Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Поп-арт и парадоксы модернизма. Часть 3-я


В. Сибияков, «Поп-арт и парадоксы модернизма»
Изд-во «Изобразительное искусство», М., 1969 г.

Подобная метаморфоза не является ни неожиданной, ни беспричинной. В условиях острых социальных и духовных конфликтов буржуазные художники, все настойчивее ищут пути преодоления противоречий между искусством и действительностью, между художником и обществом, между трудом и творчеством.
Не оставляя порой надежды на самоценное изолированное существование искусства, они все чаще высказываются за так называемый «универсальный гуманизм» искусств, за искусство «универсального языка», общедоступного в смысле его восприятия и близкого духовным запросам самой широкой публики.
«В настоящее время,— пишут авторы «Словаря современных идей»,— когда «европейская духовность» разрушается, когда человечество теряет охранительный заповедник, которым для него было христианство, происходит универсализация искусства».
Под этим лозунгом «универсализации искусства» и осуществляется сегодня «переворот» в художественной практике наиболее значительных направлений буржуазного авангарда.
С целью достижения «всеобщего гуманизма» искусства буржуазные искусствоведы призывают создать «иные, нежели все предшествующие, формы искусства», изобрести принципиально новый, «универсальный язык» искусства.
На самом же деле речь идет о том, чтобы санкционировать тот безраздельный произвол, на основе которого художники «вводят» в искусство все, что им заблагорассудится: предметы домашнего обихода, кухонную утварь, металлолом, рекламные плакаты и наклеенные на полотно вырезанные газетные фразы или иллюстрации из массовых рекламных изданий в качестве самых общеизвестных предметных символов «индустриальной цивилизации».
Материалы, введенные в произведение живописи, на языке искусствоведов получили название «новых реальностей», а сам момент рождения подобных шедевров был провозглашен событием величайшего смысла, во всяком случае куда более значительным, чем большинство открытий, принадлежащих художникам Возрождения.
Так, по крайней мере, оценивают это нововведение современные буржуазные ученые, основывающие свои рассуждения и доводы все на тех же фикциях «универсального гуманизма» искусства, которые уже неоднократно использовались ими для оправдания того или иного «художественного нововведения».
Собирая в кучу и выставляя разнородные предметы, художники поп-арта нередко утешают себя мыслью о возможности таким способом преодолеть пропасть между собой и обществом, устранить различие между действительностью и искусством. Но тщетность их усилий сказывается незамедлительно, вещественное «искусство» сковывает мысль, убивает красоту, и в конечном счете художники получают обратный результат.
Вместе со своими творениями они оказываются вне общественной жизни и вне искусства. Работая на «массу», они остаются в полном одиночестве. Таков один из многих парадоксов буржуазного массового художественного сознания.
Современное буржуазное общество, основанное на господстве крупного государственно-монополистического капитала, находится в состоянии небывалого ранее кризиса общественных отношений, глубокой внутренней «деформации», предельного обострения противоречий в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей.
Пытаясь как-то ликвидировать эти «перекосы» и замаскировать хронические недуги «деформированного», «разорванного» общества, буржуазные идеологи изо всех сил стараются придать ему видимость «единого», «индустриального», «массового».
И первым делом они стремятся уйти и увести общественное мнение в сторону от острейших социальных и классовых антагонизмов, органически присущих современному буржуазному обществу.
В этом главный смысл весьма распространенных утверждений о том, что институты этого общества приобрели якобы гуманистический, «всеобщий», «универсальный», то есть внеклассовый характер. Точно так же, как рассуждения об «общедоступности», «универсальном гуманизме» «массовой» культуры и «популярного» искусства призваны затушевать противоречия буржуазной культуры.
Говоря о массовости, общедоступности художественного процесса, нельзя не учитывать такие значительные социальные и культурно-технические явления в жизни буржуазного общесства, как массовый характер промышленного производства.
Не менее значительным фактором, обусловившим массовость культуры и искусства, явилось развитие средств массовой информации: печати, радио, кино, телевидения. Уже в силу этих обстоятельств распространенность, «география» художественной культуры приобрела небывалые ранее размеры.
Однако решающим фактором, предопределившим огромный интерес к проблемам массовости искусства, стало широкое революционное движение современности. Социально-политические преобразования, осуществляемые трудящимися в наше время в ряде стран, составляют объективную возможность развития действительно массовой художественной культуры.
При этом необходимо указать на коренную противоположность самого процесса демократизации искусства, на принципиально различный характер и глубину освоения художественных ценностей в условиях социализма и капитализма.
Массовость социалистической культуры и искусства органически связана с жизнью и творчеством широких слоев трудящихся, выражает подлинно народные идеалы, несет в себе живое слово нового гуманизма.
В нашей стране созданы все предпосылки для развития художественного творчества трудящихся: «...нигде, — писал еще на заре социалистической революции В. И. Ленин,— народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас».
Ликвидация социального неравенства при социализме устраняет существовавшее веками разделение людей на представителей элиты и массы, деление искусства на «высокое» и «низкое».
Программа КПСС определяет конкретные пути повышения эстетической культуры, художественных вкусов трудящихся, придает огромное значение новым социальным функциям искусства, призванного одухотворить, облагородить человека, его труд, быт, новые коммунистические отношения.
Опыт социалистического искусства, массовой художественной самодеятельности показывает, что в условиях социализма широчайшие слои народа приобщаются к высокому искусству, являются не только его ценителями, но и подлинными творцами.
В беседе с К. Цеткин В. И. Ленин высказал глубокую мысль: «...наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство». В нашей стране и в других социалистических странах успешно реализуется право трудящихся на настоящее искусство, осуществляется подлинно массовое художественное творчество.
Совершенно иную направленность имеет массовость современной буржуазной культуры. И хотя она тоже является выражением объективных потребностей, связанных с ростом социальной активности и самосознания широких народных масс, самое буржуазное общество и порожденная им буржуазная идеология ограничивают, искажают демократическое, гуманистическое начало массовой культуры.
Еще в первой четверти XX века во взглядах некоторых американских (Дж. Сантаяна) и европейских (X. Ортега-и-Гассет) ученых, эстетические взгляды которых сформировались в традиционно элитарном духе, обнаруживается склонность к компромиссному решению вопроса о судьбе искусства в условиях буржуазного «массового» общества.
Конечно, среди европейских мыслителей, в силу определенных социально-исторических причин, этот сдвиг в сторону признания «массовости», «тоталитарности» искусства: происходил медленно и болезненно, они долго и упорно признавали только «искусство для избранных».
Гораздо большую заинтересованность и активность в этом плане проявили американские ученые. Начало было положено Дж. Сантаяной, стремившимся сделать искусство эффективным средством ослепления людей.
А уже в 1925 году (когда X. Ортега-и-Гассет завершал работу над книгой «Дегуманизация искусства») Джон Дьюи, этот духовный пастырь «юной, энергичной и предприимчивой Америки», писал, вопреки возражениям своих европейских оппонентов: «Искусство не является чем-то самодовлеющим, чем-то предназначенным для избранных, это нечто такое, что должно придать окончательный смысл и завершенность всем проявлениям жизни».
Чем же обусловлены эти теоретические контрасты буржуазной науки в вопросе об отношении искусства к общественной жизни, к «восстанию масс»?
Тем, прежде всего, что сама действительность требовательно настаивала на предоставлении широким массам трудящихся своего места! У очагов культуры. С этим не могли примириться поборники «искусства для избранных», то есть элитарного искусства.
Те же, кто были готовы признать «искусство для всех», стали активно выступать с пропагандой идей именно буржуазного «массового» искусства, входящего в систему буржуазной культуры.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +