Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Задачи и условия совместной работы учителя и родителей


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Формирование целостной личности возможно лишь при условии единства педагогических воздействий на ребенка школы и семьи. Это единство может быть достигнуто, если родители знают о целях воспитания и путях их реализации школой, если они знакомы с конкретными требованиями школы и выполняют ее указания, помогая учителю во всей его учебно-воспитательной работе, а учитель, зная, как развивался ребенок, зная условия жизни семьи и характер семейного воспитания, учитывает их в своей работе и одновременно руководит организацией жизни и воспитания своего ученика в семье.
Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе.
К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Систематическое педагогическое просвещение семьи, поднятие ее педагогической культуры — основное условие достижения единства воздействия на детей школы и семьи, осуществления в семье правильного воспитания детей и разумной организации их жизни и труда.
С поступлением ребенка в I класс в его семейном воспитании наступает новый период. Перед родителями встают новые задачи, новые требования к организации жизни, к методам воздействия на ребенка, к взаимоотношениям с ним. Раскрыть перед ними эти задачи, показать пути их осуществления должен учитель, как представитель школы, отвечающей за обучение и воспитание ребенка, и как представитель педагогической науки.
Родители первоклассников в массе своей охотно откликаются на требования и указания школы и учителя. Эту их готовность необходимо использовать и не дать ей угаснуть. Ведя с первого дня обучения детей в школе планомерную и систематическую работу с родителями, учитель сблизит их со школой, заинтересует всем учебно-воспитательным процессом, приучит к необходимости участвовать в нем, сформирует у них интерес к изучению своего собственного ребенка, особенностей его развития.
Особенность положения учителя I класса состоит в том, что ему приходится работать с данным составом детей (и их родителей) в течение всех первых четырех лет обучения. Работа, проведенная с родителями на первом году обучения детей, даст свои результаты и в последующие годы. Решая текущие задачи, учитель не может не задумываться над перспективами и не делать заблаговременно необходимых «заготовок» на будущее. Вся практика воспитания и обучения детей требует содружества учителя с родителями, но многое здесь делается эпизодически, недостаточно целенаправленно и потому не всегда эффективно.
Развивающийся характер работы с родителями, последовательность и преемственность в ее содержании, взаимосвязь этой работы на различных этапах обучения школьника и взаимосвязь различных путей и форм дадут возможность строить эту работу в определенной системе, планово и целенаправленно, а не от случая к случаю.
Опыт содружества учителя с семьей освещен в многочисленных статьях. Вышел и ряд книг, посвященных этому вопросу. В их числе сборники «Работа школы с родителями учащихся», под ред. И. В. Чувашева и «Содружество школы и семьи», под ред. Л. Н Скаткина, представляющие собой доклады, прочитанные на «Педагогических чтениях» и отражающие передовой опыт школы. Но и эти доклады и подавляющее большинство статей дают описание отдельных приемов или форм работы учителя с семьей, конкретных случаев из школьной практики. Между тем все эти формы и пути установления единства воздействия на ребенка школы и семьи должны быть учтены и использованы при оформлении системы их совместной работы.
На основании изучения и обобщения накопленного школами опыта можно, в частности, наметить систему работы учителя с родителями учащихся на первоначальной ступени обучения. Работе учителя I класса с родителями учащихся посвящено сравнительно небольшое число статей, в то время как эта работа имеет и свою специфику и свое особое значение. Обобщенный и освещенный в педагогической литературе опыт совместной работы учителей первых классов и родителей используется и в данной главе, написанной на основе изучения опыта ряда передовых учителей первых классов ленинградских школ. В ней использован также материал бесед с родителями и полученные от них (как в школах, так и в университете для родителей) материалы в письменной форме.
Анализ и обобщение изученного опыта, а также использование всей имеющейся по данному вопросу литературы дают возможность рассмотреть основные условия и пути совместной воспитательной работы учителей и родителей применительно к особенностям первоначального обучения.
В качестве основных условий, которые определяют успех, содружества семьи и школы, можно назвать следующие: система требований школы к семье; обучающий характер родительских собраний; определенный стиль взаимоотношений учителя и родителей; создание актива и коллектива родителей.
Требования школы к семье. Положительных результатов совместная работа учителя и семьи достигает в том случае, если воздействие учителя на родителей, а следовательно, через них и на детей носит активный и планомерный характер; если учитель не только убеждает родителей, говоря им о их обязанностях и показывая способы осуществления этих обязанностей, но и требует правильного воспитания в семье; если все указания школы достаточно обдуманы, вытекают из задач учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста и представляют собой известную систему требований, основанную на требованиях общества к каждому отцу или матери.
Прослеживая требования, предъявляемые школой к родителям, можно-выделить общие требования, которые повторяются в разные периоды учебного года, иболее частные требования и задачи, которые учитель ставит и раскрывает перед родителями на каждом этапе по мере прохождения детьми учебной программы и в связи с новыми учебно-воспитательными задачами.
К общим требованиям школы, которые могут предъявляться и в последующие годы обучения, относятся: необходимость тесной связи семьи со школой, единство воспитательных воздействий и взаимной поддержки авторитета родителей и учителей; необходимость предъявления единых требований к детям со стороны всех членов семьи, обеспечение детей всем необходимым для учения и создание в семье условий для успешной домашней работы детей.
Частные же задачи и требования, которые ставит учитель I класса перед коллективом родителей своих учащихся, на разных этапах учебно-воспитательной работы изменяются. Ставя на первом собрании общую задачу систематического контроля за домашней учебной работой детей, на всех последующих собраниях учитель конкретизирует ее применительно к каждому данному этапу. Реализация в семье таких требований школы, качество контроля за их выполнением зависят от того, насколько учитель вооружает родителей методами помощи детям, насколько родители умеют учить и контролировать детей.
Выдвигая то или иное требование школы, опытные учителя не ограничиваются его предъявлением. Пользуясь методом убеждения, мотивируют его необходимость и целесообразность в интересах развития и воспитания детей. Система требований к родителям, включающая общие и более частные требования, постепенность и последовательность их предъявления, их взаимосвязь, обеспечивает согласованное воздействие семьи и школы на детей, совместный контроль за их обучением и воспитанием.
Обучающий характер родительскихсобраний. Одной из основных форм работы, в которых раскрываются эти требования, являются родительские собрания. Успех работы со всем коллективом родителей зависит во многом от того, как они проходят, как готовятся, как обеспечивается явка родителей, каково содержание и характер собраний.
Родители извещаются о собрании письменно, за три-четыре дня. Повестка подписывается учителем. Дети возвращают ее с подписью родителей. Те, кто не сможет быть, указывают это в повестке. Накануне и в тот же день через детей учитель снова напоминает родителям, в котором часу им надо прийти.
Большую помощь учителю в привлечении всех родителей на собрание могут оказать сами учащиеся. Учитель говорит детям, что собрание важное, что прийти должны все родители, всем им надо знать: что там будет рассказано. Дети настойчиво напоминают дома, что нужно пойти в школу, нередко добиваются этого, даже если родители почему-либо и не собирались это сделать. Мать Вали В. рассказала о том, как, придя с работы, застала дочь в слезах, потому что на вечер было назначено родительское собрание, а мать, по ее мнению, опаздывала. Дочь не успокоилась до тех пор, пока мать не ушла в школу. Особенно заинтересованы бывают дети в том, чтобы их родители присутствовали на собрании, где дети будут выступать с «рапортом» или «коллективным отчетом».
Но дело, конечно, не только и не столько в правильном оповещении л организаций явки родителей. Главное, что решает успех,— это содержание собрания, его обучающий характер. Родители хотят слышать, как воспитывать, как учить детей. Если учитель точно представляет себе цель собрания, насыщает его необходимым материалом и соответствующей наглядностью, умеет вызвать интерес к поставленному вопросу, дает практические советы и указания, родители слушают его с большим вниманием и стараются не пропустить ни одного собрания, потому что каждое из них своим содержанием связано с предыдущим и последующим.
Учитель не может выделить из всего содержания своей работы какой-либо один вопрос и заниматься только им. Поэтому все стороны работы обнаруживаются в каждый период учебного года, но одна из них на данном этапе имеет особое значение и на нее обращается главным образом внимание родителей. Так, в первый период — это организация жизни детей и создание необходимых условий в семье; во второй период — обучение родителей методам помощи и контроля за домашней учебной работой детей, вопросы нравственного воспитания и воспитания самостоятельности. Заканчивая учебный, год, подводя итоги, учитель снова останавливает внимание родителей на организации жизни детей и режиме дня в летнее время.
Классные родительские собрания у опытных учителей отражают всю работу класса: на них даются характеристики всему классному коллективу и отдельным детям, в повестку этих собраний включаются педагогические беседы по вопросам, важным и необходимым для данного состава учащихся и родителей. Тематика собрания вытекает из плана учебно-воспитательной работы с детьми и задач на данный период.
В материалах, полученных нами от родителей, указывается, что собрания в школе, особенно педагогические беседы, помогают им правильно воспитывать детей, дают знания о необходимых требованиях к ним, на этих собраниях они получают возможность сопоставлять воспитание в своей семье с воспитанием в других семьях; эти собрания сплачивают родителей, они начинают интересоваться не только своим ребенком, но и другими детьми, жизнью всего классного коллектива. Сами дети опять-таки способствуют этому, рассказывая дома о своих товарищах, очередных заботах коллектива класса, его радостях и огорчениях.
Характер взаимоотношений учителя и родителей. Опытные учителя не ограничиваются указаниями, данными родителям на собрании. Они конкретизируют применительно к каждой семье общие требования и советы. В личном общении учителя с отдельной семьей заключены возможности, которые отсутствуют при коллективной работе. Это помогает ему лучше узнать ребенка, сообразоваться в своей работе с его семейно-бытовой обстановкой, с характером воспитания и существующих в семье взаимоотношений. Таким путем учитель осуществляет преемственность семейного и школьного воспитания и индивидуальный подход к ребенку строит на этой же основе.
В интимной беседе учитель и выяснит многое, и укажет, если надо, и посоветует. Опытные учителя, опирающиеся в своей работе с детьми на контакт с семьей, учитывающие необходимость единства и полного взаимопонимания, никогда не сводят индивидуальную работу с родителями ребенка к жалобе на него. Недочеты и трудности, которые встречаются в работе с детьми, конечно, являются предметом бесед и совместных размышлений, но характер этих бесед таков, что родители встречают не требование «принять меры», а желание помочь и совместными усилиями выправить учебную работу и поведение их ребенка. Это сближает родителей с учителем, устанавливает между ними глубокие связи.
Близость родителей с учителем их детей основывается на общности целей воспитания и взаимной поддержке. Чувствуя доверие к учителю, родители добровольно подчиняются требованиям школы. Это доверие, в частности, проявляется и в том, что родители обращаются к учителю с просьбой посоветовать и помочь воздействовать на их собственных детей. Такого рода просьбы нередки и носят разнообразный характер: повлиять на ребенка, чтобы он слушал мать, выполнял дома установленный режим дня, чтобы меньше смотрел передачи по телевизору, больше читал, занимался музыкой, съедал в школе завтрак, не обижал младших детей, помогал бабушке и т. д.
Обращаясь с подобными просьбами к учителю, родители основываются на том, что авторитет учителя в глазах детей, особенно первых классов, непререкаем. «Слово учителя для ребенка — закон», — говорят многие матери. Большинство детей не допускают никаких отступлений от указаний и требований учителя, нередко и от родителей настойчиво добиваются их выполнения. Родители приводят многочисленные факты, когда учителя без особого труда воздействуют на детей, в то время как родителям это не удавалось сделать.
Чем же объясняется такой авторитет учителя?
Ребенка в школе воспитывает все: обстановка, и букварь, и книга для чтения, не говоря уже о работе учителя. Авторитет учителя — синтез всех воспитательных воздействий, приобретающий характер личных достоинств учителя. Значение личности педагога особенно ясно выступает именно в начале обучения. «Самый смысл авторитета в том и заключается,— писал А. С. Макаренко,— что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом».
Наблюдения, беседы с учителями и родителями показывают, что авторитет старших строится прежде всего на их разумной требовательности и подкрепляется контролем за выполнением предъявляемых требований; на требовательности, которая сочетается с уважением личности, с большим вниманием к детям, с помощью им, с заботливостью о них.
Требовательность взрослых к детям, основывается на требовательности их к самим себе.
Учительница О. И. Чупрова пишет: «Зная, что в воспитании и обучении детей главную роль играет учитель и что с него учащиеся в первую очередь берут пример, я всегда руководствовалась в этом вопросе замечательным указанием А. С. Макаренко: «Требовательность к себе! . . контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания». Я старалась быть, аккуратной во всем. Требуя от учащихся соблюдения правил каллиграфии, я сама себе никогда не позволяла небрежности и старалась писать так, чтобы мое письмо служило образцом. На занятия я приходила точно вовремя, ни одно нарушение не оставляла без внимания и, исправляя нарушение, всегда стремилась, чтобы это имело воспитательное воздействие на всех учащихся. Я тщательно готовилась к урокам, разнообразила свою работу, применяла много наглядности, старалась так построить урок, чтобы он был понятен и интересен для малышей».
Все действия учителя замечаются детьми. Если стол учителя в порядке, все лежит на своем месте, учебники обернуты, записи аккуратны, перо вытирается о перочистку и т. д., воспитательное воздействие оказывается значительно легче, чем только словесным путем. Но случается и так: учитель требует от детей чистых тетрадей, бережного обращения с ними, а сам, раздавая в классе тетради, бросает их на парты так, что они падают на пол, или, проверяя работы и исправляя их, небрежно промокает, отчего тетради бывают измазаны красными чернилами.
Авторитет учителя должен поддерживаться в глазах ребенка и семьей. На необходимость этого указывают учителя, начиная свою работу с родителями. Всякие сомнения, которые могут возникнуть у них в правильности действия учителя, должны разрешаться только с самим учителем и ни в коем случае не являться предметом обсуждения с детьми. Это тем легче может быть достигнуто, чем более авторитетен учитель не только среди учащихся, но и среди их родителей.
Мнение об учителе складывается у родителей на основе тех результатов учебно-воспитательной работы с детьми, которые они наблюдают, и на основе качества той работы, которую учитель ведет с семьей. Авторитет учителя и создается и поддерживается его работой. Учитель, большое внимание уделяющий связи с семьями учащихся, помогающий родителям и на собраниях и в личных беседах не общими шаблонными указаниями, а четкими, продуманными и конкретными советами, интересующийся ребенком, знающий его особенности и жизнь вне школы, всегда авторитетен среди родителей.
Так же, как родители не должны подрывать авторитет учителя, так сам учитель, воспитывая детей, должен поддерживать авторитет родителей и других старших членов семьи.
В работе с детьми и с родителями необходимо учитывать все, что может в какой-то мере отразиться на их взаимоотношениях. Надо беречь хорошее отношение детей к родителям, поддерживать его. Для воспитания сердечности, чуткости и уважения детей к родителям большое значение имеют знаки внимания, которые оказывает семье ученика учитель.
Пример. Учительница А. рассказывает: «Я знала мальчика, неправильно воспитанного дома, не уважавшего и третировавшего свою мать. Учился и вел себя этот мальчик плохо. Родители заявили: «Делайте, что хотите. Мы бессильны». Как-то я обратилась к этому ученику после очередной его выходки с просьбой пригласить для переговоров мать. «Сейчас приведу»,— буркнул он мне, словно дело шло о младшей сестренке или товарище. И действительно привел. Мать вбежала, едва дыша, уверенная, что опять что-то стряслось. Мы сели. Я спросила, почему она сегодня плохо выглядит. Поговорили о работе, о трудностях совмещать домашнее хозяйство и работу. Я проверила запись места ее работы и время, когда она бывает дома, сказала, что это на всякий случай. Затем, показав изорванный учебник мальчика, попросила ее помочь ему подшить его и подклеить. Мать выразила готовность купить новый, но я возразила. Затем мы расстались. Мальчик удивленно и молча слушал наш разговор. Когда мать ушла, я, не дожидаясь его расспросов, сказала: «Твоя мама выглядела сегодня очень утомленной, я не решилась ее расстраивать... Подожду до следующего раза... А может быть, следующего раза и не будет?» «Может быть»,— дружелюбно ответил мальчик. И действительно, такого случая пока не было. А маме его я иногда передаю приветы. Послала записочку с благодарностью за починенную книжку. Интересно отметить, что эту записку я долго собиралась писать, мне было некогда, и мальчик, зная, что я обещала ему письменно поблагодарить его маму, не раз мне об этом напоминал: ему хотелось доставить маме удовольствие».
Но порой случается и так, что учитель, может быть, незаметно для себя, не желая этого и не отдавая себе в этом отчета, проявляет бестактность и подрывает авторитет родителей. Разговоры с родителями, переписка с ними должны быть тактичны и проникнуты уважением к ним. Очень важно, в каком тоне говорит учитель с родителями в присутствии ученика и о родителях с учеником в их отсутствии. Между тем нередко замечания маленьким школьникам, по существу, адресованы их родителям, обидны для родителей и вредно сказываются на отношении детей к ним. Если можно через школьников передавать требования и указания к учебной работе, то ни в коем случае эти требования нельзя формулировать как упреки в адрес родителей. Критика неправильных действий родителей может и должна быть, но не в присутствии детей.
В связи с этим встает вопрос о тоне учителя в обращении как к детям, так и ко взрослым. Спокойный, ровный, без крика и угроз,— таков тон лучших учителей, которые пользуются большим и заслуженным авторитетом у детей и родителей. Авторитет учителя в глазах семьи настолько высок, что к нему прибегают для воздействия не только на детей, но и на взрослых членов семьи. Мы знаем немало подобных фактов. Они свидетельствуют об установившихся глубоких связях между семьей и школой. Учителя оказываются иногда перед сложными жизненными задачами, которые им приходится решать. И в интересах своих учеников они считают своею обязанностью и моральным долгом вмешиваться в самую жизнь семьи, во взаимоотношения родителей и других ее членов.
Когда родители встречают у учителя внимание к их жизни, чуткость и сердечность, они обращаются к нему и за советом в своих семейных делах. Мать Бори А., собираясь вторично выйти замуж, советовалась с учительницей, как постепенно подготовить к этому сына. Когда в семье П. начался разлад, мать приходила к учительнице, как к самому близкому человеку, делилась с ней своими переживаниями и находила у нее и участие и внимание.
Сближаясь с семьей и воздействуя на отношения в ней, учитель должен обладать душевной чуткостью, тонким педагогическим тактом и в то же время быть твердым, принципиальным во всем, что касается интересов ребенка и его воспитания.
Создание актива и коллектива родителей. Но не только взаимного понимания, взаимной поддержки требований друг друга добивается учитель от родителей. Он привлекает их к активной помощи во всей своей работе с детьми. Это также является условием эффективности совместной работы школы и семьи. Родители должны стать ближе к школе, войти в ее работу. Один из способов такого сближения и активизации родителей — вовлечение их в актив. Уже с первых учебных дней начинает выделяться и формироваться родительский актив, на который опирается учитель в своей работе. На первом или втором собрании обычно избирается от всего коллектива родителей класса родительский комитет, являющийся общественным органом.
Но число родителей-активистов, имеющих возможность и желание помочь чем-либо учителю, значительно шире состава комитета. Этот актив — помощник учителя во всей его работе — является ядром коллектива родителей, который постепенно сплачивается в процессе совместной работы. Коллектив родителей объединяется на почве общих интересов, желания улучшить состояние класса, поднять эффективность всей учебно-воспитательной работы, потому что общее состояние ученического коллектива сказывается и на обучении и воспитании каждого ученика. В сплочении коллектива родителей должен быть заинтересован каждый учитель, так как здоровое общественное мнение может оказать большое влияние на каждую отдельную семью.
Бывает, что учитель не в силах заставить родителей того или иного ученика выполнять требования школы, свои обязанности по воспитанию ребенка, без чего не может быть налажена и результативная учебно-воспитательная работа с ним в школе. В таких случаях помочь учителю может актив, а через него и весь коллектив родителей, силой своего общественного мнения воздействующий на данную семью.
В одной из школ плохо себя вел ученик М. Родители на вызовы учителя не являлись. Пришедшему на квартиру учителю мать отвечала: «Делайте сами, что хотите, я не могу за ним следить, мне некогда, и ничего сделать не могу». Мать была санитаркой в больнице, работала в разные смены, при желании она могла бы наладить надзор за мальчиком. Отец — рабочий на заводе — вообще не занимался воспитанием сына. В дело вмешался актив родителей. Они посетили мальчика на дому и убедились, чтомать при желании могла бы многое сделать. На родительском собрании они рассказали о том, что видели и узнали. Раздавались голоса о необходимости удаления мальчика из школы, поскольку он дурно влияет на остальных, но решили все же добиться присутствия его родителей на следующем собрании и попытаться воздействовать на них. Этого действительно добились. На следующем собрании с сообщением выступил член родительского комитета, который сказал родителям М. о недопустимости их отношения к мальчику и к школе, привел в пример семьи, где родители работают не меньше и тем не менее обеспечивают надзор за детьми. Другие родители говорили о том, что отец-рабочий не имеет права отказываться от явки в школу, о том, что недопустими, когда мать отказывается от воздействия на сына. Получив слово в конце собрания, отец заявил, что он осознал недопустимость его невнимания к сыну и правильность всего, что ему здесь сказали, дал обещание выправить поведение сына.
Меры сплочения коллектива родителей могут быть разнообразны. Обычно учитель объединяет вокруг себя сначала небольшой актив, работает с ним, через него привлекает и других родителей. Уделяя большое внимание подготовке родительских собраний, их содержанию и обучающему характеру, учитель способствует активизации остальных родителей, их общению, обмену мнениями и опытом воспитания в семье.
Один из путей сплочения коллектива родителей — знакомство их с той повседневной работой, которую проводит учитель, и с ее результатами. Большое значение имеет показ достижений работы: выставки детских тетрадей и изделий, отчеты детей перед родителями в той форме, которая будет показана ниже при описании седьмого собрания родителей. Этот показ результатов работы некоторые учителя используют и в середине года, подводя итоги работы за полугодие.
Но основным путем сплочения родителей в крепкий, дружный коллектив, сила которого неизмеримо повышает эффективность всей работы учителя, является объединение родителей вокруг общих конкретных дел: подготовка класса к началу занятий, изготовление необходимых пособий, организация праздников для детей, их досуга, забота о детях, лишенных надзора в семье, и т. д.
Формы участия коллектива родителей в жизни класса разнообразны. Следует всячески поощрять такую форму, как приглашение в семью товарищей ребенка. В практике работы родительского актива мы встречаемся с такими фактами, как приготовление домашних заданий несколькими учащимися на дому у того из них, за которым имеет возможность в данное время наблюдать семья. Такая помощь родителей особенно важна в школах, где нет продленного дня. Другие берут к себе детей, остающихся без надзора до вечера, так как их родители поздно возвращаются с работы. Так советские родители проявляют заботу не только о своем ребенке, но и об его товарищах, приходят на помощь другим членам родительского коллектива.
Общение родителей и детей вне школы ценно и в другом отношении. Оно способствует развитию товарищества, сплачивает коллектив класса, особенно в условиях совместного обучения. Поэтому учителю следует всячески поощрять такую форму участия родителей в воспитательной работе школы.
Видов помощи учителю, которую могут оказать родители в работе со всем классом, очень много. В первый период занятий в некоторых школах родители дежурят, помогают в проведении перемен; по поручению учителя они бывают на дому у отдельных учащихся, проверяют реализацию указаний учителя, беседуют с их родителями. Все это проводится после предварительной специальной беседы учителя с членами родительского актива. Посещение семьи ученика, беседа с его родителями требует определенного умения и такта. Поручить это можно не каждому и только после соответствующего инструктажа.
Когда проводится экскурсия, прогулка, культпоход, члены актива помогают учителю. Перед праздниками в школе они принимают деятельное участие в подготовке: одни вместе с детьми готовят альбомы, плакаты, другие украшают зал и класс, третьи шьют костюмы, помогают в проведении праздника.
Еженедельно матери проводят санитарный осмотр детей, помогают проводить врачебный осмотр, навещают заболевших, выясняют причины пропусков, делают все возможное, чтобы помочь учителю и добиться с ним сообща максимального успеха в учебно-воспитательной работе. Важно только соответственным образом организовать и направить эту помощь. Опытные учителя, понимая, что через актив можно влиять на весь коллектив родителей, ведут с ними определенную работу. Она может выражаться в том, что раз в неделю происходят встречи, посвященные обсуждению ближайших задач. Перед членами актива ставятся несложные и четкие задачи. Совместно намечаются вопросы для родительского собрания, подготавливаются выступления.
Делая актив родителей своим помощником во всей работе с детьми и в особенности с другими родителями, учитель обращает внимание на педагогическое просвещение активистов, знакомя их с педагогической литературой и беседуя о прочитанном.
Некоторые учителя организуют учет всей работы актива родителей. Это обычная ученическая тетрадь, в которой последовательно, в виде дневника, под определенной датой, сами родители кратко записывают, что и как проведено. Тетрадь хранится у учителя, он может отмечать в ней и ту работу, которая проведена им с активом (беседа-инструктаж, обсуждение-плана и отдельных фактов и т. д.). Эта тетрадь также дает ему материал для бесед на собрании и подведения итогов совместной работы, которая обычно высоко оценивается подавляющим большинством родителей.
Пути достижения единства требований школы и семьи могут быть различны: это и непосредственное воздействие учителя на семью, и воздействие на нее через детей, и использование в работе учителя опыта семейного воспитания.
В непосредственной работе учителя с родителями первоклассников выделяются три периода: 1-й — подготовительный период, который включает доучебное время и примерно половину первой четверти; 2-й — основной период, охватывающий конец первой, всю вторую и третью четверти; 3-й — завершающий период — конец второго полугодия.
Характер и содержание работы в каждый из этих периодов имеют свои особенности, но три основные линии пронизывают всю работу школы с семьей на протяжении всего учебного года. Это, во-первых, воздействие на организацию режима и всего уклада жизни детей в семье, во-вторых, педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в-третьих, обучение родителей рациональным методам руководства и контроля за обучением детей в домашних условиях. Последний момент имеет исключительно большое значение для установления общей линии школы и семьи в обучении ребенка умению учиться.
Эти три направления обусловлены задачами и содержанием учебно-воспитательной работы в I классе. Учитель I класса должен заложить основы формирования морального облика ребенка-школьника, должен научить детей учиться и тем самым создать условия для успешного овладения знаниями и навыками. Особое значение для решения этих задач имеет организация жизни детей не только в школе, но и в семье, и особенно в семье.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +