Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Научение детей учению и выполнение ими требований к поведению


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Поведение учащихся I класса развивается в непосредственной зависимости от овладения ими умением учиться, овладения культурой учебного труда. Возможность выполнения учащимися требований к их поведению зависит преимущественно от овладения ими: а) навыками обращения с учебниками й всеми учебными принадлежностями, умением пользоваться ими; б) умениями и навыками организации своего рабочего места и своей деятельности; в) навыками совместной коллективной работы, умением учиться, работать под руководством учителя одновременно всем.
На первом этапе обучения в школе наблюдается особенно большое число нарушений порядка на уроках, невыполнения требований учителя. Они вызываются неумением детей пользоваться учебными вещами, организовать свое рабочее место и отдельные моменты своей деятельности. Рассмотрим характерный в этом отношении факт.
В ходе урока учитель предложил детям тихо, чтобы совсем не было слышно, убрать книги и тетради в парту. Дети начали спешить, волноваться, суетиться. Одна из учениц уронила карандаш. Оглянувшись по сторонам, она нагнулась, чтобы достать карандаш, и столкнула с парты книгу подруги. Та заволновалась, толкает девочку, которая краснеет, оглядывается по сторонам, смотрит на учителя, но вещи в парту не убирает. Получает замечание от учителя и еще больше краснеет, волнуется. Ученица не выполнила требования учителя, хотя ей очень хотелось это сделать.
На уроке письма другая ученица аккуратно положила тетрадь, взяла ручку, обмакнула перо в чернила и начала писать, осторожно выводя буквы. На второй букве сделала кляксу и горько заплакала: «За кляксу поставят единицу».
Многие дети не могут своевременно, по требованию учителя, открыть нужную страницу в книге, не умеют правильно сидеть, держать ручку при письме, а в результате плохо пишут, не выполняют и другое требование учителя: «содержать в чистоте тетрадь, руки, рабочее место».
В тех классах, где учитель с первых дней работы с детьми не уделял должного внимания тому, чтобы научить детей учебным действиям, навыкам, подобные факты встречались в течение всего учебного года. Дисциплина становилась к концу года хуже, так как если сначала дети робели от каждого замечания учителя, часто плакали при неудаче, то потом привыкли к этому, начинали относиться более равнодушно и к своим нарушениям порядка и к наказаниям учителя. В то же время нарушение порядка на уроке кем-либо из детей чаще стало вызывать в классе смех, появились прозвища: «растяпа», «копуля», «грязнуля» и т. д. Учитель, слишком часто порицая провинившихся, создавал неправильное отношение к ним со стороны остальных детей. На организацию дисциплины, порядка учителя в таких классах нередко безрезультатно тратят по 15—20 минут урока, и не только в начале учебного года, но и в конце. Так зарождается недисциплинированность, исходной причиной которой со стороны детей является неумение выполнять свои обязанности, требования учителя, а со стороны учителя — несерьезное отношение к обучению детей навыкам учебного труда и связанным с ними навыкам поведения на уроке. В тех классах, где учителя уделяют этому достаточное внимание, нарушения встречаются в начале учебного года, но по мере закрепления у детей организационных навыков (умение правильно разложить книги в парте и на парте, убрать все в установленном порядке, навести чистоту и др.), навыков пользования учебными пособиями и принадлежностями (книгами, указкой, закладкой, чернилами и т. п.) подобные нарушения исчезают, дисциплина детей становится более прочной, темп учебной работы на уроке значительно ускоряется. Если в начале первой четверти на организацию труда и поведения детей на уроке и обучение их необходимым навыкам, то есть на так называемые «организационные моменты», уходит иногда до 15—20 минут урока, то уже к концу первого полугодия уходит лишь несколько минут, необходимых для организации труда и переключения внимания детей.
Обучение детей навыкам пользования учебными принадлежностями и организации учебного труда осуществляется передовыми учителями в процессе урока как его необходимая составная часть, место и роль которой в I классе изменяется на протяжении учебного года. В начале учебного года происходит обучение навыкам учебного труда и связанным с ними навыкам поведения с называнием и показом отдельных действий, элементов и их последовательности, а не только последовательности видов деятельности, например: «Возьмите промокашку левой рукой за левый верхний уголок, вот так (показ), осторожно положите на тетрадь (показ), слегка прижмите правой рукой два раза (показ), закройте тетрадь». Или: «Быстро и тихо встать около парты: тихо открыть парту и встать; выставить в проход ногу, стоящую у края парты, и приставить к ней другую ногу». Учитель приучает детей не делать при этом лишних движений, добивается от всех детей четких, координированных и красивых движений, прямой осанки. Учитель приучает детей правильно готовиться к началу письма: «Сесть правильно; ноги стоят твердо, спина прямая, плечи держать ровно, голову сильно не наклонять; локти лежат на парте, грудью не упираться в парту. Возьмите правильно ручку (проверяет). Возьмите чернил до дырочки на пере, пишите».
Так дети обучаются не только навыкам учебного труда и поведения на урока, но и другим навыкам и умениям: организованно выходить из класса, культурно кушать, четко выполнять обязанности дежурных и т. д. Во всех случаях точность и быстрота выполнения детьми требований, правил зависят от правильного сочетания анализа и синтеза в методике работы учителя. Уже в конце сентября, по мере усвоения детьми формируемых навыков и упрочения их, учителя постепенно исключают моменты показа частичных действий, сохраняя требование выполнения разных действий с указанием только их последовательности. В конце первого полугодия дети в большинстве случаев уже самостоятельно применяют приобретенные навыки под контролем учителя, а во втором полугодии в работу детей постепенно вводится все больше элементов самоконтроля, самопроверки с помощью учителя. Например: «Приготовьтесь к письму. Проверьте, как вы сидите, держите ручку. Пишите». Если у отдельных детей наблюдаются ошибки, учитель чаще всего говорит: «Посмотри, как это сделали твои товарищи».
В конце учебного года дети нередко проверяют себя при выполнении разных видов деятельности даже без напоминания учителя. Часто на уроке можно слышать, как ребенок, обмакивая перо в чернила, полушепотом произносит: «Чернил до дырочки», или, берясь за страницу книги, чтобы перевернуть ее, шепчет: «За верхний уголок правой рукой», или, проверяя написанное, говорит: «Сравнить теперь...» (сравнить с написанным на доске) и т. д. К данному времени у детей уже упрочилась определенная система работы и поведения на уроке, поэтому нет необходимости заниматься обучением их навыкам, нужно лишь напомнить о необходимости их выполнения и контролировать, постепенно приучая детей к самоконтролю.
В практике мы видим, что в течение всего года учителя сохраняют периодическую проверку выполнения детьми установленного порядка (порядок в парте, в сумке, состояние учебников и учебных принадлежностей), применения ими приобретенных навыков труда и поведения. Овладение подобными навыками создает условия для быстрого, четкого выполнения всех требований учителя, способствует большей концентрации внимания учащихся на содержании урока, выравниванию темпов работы отдельных детей. Это приводит к общей дисциплине на уроке, к формированию своеобразного стиля работы всего класса: слаженности, четкости, ритмичности, своего рода красоты детского труда и поведения, на что опытные учителя обязательно обращают внимание детей, чтобы возбудить и у них это чувство удовлетворения своей работой и своим поведением, стремление к еще лучшим результатам.
Сравнительная легкость и быстрота, с которой первоклассники овладевают учебными навыками и навыками поведения у опытных учителей, как мы показали, определяется тщательным расчленением на первом этапе каждого требования, правила и навыка и показом путей и способов выполнения каждого вычлененного, частичного требования и действия. Только при условии упрочения этих элементов создаются предпосылки для успешного выполнения детьми все более и более общих требований и освоения все более сложных навыков на последующих этапах обучения и воспитания.
Это относится и к обучению детей навыкам организации своей учебной деятельности как важнейшему элементу культуры учебного труда. Опытные учителя первых классов начинают с обучения детей организации своего рабочего места — умению своевременно приготовить необходимое для работы, убрать все лишнее, так, чтобы было удобно работать, чтобы рабочее место было аккуратным, чистым. Затем они постепенно учат правильно организовать непосредственно учебную деятельность: «Сначала прочитай предложение, повтори его, не глядя в книгу... Прочитай первое слово... пиши», «Прочитай задачу... повтори... разбери и реши устно... Вспомни, какой первый вопрос и как на него ответить. Записывай решение первого вопроса... Вспомни второй вопрос... Запиши решение» и т. д... Учитель учит детей, как готовиться к пересказу, как заучивать стихотворение и т. д., создавая тем самым предпосылки для успешного выполнения детьми своих учебных обязанностей и связанных с ними требований к поведению. Значит, не только в области усвоения знаний, навыков чтения, письма, счета, но и в области формирования поведения необходимо обеспечить аналитическую основу для развития таких сложных форм синтеза произвольных действий, какими являются поступки детей, регулируемые правилами поведения. Прежде, чем требовать от ребенка совершения правильных поступков, нужно научить его правильно действовать в данных, новых для него условиях. В этом и состоит особая воспитательная задача формирования поведения в I классе в процессе обучения, актуальность которой исключительно велика в первой половине учебного года, особенно в первой четверти. Еще более важной и трудной задачей является воспитание у детей навыков коллективной деятельности, умения активно и самостоятельно работать. Это трудно потому, что дети на первом этапе обучения не только мало связаны между собой, не проявляют самостоятельно должного внимания к деятельности и поведению друг друга, но слабо связаны и с учителем. Наши наблюдения за детьми в начале учебного года показали, что дети часто не считают обязательным для себя слушать все, что говорит учитель классу, и поэтому очень часто выключаются из урока. Они как бы забывают, что находятся на уроке, и начинают заниматься посторонними делами, иногда даже недоумевая при замечаниях учителя.
На уроке 2 сентября ученица во время работы по картинке тихо встала, подошла к окну и стала перебирать цветы. На замечание учителя она ответила: «А я тихо, я не буду шуметь». В тот же день другая ученица, вместо того, чтобы слушать учителя и товарищей, которые читали наизусть стихотворение, стала расплетать и заплетать свои косички. Учитель сделал ей строгое замечание, девочка заплакала. В ответ на утешение учителя она ответила: «Я совсем ничего не сказала, это Наташа разговаривала...» То, что разговаривать на уроке нельзя, она уже запомнила, а что нужно слушать все, что говорит на уроке учитель и ее товарищи, она еще не поняла.
Коллективная деятельность может быть успешной лишь при постоянном координировании действий всех детей с действиями учителя, при наличии прочных и многообразных связей между детьми, постоянного взаимного внимания и заботы о том, чтобы не только не мешать друг другу, но и учиться на опыте товарищей. Эти задачи разрешаются учителем начиная с первого урока. Прежде всего учитель в соответствии с «Правилами для учащихся» учит детей тому, когда и как можно задавать вопросы, спрашивать, отвечать, изъявлять желание или готовность слушать, ответить так, чтобы не мешать работе всего класса и учителя, как нужно сидеть и слушать учителя и товарищей, чтобы все слышать и своевременно все выполнять. Это важнейшие элементы культуры учебного труда, составляющие специфичный для учебной деятельности способ общения детей и учителя в процессе обучения.
Дети относительно быстро овладевают такими навыками общения в процессе обучения, как спрашивать, отвечать и т. д. Самое трудное для них в овладении новым способом общения — это умение слушать, быть внимательным к слову учителя и товарищей и точно действовать, своевременно реагировать на каждое слово учителя. Это требует от детей большого напряжения всех сил, а не только внимания, поэтому дети быстро устают на уроках. Наблюдая и сравнивая, как происходит такое упрочение связи между словом учителя и поведением детей на уроке в разных классах, мы видели, что в начале учебного года во всех классах отношение детей к словам учителя носит общий характер: все стараются слушать учителя, выполнять его указания. В дальнейшем у одних учителей дети постепенно привыкают быть внимательными на уроках, меньше устают, поведение их все более соответствует тому, что говорит, требует учитель. В других же классах наблюдалось, особенно во второй половине учебного года, заметное снижение внимания детей к словам учителя, следовательно, и ухудшение дисциплины на уроках. Внимание детей организуется не ходом работы, а какими-либо резкими, специальными мерами (окрики, замечания, наказания и т. п.). Это неизбежно влияет на отношение детей к учению в целом: исчезает серьезная, деловая подтянутость, ответственность детей за свое поведение и работу, если она не поддерживается мерами принуждения.
Подобный результат порождается, конечно, всей работой учителя, но во многом зависит от особенностей его речи. Повышение роли слова учителя как главного средства воспитательного воздействия на детей в процессе обучения имеет важнейшее значение для организации внимания и поведения детей на уроках. Поэтому в практике передовых учителей I класса наблюдается стремление каждым своим словом, каждым движением вызывать ответную деятельность детей. Спокойная, предельно выразительная, преимущественно обучающая речь учителя, отсутствие в ней лишних слов, замечаний, поучений, доступный детям темп речи воспитывают у них внимание, привычку реагировать на каждое слово и каждое связанное со словом действие или жест учителя. Внимательное отношение к слову учителя подкрепляется и тем, что время от времени он предупреждает детей: «Объясняю только один раз», «Повторяю только один раз», «Объясню, и будете писать в тетрадях, упражняться в объяснении у доски не будем» и т. п.
Все замечания, сделанные детям, и требования к ним обычно носят положительный организующий и обучающий характер: «Витя, закрой книгу и убери руки назад», «У всех ротики закрыты, глаза смотрят на доску, проверьте себя», «Поднимите головы выше. Спины сделайте прямыми. Ноги стоят неподвижно», «Встань, Миша, смотри на доску стоя, если сидеть не умеешь» и т. д. Всевозможные упреки, запрещения, отрицательные оценки поведения по ходу работы с учащимися I класса оказываются малоэффективными, так как не организуют детей, не показывают пути правильного поведения. В I классе все меры воздействия, лишь внешне дисциплинирующие ребенка, но не направляющие его поведение по правильному пути, не дают нужного результата, понижают внимание детей к словам учителя. Обращенная кр всему классу спокойная, обучающая, эмоционально-выразительная, без лишних слов и умеренная по темпу речь учителя обычно приводит к тому, что в результате у детей воспитывается внимательное, вдумчивое отношение к слову, они редко пропускают непонятные, трудные для них слова и спрашивают: «А что это такое?», «А как это «знаменитый» был?» и т. д. Поведение детей все больше соответствует тому, что говорит учитель, так как они привыкают без всяких предупреждений следовать его указаниям.
Напротив, многословие, ускоренный темп, повышенный тон речи учителя понижают внимание детей к ее содержанию, замедляют темп работы и приводят к нарушениям дисциплины в классе. Детям трудно вычленить основное в общем потоке слов учителя, большинство из которых не требует от ребенка каких-либо активных ответных действий или даже совсем не относится ко всем детям. Они быстро устают слушать такую речь и выключаются из активной работы на уроке. Кроме того, в подобных случаях учитель бывает вынужден обязательно несколько раз повторять основное из сказанного им, чтобы дети усвоили и выполнили то, что требуется от них. Они это быстро улавливают и убеждаются, что многое из того, что говорит учитель, можно не слушать, так как он «еще потом будет об этом рассказывать». В отдельных случаях бывает так, что ребенок говорит: «Я не запомнил». Учитель начинает снова повторять сказанное, хотя ребенок просто не слушал раньше то, что говорил учитель. Это ведет к тому, что у детей снижается ответственность за свое поведение, появляется привычка отвечать лишь на дополнительное индивидуальное обращение учителя, коллективный характер работы на уроках разрушается. Слово учителя, не подкрепляемое ответной деятельностью, перестает быть значимым сигналом к действию, организующим поведение и деятельность детей.
Установление необходимой связи между словом учителя и поведением детей в I классе зависит также и от физического состояния детей. Повышенная утомляемость первоклассников и эмоциональная возбудимость часто становятся причиной выключения их из работы на уроке, понижения внимания к слову учителя. В таких случаях не помогают никакие замечания и требования учителя, если они не сопровождаются сменой видов деятельности, обеспечивающей детям активный отдых.
Для поддержания внимания детей I класса на уроке, сохранения работоспособности их в течение всего дня и создания тем самым условий для выполнения всех заданий учителя, для воспитания привычки к исполнительности, дисциплинированности большое значение имеет предупреждение выключения их из активной работы на уроке в связи с утомлением. Регулярное проветривание класса, разнообразие форм и видов самостоятельной деятельности детей на уроке, возбуждение интереса к уроку — все эти условия необходимы для сохранения работоспособности детей на уроке в I классе, но их недостаточно.
В борьбе с утомлением детей I класса важное значение имеет включение в урок моментов, требующих моторной активности детей. Моторная активность детей I класса способствует правильному кровообращению и значительно уменьшает утомление. Большое значение имеют физкультминутки на уроках, особенно в первой половине учебного года, хотя значение их сохраняется до конца обучения в I классе.
Чаще всего физкультминутки проводятся на уроке при переходе к новому виду работы или включаются органически в содержание урока: «Покажите, дети, как уточка лапками воду загребает», «Покажите, как пилят дрова». В таких случаях дети предварительно встают и становятся возле парт. Затем выполняют под команду учителя различные упражнения.
Необходимость разнообразия форм деятельности и моторной активности детей на уроке для предупреждения и снятия утомления хорошо понимают уже почти все учителя первых классов. Однако не все, особенно молодые учителя, правильно определяют их меру. Мы наблюдали работу двух молодых учителей. Учитывая живость, подвижность детей и необходимость в связи с этим разнообразия форм работы, обеспечения на уроке моторной активности детей, эти учителя стремились максимально удовлетворить потребности детей в движениях, в смене видов деятельности. Малейшее движение в классе эти учителя принимали за утомление детей и без конца заставляли их выполнять под команду движения рук, ног, туловища. В результате они не приучали их к сосредоточенности, к сдержанности, слабо развивалась у детей и устойчивость внимания. Дисциплина в классах не только не укреплялась, но и падала.
Подобные же недостатки — слабое развитие самоконтроля и сдержанности в поведении детей — наблюдается и тогда, когда учитель, умело чередуя различные виды деятельности детей, создает беспрерывную их занятость серьезной работой на уроке. Один из учителей делал это сознательно, считая, что «дети-семилетки не могут сидеть спокойно без дела». В итоге дети на уроках этого учителя перегружались, уставали, выключались из работы. Но самым заметным недостатком в поведении детей в этих случаях становилось то, что они не умели вести себя спокойно ни одной минуты, если освобождались от организованной деятельности под руководством учителя. Дисциплина и к концу года оставалась на уроке удовлетворительной только в то время, когда дети работали. Причина здесь в том, что учитель, зная, как трудно детям семилетнего возраста осуществлять самоконтроль, не ставил задачу воспитывать это качество. Он мало приучал детей сдерживать свои желания, порывы, настроения, управлять своим поведением.
Другую картину мы наблюдали у опытных, вдумчиво относящихся к делу учителей. С первых дней обучения в школе они уделяют большое внимание воспитанию у детей умения самостоятельно управлять своим поведением, тормозить, если нужно, свои порывы, желания, а также понимания того, что отношение к учащемуся коллектива товарищей, учителя зависит от его умения быть настоящим школьником. Воспитание у детей сдержанности дает возможность этим учителям не перегружать детей на уроках, создавать условия для некоторого отдыха.
Для частичного отдыха и переключения на другую работу опытные учителя используют такие моменты урока, как сбор и раздача тетрадей, просмотр учителем выполненных заданий и др.
Учитель раздает тетради. Дети сидят, заложив руки назад, Учитель кладет тетради перед каждым из учеников, но никто из них не трогает их до тех пор, пока он не скажет: «Открыть тетради». Если кто-нибудь берет тетрадь раньше, учитель отбирает ее, дети предупреждены: «Кто играет тетрадью, карандашом или ручкой, берет их в руки, когда не нужно, тот еще не настоящий школьник, ему рано давать их».
В других случаях учитель говорит: «Проверяю, кто умеет сидеть в классе, как настоящий ученик...» В это время он раздает тетради. Дети стараются сидеть тихо, спокойно, отдыхают.
Или: «Проверяю, как вы поняли объяснение и как умеете сидеть на уроке». Вызывает детей по очереди к доске писать новую букву; сидящим за партами предлагает следить, как пишет их товарищ.
При такой работе учителю иногда приходится помогать ученикам, вызванным к доске, учить их, а остальные дети в это время мало заняты, но они сидят тихо, так как знают, что учитель видит, кто сидит, «как настоящий школьник», а кто нет. Настоящими же школьниками хотят быть все. Похвала, одобрение тех, кто хорошо сидит, стимулирует и остальных детей.
Подобные упражнения детей в умении сдерживать себя приводят постепенно к образованию привычки всегда сидеть на уроках спокойно и быть внимательными. Сначала это требует от детей определенных усилий, но постепенно их нужно все меньше и меньше, и наконец дети просто отдыхают в такие моменты, не нарушая порядка. Создается предпосылка для ровного поведения детей во все моменты урока, исключается возможность перегрузки и перевозбуждения детей. Особенно важным результатом такой организации работы с детьми является формирование у них произвольного поведения, самоконтроля, сдержанности, что также является очень важным показателем культуры труда, готовности детей к выполнению предъявляемых им требований, правил поведения.
При работе с детьми-семилетками учителю приходится продумывать каждый свой шаг, учитывать особенности каждого момента урока, чтобы приучать детей к систематическому активному труду на уроке и предупреждать возможности выключения их из работы, невыполнения требований учителя. А поводов, объективных причин для этого в работе с маленькими детьми очень много. Зная такую особенность детей, как трудность переключения внимания с одного вида деятельности на другой, учитель считает своей специальной задачей организовать переключение внимания детей по ходу урока так, чтобы не допустить выключения из коллективной работы отдельных из них, отставания, невыполнения требования учителя. Чтобы переключить детей с одного вида деятельности на другой, учитель организует соответствующие коллективные действия, активизирует моторную деятельность детей, подготавливает их к новому виду работы: «Промокните страничку, закройте тетрадь и положите ее на уголок парты. Положите руки перед собой. Смотрите на меня. Слушайте задание».
Учитывая, что на состояние работоспособности, внимания детей оказывают влияние самые различные моменты, учитель раздает тетради с отметками и предлагает детям посмотреть их. Всех детей интересуют выставленные отметки. Если учитель не разрешит им посмотреть их, дети сделают это без разрешения, нарушат установленное правило («не брать на уроке в руки тетрадь без разрешения учителя»), отвлекутся от работы, отвлекут и учителя.
Из сказанного следует, что вопросы организации и воспитания внимания у детей I класса составляют большую воспитательную задачу, без решения которой невозможно сформировать культуру учебного труда, закрепить у детей те основы поведения, которые будут развиваться и совершенствоваться в последующие годы обучения.
В содержание работы по формированию культуры учебного труда и готовности детей к выполнению требований школы входит обязательным элементом установление и закрепление связи между речью учителя, его словом и ответной деятельностью, поведением детей. Это необходимая предпосылка для организации внимания и дисциплины в процессе обучения, для повышения эффективности всей учебно-воспитательной работы с детьми. Выше было показано, что это достигается учителем, если он внимательно учитывает силы и возрастные особенности детей, подчиняет всю систему своих воздействий приучению детей к исполнительности, активности и самостоятельности в работе, к умению работать одновременно и согласованно с другими детьми.
Внимание детей к слову учителя и точность их поведения достигаются при неустанном и глубоком внимании учителя к каждому шагу деятельности детей и при создании предпосылок для ее успеха. Одной из таких важнейших предпосылок в плане формирования культуры учебного труда является формирование у детей навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Опытные учителя начиная с первых уроков систематически приучают детей сравнивать написанную ими палочку, букву, цифру с написанными учителем на доске или с написанными другими детьми, приучают находить у себя самую красивую букву или, наоборот, ошибку свою или товарища, рассказать о них. Также дети приучаются сравнивать правильность, выразительность чтения слов и предложений, а затем рассказов, способы решения примеров и задач, изготовления изделий по ручному труду и т. д. Тем самым внимание детей систематически привлекается не только к процессу, но и к результатам труда своего и своих товарищей. У них формируются критерии оценки своей деятельности, объективность оценки, а на этой основе — критический подход и требовательность к результатам своей деятельности.
Это дает учителю возможность постепенно ослаблять внешний контроль за деятельностью детей (со стороны учителя, родителей) и все больше опираться на активность, самостоятельность, взаимоконтроль и самоконтроль детей.
Практика многих учителей показывает, что уже в I классе нельзя долго поддерживать точность, исполнительность детей как в деятельности, так и в поведении только внешним контролем. Это снижает их собственную ответственность за качество своей работы, за свои поступки.
Итак, в формирование культуры учебного труда как необходимой предпосылки для выполнения детьми правил поведения входит научение детей навыкам обращения с учебниками, учебными принадлежностями и с учебной мебелью, навыкам организации рабочего места и своей деятельности, навыкам коллективной работы и культуре общения, воспитание внимания к слову учителя и товарищей и умения точно на них реагировать, приучение к самоконтролю и сдержанности. Все это составляет для первоклассника умение учиться и обеспечивает объективную готовность к выполнению правил поведения. Сформировать такую готовность детей можно только в процессе учебной деятельности в школе. Особенно важен для этого первый период обучения. Если учитель не уделяет особого внимания формированию готовности детей к выполнению требований школы, то этот процесс очень затягивается, и неизбежно появляется невыполнение данных требований, нарушение установленных правил поведения, возникают связанные с этим отрицательные чувства и переживания детей, оказывающие отрицательное влияние и на развитие отношения детей к школе, к учению, к самим себе. Содержание воспитательной работы в подготовительный период обучения детей в I классе заключается в обучении их навыкам учебного труда, в обеспечении первоначального усвоения детьми правил поведения на уроках и овладения навыками и умением выполнения их; навыки эти развиваются, совершенствуются и закрепляются в течение всего последующего периода обучения детей в школе.
Умение учиться помогает ребенку не только хорошо усваивать учебный материал, но создает для него возможность выполнить и предъявляемые ему нравственные требования, правила поведения (быть аккуратным, внимательным, исполнительным и др.); чаще всего умение учиться положительно сказывается на отношении ребенка к учению, к другим людям и к самому себе. Все больше овладевая культурой учебного труда и добиваясь все больших успехов в учении, дети переживают чувство успеха, удовлетворения от своей работы и от работы класса в целом. Они начинают замечать и с большой радостью отмечать, как они дружно, слаженной быстро считают, как свободно решают на уроке не одну, а уже две задачи, как читают не один букварь, а и другие книги. Это удовлетворение представляет собой уже ростки качественно иного отношения к учению, чем отношение дошкольника. Факты эти совершенно очевидны. Однако целый ряд наших наблюдений показывает необходимость более дифференцированно рассматривать влияние умения учиться и особенно успехов в учении на нравственное развитие и поведение детей и учитывать те педагогические условия, при которых это влияние сказывается положительно.
Многие факты показывают, что нравственное развитие ребенка, в частности формирование прилежания, ответственного отношения к учению как своей основной обязанности и в особенности отношения к товарищам, к людям, не находится в прямой зависимости от успехов в учении. Уже в I классе можно было наблюдать отдельные факты, когда овладение навыками учебной работы и первые успехи ребенка в учении сопровождались не ростом, а снижением прилежания.
Витя Р. в первой и второй четверти был отличником. Учитель постоянно хвалил его перед классом, подчеркивал открыто для мальчика его хорошие способности. Восхищение способностями сына особенно сильным было в семье. В результате мальчик стал переоценивать свои силы, меньше усилий прилагал к выполнению заданий, «хвастался» перед детьми, что он «за 15 минут выучил все уроки». Это привело к тому, что к концу года Витя перестал быть отличником, к великому огорчению учителя и родителей. Успехи мальчика в учении, его учебные действия оформились в отрицательные поступки, так как под влиянием указанных выше условий у него появилось неправильное отношение к своим успехам и к товарищам.
Рассмотрим и другой факт. Алла Н., успевающая в основном на тройки, с большим трудом овладевала письмом. Она последней получила разрешение писать чернилами, очень сильно это переживала, много плакала. Неудачи преследовали ее и во втором полугодии. Ей последней разрешили писать в тетради с разлиновкой для II класса. Тем не менее в течение всего года девочка очень упорно и прилежно работала, так как положительное отношение к учению умело поддерживалось разъяснительной работой учителя и родителей. Во время одной из бесед девочка сказала: «Я не люблю писать, но я все время стараюсь. Мама сказала, что теперь все должны учиться, всё знать, а то и на работу никуда не возьмут, когда большая буду. А потом, правда, если я все время буду стараться, то научусь хорошо писать?» Здесь мы видим, что отношение девочки к учению опирается на воспитанные у нее положительные мотивы учения.
Учителя и родители хорошо делают, когда с первых шагов формируют у детей отношение к учению как к их главной обязанности, независимо от того, насколько приятно для них выполнение такой обязанности. Конечно, очень хорошо, когда отношение к учению как к его обязанности подкрепляется интересом ребенка к своей деятельности, радостными чувствами и переживаниями. К этому надо стремиться, но в практике не всегда так получается. Мотивы же учения должны быть положительными и устойчивыми, постоянно побуждающими к усилиям для преодоления трудностей. При слабой специальной воспитательной работе учителя по формированию у детей положительных мотивов учения мы встречаемся с фактами, когда неудачи в учении влекут за собой развитие отрицательного отношения к учению, к школе, к срыву в поведении.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии умения учиться, успехов в учении на развитие нравственных качеств, характеризующих отношение ребенка к людям, к товарищам и самому себе. Уже в I классе можно наблюдать у отдельных отличников элементы эгоизма, самолюбования, пренебрежительного или безразличного отношения к товарищам, даже нездоровой зависти при виде успехов и радости при неудачах у других детей. Источник этих отрицательных качеств — противопоставление хорошо успевающих слабо успевающим, неправильная оценка учителем успехов ребенка в учении и соответственно неправильная самооценка этих успехов у детей. За внешне хорошим отношением к учению упускается основная характерообразующая черта — отношение к людям. Следствием таких недостатков в работе учителя и является то, что у отдельных детей отношение к отметке подменяет интерес к учению и знанию, то есть не формируются правильные моральные мотивы учения и поведения. Такие дети начинают пренебрежительно относиться к своим товарищам, особенно отстающим или неуспевающим, неправильно строят свое поведение по отношению к ним.
Каков путь предупреждения возможного отрицательного влияния успехов в учении на развитие отношения к людям? Его мы видим в опыте лучших учителей. Состоит он в том, чтобы: а) оценка успехов в учении не подменяла собой оценку личности ребенка в целом; учитель обязан подмечать положительные стороны всех детей; б) научение детей учению органически сочеталось с формированием общественной направленности усилий ребенка, мотивов его поведения. Это значит, что надо учить учению в сочетании с собственно воспитанием и доводить обучение действиям и приобщение к деятельности до формирования поступков и поведения. Успехи отдельных детей в учении надо связывать с задачами коллектива, всемерно привлекать хорошо успевающих учащихся товарищеской помощи другим детям, к выполнению поручений, приучающих заботиться об интересах всего класса и каждого члена коллектива в отдельности.
Из сказанного следует, что умение учиться по-разному может влиять на развитие у детей мотивов учения, отношения к учению и к людям: «Хочу быть всегда первым», «Хотя трудно, все равно учиться нужно, чтобы хорошо работать, когда вырасту» и т. д.
Качество поведения ребенка зависит от того, как он осознает свое умение учиться под влиянием специальной воспитательной работы учителя, направленной на организацию жизнедеятельности детей и формирование элементов нравственного сознания.
Учить учению — это значит решать учебную задачу, но успешное ее решение обеспечивает возможность использования успехов детей в учении для формирования у них положительного опыта общественного поведения, их отношения к людям. Для этого требуется и специальная дополнительная воспитательная работа. Учение нужно сочетать с формированием правильных повседневных взаимоотношений с людьми, прежде всего с товарищами по классу, чтобы в результате у детей появлялись правильные поступки.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +