Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Запоминание


П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.


Запоминание является первым моментом, с которого начинается процесс памяти. От него во многом зависит прочность сохранения и точность воспроизведения. Запоминание предполагает образование в коре головного мозга требуемых нервных связей в процессе восприятия заучиваемого учебного материала и закрепление их. Различают непреднамеренное и преднамеренное запоминание.

Непреднамеренным (непроизвольным) называется запоминание тех или иных предметов и явлений в результате непосредственного их восприятия без какого-либо нарочитого желания с нашей стороны запомнить их. Мы присутствуем в аудитории и слушаем лекцию. Наше внимание сосредоточено на лекции, содержание которой мы действительно стремимся как можно лучше запомнить. Но одновременно в нашем сознании отражаются и многие другие обстоятельства, которые сопровождают лекцию.

Мы не стремимся их запомнить, но всё же они сохраняются в той или другой степени в нашей памяти. Поэтому мы можем, если нас попросят, вспомнить и рассказать, что случилось на данной лекции, в какой именно аудитории она была дрочитана, присутствовали ли на ней такие-то студенты и т. д. Все эти воспоминания основаны на непреднамеренном запоминании.

Непреднамеренное запоминание является широко распространённым. Благодаря ему мы запоминаем огромное число явлений и обстоятельств, с которыми сталкиваемся не только в быту, но и в производственной деятельности. В отдельных случаях те или иные яркие образы, непроизвольно запомнившиеся, сохраняются прочно в нашей памяти. Например, каждый из нас помнит яркие впечатления об отдельных событиях, которые имели место в детстве, хотя мы и не старались тогда их намеренно запомнить; эти события остались в нашей памяти потому, что они были связаны с сильными и значимыми в то время для нас воздействиями внешней среды.

Однако непреднамеренное запоминание, как правило, является бессистемным, неточным, неполным, с большим количеством пропусков и ошибок. Запоминаемый таким образом материал может носить случайный характер. Однажды студентам первого курса, только что поступившим в институт, был задан ряд вопросов с целью выяснить объём и точность их непреднамеренного запоминания. Эти вопросы касались тех предметов и явлений, с которыми студенты встречались, идя на лекцию.

Например: «Сколько ступенек было на лестнице у главного входа в институт?», «Куда вы открывали дверь, входя в институт, — к себе или от себя?», «Кто сидел за столом дежурного в вестибюле института — мужчина или женщина?», «Какого цвета был галстук у лаборанта, который только что вышел из аудитории?» и т. д.

Ответы, когда они были оглашены, поразили самих студентов. Число ступенек у лестницы указывалось самое различное — от 6 до 20, тогда как в действительности их было 12. Половина студентов неправильно указали, в какую именно сторону они отворяли дверь. 33% студентов «видели» за столом дежурного мужчину или женщину, хотя в действительности там никто не сидел, и т. д. Подобными опытами, проведёнными в самых различных условиях, были выяснены следующие недостатки непреднамеренного запоминания:

1. Неполнота запоминания: примерно 70% того, что воспринималось, полностью не сохранилось в памяти.

2. Неточность запоминания: то, что сохранилось в памяти, воспроизводится большей частью с большим числом ошибок — меняются цвет и форма предметов, их расположение, размеры и т. д.

3. Искажение действительности: часто наблюдаются воспоминания о таких предметах и явлениях, которых в действительности не было и которые поэтому не могли быть восприняты.

Точное и прочное усвоение, требуемое в учебном или тренировочном процессе, не может быть обеспечено только путём непреднамеренного запоминания. Учащиеся, которые не стремятся сознательно запомнить учебный материал, а просто присутствуют на уроке или лекции, надеясь только на непреднамеренное запоминание, как правило, не могут добиться в своей работе хороших результатов.

Преднамеренное запоминание имеет место обычно при заучивании учебного материала. Оно сопровождается произвольным вниманием и имеет целенаправленный, избирательный характер. Большую роль при этом играют сознательные волевые усилия, направленные на заучивание материала. Человек, стремящийся запомнить учебный материал, обыкновенно имеет сознательную установку на его заучивание, которая выражается в сознании необходимости именно заучить, а не просто воспринять материал; при наличии такой установки человек отдаёт себе отчёт также и в том, в какой степени он должен запомнить этот материал.

Ряд опытов показывает большую важность такой установки при запоминании. Так, в одном эксперименте испытуемый даже после 30 прочтений отрывка в 10 строк не мог повторить его сколько-нибудь точно. Объяснялось это тем, что ему была дана простая инструкция читать и не было сказано, что он должен запоминать читаемый отрывок. Когда же инструкция была изменена и испытуемый понял, что от него требуют запоминания прочитанного материала, то другой аналогичный отрывок он запомнил точно уже после пяти повторений.

Группе учащихся предложили изучить один материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, и другой аналогичный материал, отчёт в знании которого будет потребован через 10 дней. Проверка степени сохранения в памяти того и другого материала была сделана по истечении двух недель. Оказалось, что первый материал был почти забыт, тогда как содержание второго материала на 55% сохранилось в памяти. Это значительное различие в результатах запоминания объясняется тем, что во втором случае у учащихся была определённая установка на прочное, длительное запоминание, тогда как в первом случае такая установка отсутствовала.

Преднамеренное запоминание всегда связано с проверкой успешности проделанной работы: стремясь запомнить тот или другой материал, ученик всегда проверяет полноту и точность запоминания и не прекращает работы до тех пор, пока не достигнет желаемых результатов.

Преднамеренное запоминание требует планомерного повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими. Для успешного заучивания необходимо придерживаться следующих правил повторения:

а) Распределять повторения на несколько дней, а не проводить их все в один день. Опыт показывает, что если для изучения определённого учебного материала в один день требуется повторить его до полного запоминания 24 раза, то при распределении повторения на несколько дней число повторений уменьшается почти вдвое. Так, при заучивании указанного материала путём повторений, распределённых на при дня, потребовалось всего 15 повторений: в первый день — 7, во второй — 5 и в третий — 3.

б) Число повторений должно быть несколько большим того, которое оказалось достаточным для первого полного воспроизведения в памяти заучиваемого материала. Это подтверждается следующим опытом. Было выяснено, что для точного заучивания определённого материала требуется 12 повторений. После этого аналогичный по своим размерам и трудности материал предложили тем же учащимся заучить с помощью 18 повторений и, наконец, третий аналогичный материал — с помощью 24 повторений.

При проверке знаний оказалось, что материал, заученный с помощью 12 повторений (что было достаточно для первого удачного воспроизведения), через неделю сохранился в памяти на 5%, а через 4 недели — всего на 2%. В то же время 18 повторений обеспечили соответственно удержание в памяти заученного материала на 25% и на 20%, а 24 повторения — на 30% и 25%.

При запоминании большого по своему объёму материала, что не позволяет заучить его в один приём, этот материал в целях лучшего и более прочного запоминания разделяется на части соответственно его смысловому значению и заучивается по частям. После такого заучивания по частям материал повторяется в целом, благодаря чему закрепляются связи между изученными частями.

Повторение заучиваемого материала необходимо начинать в первые же дни после заучивания. Наблюдения и специальные опыты показывают, что процесс забывания начинается сразу же после, казалось бы, успешного заучивания, причём в первые дни после заучивания забывается наибольшее количество заученного материала, через неделю 1/5, через 2 недели 1/8 и т. д. Если повторение откладывается на месяц-два, то ученику приходится заучивать почти весь материал вновь, так как за это время значительная часть его полностью забывается.

См. далее: Механическая и логическая память >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +