, затрагивались и другие специальные вопросы восстановительного обучения. Следует указать на работы В. К. Орфинской (1946, 1958), в которых детально разработаны методики восстановления морфологической системы словообразования и грамматического строя речи при афазии.

Значительное внимание работе с больными афазией уделяла Ю. А. Флоренская (1938, 1949). Ею совместно с коллективом логопедов разработана методика поэтапной борьбы с парафазиями, развития письма и чтения, развития акустического внимания. Следует упомянуть работу М. М. Сироткина (1948). Этот автор разработал приемы образования «смысловых гнезд» слов, способствующие восстановлению у больных словарного запаса.

В 1959 г. вышла книга А. Д. Черновой. В ней подведены итоги большому практическому опыту автора по восстановлению речи при афазии. Особое внимание уделено борьбе с апраксией. В недавно вышедшей книге В. В. Оппель (1963) по восстановлению речи при афазии уделяется большое внимание начальным этапам работы с больными, подчеркивается психотерапевтическое значение 1-го занятия и разбираются требования к профессиональным, личным качествам логопеда. Интерес представляет разработка методики развития у больных диалогической речи.

Из приведенного выше краткого обзора развития теоретических и практических основ работы по направленному восстановлению речи при афазии можно сделать 3 основных вывода: а) постепенное расширение проблематики и направлений работы по преодолению афазии шло по линии все большей связи ее с данными нейрофизиологии и психологии; б) разрабатываемые методы восстановительного обучения связываются с общедидактическими принципами, в частности с необходимостью дифференцированного обучения при различных формах речевых расстройств; в) восстановительная терапия больных с афазией, ее методы и направления оказываются в тесной зависимости от локализационных и нейрофизиологических представлений эпохи и теорий афазических расстройств.

Остановимся на иллюстрации последнего положения. Мы приводили взгляды Миллса (конец XIX в.), придававшего при восстановительной терапии основное значение методу повторения, методу укрепления мнестических процессов, различных образов памяти. Эта точка зрения хорошо отражает этап представления о мозговых центрах как о депо образов памяти и вместе с тем ассоциативные психологические теории.

В значении, которое придается саморегуляции в процессе терапии (Уэпмэн, Грэниш и др.), безусловно, сказываются современные «идеи рефлекторного кольца», данные о проведении возбуждения в нервной системе по замкнутым вертикальным орбитам. Но особенно рельефно связь терапевтических подходов с теориями локализации функций выступает при анализе крайних позиций узкого локализационизма и антилокализационизма. Для узкого локализационизма показательны воззрения Нильсена (Nielsen, 1951). Сущность восстановления понимается им как процесс формирования энграмм (мозговых записей), нарушенных в результате поражения мозга. Благодаря тренировке, считает Нильсен, они вновь образуются в соответствующих зонах здорового полушария. Таким образом, по вопросу мозговых механизмов восстановления автор предполагает лишь одну возможность, а именно викарирующее участие субдоминантного полушария, которое «в процессе терапии берет на себя функцию доминантного».

Вместе с тем сама тренировка понимается как использование прямых методик воздействия, как прямое упражнение нарушенного звена приемом повторения. В этих точках зрения особенно интересна наглядная связь позиций узкого локализационизма с ограниченно понимаемыми мозговыми механизмами восстановления функции и бедностью самой восстановительной техники. Именно эти позиции рождают пессимистический подход к направленному восстановлению речи при афазии.

Авторы, занимающие скорее антилокализационистские позиции (Уэпмэн и др.), рассматривают афазические речевые расстройства как нарушения всех речевых функций (модальностей), а не только связанные с поражением одной какой-либо специфической стороны. Процесс восстановления, по мнению этих авторов, должен включать программу, ведущую к реинтеграции активности коры, а не к восстановлению только специфических умений. Однако из этих, в общем, правильных положений делаются явно «нигилистические» выводы в отношении значения техники, приемов, методики восстановления тех или иных сторон речи, а также неправомерно переоценивается метод стимуляции. Несомненно, что пессимистические взгляды некоторых неврологов на восстановительную терапию связаны с ограниченным пониманием ее сущности. Если считать, что во всех случаях афазии тренировка пораженного звена методом повторения является единственным механизмом восстановления, как это делают представители узкого локализационизма, то пессимистический вывод о результатах работы не будет неожиданным.

С другой стороны, авторы, стоящие на противоположных антилокализационных позициях, выдвигают лозунг общей стимуляции всей речевой системы, активизацию всей коры как основной метод восстановительной, целостной терапии.

При несомненной продуктивности этих точек зрения нельзя не отметить характерную для этих авторов явную переоценку чисто стимуляционных методов и неоправданное игнорирование перспективных методов перестройки (roundabout methods). Конкретное содержание методик восстановления тех или иных сторон речи и их различие по способам компенсации (прямые, косвенные, обходные и т. д.) перестает интересовать исследователей. Итак, неправомерное расширение «целостного» подхода к локализации поражений речи при афазии, недоучет системности этих поражений и роли выпадения тех или иных анализаторов в картине речевых расстройств ведут хотя и к другому, но тоже ограниченно понимаемому механизму процесса восстановления («стимуляция активности всей коры»). Отсюда неизбежна недооценка значения дифференциации методов восстановления речи при афазии.

Все последующее изложение мы постараемся вести с позиций системного подхода к речевым расстройствам при афазии. Вместе с тем, мы попытаемся показать многообразие механизмов компенсации функций и необходимость дифференциации методов преодоления афазии в зависимости от формы афазии и этапа динамики процесса восстановления.

См. далее: Некоторые вопросы теории компенсации функций >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +