Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Критика механистических теорий развития способностей


П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.


Существует несколько теорий, по-разному рассматривающих проблему развития способностей и роль наследственных факторов в этом развитии. Эти теории различаются друг от друга по тому, какое значение они придают биологическим и социальным факторам в развитии человека.

Биологическая теория одарённости рассматривает процесс развития способностей как автогенез (саморазвитие) заложенных в природе человека, унаследованных задатков. Эта теория исходит из утверждения, что развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности, что в основе его лежит совокупность унаследованных признаков (генов), которые развиваются под воздействием «внутренних сил» совершенно независимо от влияний внешней среды.

По этой теории, развитие способностей определяется всецело врождёнными биологическими задатками: что бы человек ни делал, какие бы влияния ни оказывала на него среда, — у него разовьются только те способности и только в тех пределах, которые обусловлены врождёнными задатками.

В противоположность этому, теория биосоциальной обусловленности развития способностей рассматривает это развитие как совершающееся под одновременным воздействием двух различных факторов — биологического и социального, т. е. врождённых биологических задатков и социальных воздействий внешней среды. Для этой теории характерны разрыв и противопоставление биологического и социального в развитии человека.

Эти два фактора рассматриваются как самостоятельно существующие и раздельно влияющие на развитие способностей, которые приобретают тот или иной характер в зависимости от того, какой из этих двух факторов оказывается более сильным.

При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что и по этой теории ведущее значение в развитии способностей имеют врождённые биологические задатки. Социальной среде в развитии способностей эта теория отводит лишь роль отбора, сортировки признаков, определяемых по существу развитием биологических задатков; в одних случаях социальная среда помогает развитию способностей из врождённых задатков, но только до пределов, обусловленных последними; в других случаях социальные условия подавляют биологические задатки, не позволяют им развиться в должной степени; самостоятельного же определяющего значения для развития способностей социальная среда, по этой теории, не имеет.

Третья теория — теория социальной обусловленности развития способностей — рассматривает это развитие как совершающееся исключительно и безраздельно под воздействием социальной среды. По этой теории, человек рождается на свет без каких-либо задатков, которые в той или другой степени могли бы определять развитие его способностей. Последнее происходит под воздействием только социальных условий, среди которых главную роль играет воспитание. По этой теории, организуя воспитание и придавая ему тот или другой характер, можно у любого человека развить любые способности.

Признавая за социальной средой роль определяющего фактора в развитии способностей человека, эта теория рассматривает самую социальную среду и различные её условия вне развития, как раз и навсегда данные и неизменные, а развитие способностей — как результат механического воздействия среды на человека.

Советская наука разоблачила псевдонаучный характер этих теорий и обосновала действительно научную, материалистическую теорию развития способностей. Советская психология полностью отвергает биологическую теорию одарённости, по которой способности человека развиваются всецело в связи с характером и величиной полученных по наследству биологических задатков.

Конечно, психическая деятельность человека есть функция его мозга, и любое нарушение деятельности мозга отразится на нормальной деятельности интеллекта, точно так же как богато развитой мозг является материальным субстратом повышенной интеллектуальной деятельности.

Но из правильности этих фактов совершенно не следует, что человек наследует качественно определённые биологические задатки интеллекта, общие для всех, но в разном количестве данные каждому отдельному индивидууму и в виде врождённых задатков. Эта теория должна быть в корне отвергнута, как построенная на метафизическом и механистическом понимании природы способностей. Ложной является также и теория биосоциальной обусловленности способностей человека, эклектическая в своей сущности и построенная на дуалистическом понимании природы человека.

Не менее ложной является также и третья теория социальной обусловленности развития способностей только влияниями среды. Эта теория утверждает (обратно биологической теории), что от природы человек никаких особенных, специальных задатков не получает, что все люди рождаются совершенно равными в отношении своих способностей. Если же во взрослом состоянии у одних людей наблюдаются одни способности, у других — другие, то это результат воздействия на человека окружающей его среды, влияние воспитания.

Эта теория, на первый взгляд, привлекает своей социальной направленностью. Но в разработанной буржуазными психологами теории среды как определяющего фактора в развитии способностей человека имеются два крупных недостатка.

Прежде всего, по этой теории, среда представляется чем-то неизменным, раз навсегда данным. Метафизический подход, характерный для биологической теории врождённых задатков, остаётся и в буржуазной теории развития способностей под влиянием среды. По этой теории, будто бы существуют с их характерными особенностями интеллигентская среда, рабочая среда, крестьянская среда, причём каждая из них наделена постоянными и неизменными признаками. По этой «теории», интеллигентская среда остаётся и сейчас такой, какой она была 100 лет назад, и то, что отличало её от рабочей среды 100 лет назад, отличает и сейчас.

Между тем социальная среда, которая окружает человека, не оказывается раз навсегда данной и неизменной. Советская интеллигенция — совершенно иная интеллигенция, чем та, которая была в буржуазный период истории. То же надо сказать о рабочей и о крестьянской среде. Утверждение, что способности человека в своём развитии определяются какой-то неизменной средой, всегда отличающейся одними и теми же определёнными особенностями, — утверждение метафизическое, научно не оправданное.

Второй недостаток буржуазной теории развития способностей под влиянием среды заключается в том, что эта теория представляет человека, подвергающегося влиянию среды и воспитания, как существо пассивное, бездействующее. По этой теории, сам от себя человек ничего не может сделать для развития своих способностей; все они проистекают исключительно от воздействия среды, в которой живёт человек.

Между тем человек всегда проявляет себя в окружающей его социальной среде как активно действующее существо. Социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека. Только в том случае, если человек проявляет себя активно в той социальной среде, в которой он живёт, в зависимости от характера своей активности он и разовьёт у себя соответствующие этой среде способности.

Попав в благоприятную для развития спортивных способностей среду, человек может развить у себя спортивные способности только в том случае, если будет сам заниматься спортом. Пассивное же пребывание в данной среде или деятельность, направленная вразрез с положительными сторонами среды, не могут содействовать развитию желаемых способностей.

Разовьёт у себя необходимые способности только тот человек, который, попав в определённую среду (завод, комсомол, колхоз и т. д.), будет активно действовать и притом в соответствии с требованиями среды.

В процессе активной деятельности, которая является необходимым условием для развития способностей под влиянием окружающей среды, человек сам изменяет окружающую его среду. Человек, который активно занимается спортивной деятельностью в такой благоприятной среде, как добровольное спортивное общество, сам изменяет эту среду, содействуя улучшению и развитию работы спортивного общества.

Никакой неизменной среды не существует, и никогда человек, будучи пассивным, не разовьёт у себя никаких способностей. Среда может оказаться действенным агентом в развитии способностей человека только через активную деятельность самого же этого человека в данной среде.

См. далее: Диалектико-материалистическое понимание природы способностей и их развития >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +