В этих условиях перед европейскими художниками и искусствоведами встала серьезная проблема: признавать или не признавать поп-арт? Если не признавать, то какое из направлений ему противопоставить? По-прежнему отстаивать абстракционизм, следовать по пути абстрактного экспрессионизма? Положение усугублялось тем, что в самом европейском искусстве к этому времени уже вполне сформировалось течение, по сути дела родственное поп-арту. Это — «новый реализм», воспроизводящий в основных чертах творческую практику дадаизма и имеющий теперь некоторые характерные особенности в пределах национальных школ живописи, среди которых парижская казалась наиболее влиятельной. Худшее состояло в том, что практика поп-арта и «нового реализма», «новой изобразительной формы» (неофигуративизм) и «опредмеченной» живописи («живопись-объект») стала получать не только материальную и политическую поддержку правящих кругов капиталистических стран, но и всемерное теоретическое обоснование в трудах буржуазных искусствоведов, эстетиков, философов. И не случайно в связи с этим поп-арт одержал верх в конечном счете над всеми другими явлениями модернизма, что еще раз показали итоги 33-й международной художественной выставки 1966 года. По этому поводу газета «Правда» от 11 августа 1966 года писала: «...поп-арт занял на выставке главенствующие позиции. На его стороне были и все симпатии жюри».
Можно было бы не удивляться, если бы официальная поддержка и историко-теоретическое обоснование поп-арта (как и близких к нему «нового реализма» или «неофигуративизма») были связаны только с рекламной шумихой, с вытеснением абстрактного искусства, диктатура которого в последнее десятилетие казалась непоколебимой. Тогда многое было бы яснее и проще. Но при объяснении засилья поп-арта и «нового реализма» буржуазные ученые пользуются куда более солидной аргументацией из области религии и социологии, истории искусства и естествознания.
Конечно, попытки использовать новые данные других наук для оправдания формалистического новаторства в буржуазном искусстве были и раньше, особенно при объяснении того же абстракционизма. Но теоретики новейших форм псевдореализма в современном художественном творчестве идут гораздо дальше.
И чтобы обнажить порочность их учения о «массовом» искусстве, нужно рассмотреть основные побудительные причины и условия, порождающие у многих художников и искусствоведов иллюзии об универсальности и гуманизме «нового» искусства, о сотворении мира «новых реальностей». Эволюция искусства, его успехи и неудачи всегда связаны с духовной жизнью, чувствами и мыслями отдельных людей. Но этим не определяется судьба искусства в целом. Развитие искусства в конечном счете обусловлено причинами, которые определяют развитие всего общества. Характер общественной жизни, структура общественных взаимоотношений в значительной мере влияют на коренные процессы в развитии искусства.
Основное противоречие буржуазного «массового» искусства состоит в том, что оно независимо от субъективных намерений некоторых художников и вопреки претензиям на «универсальный гуманизм», демократизм, общедоступность не только стоит в стороне от конкретных событий современной эпохи, но в большинстве случаев прямо противостоит человеку передовых убеждений, его истинным помыслам и идеалам. Это «противостояние» искусства и общества, буржуазного художника и «толпы», «массы» выражает главное противоречие, скрытое в самой природе буржуазного общества.
Принципы буржуазного миропорядка противоречат законам свободного развития искусства. Характерным проявлением этого противоречия, отмеченного в свое время Марксом, является как раз происходящий в настоящее время интенсивный процесс дегуманизации «массового» искусства, процесс его обесценивания, эстетического упадка, утраты искусством своей специфической художественно-образной структуры, своих особых социальных функций. Многие произведения поп-арта и родственного ему «нового реализма» в реакционном буржуазном искусстве — убедительное тому подтверждение.
Как показывает практика буржуазного «массового», «популярного» искусства, его сторонников заботит отнюдь не благородная цель приобщения широких народных масс к сокровищам искусства, к тайнам художественного творчества. Опыт многочисленных выставок, а также высказывания самих художников свидетельствуют о том, что главным для них является стремление «адаптировать» и преподнести широкой публике в популярной общедоступной форме те одобренные «интеллектуальной элитой» буржуазного общества принципы, которые еще несколько десятилетий назад буржуазный художественный авангард категорически противопоставлял массовому сознанию. «Господствующая элита» буржуазного общества, преследуя свои классовые цели, по своему усмотрению стремится направлять массовое производство духовных и культурных эрзацев. Такова в сущности основная тенденция в развитии «массового» искусства, с которым одни буржуазные искусствоведы связывают надежды на преодоление глубоких противоречий буржуазного искусства, другие видят в нем средство массового воодушевления, паллиатив новой религии. При внимательном наблюдении за процессами художественной жизни современного Запада нельзя не заметить тех огромных усилий, которые предпринимают некоторые буржуазные художники и искусствоведы, чтобы ликвидировать разрыв между искусством и массами, отмежеваться от практики «чистого», незаинтересованного искусства. Именно в этом состоит причина тех странных, на первый взгляд, перемен в художественной практике наиболее экстравагантных авангардистских школ, которые с некоторых пор одна за другой не только стали менять вывески, но и пересматривать свое идейно-эстетическое кредо, создавать новые манифесты.
Так, например, уже к концу 50-х годов обозначился упадок абстракционизма, беспредметного искусства, основанного на использовании неизобразительных «чистых» форм, линий и цвета. Этот упадок стал особенно очевидным в связи с закатом творчества американского художника Дж. Поллока, главы целого направления, известного под названием «абстрактного экспрессионизма». Наряду с этим в моду стал входить «новый реализм», искусство «новых реальностей», использующее в качестве изобразительной основы натуральные предметы, вещи, природные материалы, изделия промышленного производства.
Эта новая изобразителыная система, освещенная в трудах буржуазных искусствоведов под такими претенциозными названиями, как «неофигуративизм», «новые иконы», «новая образность», «неодадаизм» и так далее, наибольшую известность получила, однако, в виде поп-арта. Сугубо конкретное, в буквальном смысле предметное содержание поп-артистской скульптоживописи (вроде деревянной кровати, обыкновенного вентилятора или уздечки), ее предельно натуралистическая, «сверхреалистическая» направленность явились своеобразной реакцией на безжизненное рафинированное эстетство буржуазного художественного авангарда. Эта реакция была вызвана глубоким кризисом, в котором оказалось все формалистическое псевдоноваторское искусство первой половины XX века. Ha первый взгляд казалось, что возникло принципиально новое течение, тем более что рождение поп-арта сопровождалось пространными декларациями художников и весьма солидными теоретическими трактатами, призванными обосновать право «нового искусства» на существование.
Характерной особенностью очередного переворота в живописи было то, что, пожалуй, впервые за всю новейшую историю буржуазного искусства его апологеты так решительно и откровенно стали провозглашать претензии «нового искусства» на подлинный реализм и верность художественной традиции, близость интересам широких масс зрителей, демократизм и общедоступность творчества. Центральным же лозунгом этого искусства с самого начала был и остается лозунг «универсального», «всеобщего» гуманизма.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.