Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"


Вернуться в начало книги >>

Продолжение книги...


5 тысяч в те времена составляли целое состояние! А ведь, кроме Петербурга, Белов, наверное, продавал свою продукцию в другие места. И таких мастеров в наших местах было много. К примеру, братья Федор и Николай Веселовы из Новопокровского нажили себе крепкие состояния.
Вторая категория эксплуататоров - скупщики, приобретавшие готовую продукцию у кустарей на дому.
Скупщик был полным хозяином над кустарями и держал их в абсолютной зависимости. Он занимался не только скупкой окрашенных изделий, но прибирал к своим рукам и токарное производство. Закупая за полцены готовую продукцию, он продавал кустарям по повышенным ценам масло, красители и продукты питания из своих лавок.
Эти дельцы разбогатели на грабеже кустарей, построили в своих деревнях двухэтажные дома под железными крышами, обитые тесом, окрашенные масляной краской, которые возвышались над бедными, вросшими в землю, покосившимися от ветхости крестьянскими избушками.
Вот имена скупщиков, богачей, мироедов: П. Забалуев в Семине, М. Пигасов, зять Евстигнея Кузнецова,- в Скородумове, Савва Гурылев - в Глибине, Афанасий Пигасов, внук Евстигнея Кузнецова,- в Шабашах.
Новиков в Язвицах так разбогател, что ему стало тесно в маленькой деревне, где проживало всего 15 семей и он переехал в Новопокровское, купил каменный дом со всеми пристройками, принадлежавший ранее купцам Кузнецовым.
К концу XIX века кустари оказались связанными по рукам и ногам долгами, из которых многие уже не в состоянии были выбраться. Так сомнительное благо обернулось настоящей бедой. И многие вынуждены были бросить свое производство и пойти бродяжничать в поисках куска хлеба. Некоторые прибегали к своеобразной хитрости. Чтобы разжалобить добрых людей, они не просили милостыни под окном, а объявляли себя погорельцами. Обожгут оглобли и дровни, посадят в них своих детишек, одетых в рубище, и отправятся за Волгу, где люди жили более зажиточно. Ездили всю зиму от деревни к деревне, прося на погорелое место. Добрый народ сжалится, подаст кусок хлеба, клок сена для лошади, накормит, приютит на ночлег, даст что-нибудь из одежды для ребятишек. Так они всю зиму и кормятся да еще сухарей насушат и домой привезут.
Часть кустарей, доведенная до отчаяния эксплуатацией и обманом скупщиков, ударялась в пьянство. Получат расчет за сданную продукцию, соберутся компанией и пьют до тех пор, пока не пропьют все деньги. По рассказам стариков, были и такие случаи, когда, пропив все деньги, эти горемыки шли на самое последнее унижение достоинства человека - вступали на путь воровства, за которое приходилось расплачиваться не только кровью, но подчас и жизнью.
Вот, скажем, такой случай.
Петр Кузнецов, тихий, работящий человек, пока был здоров, сводил концы с концами, кормил семью. Вместе с женой и дочерью они красили изделия прямо в небольшой избенке, в которой жили сами. Но вот здоровье его пошатнулось, он сильно заболел, как народ говорил, чахоткой. Работать стало невмочь. Пришла в семью страшная беда - голод. От недоедания и постоянного труда заболела жена и вскоре умерла. Петр остался с дочерью без денег и без хлеба. От голодухи начала пухнуть дочь. Скупщик, на которого работал Петр всю жизнь, в эту тяжелую минуту отказал ему в помощи, потому что не погашена была старая задолженность. Тогда и решился Петр на самую опасную крайность. Ночью, выставив окно в кладовой Данилы Веселова, залез в нее и нагреб из ларя пуд муки. Но кто-то из жителей увидел, как Петр вылезал обратно с мукой, и шепнул об этом хозяину.
Данила утром сходил к Петру узнать, правду ли сообщили ему соседи. Бедолага во всем признался и просил прощения, обещая возвратить этот пуд муки, как только подработает немного денег. Данила согласился и не хотел давать этому делу дальнейшей огласки. Но об этом узнали богачи и потребовали от старосты собрать сельский сход и учинить над Петром суд.
Петр пришел на суд без сопротивления. Рассказал все, как было, и почему он решился на такое дело. Снял шапку, опустился на колени, и стал просить прощения. Данила тоже просил односельчан не наказывать Петра.
Богачи, боясь за свое добро, настаивали на наказании. За Петра вступились было несколько мужиков из бедноты, но, поскольку все они были зависимы от скупщиков и богатеев, решительного сопротивления не оказали.
Суд состоялся. Богачи вынесли решение - наказать Петра как можно строже. И придумали они страшное дело. Привели лошадь без упряжки, прикрепили к уздечке вожжи. Связали Петру руки назад, привязали к вожжам, нахлестали лошадь кнутом и пустили вдоль деревни.
Петр сразу же упал, и лошадь потащила его с вывернутыми руками по снежной дороге. И только случай спас Петра от неминуемой смерти.
В Безделях жил мужик Степан Павлович Мухин, по прозвищу Репин. Ростом в два метра. Грудь как колесо. Кулачищи как полупудовые кувалды. Силища в нем была огромная. Степан был мастером на все руки. Он и плотник, и столяр, и резчик по дереву, и пильщик, и красильщик. Но жил Степан со своей семьей, как и большинство здешних крестьян, в бедности.
Занимался он своими ремеслами только осенью, зимой и ранней весной. А как наступала пора сенокоса, он брал две свои косы-литовки в аршин длиной каждая и отправлялся на все лето к Городцу, на волжские луга косить траву. Ходил он много лет и все к одному хозяину, где его всегда поджидали перед началом сенокоса.
Степан на судилище не был, он и раньше не ходил на сельские сходки, потому что никакого хозяйства у него не было. Но в этот день по каким-то делам вышел из дома в проулок. В это время мимо него галопом проскакала лошадь, и он увидел позади нее тащившегося на вожжах человека. Степан бросился наперерез, удачно схватился за уздечку, сильным рывком вниз остановил лошадь, отвязал пострадавшего и отнес в соседний куток у двора. А сам направился к сходке, где еще продолжались споры и крики. Подойдя, снял шапку и спросил громко:
- Чьих это рук дело?
Все замолчали, с опаской поглядывая, как у Степана наливаются кровью глаза и сжимаются могучие кулаки.
- Иван Кузьмич, может, ты пояснишь мне, что здесь произошло? - обратился он к старосте.
Видишь ли, Степан,- несмело заговорил староста.- Петр украл у Данилы пуд муки. Ну, вот мы решили Петра наказать, чтоб не повадно было другим...
- Наказать! - перебил старосту Степан. - И вы согласились?! Я вас спрашиваю, голытьба проклятая! - выкрикнул Степан в сторону бедняков, толпившихся отдельно от богачей. - Кто же все-таки устроил такое судилище? Ты, что ли, Данила?
-Нет, Степан. Я просил общество не наказывать Петра.
- Так кто же в конце концов устроил эту казнь?
- Вот они, - показал Данила на богачей.
- Теперь понятно! - сквозь зубы заключил Степан и, подойдя ближе к стоявшим братьям Веселовым, схватил их за воротники, приподнял от земли и, с силой стукнув друг о друга, отбросил от себя в сторону, потом вгорячах пнул ногой одного из богачей с такой силой, что тот полетел кувырком в сугроб снега.
Это бунт, староста! Надо немедленно послать за урядником! - выкрикнул кто-то из богачей.
Степан повернулся лицом к старосте, со злобной усмешкой спросил:
- Ты слышал, Иван Кузьмич? Они требуют вызвать урядника. Как ты смотришь на это дело? Будем вызывать или подождем?
Я считаю, что никакого урядника вызывать не надо. Сами разберемся, без посторонних,- ответил староста.
- А я не согласен с тобой, Иван Кузьмич. Обязательно надо вызывать, только не урядника, а станового, следователя и судью с заседателями, чтобы справить настоящий суд над этими самоуправцами! Да судить так, чтобы им неповадно было издеваться над нашим братом. Так, что ли, я говорю, мужики? - обратился Степан к беднякам.
- Правильно, Степан, правильно. Надо их проучить! зашумели в один голос мужики.
А раз так,- продолжал Степан,- тогда, Иван Кузьмич, составь протокол, опиши подробно, как, что, почему все это получилось здесь. Укажи в протоколе всех, учинивших эту кровавую расправу, а мы всем обществом подпишемся. Это одно. А теперь Петра нужно немедленно отвезти в больницу. И пока он будет в больнице, ему надо платить деньги и давать хорошее питание. Так же надо помочь его дочери. Выполнять все это я предлагаю виновникам самосуда. Ну как, мужики, согласны?
- Согласны, согласны, Степан! Правильно! Пиши, староста, бумагу, мы все под ней подпишемся. Всем обществом!
Видя решительность бедняков, боясь законного суда и понимая, что они зашли слишком далеко, богачи согласились принять на себя выполнение всех пунктов, выставленных Степаном.
Я рассказал единичный случай, когда бедняки сумели организовать протест. Об этом случае долго помнили в округе. Но такие выступления ничего не меняли в положении кустарей, не освобождали их от власти скупщиков и богачей.
Бедственное положение кустарей не могло оставаться незамеченным для Нижегородского и Костромского земств. Были предприняты кое-какие меры по кооперированию кустарей, организована через земские склады продажа хохломских изделий. Но от этих действий было, пожалуй, больше вреда, чем пользы, так как продукция в большинстве случаев закупалась не у бедных кустарей, которые не имели подчас даже своей лошади, чтобы отвезти за сотни верст изготовленную ими небольшую партию товаров, а опять же у богатых мужиков, имеющих свои красильные мастерские с наемной рабочей силой, и у скупщиков, которые забирали за полцены товары у кустарей на дому и большими партиями доставляли в земские склады как оптовые торговцы.
Безвыходное положение кустарей и их полная зависимость от торговцев и скупщиков продолжались вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МОЕЙ БАБУШКИ ЕВДОКИИ КОНДРАТЬЕВНЫ

"В нашей лесной глухомани произошло небывалое событие: к нам в дом приехал большой важности человек - чиновник из самого Петербурга.
Произошло это так.
В одно июньское утро к нашему дому подъехала карета, запряженная парой красивых лошадей. На козлах - дородный кучер с длинной широкой бородой. Смотрю, рядом с кучером сидит Вася, твой отец. Тогда ему было всего 1О годков, но он был смелым и верховодил среди своих сверстников. Как только лошади остановились, Вася спрыгнул с козел и громко крикнул:
- Приехали! Вот дом Михаила Ивановича! Я сейчас покличу батю! - и бегом побежал в мастерскую. Потом Вася рассказал мне, как он повстречал барина. Он с другом Никой - Никандром - мальчиком из соседнего с нами дома, из рода Носковых, еще с вечера договорились пойти на рыбалку. Как только взошло солнце, они взяли удочки и ведерки и направились к своему излюбленному месту под мост, где всегда был хороший клев. Тишину раннего утра прервал стук лошадиных копыт и колес.
- Кого-то бог несет на нашу помеху! - в сердцах крикнул Вася другу.- Теперь рыбу напугают, и клева не будет.- И вьюном поднялся на взгорье посмотреть, кто едет.
Со стороны Малых Безделей к мосту спускалась карета на рессорах. Вася уже хотел было снова забраться под мост, но любопытство пересилило страх.
Подъехав вплотную к речке, кучер остановил лошадей, слез с облучка и начал осматривать мост. Вася громко крикнул:
- Дяденька, мост новый, нонешней весной мужики строили!
Кучер взобрался на свое место, шевельнул вожжами. Проехав мост, карета остановилась. Открылась боковая дверца, из которой показалась голова незнакомого человека. Незнакомец поманил Васю к себе и спросил:
- Знаешь ли ты дорогу к дому Михаила Ивановича Красильникова? Указать сможешь?
- Указать можно. Поезжайте за мной...
- Раз так, садись ко мне в карету,- пригласил приезжий.
- Нет, дяденька, я туда не полезу, дозвольте мне сесть рядом с кучером.
- Иван, посади мальчика рядом с собой, он укажет тебе дорогу,- распорядился приезжий.
Так вот они и подъехали к нашему дому. Я в это время в избе была одна. Михаил Иванович с братом Федором и Ваня, старший сынок, работали в мастерской. Увидев приехавших, я немного оробела, но пересилила себя и посмотрела в окошко. Из кареты вышел высокого роста человек в кожаных сапогах с длинными голенищами, как у охотников, которые бродят по болотам. Он встал возле кареты и начал разминать уставшие от сидения ноги. Прохаживаясь взад и вперед возле кареты, приезжий рассматривал деревню. Посмотрел на наш дом. Дом у нас большой был, с двумя избами, разделенными между собой сенями, с большим крыльцом. Дверь расписана травами. Наверху светелка в два окна. Таких домов по всей деревне было только три - кроме нашего, Носковых да двухэтажный кузнецовский. А большинство домов низенькие, крытые соломой, вросшие в землю по самые окошки.
Из красильной мастерской, с огорода, вытирая на ходу руки тряпкой, спешил твой дед.
- Я хозяин этого дома - Михаил Иванович Красильников...
Дедушка твой стоял перед гостем босой, в полосатых холщовых штанах, в холщовой рубахе, спускавшейся до колен, подпоясанный поясом. Его длинные волосы, закрывавшие шею, были зачесаны назад и скреплены от лба до затылка лентой. Широкая густая нерасчесанная борода закрывала половину груди. Рукава рубашки засучены по локоть.
Приезжий подал руку, представился.
Михаил Иванович послал Васю за Федором в мастерскую, сам пригласил гостя в дом.
Когда они вошли в избу, я встретила их низким поклоном.
Михаил Иванович сказал про меня:
- Моя жена, Евдокия Кондратьевна.
Я смутилась, опустила глаза в пол, а Михаил Иванович говорит мне: - Дуся, пока его превосходительство после дороги немного приведет себя в порядок, поставь самоварчик, приготовь перекусить, а потом устроим гостя на отдых.
Вскоре в доме началось чаепитие. После чая с хорошей закуской Михаил Иванович предложил гостю подняться в светелку, где все было приготовлено для его отдыха.
Барин, перешагнув порог, остановился и замер на месте. Его поразило то, что он увидел. Ему, наверное, показалось, что он очутился не в деревенской светелке, а в сказочном тереме, где все блестело и сияло переливами множества красок.
В середине комнаты стоял овальный стол. Вокруг него шесть стульев с фигурными спинками и кресло. В правом углу небольшой квадратный столик. Вся мебель была своеобразной формы, разборная, скрепленная деревянными болтами и деревянными гайками.
В левом углу резной иконостас с иконой матери божьей. С левой стороны, возле стены, деревянная кровать на точеных ножках, с щитковыми спинками. С правой стороны на стене висели полки, на которых стояли разнообразной формы шкатулки. Под потолком по стенам расписана широкая полоса из завитков и кустиков травки и осочки.
В простенках между окнами нарисованы всадник на вздыбленном коне, с лихо закинутой назад головой, с оголенной саблей и девица-краса - длинная коса, сидящая за прялкой.
Все предметы, а их было много, расписаны нашим хохломским способом.
Гость долго стоял на месте, рассматривая комнату, потом повернулся к Михаилу Ивановичу:
- Куда вы меня завели? Что за светелка? Это настоящее чудо! - Спасибо за ваши слова,- ответил Михаил Иванович и пояснил: - Мы-то считаем, что ничего особенного в нашем деле нет. Ну, вам виднее, вы человек образованный, и ваше понятие, конечно, куда выше нашего. Ложитесь-ка отдыхать, поговорить еще успеем...
- Мне теперь не до отдыха. Расскажите, Михаил Иванович, кто же расписал эту светелку.
- Ладно, расскажу, коли настаиваете,- начал твой дедушка.- Отец мой, Иван Анисимович, прожил долгую жизнь и решил составить для себя историю нашего промысла. Вот эти картины - всадник на коне и девица-краса - писаны моим дедом Анисимом клеевыми красками. Роспись на доске в простенке сделал мой отец. Его же роспись иконостаса и бордюра под потолком, а также две полочки. Эта роспись сделана травами. Мебель и шкатулки расписаны мною и братом Федором. Тут уж мы от двухцветной росписи перешли к многоцветной. Здесь, если вы изволили заметить, к черному и красному красителям добавлены зеленый, желтый и коричневый. К травке и осочке добавляем цветы и ягоды. Так продолжаем дело отца. А теперь приучаем к красильному делу наших детей. Ваня, старший, вот уж год работает с нами в мастерской. Ничего, смышленый парень. Зимой посадим и младших Васю и Федю. Может, и у них дело пойдет...
Гость с большим вниманием слушал Михаила Ивановича, который подробно, не торопясь описывал весь порядок изготовления деревянных изделий с хохломской окраской. Когда он закончил, приезжий встал с кресла, прошелся взад и вперед по комнате, с волнением проговорил:
- Ну, молодцы! Ну, молодцы! Да знаете ли вы, что вы творите! Ваше дело надо всеми силами поддерживать. Я обещаю способствовать вам в вашем деле... А теперь поговорим о том, зачем я к вам приехал. Я привез заказ: изготовить и окрасить обстановку для моего кабинета.
Как вы на это смотрите? Примете заказ или откажетесь? - Ваше превосходительство, зачем мы будем отказываться? Только быстро выполнить заказ не сумеем. Летом много разных хозяйственных забот. А кроме того, мы с братом заняты заказом для международной выставки...
- Я торопить не буду, мне не к спеху. Когда сделаете, тогда и ладно. Теперь уточним, что нужно изготовить: рабочий стол с двумя выдвижными ящиками, кресло, овальный стол, шесть стульев, диван, бюро, пять настенных подвесных полок для книг. Роспись всех предметов произвести по рисункам, которые я привез с собой. Их изготовил мой знакомый художник Александр Дурново. Эти рисунки значительно будут отличаться от вашей росписи. Но это будет выглядеть в чисто русском стиле, что для меня очень важно.
Так вот и появился в нашем промысле новый вид росписи, названный "переплетом". Эти рисунки, действительно, составляли сплошные переплеты линий, наподобие кружевных узоров. Ничего общего они не имели с нашей травной росписью.
После беседы в светелке гость предложил подышать чистым воздухом, пройтись по деревне.
Проходя огородом, он обратил внимание на стоявшее в стороне от тропинки бревенчатое строение и спросил Михаила Ивановича: - А это что за изба?
- Это наша "фабрика", в которой, как вы изволили заметить, мы творим "чудеса".
- Интересно бы посмотреть, как у вас там все устроено. Можно заглянуть?
Войдя в мастерскую, он быстрым взглядом окинул внутренность помещения и поразился простоте устройства и расположения всех предметов, необходимых для работы.
Большая русская печь, на высоте человеческого роста два яруса деревянных колошников, заставленных досками, на которых сушились разнообразные изделия, подлежащие раскраске. Такие же колошники в три яруса над печью. Вдоль стен широкие лавки, заменяющие во время работы столы. Перед ними маленькие скамеечки на низких ножках для сидения мастера во время работы. На лавках расставлены в маленьких деревянных чашечках разные краски, небольшие бутылочки со скипидаром, глиняные плошки с водой, в которых плавали вдернутые в стержни гусиных или утиных перьев кисточки. За печью под лавкой стояли большие чугунные и глиняные горшки с олифой и лаком. Приезжий все осмотрел, на все дивился, все хвалил.
После уж, как вышли за околицу деревни, где начиналось поле, засеянное рожью, гость обратил внимание на низкие и мелкие колосья, спросил Михаила Ивановича:
- А ржица-то слабая. Что - семена плохи или земля тощая?
- Земля-то у нас суглинок да песок-вертун и в придачу множество камней. Тут не только хорошие семена нужны, но и хорошее питание земле. А мы скота держим мало, вот и навоза мало. Своего хлебушка хватает только до рождества Христова, а на остальное время приходится покупать.
К вечеру в садике перед нашей избой собрались красильщики - Михаил Серов, Данило Веселов, Никита Носков и Григорий Маркелович Подогов. Этот даже специально приехал из Хрящей, чтобы повидать гостя. Сели за стол под старой яблоней. Беседовали. Мужики жаловались, что земли мало, лесов у крестьян нет, сбывать товары негде, что скупщики перекупают за полцены готовые изделия и кабалят народ.
Гость слушал, давал советы, как лучше наладить дело, обещал помощь в скупке готовой продукции через земство, убеждал мужиков, чтобы они не свертывали свой промысел, потому что он единственный в мире, говорил, что надо от двухцветной росписи переходить к многоцветной раскраске.
- Тогда ваши товары,- говорил он,- будут иметь спрос не только среди простого народа, но и среди городского населения. Деревенский народ ищет что подешевле, а городской - что покрасивее. Вот бы Михаил Иванович, да Федор Иванович, да Григорий Маркелович взяли бы к себе на обучение хоть нескольких молодых ребят да и передали бы им свое мастерство...
До позднего вечера толковали мужики с гостем. Даже мы, бабы, управившись со скотиной, принарядились по-праздничному и расселись на скамейках, лузгали семечки да слушали, о чем мужики говорят.
Наутро проводить гостя собралась почти вся деревня. Прощаясь, он обещал еще навестить наш лесной край. Свое обещание он выполнил - дважды приезжал в наш дом.
Каждый раз он привозил свои рисунки и просил наших мастеров обязательно использовать их при раскраске".

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ КРАСИЛЬНИКОВЫХ

Однажды после окончания полевых работ в мастерской моего деда Михаила Ивановича Красильникова послышались ребячьи голоса. Это были ученики, которых дед решил сделать настоящими мастерами. Он уже приобщил к делу своих сыновей - старшего Ваню, который проработал в мастерской две зимы, и меньшого Васю - моего отца. Да по просьбе брата Федора Ивановича взял на обучение его старшего сына Федора. Четвертым был Семен Юзиков из села Хохломы, принятый к учению по просьбе его отца.
С первых дней Михаил Иванович начал приобщать ребят к тайнам технологии. Строго, без всякой поблажки он требовал серьезного отношения к делу, заставлял по нескольку раз переделывать, если что- то было выполнено небрежно. Но дети не сердились на него, они хорошо понимали народную пословицу: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда", да и наказ своих родителей помнили, особенно это касалось Семена и Федора: "Учитесь хорошенько, как бы ни было тяжко, терпите, набирайтесь ума-разума".
Как-то Михаил Иванович спросил Семена Юзикова:
- Сеня, тебе не надоело пачкаться в глиняном растворе да драить мочалом и паклей наши деревяшки?
- Нет, дяденька Михаил, не надоело,- ответил Семен.- Ты сам говорил: в этом деле нет мелочей...
- Молодец, Сеня. Я ведь знаю, что всем вам, особенно моему Васе, хотелось бы сразу вникнуть во все, скорее приняться за роспись. Но я не хочу, чтобы каждый тыкал в вашу сторону пальцем и говорил: "Вот идет недоделыш! Учился, учился, а ничего не достиг. Так и остался красильщиком. За каждой мелочью ходит к мастерам: как это сделать да что из этого получится". А я хочу, чтобы люди к вам приходили на поклон. А теперь вот что скажу: за два месяца вы освоили вгонку. Пора переходить к следующей операции. Будем теперь шпатлевкой заниматься...
Так шаг за шагом, спокойно, деловито Михаил Иванович приобщал к промыслу своих питомцев. Отрадно было видеть мастеру, что его ученики с интересом относились к делу и часто не ему приходилось задавать вопросы, а ребята донимали его: как, зачем, почему?
- Почему растолченный вап нужно обязательно просеивать два раза в разные сита? Зачем изготовленную замазку нужно расколачивать на доске колотушкой?
Михаил Иванович пояснял спокойно. Он говорил, а руки его продолжали работать: поколачивал сито, через которое сеялась глинистая пыль, бил колотушкой по вязкому куску вапа, помешивал ковшиком кипящее в котле масло.
Однажды Михаил Иванович олифил кистью личины детских столиков. На конце рабочей доски у него торчала большая иголка с ниткой. Вася спросил:
- Батя, зачем тебе нужна иголка? Михаил Иванович и тут пояснил:
- Пленка-то должна быть чистой, как стекло. А вдруг при работе выпадет из кисти колосок или попадет песчинка. Вот тут и нужна иголка, чтобы тихонько, не задевая пленки, снять то, что мешает.
На следующий день, когда Михаил Иванович наводил полуду на детские столики, Федя обратил внимание на нож с тупым лезвием, который лежал на рабочей доске.
- Дяденька Михаил, зачем тебе нож?
- Вот поставим изделия на колошники, а кто-нибудь пройдет по полу или дверь откроет, вот пыль и сядет на пленку, а я ножом и сшибу все крупиночки...
Только Михаил Иванович объяснит одно, как кто-нибудь из ребят снова спросит о чем-нибудь. Если он вначале своим ученикам говорил о терпении, которое нужно для учебы, то скоро сам убедился, что учителю надо иметь терпения не меньше. Но и терпение, и спокойствие, и доброта у него были, и дело у них шло успешно.
За делами,- а их было достаточно, так как поступало много заказов от земской управы,- время бежало незаметно. Прошла зима. Подходила весна, а с ней и полевые заботы. Работы в мастерской резко сократились. Михаил Иванович отпустил своих учеников до осени.
А с осени Ваня, проработавший под руководством отца уже три года, перешел на самостоятельную окраску.
В мастерской Михаила Ивановича снова собрались ученики. Теперь они приступили к раскраске. Но предварительно мастер учил их делать кисточки из беличьих хвостов, растирать краски, смешивать их, чтобы получить желаемый цвет, писать по трафарету и делать на бумаге собственные рисунки. Потом Михаил Иванович рассадил ребят вокруг небольшого столика на низких ножках. На столик поставил маленькую деревянную чашечку с черной краской. Дал каждому по кисточке, по небольшому квадратному стеклышку и по лоскуту мягкой тряпицы.
Закончив подготовку, сам сел возле ребят на стулик, взял в правую руку кисточку и начал пояснять, в каком положении должны находиться при росписи пальцы рук, как держать корпус. Затем смочил кисточку в краске, взял в левую руку стеклышко, начал на него наносить лепестки, осочки, травки. Потом пояснил:
- Вот вам образец, который вы постарайтесь скопировать на свои стеклышки. Работайте спокойно. Главное, не спешите. Если с первого раза не будет получаться, сотрите тряпочкой краску и начинайте снова.
От старания и напряжения у ребят на лбу появилась испарина, поначалу они никак не могли заставить кисточку подчиниться руке. Все чаще и чаще стирали они со стеклышка свои неудачные мазки.
Михаил Иванович, расписывая детский столик, незаметно наблюдал за их работой. Видя, что они с непривычки устали, подошел к ним:
- Как успехи? Получается что-нибудь?
- Ничего, батя, не получается,- ответил за всех Вася.- Кисточка прыгает, как заяц, во все стороны. Пальцы как деревянные. Спина болит.
- Ничего, ничего, ребята,- подбадривает их Михаил Иванович,- со мной тоже так бывало. Не падайте духом. Подите-ка пока погуляйте на вольном воздухе...
Все было так, как говорил мастер: ребята научились копировать те несложные рисунки, которые заготовлял для них Михаил Иванович, а к концу зимы все трое уже могли самостоятельно выполнять сложный орнамент.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +