Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Контроль за поведением и оценка поведения детей


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Формирование у детей привычной системы поведения — дело длительное и сложное. Даже при наличии всех необходимых благоприятных условий в период формирования отдельных нравственных привычек поведения неизбежны неправильные, отрицательные поступки детей, которые в зависимости от характера и количества их в большей или меньшей мере задерживают и затрудняют формирование положительных привычек. Анализ проступков детей показывает, что у первоклассников они являются результатом воздействия отрицательного опыта поведения детей или взрослых, с которым они встречаются в школе, но еще больше на улице или в семье. Дети I класса не всегда могут самостоятельно осмыслить и понять этический смысл поступков других людей и тем более своих, они часто и не задумываются над этим. В то же время они заметно склонны подражать. Слабость самоконтроля и произвольной регуляции поведения у первоклассников наряду с указанными выше особенностями их приводит к тому, что они часто не могут самостоятельно правильно соотнести поступки с требованиями к их поведению, этическое содержание поступка или действия соотнести с формой его проявления.
Марина Р. опоздала на зарядку и без разрешения учительницы незаметно стала в строй, а после с восторгом об этом заявила детям: «Опоздала сегодня, и мне не попало, А. Н. даже не заметила». Детьми это было воспринято без осуждения, наоборот, даже с сочувствием, а Витя М. сказал: «А я завтра возьму даже на урок опоздаю, побуду на улице, а потом тихонько войду и сяду на место!» Как видно, дети узнали, что можно незаметно стать в строй во время зарядки и избежать замечания учительницы, и тотчас у некоторых из них появилось желание воспользоваться этим «знанием», не вникая в этический смысл поступка товарища и не соотнося его с требованием «не опаздывать».
В другом случае учительница в связи с чтением сказок неоднократно говорила детям о том, что нужно быть добрым, не жадным, делиться с товарищами тем, что имеешь, когда это нужно. Зара запомнила это и хочет быть доброй: она приносит в школу большой завтрак и делится им с детьми, но делает это так, чтобы все видели. Девочке хочется, чтобы ее поступок был замечен, одобрен. Манера ее поведения объясняется несформированностью у нее мотивов такого действия. Ее еще больше интересует она сама в данном поступке. Это может привести к развитию и укреплению у нее вместо положительных отрицательных качеств, например, самолюбования. Все это недоступно сейчас для самостоятельного осмысления и оценки ни самой Зарой, ни другими детьми. Нужно умелое руководство поведением ребенка со стороны учителя и родителей.
Приведенные и многие другие факты показывают, что в таких случаях нужно не простое порицание или одобрение различных действий и поступков детей, а внимательное разъяснение им того, почему так нельзя поступать и как нужно поступать правильно в данном случае. Дело в том, что у детей I класса эффективно формировать мотивы поведения, их отношения к различным фактам и явлениям, как и манеры поведения, возможно лишь на основе их собственного опыта жизни и поведения, на тех фактах, которые практически ими восприняты и прочувствованы, а потому и более доступны их осмыслению. Это и должен помнить учитель I класса. Контроль за поведением детей-первоклассников должен обеспечить не только подкрепление положительных поступков и пресечение, торможение отрицательных, но и одновременное формирование положительных мотивов поведения и правильного отношения к своим поступкам, к себе и к своим товарищам.
В связи с этим привлекает внимание вопрос о таких мерах воздействия на детей I класса, как поощрения и наказания.
Совершенно ясно, что положительное влияние на ребят поощрений и наказаний достигается тогда, когда ребенок знает, за что его одобряют или наказывают, порицают, но для первоклассника это не совсем просто. Если бы учительница ограничилась простым порицанием поведения Зары в указанном выше факте, трудно было бы рассчитывать, что та поймет, за что ее осуждает учительница, так как ведь она старается поступать так, как учила учительница. Очевидно, что здесь нужно не простое порицание поведения девочки, а внимательное разъяснение его.
Нужно отметить, что сознательных, преднамеренных нарушений порядка и правил поведения в I классе почти не встречается. В связи с этим обычные наказания за проступки малоэффективны. Это хорошо понимают опытные учителя, поэтому и наказания у них для первоклассников несколько своеобразны. Так, учитель за отвлечение от работы, невыполнение его требования наказывает не замечанием или требованием встать за партой, а лишением права выполнять задание: «Ты, Миша, не слушаешь мое объяснение, значит, не будешь выполнять задание. Все дети сейчас будут работать, а ты будешь сидеть без дела. Запомните, настоящий ученик всегда трудится на уроке».
Такое наказание вызвало очень сильные переживания у ребенка и даже у всего класса. Лишение возможности работать на уроке вместе со всеми всегда воспринималось в данном классе как самое тяжкое наказание. Когда же учитель в наказание за плохое поведение на уроке лишал отдельных детей домашнего задания, то для них это было настолько сильным наказанием, что самые шаловливые из них и наиболее безразлично относившиеся к замечаниям учителя, к его требованию стать за партой, даже к запискам для родителей, переживали предельное огорчение, просили учителя простить их и не уходили домой, пока он не давал им домашнее задание. А не дать было нельзя. Такое наказание за плохое отношение к работе на уроке имеет большое воспитательное значение для детей: они начинают понимать, что «настоящий ученик всегда трудится», что разрешение работать вместе со всеми — это признание твоего права называться учеником, это осуществление твоей мечты о школе, о том, чтобы быть учеником.
Дети с большим увлечением, с большой ответственностью относятся к учению в таких случаях. И, наоборот, мы наблюдали появление отрицательного отношения детей к учению у тех учителей, которые резко порицали и наказывали за плохую работу, постоянно заставляли, принуждали выполнять задания и сидеть на уроках тихо. То же наблюдалось и в отношении поощрения у опытных учителей. Самой большой и сильной похвалой для детей были слова учителя: «Ну, Боря, ты уже научился сидеть, как настоящий школьник», «Ты стал уже хорошим (или отличным) учеником».
Такие наказания, как стать и стоять за партой во время урока, учительница тоже не превращает в «месть» за плохое поведение, а показывает как осуждение и в то же время как стремление учителя помочь ребенку включиться в работу: «Встань, Витя, стыдно! До сих пор не умеешь слушать сидя. Стой и слушай». Мы видим строгий, но доброжелательный тон учителя. Наказание сопровождается очень кратким, четким разъяснением. При такой форме наказания даже самый строгий подход учителя к детям выглядит и воспринимается детьми как благожелательное к ним отношение, сопровождается ростом уважения и привязанности детей к учителю.
Многословие, крикливость и раздражительность, стремление показать наказание как «кару» за непослушание, угроза применения еще более строгих наказаний на первом этапе сдерживают детей, но в дальнейшем в течение года они все больше привыкают к такой форме воздействия, все слабее реагируют на нее; постепенно уменьшается и привязанность их к учителю, она сменяется или боязнью, угодливостью, или раздражением, неприязнью. Более ярко это проявляется в последующих классах, но и в I классе такая тенденция уже бывает заметна.
Особого внимания в процессе оценки поведения детей заслуживает соотнесение поступка и нравственных качеств личности. О нравственных качествах личности можно судить правильно лишь по совокупности поступков и их взаимоотношению, по отношению человека к поступкам своим и других людей. Конкретный, единичный поступок и у взрослого человека не всегда отражает и характеризует качества его личности, тем более это-относится к ребенку, моральные основы личности которого еще не сложились.
Проступки детей I класса объясняются в основном не моральной испорченностью их, а неумением правильно ориентироваться в складывающихся обстоятельствах, несформированностью навыков и манер поведения, эмоциональной возбудимостью, несдержанностью и другими причинами. Поэтому нельзя считать правильным, когда учитель оценивает личность ребенка по какому-либо одному его поступку. «Не знал, что ты нечестный. Как только я отвернулся, так ты и начал разговаривать, нечестный мальчик», «Ты неряха и лентяйка, я не разрешаю тебе чернилами писать и разводить грязь в тетради».
В этих оценках поступков детей все плохо. Нельзя ученика называть нечестным только за то, что он разговаривает на уроке, когда не чувствует за собой контроля учителя. Этот недостаток в большей или меньшей мере присущ всем первоклассникам, они еще требуют постоянного контроля и руководства со стороны педагога. Нельзя допускать клички «неряха», «лентяйка» не только потому, что ученица не овладела еще навыками письма, отстает от других детей и нуждается в особой помощи учителя, но и потому, что сам учитель предупреждает детей: давать клички недопустимо, это позорит звание школьника. Грубое, необоснованное оскорбление личности ребенка обижает его, приводит к неправильному отношению к нему других детей в классе и вместо выправления еп> поведения порождает замкнутость, озлобленность, неуверенность в своих силах.
При обсуждении отдельных поступков детей оцениваться должен сам поступок, а не личность ребенка, в целом. Наоборот, хорошие воспитатели при оценке проступков всемерно подчеркивают свою веру и веру коллектива в хорошие нравственные качества личности и возможность преодоления ребенком имеющихся недостатков в поведении. «Ты девочка вежливая, культурная и вполне можешь действовать словами, а не руками. Постарайся больше так не делать. Это грубо». «Мальчики, плохо получилось у Вити: дежурный должен следить за порядком, а он сам бегал по коридору, вступил в драку с мальчиками из соседнего класса, и в результате они свалили цветок, разбили горшок. Это позор для всего нашего класса. А ведь Витя может вести себя сдержанно, хорошо. Все видели, как он вчера дежурил в коридоре? (Дети: «Видели», «Хорошо»). Я даже залюбовалась: «Витя строгий, серьезный, как хозяин за порядком смотрел...»
Учитель не говорит девочке, что она грубая, а подчеркивает, что действовать руками грубо. В другом случае подчеркивает, что мальчик поступил плохо, поступок его является позором для класса, но не дается на этом основании отрицательная оценка личности ребенка в целом, а подчеркивается положительная сторона его поведения как показатель возможности для него не допускать таких поступков.
В тех случаях, когда личность ребенка оскорбляется, когда ребенку приклеиваются всевозможные «ярлыки», дети привыкают к таким грубым воздействиям, становятся вообще мало чувствительными к порицаниям и даже к похвале, а в отдельных случаях начинают верить в свою «нравственную испорченность», бравируя ею или страдая от нее. Неправильно и захваливать ребенка, давать положительную оценку личности в целом по одному поступку, так как это тоже дезориентирует ребенка.
Нередко можно на одном и том же уроке слышать самые противоположные оценки личности одного и того же ребенка. Девочка встала и помогла учителю повесить картинку. Он похвалил ее и сказал, что она «внимательная, вежливая». Та же девочка затем стала разговаривать с соседкой, улыбаться чему-то. Учитель делает ей замечание и говорит, что она «невыносимый ребенок», что у нее «не хватает внимания даже на минуту», и т. п.
У ребенка могут быть хорошие и плохие поступки, которые и должны соответственно подкрепляться или тормозиться учителем с целью формирования последовательной единой системы положительных поступков, поведения ребенка в целом. При этом очень важно обеспечивать и доступное знание и понимание ребенком сильных и слабых сторон в своем поведении, всемерно сохранять и укреплять его веру в свои нравственные силы, в возможность преодоления своих недостатков поведения.
Контроль учителя за поведением детей и оценка их поведения достигают нужной эффективности лишь тогда, когда они направлены на изучение и корректирование поведения не только класса, коллектива детей в целом, но и отдельных детей, которые нередко в общей массе могут остаться у неопытного учителя незамеченными при отсутствии резких, грубых отклонений их от средней нормы. Особенно часто это наблюдается в отношении хорошо успевающих учащихся, когда учитель за хорошей успеваемостью и внешним послушанием иногда перестает видеть изъяны в нравственном развитии ребенка, в его поведении. Внимание же опытного учителя привлекают разнообразные и самые тонкие, иногда внешне даже мало заметные оттенки поведения каждого ребенка.
Группа детей была оставлена после уроков, чтобы сделать альбом из собранных классом картинок. Учитель тщательно проинструктировал детей, как они должны все вместе, дружно обсуждать, какую картинку и куда лучше поместить, как по очереди приклеивать картинки, помогать друг другу, чтобы альбом получился хороший, красивый. Дети правильно выполняют указания учителя, но вот Миша В. излишне горячится, старается наклеить первым, всех поправляет: «Смотрите, как хорошо моя приклеилась! Было бы у тебя красиво! .. Это я тебе помог». Со стороны других детей послышались реплики: «Подумаешь, ты помог! Скажешь, и это ты приклеил?» Альбом сделали хороший. Учитель внимательно следил не только за ходом и результатом работы, но и за отношением к делу, к товарищам, за поведением каждого ребенка. Оценивая работу группы детей перед классом, он сказал: «Все дети хорошо работали, альбом получился хороший, красивый, чистый (рассмотрели его). Все старались и работали дружно. Особенно старались Витя и Коля. Но вот что огорчило меня: один мальчик вел себя не очень хорошо: все время горячился, хотел все делать один и радовался только тогда, когда у него хорошо получалось, а не у других. Это плохо. Надо уметь уважать своих товарищей, уметь радоваться успехам других, общим нашим успехам. Правда, Миша?»
Другой пример. При подведении итогов за четверть учитель отмечает, что Витя Ф. учится отлично, за это он молодец. Но ему надо еще много потрудиться, чтобы быть и хорошим товарищем, не зазнаваться, не обижать товарищей, помогать им.
Мы видим, что учитель оценивает не только результаты деятельности учащихся, но и поведение их в процессе работы, их взаимоотношения, называет положительное и отрицательное в поведении отдельных детей, а тем самым учит всех их правильно поступать в дальнейшем, исправляет ошибки отдельных из них, тормозит развитие отрицательных нравственных качеств, не допуская укоренения их, и одобряет, подкрепляет положительные нравственные качества и поступки, создавая тем самым предпосылки для повторения их детьми. Такой подход к контролю, анализу и оценке результатов деятельности в единстве с поведением детей в процессе ее мы и наблюдаем в опыте лучших учителей.
Строгий и систематический контроль за выполнением детьми предъявленных им требований, сопровождающийся разъяснением, помощью ребенку в исправлении недостатков поведения, а не только одобрением или порицанием, поощрением или наказанием, является одним из важнейших условий, способствующих тому, чтобы научить детей правильному поведению, формировать у них положительные мотивы поведения и правильное отношение к своим поступкам, а тем самым упражнять их в правильном поведении.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +