Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Организация коллективной деятельности и упражнение детей в общественном поведении


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Устойчивость формируемых нравственных чувств, навыков и манер поведения, системы взаимоотношении и упражнение детей в детском коллективе достигается в полной мере лишь при условии установления непосредственного взаимодействия между детьми и систематического упражнения детей в соответствующих поступках в процессе их активного действия и взаимодействия с другими людьми. Упражняемость поведения детей обеспечивается при активном участии их в многообразных видах коллективной деятельности, так как каждый вид деятельности ребенка содержит не только общие, но и свои специфические возможности поведения, зависящие от содержания самой деятельности и от особенностей взаимоотношений детей и учителя в процессе ее.
Многообразие деятельности детей обеспечивает более полное выявление и развитие их индивидуальных способностей, умений и навыков, сложившихся в условиях дошкольного воспитания в семье и детском саду, а следовательно, и более правильное определение учителем мер воздействия на отдельных детей, возможность для каждого ребенка занять положительное место в коллективе.
Лиля Б.— слабо успевающая девочка, с неустойчивым вниманием, быстро утомляется на уроках и выключается из работы, поэтому часто получает замечания от учителя. Дети и знают ее больше с этой стороны. Учитель хочет показать другие качества Лили: ее трудолюбие, аккуратность, умение дружно работать с другими детьми. С этой целью поручает ей в третьей четверти уход за цветами, что вполне себя оправдало. Лиля заслужила большое уважение со стороны детей за старание и умение хорошо работать, ответственное, добросовестное отношение к поручению. Это положительно сказывается на отношении детей к Лилеи на самочувствии девочки в коллективе.
Саша К. учится хорошо, активно участвует в жизни класса, стремясь все время занять в ней видное место, привлечь к себе внимание окружающих, а часто просто любит похвастаться: «У меня всегда все с собой». Учитель правильно поступает, когда не дает возможности ему стать над коллективом, в положение «командира», не назначает его старшим дежурным или старшим санитаром, а поручает такие обязанности, которые активизируют имеющиеся у него способности, воспитывают умение подчиняться товарищам.
Систематически участвуя не только в учебном труде, но и в труде самообслуживания, уходе за цветами, выполняя различные общественные поручения, дети привыкают ответственно относиться к любому делу, получают удовольствие от выполнения каждого задания. Только при многообразии деятельности детей учитель имеет возможность упражнять их в многообразных формах взаимоотношений и поведения в коллективе. Особенно большая роль здесь принадлежит общественной и внеклассной трудовой деятельности детей.
Следует отметить однако, что многообразие деятельности детей не непосредственно, не само по себе определяет активность детей и упражнение их в поступках. Активность детей иупражняемость их поведения зависят от системы и характера взаимодействия детей друг с другом в процессе каждого из видов деятельности.
Опыт воспитательной работы многих учителей показывает, что в практике можно видеть два вида организации деятельности детей, как учебной, так и всех других ее видов. Прежде всего это относится к организации основного вида — учебной деятельности детей на уроках.
Первый тип организации деятельности детей характеризуется тем, что на протяжении всего учебного года в I классе в процессе работы на уроке и вне уроков наблюдается непосредственное взаимодействие в основном между учителем и детьми. Учитель объясняет на уроках, требуя внимания к себе каждого ребенка. Дети слушают, отвечают на вопросы учителя. Учитель оценивает ответы детей, связывая качество ответов с тем, как ребенок слушал, как работал. Можно видеть в таких случаях, что учитель учит каждого ребенка и каждый ребенок учится одновременно с.другими детьми, но непосредственно не взаимодействуя с ними.
На первом этапе учебного года это правильно и неизбежно, так как дети пришли в школу, не зная общих для них требований школы и учителя, правил поведения, не умеют коллективно работать под руководством учителя. Они даже не всегда и не все требования и задания учителя к классу относят к себе. Поэтому в первый период обучения детей в школе необходимо прежде всего научить всех действовать одновременно по указанию учителя. В этом и состоит элементарная, первоначальная форма организации детского коллектива в I классе. Таким образом, посредством обращений, оценок, замечаний учителя отдельным ученикам дети не только учатся вместе учиться, выполнять правила поведения, но и получают первые знания друг о друге, достигается первоначальное опосредствованное учителем знакомство детей друг с другом, формируется первоначальное общественное мнение и отношение класса к отдельным детям. Но при такой организации работы особенно заметно подражание детей поведению учителя и отношению его к ним, мало наблюдается активности и самостоятельности детей в их действиях и поступках, слабо развиваются коллективные связи между ними.
В первый период это даже неплохо, так как у детей еще нет предпосылок для правильного самостоятельного действия и непосредственного взаимодействия друг с другом. Они должны сначала накопить известный опыт коллективной работы и поведения непосредственно по указанию учителя. Однако задержка учителя на данном этапе организации коллективной жизни и деятельности детей и тем более превращение его в основной тип организации на протяжении всего учебного года приводят к значительному снижению воспитательного влияния учебного процесса, к появлению целого ряда серьезных недостатков в развитии классного коллектива и поведения детей: сохраняется разобщенность детей вследствие неразвитости непосредственных связей между ними, безразличие в отношении друг к другу, появляется эгоизм и самолюбование у одних детей и замкнутость, пассивность, неверие в свои силы у других.
Упражнение детей в самостоятельных правильных действиях и поступках при такой организации работы с детьми очень ограничено, поступки стереотипны, а потому и мало раскрывают внутренние нравственные качества детей, особенно их действительное отношение к людям, друг к другу. При таких условиях бывает трудно своевременно заметить появление или наличие у детей отрицательных качеств, которые нередко складываются под влиянием предшествующего их жизненного опыта. Подобные же недостатки, отрицательно влияющие на развитие детского коллектива и поведение детей, наблюдаются при организации внеклассной работы, при выполнении общественных поручений и других форм работы с детьми. В таких случаях общественное или трудовое поручение, подготовка ребенка к празднику превращается также в индивидуальное выполнение им задания учителя, контролируемое учителем и сопровождающееся его оценкой. Воспитательная работа при этом имеет оттенок авторитарности, сопровождающейся слабостью активности и самостоятельности детей, а иногда и ростом противодействия учителю.
Организуется постоянная выставка лучших тетрадей. Учитель сам отбирает тетради для выставки, анализирует и оценивает их. После того как тетради Володи К., Володи Л. и других учитель в третий раз отобрал для выставки, в классе появились обиды, неприязнь по отношению к тем, чьи тетради появились на выставке: «Он только и видит К. да Л.», «Они любимчики!» После уроков дети выбирали время и рассматривали тетради на выставке не с целью посмотреть, чем они хороши, а с целью выискивания ошибок, помарок и подтверждения своего недоверия искренности учителя.
Учитель сам распределяет роли для учащихся в новогоднем празднике. В результате Мила В., Галя Р. и другие девочки дома горько плачут и жалуются родителям, что учитель «их не любит», «Красивые костюмы дал тем, кого любит». В классе наблюдались и ссоры детей на этой почве.
При такой организации внеучебной работы учитель не только не осуществляет воспитательное влияние, но, наоборот, нарушает существующие правильные взаимоотношения между детьми, вызывает с их стороны неправильные поступки.
Второй тип организации деятельности детей на уроках характеризуется тем, что наряду с неизбежным взаимодействием учителя с детьми учитель развивает, активно организует непосредственное взаимодействие детей между собой. В каждый момент урока дети учатся не только у учителя, но и на опыте друг у друга. Учитель проверяет домашнее задание. Один учащийся читает выполненное упражнение или решенный пример, а остальные следят за правильностью ответа товарища и своей выполненной работы; дети привлекаются к исправлению, дополнению, помощи товарищу.
С этой целью используются задания и вопросы, предполагающие активную работу каждого ребенка в условиях коллективного труда и взаимодействие между детьми: «Что он пропустил? Какая у него самая красивая буква? Следите, правильно ли он записывает, а потом исправьте».
Ответы и работы детей оцениваются не только по тому, как они слушают учителя и отвечают на его вопросы, но и по тому, как они слушают товарища, замечают его недостатки в ответе. При этом опытные учителя обязательно создают возможность каждому ребенку почувствовать свои сильные и слабые стороны в работе и поведении, создают возможность не только помогать, но и принимать помощь, исправление от товарищей. Достигается это учетом индивидуальных особенностей, способностей и поведения детей.
Витя Ф.— отличник, всегда старается раньше всех поднять руку, чтобы обратить внимание, что он знает, заметил ошибку у товарища. Часто поднимает руку во время ответа товарища, когда учитель этого еще не разрешил. Учитель правильно поступает, когда делает Вите замечание: «Витя, ты ведь мешаешь товарищу, заставляешь его волноваться. Это очень нехорошо». Он приучает Витю к сдержанности, в то же время не спешит спрашивать его, наоборот, нередко подчеркнуто спрашивает другого ребенка и говорит при этом: «Витя, ведь и другие могут ответить не хуже тебя, но терпеливо ждут, когда их спросят, не тянут раньше времени руку, не выкрикивают». Учитель выбирает иногда момент, когда Витя отвлекся, спрашивает его, привлекает других помочь ему или исправить его ответ. Подобное же отношение применяет он к другим детям, стремясь к тому, чтобы в классе не было, с одной стороны, «зазнавшихся всезнаек», а с другой — неуверенных в себе и привыкающих всегда находиться в позиции «принимающих помощь». Каждый должен уметь своевременно помочь, исправить, дополнить или принять помощь, исправление, дополнение, не обижаясь, не унижая товарищей.
Таким образом, учительница приучает детей очень внимательно, критически подходить к оценке работы товарищей и своей, быть требовательными и справедливыми, выдержанными, уметь тактично, вежливо указать недостатки и выслушать от товарищей критические замечания о своей работе. При такой организации работы дети включаются учителем в непосредственную связь, приучаются постоянно анализировать свою работу и работу товарищей, учатся на опыте друг друга, что способствует повторному восприятию знаний и улучшению их качества, прочности и в то же время упражнению детей в положительных поступках.
Активное взаимодействие детей в процессе учебной работы обеспечивается внимательным продумыванием заданий классу и отдельным детям на каждом этапе урока, умелым сочетанием коллективной и индивидуальной работы с детьми. Например, если один ребенок читает, другие обязательно должны следить за чтением, показывая указкой то место, где вызванный ребенок читает. Или все пишут заданную учителем букву, а затем те, кто раньше написал, по заданию учителя находят самую красивую букву, находят свои ошибки. В результате все дети заняты, никто не скучает, не мешает, не спешит и не волнуется. Сочетание заданий всему классу и отдельным детям обеспечивается у опытных учителей всегда, что и дает им возможность активно включать детей в необходимые взаимоотношения друг с другом и упражнять их в соответствующем поведении.
Большое значение для формирования взаимоотношений имеет установление порядка взаимоконтроля, взаимопомощи, самоконтроля. Обычно учителя устанавливают правила: следить за правильностью ответа товарища и не поднимать руку, пока не разрешит учитель. Детям разъясняют необходимость дать возможность товарищу спокойно ответить, не волноваться из-за поднятых рук. Кажется, это мелочи. Но это приучает детей быть внимательными друг к другу, доброжелательными, исключает возможность несдержанности, обид и грубости со стороны отвечающих, что тоже нередко встречается: «Я без тебя знаю, замолчи!»
Подобным же образом устанавливается и развивается активное взаимодействие между детьми и в других видах деятельности. Если в первой четверти учитель сам распределяет общественные поручения между детьми, контролирует и оценивает их выполнение, то в дальнейшем он все больше привлекает детей к обсуждению того, кому можно поручить, «доверить» выполнение обязанности санитара, уход за цветами, монтаж альбома.
Задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь детям правильно распределить поручения, направить их общественное мнение. Контроль за выполнением обязанностей санитаров часто поручается старшему санитару, за работой дежурных следит старший дежурный. Выбираются они на месяц. Все дети привлекаются к активному обсуждению качества выполнения поручений в течение недели дежурными, санитарами, цветоводами и другими ответственными членами детского коллектива, которые в свою очередь рассказывают, как дети «слушались», как выполняли их требования, кто им помогал, кто мешал.
У некоторых учителей начиная со второй четверти постепенно вся работа по поддержанию установленного порядка в жизни класса, включая построение детей на зарядку, для выхода или входа в класс, для отправки домой после уроков, возлагается на самих детей с четким разделением обязанностей требования, контроля и подчинения друг другу. Учитель же наблюдает и помогает там, где это необходимо.
Всемерно пробуждается активность и самостоятельность детей и при проведении различных внеучебных мероприятий. Во втором полугодии, когда дети уже научились писать и следить за тетрадью, многие учителя организуют постоянную выставку лучших тетрадей. Как только тетради заканчиваются, лучшие из них отбираются и помещаются на выставку вместо прежних. Учитель обычно организует взаимный просмотр детьми тетрадей друг у друга и отбор лучших из них для выставки. Дети пользуются усвоенными ими критериями оценки письма и ведения тетради, требованиями к тетради, помещаемой на выставку, что имеет для них и образовательное и воспитательное значение. При этом одним из условий является рекомендация тетради товарища, а не своей. Каждый ребенок хочет, чтобы его тетрадь была на выставке. Поэтому сначала отдельные дети не выдерживают и сами предлагают свою тетрадь: «У меня тетрадь хорошая, а В. не хочет ее помещать на выставку». В таких случаях приходится уже всем детям под руководством учителя рассматривать тетрадь и решать, годна она или нет для выставки. Мнение коллектива и учителя настолько авторитетно, что не приходилось наблюдать, чтобы дети после обижались друг на друга, хотя и остро переживали отрицательный ответ класса.
Такая форма организации отбора тетрадей для выставки способствует не только активизации взаимоотношений между детьми, но и воспитанию культуры взаимоотношений между ними и отношения к себе: умения управлять своими чувствами, быть требовательным к себе и другим, справедливым в оценке работы своей и своих товарищей, не обижаться за критику, ставить интересы и мнение коллектива выше своих личных.
Подобным же образом опытными учителями организуется подготовка к итоговому собранию детей с родителями в конце учебного года. К такому собранию готовятся обычно все дети, а затем коллективно обсуждают и выбирают лучших чтецов, счетчиков, декламаторов для выступления перед родителями; путем взаимопроверки отбираются лучшие тетради, календари погоды, дневники наблюдений за природой, читательские дневники, работы по ручному труду.
При такой организации работы в течение всего года дети, как правило, строго, требовательно и объективно подходят к отбору образцов^ своих работ, к выделению тех, кому поручается отстаивать честь всего класса: «Нет, мою тетрадь нельзя брать на выставку, у меня тут «накалякано» в одном месте», «М. нельзя выбирать счетчиком, он хорошо считает, но заволнуется и собьется, а все подумают, что мы не научились». Подобные высказывания показывают, что ряд детей уже в какой-то мере понимает необходимость тщательного отбора лучших образцов для того, чтобы было хорошее мнение не только о тех детях, кто выступает, но и о-всем классе в целом. Это свидетельствует уже о развитии у них чувства чести класса.
Следует отметить, что опора на активное взаимодействие детей необходима для формирования взаимоотношений между детьми, отношения к себе, к своему коллективу и при организации подготовки к праздникам.
Первоклассники в большинстве своем любят и хотят выступать, даже не задумываясь над своими возможностями. Поэтому многие дети обижаются, а дома даже плачут от того, что им учитель не поручил выступить. Иногда эта обида разделяется и родителями. Кроме того, нередко весь класс даже не знает, кто и что готовит у них для выступления на празднике, кто и что умеет, так как ученики мало знают друг друга, а учитель мало узнает о детях нового. Поэтому гораздо целесообразнее такая организация самодеятельности, когда весь класс под руководством учителя обсуждает вопрос о подготовке к празднику, все волнуются и вместе переживают будущую радость, включаются в подготовку к празднику в-зависимости от своих желаний и интересов.
Так и поступают опытные учителя: подбирая материал для выступлений на празднике, они всегда помнят не об отдельных способных учениках, а о всем классе. Все дети участвуют в проведении праздника, поэтому на празднике всем очень весело, каждый ребенок проявляет себя по своим силам и возможностям. В других случаях учитель помогает всем желающим подобрать нужный материал (стихотворения, танцы, песни), помогает им готовиться, контролирует ход подготовки, а затем организует коллективный просмотр подготовленной самодеятельности, обсуждение с участием всех детей отдельных выступлений и отбор лучших из них для общего утренника, для классного праздника.
Такая подготовка к праздникам помогает полнее выявлять и формировать возможности и способности всех детей, активизировать даже самых пассивных из них, формировать у детей общественное мнение, эстетические вкусы, умение объективно оценивать не только свою учебную работу, но и самодеятельные выступления, расширять знания детей друг о друге и возбуждать интерес друг к другу, сближать их на этой основе, сплачивать детский коллектив. Обычно учащиеся сильнее переживают успех и неудачу тех детей, которым они сами «доверили» выступить от класса, а не просто им поручил это учитель, исчезает почва для появления обид, зависти, равнодушия и других отрицательных явлений в поведении детей. Взаимодействие и активность детей значительно возрастают также от включения в их жизнь, поведение и деятельность элементов соревнования. Опытные учителя достигают этого путем организации значительной доли деятельности детей по колонкам, а затем по звездочкам и сравнения их достижений: санитарная работа, проверка состояния учебников, построение детей, сбор и укладка вещей, подготовка к урокам и многое другое выполняется детьми по звездочкам, а учитель отмечает, какая из них лучше, быстрее, дружнее выполняет задания и требования. Звездочка — это своего рода микроколлектив, в котором дети легче и раньше всего узнают друг друга, начинают понимать свою зависимость от этого коллектива, ответственность перед ним за свою деятельность и поведение. Однако такое положительное влияние организации деятельности детей по звездочкам достигается лишь в тех случаях, когда: а) звездочки относительно равносильны по своему составу; б) работа по звездочкам сочетается с включением всех детей в решение общих задач класса, с организацией ответственности каждой звездочки за успешное решение общих задач: дежурство, подготовка к празднику, посадка и уход за растениями.
Это тем более следует отметить, что в практике иногда наблюдается и отрицательное влияние организации жизни детей по звездочкам, выражающееся в противопоставлении их друг другу и разрушении правильных взаимоотношений в коллективе в результате нетактичной оценки учителем деятельности и поведения отдельных детей и звездочек, в которые они входят.
Опыт воспитательной работы учителей, таким образом, показывает, что активность детей и взаимоотношения их в процессе совместной деятельности определяются: а) правильным установлением меры активности учителя и сочетанием ее с систематическим и последовательным развитием активности и самостоятельности детей в учебной и особенно во внеучебной деятельности; б) умелым сочетанием индивидуальной и коллективной работы детей посредством распределения и чередования заданий и обязанностей по взаимоконтролю и самоконтролю, помощи друг другу, по руководству другими, исполнению требований учителя и товарищей и т. д.; огромное значение при этом имеет строгое и четкое распределение общественных поручений и оформление ответственных органов детского коллектива, способствующих росту самостоятельности и активности его членов; в) постоянным привлечением внимания и интереса детей к деятельности и поведению друг друга, организацией коллективных переживаний (успехов и неудач коллектива в целом и отдельных его членов). Этому способствует коллективное обсуждение целей, задач и результатов деятельности всего класса и отдельных детей, сравнение результатов деятельности и поведения разных классов и групп детей (звездочек). В итоге такой организации создаются условия для активной совместной деятельности детей и совершения ими поступков, формирующих нравственные их качества и навыки поведения.
Однако, чтобы прилежание, исполнительность, ответственное отношение к выполнению правил поведения стали привычными, простого включения детей в активную деятельность на уроках и вне их недостаточно. Наблюдения за детьми показывают, что постепенно эмоциональный подъем, с которым дети приходят в школу и включаются в учебную деятельность, новизна деятельности исчезают. У некоторых детей от непривычной еще систематической работы уже к концу первой четверти появляется чувство усталости. Дети начинают огорчаться, что мало времени остается для игры, а им еще хочется играть. Правда, к этому времени учителя уже добиваются того, что дети начинают понимать необходимость каждодневно ходить в школу, учить уроки как свою обязанность. Однако трудно обеспечить поддержание и развитие у детей I класса положительного отношения к учению и связанным с ним правилам поведения только одним сознанием обязательности выполнения своих обязанностей. Опытные учителя хорошо понимают это, поэтому и стараются в течение всего учебного года наряду с развитием у детей знания и понимания своих обязанностей возбуждать у них известный эмоциональный подъем, заинтересованность в выполнении своих обязанностей, яркие переживания достигнутых результатов и тем самым обеспечивать и облегчать постоянство усилий ребенка, направленных на выполнение учебных обязанностей и правил поведения. Известно, что повседневная учебная деятельность детей в I классе непосредственно не обеспечивает этого. Добиваться же повышения интереса детей к выполнению ими своих обязанностей внешними приемами не всегда возможно и правильно. Нужно трудную и не всегда интересную для ребенка деятельность сделать желательной и увлекательной. Для этого учитель на протяжении всего учебного года систематически ставит перед детьми конкретные задачи на более отделенный срок, чаще всего на четверть, указывая необходимость выполнения их, чтобы «стать всем настоящими школьниками» и «в конце года перейти во II класс».
В начале учебного года учитель ставит перед детьми перспективную .задачу: научиться читать, писать, считать. При подведении итогов за четверть он ставит перед детьми дальнейшие задачи: «Мы научились читать слова, а теперь будем учиться читать рассказы, стихотворения», «Вы научились следить за чистотой шеи, рук, а теперь все должны научиться следить и з,а опрятностью костюма, чтобы костюм был выглажен, пуговицы все хорошо пришиты и застегнуты».
В свете поставленной перспективной задачи учитель определяет задачи деятельности детей на уроке, задачи дежурных, санитаров на каждый день, конкретизирует более общие задачи и делает работу каждого дня устремленной к общей цели. Все это помогает детям осознать необходимость систематически, ежедневно выполнять свои обязанности, хорошо учиться, быть хорошим помощником учителя, иметь всегда чистый, красивый класс и отметку «5» за санитарное состояние класса, чтобы прийти к желательной для всех цели: стать хорошим учеником, перейти во II класс.
С целью воспитания у детей ответственности перед классом за свое поведение на уроке и активизации их в процессе работы учитель в начале урока говорит детям (где можно, и показывает), что нужно сделать за урок, чему научиться, а в конце урока кратко подводит вместе с детьми итоги, что успели сделать, почему успели или не успели сделать все и как это отразится на их дальнейших успехах, кто работал хорошо и кто мешал.
Каждый учитель планирует уроки с расчетом, чтобы все намеченное было сделано, но в практике бывает иногда и так, что выполняется не все. Опытные учителя не оставляют этого без внимания, чтобы дети не считали такое явление нормальным. В начале урока учитель сказал: «На этом уроке у нас много дел. Надо проверить домашнее задание, посчитать устно, решить примеры и задачу». В конце урока он подводит итоги работы: «Все успели сделать, но не записали домашнее задание по арифметике. Придется на другом уроке это сделать. Работали все дети хорошо, только Коля и Миша задержали нас, медленно считали, так как плохо подготовили задание».
Чаще в конце урока называются те, кто хорошо работал. В отдельных случаях учитель указывает: «Если не будете успевать все выполнять на каждом уроке, не смажете перейти во II класс». Это производит на детей сильное впечатление, так как все они очень хотят перейти в следующий класс. С большой радостью, довольные заканчивают дети урок, когда все успевают сделать и даже, опережая учителя, заявляют. «Сегодня все успели». Иногда спрашивают: «Хорошо мы сегодня работали?» Когда же изредка не успевают сделать на уроке все намеченное, дети волнуются и просят: «Давайте останемся после уроков и закончим».
В перерыв между уроками дети нередко сами упрекают тех, из-за кого, по их мнению, не все сделали: «Ты сегодня опять вертелся, мешал, такой невнимательный».
После одного из уроков арифметики в конце третьей четверти дети сказали учителю: «Хорошо работали, а вторую задачу не успели решить» В тоне детей чувствовался вопрос, недоумение, раньше у них такого случая не было. Учитель объяснял: «Правда, вы сегодня все очень хорошо работали, молодцы, а не решили мы вторую задачу потому, что это новые и трудные задачи, мы первый раз решали две такие трудные задачи на одном уроке, а теперь научились и будем всегда успевать».
Дети успокоились. На последующих уроках арифметики они действительно успевали решать по две задачи и всегда выражали большое удовлетворение: «Вот как, за один урок две задачи».
Так изо дня в день постановкой цели и показом результатов их усилий учитель стимулировал детей на преодоление трудностей в их учебном труде, воспитывал ответственность перед коллективом.
При постановке учителем конкретных задач на день, на урок или на период подготовки к празднику важно не только поставить общую цель, но и показать частные цели (задачи) применительно к отдельным детям, то есть сочетать на каждом этапе деятельности учащихся общие цели и задачи с частными, индивидуальными. В процессе обучения это выражается в уточнении учителем задач, стоящих перед отдельными детьми в зависимости от их успехов или отставания в учении, при выполнении поручений — в уточнении и конкретизации требований к ребенку в зависимости от его поведения, успеваемости или других обстоятельств, а также в показе и его индивидуальных достижений, связанных с преодолением имевших место недостатков в учении или поведении.
Так, учитель указал задачи санитаров, а затем индивидуально поставил дополнительную задачу перед одним из них: «Ты теперь санитар и должна раньше приходить в школу, чтобы успеть проверить свою колонку. До сих пор ты часто опаздывала на зарядку, теперь тебе опаздывать нельзя!» Другому санитару, который часто приходил в школу с грязными руками, учитель сказал: «Перед тобой также стоит очень ответственная задача: следить за чистотой всех своих товарищей по колонке, заботиться об их здоровье. Чтобы справиться с этой задачей, ты и за собой должен очень строго следить, научись ничего не брать в руки по дороге в школу и приходить на уроки всегда с чистыми руками».
Цель, задача организует поведение детей, стимулируют усилия ребенка, положительное отношение к выполнению своих обязанностей, а также интерес и внимание к товарищам, к их успехам и неудачам. Общее стремление детей к единой цели, сформированное учителем, сближает их, возбуждает интерес к деятельности товарищей, заставляет переживать их успехи и неудачи. Характерно, что в тех классах, где учитель, постоянно подчеркивая задачи, стоящие перед каждым ребенком, но оценивая продвижение отдельных детей в решении стоящих перед ними задач, не заостряет внимания детей на общности этих задач, на единстве интересов детей, они очень мало внимания проявляют к успехам или неуспехам товарищей, редко можно встретить здесь и сочувствие детей друг к другу.
Сочетание требований к коллективу с требованиями к отдельному ребенку, сочетание целей и задач коллектива с целями и задачами отдельных детей является обязательным условием развития коллективных связей, сплочения детского коллектива. Одновременно с решением текущих учебных задач учитель использует и наиболее яркие моменты в учебной деятельности детей, превращая их умелой организацией в важнейшие события жизни детей. Получает ли ребенок первые книги и тетради, переходит ли от чтения букваря к чтению «Родной речи», от письма карандашом к письму чернилами или к письму в тетрадях с разлиновкой для II класса, все эти и многие другие события при своевременном начале подготовки к ним и при торжественном, продуманном проведении их становятся очень яркими, эмоционально привлекательными и постоянно мобилизующими первоклассников. К сожалению, у многих учителей эти события остаются незамеченными и никак не выделенными из повседневной жизни, и скрытая в них возможность воспитательного воздействия на детей не используется. Опытные же, вдумчивые учителя уделяют этому вопросу большое внимание. При подведении итогов за четверть такой учитель отмечает достижения детей по чтению, арифметике, письму, недостатки каждого из них. Он останавливает внимание детей на том, чему они должны научиться до конца учебного года, чтобы перейти во II класс.
Затем учитель подчеркнул, что «дети, которые будут очень стараться, уже в этой четверти начнут писать в тетрадях с разлиновкой для II класса. Это большая честь и большая радость для ученика I класса. Но для того, чтобы получить право на эту радость, надо каждый день отлично работать, стараться красиво и правильно писать, хорошо читать и считать».
Это сообщение учителя вызвало очень живую реакцию детей, значительно активизировало отношение их к учению, особенно к письму. Затем учитель почти ежедневно отмечал, кому «уже скоро можно доверить писать в тетради для II класса». Наконец настал день, когда учитель на уроке письма, прежде чем раздавать всем тетради, объявил: «Сегодня у всего класса большая радость. Четырем учащимся: (Миле В., Алле Р., Нине С. и Наташе М.) я разрешаю писать в тетрадях для II класса». Он предложил девочкам встать и торжественно вручил им новенькие тетради, поздравив их от себя и класса. Это событие глубоко пережили не только те, кто получил тетради, но и все дети. Постепенно тетради для II класса получали всё новые и новые дети. И вот уже последние две ученицы получили эти долгожданные тетрадочки. Учитель сделал это еще более торжественно, подчеркнул, что «сегодня у нас самая большая радость, так как уже все дети нашего класса с этого дня будут писать в тетрадях для II класса». И дальше уже появилась другая перспектива: «Это последние в I классе тетради по письму. В конце учебного года самые лучшие тетради мы поместим на выставку для родителей».
Закрепив достижения одного из этапов коллективными переживаниями детей, учитель постановкой новой перспективы мобилизует их на дальнейшее ответственное отношение к учению, на прилежание, заботу и внимание детей друг к другу.
Когда не только данное событие, но и другие, указанные выше, используются учителем так же на протяжении всего учебного года, у детей наблюдается постоянное стремление вперед, яркое переживание своих достижений, радость труда, что в огромной мере способствует упрочению привычки к систематическому труду, прилежанию, дисциплинированности, осознанию детьми общности своих задач, а в связи с этим и сплочению детского коллектива. В такие моменты дети практически переживают и узнают, что личная радость каждого — это радость и учителя, и родителей, и всего класса.
Воспитательное значение таких событий-перспектив в жизни детей велико и незаменимо, потому что они обеспечивают положительное отношение к учению не внешними детскими радостями, а радостями, порожденными развитием учебной деятельности и ее результатами.
Наряду с этим не менее важными и интересными для детей переживаниями могут быть и события их внеучебной жизни и деятельности, например первый день в школе, окончание I класса, праздники. Длительная подготовка к каждому празднику позволяет включать детей в различные виды трудовой деятельности и художественную самодеятельность, формировать дисциплинированность и трудолюбие в более широком плане, чем только в процессе обучения, пробуждать и формировать широкий круг интересов, включать детей в многообразные отношения с другими людьми и связывать жизнь детей с общественной жизнью страны. Все это значительно расширяет возможности для упражнения детей в общественном поведении, для приучения их к действиям и поступкам в соответствии с задачами и интересами коллектива. Следует отметить, что воспитательное значение праздников реализуется в полной мере тогда, когда они становятся и смотром достижений детей в учении, так же как они являются смотром достижений советских людей в труде. В таком случае подготовка к праздникам сопровождается и ростом интересов детей к учению.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +