Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1979 год.
О книге и ее авторе
Искусство хохломы - одно из самых ярких явлений русского народного творчества. Оно возникло и развивалось в лесах Заволжья, в массовом местном промысле, изготовлявшем деревянную токарную посуду и ложки, впитывая в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. От одного поколения художников к другому в промысле передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота, известная еще иконописцам Древней Руси и приспособленная местными самобытными изобретателями к декорировке деревянной посуды. Принципы этой замечательной технологии сохраняют свое значение и в наши дни, хотя технический прогресс и принес в традиционный промысел современное оборудованне и новые материалы.
От мастеров прошлого к коллективу, работающему в наши дни, перешло и высокое искусство изготовления токарных деревянных изделий и подлинно уникальное искусство орнаментальной росписи, основанной на воспроизведении растительных мотивов. Произведения хохломы украшают выставки прикладного искусства, проводящиеся в нашей стране, и как посланцы мира и дружбы направляются во все страны мира. Одновременно они продолжают жить и в быту современных людей, принося в наше жилище радость и красоту.
Современный расцвет хохломы заставляет уделять особое внимание родине этого промысла - коренному традиционному его предприятию фабрике "Хохломский художник", объединяющей художников-прикладников, выросших в семьях потомственных мастеров. На эту фабрику приходят жители более чем из 30 деревень, представляя в своем творчестве мощный современный пласт русской народной художественной культуры. Искусство, создаваемое мастерами этого творческого коллектива, отличается особой сердечной теплотой, душевной щедростью и умением глубоко чувствовать красоту самых простых трав, цветов и плодов, произрастающих в лесах и на полях России. Оно и в современности связано с особым восприятием природы, которое характерно для сельских жителей.
"Хохлома" - старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, разросшаяся еще к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой. Изготовляли хохлому жители многих селений. В середине XIX века их было около пятидесяти, и в каждом из них мастерством владели взрослые и дети. Один от другого учились, перенимая рисунки. С занятием хохломским промыслом в Заволжье связано особое распространение среди его жителей фамилии Красильниковых, Масловых, Ополовниковых, Ложкоревых, Кудряшовых и подобных им, которые закрепились за семьями потомственных мастеров. К такой семье принадлежит автор книги Акиндин Васильевич Красильников - представитель славной династии потомственных хохломичей, которые, быть может, ведут свое происхождение от самих родоначальников искусства хохломской росписи. Династия эта прославлена высокими достижениями мастеров, работавших во второй половине XIX и первой трети ХХ столетия, - Красильникова Михаила Ивановича, получившего награды за свои работы, представленные на выставке в 1882 году в Петербурге и в 1896 году в Нижнем Новгороде, Красильникова Федора Федоровича (1873 - 1940), участника выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, и Красильникова Степана Федоровича (1889 - 1937). С деятельностью Федора и Степана Красильниковых связано становление современного искусства хохломы, организация кооперативных артелей, строительство общественных цехов, выступления мастеров, работавших на родине хохломы, на выставках в Москве в 1936 году, в Парке культуры и отдыха, и в 1937 году на выставке "Народное творчество", развернутой в залах Государственной Третьяковской галереи.
Акиндин Васильевич Красильников рос и воспитывался в семье крупнейших мастеров хохломы, поэтому в его памяти сохранились уникальные по своей ценности воспоминания о многих событиях в истории промысла, связанные как с его далеким историческим прошлым, так и со становлением его в советское время, завершившимся современным расцветом.
А. В. Красильников лично знал всех крупнейших мастеров хохломы 20 - 30-х годов - братьев Подоговых, Ф. А. Бедина, А. М. Серова, Н. Т. Смирнова и других. На его глазах воспитывались и развивали свое творческое дарование мастера, достойно представляющие родину хохломы в современном декоративном искусстве,- заслуженный художник РСФСР, лауреат премии им. И. Е. Репина О. П. Лушина, заслуженный художник РСФСР А. С. Карпова, лауреаты премии им. И. Е. Репина О. Н. Веселова и А. Т. Бусова, мастера, награжденные Дипломом Академии художеств в 1975 году - Л. И. Маслова, М. Е. Щукина, Е. В. Мосина, С. П. Веселова и др.
Книга воспоминаний о хохломе, написанная А. В. Красильниковым, принадлежит к новому жанру, формирующемуся уже в нашу советскую эпоху, когда всеобщая грамотность населения создала условия для приобщения к литературному творчеству множества людей различных профессий. Своеобразным продолжением фольклорной традиции явились в наши годы воспоминания и рассказы рабочих об истории своих заводов. К этому же жанру принадлежат и рассказы мастеров традиционных народных художественных промыслов о своей родине, искусстве и о себе. Одним из произведений этого плана явилась книжка Ефима Вихрева "Палешане", изданная в 1934 году. Писатель Ефим Вихрев, приехав в Палех, настолько сроднился с духовно богатой и талантливой средой мастеров старинного иконописного промысла, что прожил с ними весь последующий период своей жизни. Он написал о Палехе несколько превосходных книг, но, пожалуй, наиболее интересную его книгу составили рассказы самих палешан, написанные с его помощью и иллюстрированные ими, в которых мы слышим их живой голос, пронизанный их восприятием искусства палехской миниатюры.
Подготовка к печати произведений такого типа исключительно сложна для издателей, но и не менее почетна. Со временем, может быть, появится и книга рассказов о своем искусстве и о себе мастеров Горьковской области.
Автор предлагаемой книги - Акиндин Васильевич Красильников - один из первых принес в издательство свой сокровенный труд, над которым работал около 40 лет. Известно, что потомственным мастером городецкой росписи Коноваловым Аристархом Евстигнеевичем также пишется книга воспоминаний об истории росписей Городца. Особая ценность этих подлинных воспоминаний заключена в их способности передать ту обстановку, ту духовную среду, в которой развивалось искусство традиционного промысла. Издания подобного типа никогда не смогут стать похожими на историю искусства, написанную специалистами. Они останутся произведениями нового полуфольклорного-полулитературного жанра, формирующегося на основе фольклорных традиций. В них чрезвычайно интересны подробности и детали этнографического плана.
Рассказы А. В. Красильникова написаны живо, колоритно и хорошо воссоздают атмосферу сложной и противоречивой жизни народного промысла в условиях прошлого. В них особенно ценна передача энергии народной жизни, яркость картин празднеств и увеселений, потребность в которых сохранялась у мастеров хохломы и в самые тяжелые периоды истории промысла. Эти этнографические страницы могут служить ключом к пониманию искусства хохломы, которое также отражало потребность народа в праздничности и веселье. Ведь именно эта живая струя стремления к жизни более радостной и красивой и вдохновляла на творчество мастеров хохломы. И песня, и танец, и праздники, и обряды составляли общий единый комплекс с искусством росписи, и в целом с творчеством декоративным.
Все это придает работе А. В. Красильникова величайшую ценность. Сам факт работы над книгой по истории традиционного промысла человека, вышедшего из среды потомственных мастеров, знаменателен для культуры нашей страны.
В. М. ВИШНЕВСКАЯ, кандидат искусствоведения
ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ ХОХЛОМЫ
Если вы попадете в наши края, на реку Узолу, вам, наверное, захочется посмотреть на наши деревни, послушать плавный окающий говор жителей, поближе познакомиться с мастерами хохломской росписи, посмотреть на их работу непосредственно в мастерских. Знакомство лучше всего начинать с самого центра золотой хохломы - деревни Новопокровское.
На шоссе Городец - Ковернино сойдите у деревни Воротилово. Вправо через поле, к лесочку, убегает дорога. Доверьтесь ей, и она приведет вас сначала в небольшую вытянувшуюся одной улицей деревню Виноградово, в прошлом Малые Бездели. Здесь любой встречный покажет дом, где живет праправнучка знаменитого мастера хохломской росписи Ивана Серова - Лушина Ольга Павловна, заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени И. Е. Репина, руководитель творческого коллектива семинской фабрики "Хохломский художник".
Виноградово - это еще Городецкий район. Но вот вы переходите по мостику через бойкую речку Ройминку и попадаете в Ковернинский район. А тут только взойти на взгорок - и деревня Новопокровское.
И если в этот момент навстречу вам подует ветерок, вы почувствуете незнакомый для вас запах. Не удивляйтесь этому. Стоит вам пройти в конец улицы, как на краю села, у самой речки, вы увидите длинное деревянное строение со множеством больших окон и десятком кирпичных дымовых труб на крыше. Это художественная мастерская.
Наружная дверь ведет в длинный коридор, разделяющий здание на две части. Справа и слева - двери в рабочие комнаты, а прямо - большая двустворчатая дверь в главный зал.
Перед вашим взором откроется незабываемая и уникальная в своем роде картина: буквой "П" вдоль стен расставлено множество столов на невысоких ножках. За каждым столом, на низеньких скамеечках, согнув корпус немного вперед, сидят художники, вернее, в основном художницы - девушки и молодые женщины.
Здесь много света. Стены и потолок окрашены в нежно-голубой цвет. Над столами лампы дневного света.
С непривычки у вас зарябит в глазах от разноцветья- нанесенных на серебряный фон изделий красных, черных, зеленых трав.
Вы заметите: ни у одного из художников перед собой нет трафаретного рисунка, с которого он мог бы копировать тот или иной орнамент. Каждый художник имеет свой стиль росписи, свои любимые цвета, свои мотивы. В этом и заключается одна из особенностей хохломы.
Затем вы перейдете в лачильный цех, где раскрашенные изделия покрываются олифой и специальным лаком в пять слоев, чтобы образовалась устойчивая светлая пленка. Покрытые лаком изделия поступают в руки мастера-печника для завершения последней операции- закалки, в процессе которой изделия приобретают золотистый цвет.
Итак, наше самое первое знакомство с искусством хохломы состоялось.
А теперь продолжим путешествие по деревням, которые образуют основной куст знаменитого хохломского художественного промысла. Не пугайтесь расстояния - оно не так велико, и в течение одного дня вы свободно, без особой усталости пройдете весь путь.
Новопокровское, в прошлом деревня Большие Бездели, по количеству жителей селение небольшое, в нем всего 60 дворов. Но здесь вы сможете познакомиться с родовыми семьями мастеров художественной окраски, которые могут рассказать о нескольких поколениях творцов знаменитого орнамента.
В Новопокровском таких родовых семей народных умельцев много: Веселовы, Красильниковы, Тюкаловы, Носковы и другие.
Можно сказать, что почти все население Новопокровского состоит из мастеров хохломской окраски. До 1928 года, то есть до объединения кустарей в артель и перевода их на работу в общественную мастерскую, в селе имелось 40 красилен, в которых работали все семьи.
В Новопокровском вам, конечно, напомнят о знаменитом человеке, посвятившем почти 50 лет хохломскому промыслу, - Бедине Федоре Андреевиче, о котором я в свое время расскажу подробно.
Здесь жил еще один замечательный человек, самородок, мастер на все руки Смирнов Егор Куприянович (его местные люди называли вторым Кулибиным). Он самолично изготовил деревянный велосипед, на котором, удивляя народ, катался вдоль села. Потом он придумал устроить в Новопокровском ветряную мельницу для размола зерна.
На крыше двора пристроил ветрянку, а во дворе соорудил трансмиссионные приспособления с несколькими передачами, и мельница заработала. Но это ему не понравилось: не всегда ветер дул достаточно сильно, чтобы вращать крылья. Не долго думая, этот умелец перевел работу жерновов на лошадиную силу. Изготовил большой наклонный круг, приколотил к нему невысокие ступеньки. От круга провел к жерновам трансмиссию. Купил старую слепую лошадь, завел ее на площадку круга, приделал перед лошадью кормушку, задал в кормушку корм. Лошадь начала перебирать ногами, как бы идя по дороге. Круг закрутился...
Егор Куприянович первым в нашей местности построил и пустил в действие машину для расчески шерсти, и по кузнечному делу он считался лучшим мастером в округе.
Вообще здесь, в Новопокровском, в прошлом было много людей, способных на выдумки, имевших хорошую смекалку и деловитость.
Но оставим на время Новопокровское и продолжим наше путешествие. Пройдя мимо художественной мастерской, мимо деревянной церкви, превращенной в клуб, выйдем на луговую тропку. Она поведет мимо сельского кладбища, вдоль речки Ройминки, минует болотце. За болотцем горушка. В недалеком прошлом на ней высился боровой лес, сейчас осталась щетина невысоких елей и сосен. Глубокий овраг, как бы врезавшись в гору, рассек ее на две части и своим узким лезвием вышел в поле. По дну оврага протекает небольшой ручей, берущий свое начало от ключей в подножии горы. Поэтому местные жители называют этот ручей Ключиком. Вода в Ключике всегда чистая, прозрачная. Она не замерзает и зимой и не согревается даже в самые жаркие дни летом. За Ройминкой большой лес. Его и сейчас называют в здешних местах Графским,- весь этот лесной массив принадлежал когда-то графине Паниной. Самой графини никто никогда не видел. Лесом ведал управляющий. Но сам он жил в Городце, и его тоже никто не знал. Зато хорошо знали охранника. За грубость и жестокость жители называли его Карпуша Тухлый. Жил он одиноко в небольшом домике на опушке леса. Домик и двор были обнесены высоким забором, за которым находилась свора огромных собак - гроза деревенских ребятишек.
Наконец слева от вас начинается поле, а впереди показались уже серые шиферные крыши деревни Мокушино, в которой я имею жительство. Деревушка небольшая, но, право, очень уютная. Вся она в зелени. По сторонам улицы тянутся рябины, березы, тополя, клены, ивы. Множество черемухи. Возле домов, в палисадниках, сирень, калина, малина, кусты смородины, крыжовника и обязательно цветы. А кое у кого привились даже яблони. Вы непременно зайдите в дом, где живет художник, хранитель старых традиций своеобразной травной росписи Веселов Степан Павлович. Он с удовольствием покажет свои расписанные изделия и рисунки.
Из Мокушина пройдем в деревню Хрящи. Здесь вы узнаете о замечательных художниках Подоговых, ведущих свой род от Маркела, одного из первоначинателей хохломского промысла. Его сын Григорий Маркелович, внуки Николай, Анатолий и Никандр, правнук Федор Николаевич - все занимались росписью.
В Хрящах, кроме Подоговых, есть и другие семьи, посвятившие жизнь хохломскому промыслу, например, Железовы, из семьи которых вышла Ольга Николаевна Веселова, лауреат премии имени И. Е. Репина.
Из деревни Хрящи, пройдя небольшое поле и мост через Узолу, поднимемся в крутую гору и попадем в деревню Дурандино. Здесь тоже проживает старинный род хохломских мастеров Масловых. В настоящее время из этой семьи работает художница Маслова Лидия Ивановна, награжденная медалью "За трудовое отличие".
Из Дурандина по левому берегу Узолы попадаем в деревню Глибино, где живет семья хохломичей Гущиных.
Из Глибина вновь по берегу Узолы подойдем к Семину, где располагается фабрика "Хохломский художник".
В настоящее время это современное художественное производство. Здесь целый комплекс построек: механический цех с комплектом станочного оборудования для деревообработки, токарный, столярно-мебельный, красильный цеха, новое каменное здание прессовального цеха с мощными прессами в 150 и 400 тонн давления, тарный, лесопильный цеха, камеры для просушки пиломатериалов, котельные установки, складские помещения, клуб, столовая. Заканчивается строительство современного - из бетона и стекла - здания художественного цеха. В красильном отделении электропечи постепенно заменяют старинные русского типа печи, работающие на дровах. Здесь действует пульверизационная установка для покрытия лаком изделий.
Фабрика расположена как бы на полуострове. Ее территорию с трех сторон огибает река Узола. Место здесь красивое, кругом лес, что очень гармонирует с хохломскими художественными изделиями.
Ниже Семина по Узоле есть еще несколько деревень, жители которых тоже связаны с хохломским промыслом - Шабаши, Скородумово, Рассадино, Воротнево, Кулигино, Художиха, Трутнево, Язвицы, Гордеево, Роймино и другие.
И, конечно же, стоит пройти от фабрики по новому железобетонному мосту на правый берег Узолы и посмотреть на громадное по нашим местам строительство целого поселка - центральной усадьбы Семинского колхоза. Уже возведено несколько двухэтажных четырехквартирных, одноэтажных двухквартирных и отдельных одноквартирных каменных домов со всеми удобствами: водопроводом, центральным отоплением, канализацией, ваннами. Отстроены административное здание, Дом культуры, комбинат бытовых услуг, где размещены магазин, гостиница, столовая, каменное здание средней школы на 400 мест, дом для учителей на восемь квартир. Построен целый комплекс животноводческих зданий с полной механизацией...
Теперь вы вправе задать вопрос: а где же Хохлома? Что за название носит промысел?
Вопрос законный!
А поэтому от фабрики отправимся на восток, пройдем через деревню Шабаши (где, кстати, живут семьи художников Бусовых и из этого рода современная замечательная художница, лауреат премии имени И. Е. Репина Бусова Александра Тимофеевна, а также Карпова Александра Степановна, заслуженный художник РСФСР). Затем будет небольшое поле и перелесок, потом деревни Крутово и Уткино, а через километр и наша Хохлома.
Хохлома - село старинное. Еще в царствование Бориса Годунова его сын Федор, составляя карту Великой Руси, нанес на нее село Хохлому как торговый центр лесной глухомани.
По количеству дворов и проживающих в ней жителей Хохлома - село довольно большое (по нашим масштабам). Оно занимает второе место после районного центра Ковернино. Расположено село на возвышении, напоминающем высокий полуостров. С юго-востока его обнимает река Хохломка, с северо-запада тянется большой глубокий овраг, по дну которого протекает ручей. Постройки в селе расположены своеобразно. Здесь не было улиц. Все дома размещались двумя рядами, образуя букву "П". В середине большая площадь. В каменных лавках торговали галантереей, бакалеей, вином и водкой. Рядом с лавками стояла деревянная с высокой конусообразной крышей часовня. В торговые дни сюда заходили приехавшие на базар люди, чтобы помолиться и принести пожертвование на храм божий.
В селе было волостное правление, трактир, две чайные и постоялый двор. В восточной части села, на высоком крутогорье, и сейчас сохранилась большая каменная церковь, на колокольне которой был когда-то звучный колокол. Звон его был слышен на десятки километров.
На базарной площади торг проходил каждую неделю по средам. Торговля начиналась без всякого расписания и распорядка - с раннего утра, как только начинало светать. На базар приезжали с вечера или ночью и торговали до позднего вечера.
В Хохлому съезжались не только местные жители, но и крестьяне Балахнинского и Семеновского уездов, привозили для продажи свои изделия. Нередко наезжали сюда люди, живущие за Семеновским уездом,- варнавинцы, тонкинцы, ветлужане. Они прибывали с зерном, мукой, кожами, льном, льняным маслом и другой продукцией.
Еще с раннего утра, при подъезде к селу, слышался шум. Ржание лошадей, мычание коров, блеяние овец, выкрики и говор людей, щелканье бичей - все это смешивалось в общий гул, в котором невозможно было понять, где что происходит. В такие дни вся торговая площадь походила на разоренный муравейник. Люди двигались взад и вперед и во все стороны площади, толкая друг друга, бранясь, разыскивая нужный товар, прицениваясь, торгуясь, споря.
На взгорье, у пожарного сарая с деревянной каланчой, был конный ряд. Здесь, пожалуй, больше всего было шума, выкриков, щелканья арапников и конского ржания. Как правило, в прежние времена торговлей лошадьми занимались цыгане.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.