Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Поп-арт и парадоксы модернизма. Часть 2-я


В. Сибияков, «Поп-арт и парадоксы модернизма»
Изд-во «Изобразительное искусство», М., 1969 г.

В этих условиях перед европейскими художниками и искусствоведами встала серьезная проблема: признавать или не признавать поп-арт? Если не признавать, то какое из направлений ему противопоставить? По-прежнему отстаивать абстракционизм, следовать по пути абстрактного экспрессионизма?
Положение усугублялось тем, что в самом европейском искусстве к этому времени уже вполне сформировалось течение, по сути дела родственное поп-арту. Это — «новый реализм», воспроизводящий в основных чертах творческую практику дадаизма и имеющий теперь некоторые характерные особенности в пределах национальных школ живописи, среди которых парижская казалась наиболее влиятельной.
Худшее состояло в том, что практика поп-арта и «нового реализма», «новой изобразительной формы» (неофигуративизм) и «опредмеченной» живописи («живопись-объект») стала получать не только материальную и политическую поддержку правящих кругов капиталистических стран, но и всемерное теоретическое обоснование в трудах буржуазных искусствоведов, эстетиков, философов.
И не случайно в связи с этим поп-арт одержал верх в конечном счете над всеми другими явлениями модернизма, что еще раз показали итоги 33-й международной художественной выставки 1966 года.
По этому поводу газета «Правда» от 11 августа 1966 года писала: «...поп-арт занял на выставке главенствующие позиции. На его стороне были и все симпатии жюри».
Можно было бы не удивляться, если бы официальная поддержка и историко-теоретическое обоснование поп-арта (как и близких к нему «нового реализма» или «неофигуративизма») были связаны только с рекламной шумихой, с вытеснением абстрактного искусства, диктатура которого в последнее десятилетие казалась непоколебимой. Тогда многое было бы яснее и проще.
Но при объяснении засилья поп-арта и «нового реализма» буржуазные ученые пользуются куда более солидной аргументацией из области религии и социологии, истории искусства и естествознания.
Конечно, попытки использовать новые данные других наук для оправдания формалистического новаторства в буржуазном искусстве были и раньше, особенно при объяснении того же абстракционизма. Но теоретики новейших форм псевдореализма в современном художественном творчестве идут гораздо дальше.
И чтобы обнажить порочность их учения о «массовом» искусстве, нужно рассмотреть основные побудительные причины и условия, порождающие у многих художников и искусствоведов иллюзии об универсальности и гуманизме «нового» искусства, о сотворении мира «новых реальностей».
Эволюция искусства, его успехи и неудачи всегда связаны с духовной жизнью, чувствами и мыслями отдельных людей. Но этим не определяется судьба искусства в целом. Развитие искусства в конечном счете обусловлено причинами, которые определяют развитие всего общества. Характер общественной жизни, структура общественных взаимоотношений в значительной мере влияют на коренные процессы в развитии искусства.
Основное противоречие буржуазного «массового» искусства состоит в том, что оно независимо от субъективных намерений некоторых художников и вопреки претензиям на «универсальный гуманизм», демократизм, общедоступность не только стоит в стороне от конкретных событий современной эпохи, но в большинстве случаев прямо противостоит человеку передовых убеждений, его истинным помыслам и идеалам.
Это «противостояние» искусства и общества, буржуазного художника и «толпы», «массы» выражает главное противоречие, скрытое в самой природе буржуазного общества.
Принципы буржуазного миропорядка противоречат законам свободного развития искусства. Характерным проявлением этого противоречия, отмеченного в свое время Марксом, является как раз происходящий в настоящее время интенсивный процесс дегуманизации «массового» искусства, процесс его обесценивания, эстетического упадка, утраты искусством своей специфической художественно-образной структуры, своих особых социальных функций.
Многие произведения поп-арта и родственного ему «нового реализма» в реакционном буржуазном искусстве — убедительное тому подтверждение.
Как показывает практика буржуазного «массового», «популярного» искусства, его сторонников заботит отнюдь не благородная цель приобщения широких народных масс к сокровищам искусства, к тайнам художественного творчества. Опыт многочисленных выставок, а также высказывания самих художников свидетельствуют о том, что главным для них является стремление «адаптировать» и преподнести широкой публике в популярной общедоступной форме те одобренные «интеллектуальной элитой» буржуазного общества принципы, которые еще несколько десятилетий назад буржуазный художественный авангард категорически противопоставлял массовому сознанию.
«Господствующая элита» буржуазного общества, преследуя свои классовые цели, по своему усмотрению стремится направлять массовое производство духовных и культурных эрзацев. Такова в сущности основная тенденция в развитии «массового» искусства, с которым одни буржуазные искусствоведы связывают надежды на преодоление глубоких противоречий буржуазного искусства, другие видят в нем средство массового воодушевления, паллиатив новой религии.
При внимательном наблюдении за процессами художественной жизни современного Запада нельзя не заметить тех огромных усилий, которые предпринимают некоторые буржуазные художники и искусствоведы, чтобы ликвидировать разрыв между искусством и массами, отмежеваться от практики «чистого», незаинтересованного искусства.
Именно в этом состоит причина тех странных, на первый взгляд, перемен в художественной практике наиболее экстравагантных авангардистских школ, которые с некоторых пор одна за другой не только стали менять вывески, но и пересматривать свое идейно-эстетическое кредо, создавать новые манифесты.
Так, например, уже к концу 50-х годов обозначился упадок абстракционизма, беспредметного искусства, основанного на использовании неизобразительных «чистых» форм, линий и цвета.
Этот упадок стал особенно очевидным в связи с закатом творчества американского художника Дж. Поллока, главы целого направления, известного под названием «абстрактного экспрессионизма». Наряду с этим в моду стал входить «новый реализм», искусство «новых реальностей», использующее в качестве изобразительной основы натуральные предметы, вещи, природные материалы, изделия промышленного производства.
Эта новая изобразителыная система, освещенная в трудах буржуазных искусствоведов под такими претенциозными названиями, как «неофигуративизм», «новые иконы», «новая образность», «неодадаизм» и так далее, наибольшую известность получила, однако, в виде поп-арта.
Сугубо конкретное, в буквальном смысле предметное содержание поп-артистской скульптоживописи (вроде деревянной кровати, обыкновенного вентилятора или уздечки), ее предельно натуралистическая, «сверхреалистическая» направленность явились своеобразной реакцией на безжизненное рафинированное эстетство буржуазного художественного авангарда.
Эта реакция была вызвана глубоким кризисом, в котором оказалось все формалистическое псевдоноваторское искусство первой половины XX века. Ha первый взгляд казалось, что возникло принципиально новое течение, тем более что рождение поп-арта сопровождалось пространными декларациями художников и весьма солидными теоретическими трактатами, призванными обосновать право «нового искусства» на существование.
Характерной особенностью очередного переворота в живописи было то, что, пожалуй, впервые за всю новейшую историю буржуазного искусства его апологеты так решительно и откровенно стали провозглашать претензии «нового искусства» на подлинный реализм и верность художественной традиции, близость интересам широких масс зрителей, демократизм и общедоступность творчества.
Центральным же лозунгом этого искусства с самого начала был и остается лозунг «универсального», «всеобщего» гуманизма.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +