Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Выполнение общественных поручений и формирование правильных поступков


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Поступив в школу, первоклассник не ограничивается только учением. Серьезное значение для формирования поведения детей имеет выполнение ими общественных поручений, как постоянных, так и временных. Дело в том, что различные виды деятельности имеют свою специфику, определяющую и характер требований к поведению детей в процессе деятельности. Поэтому овладение детьми одним видом деятельности, например учением и соответствующим поведением в процессе учения, не всегда обеспечивает правильность действия и поведения в условиях других видов деятельности, например труда, общественной работы.
Общественная работа требует иного и более высокого уровня ответственной зависимости между членами детского коллектива, чем учебная деятельность. В процессе обучения дети находятся в одинаковых отношениях друг с другом и с учителем, имеют равные права и обязанности. В процессе же общественной деятельности выделяются отдельные лица — уполномоченные коллектива, которым предоставляются более широкие права и к которым предъявляются более высокие требования в отношении их ответственности перед коллективом за поддержание установленного порядка, за соблюдение интересов коллектива. Выделив из своей среды таких ответственных лиц, все члены коллектива обязаны подчиняться им и помогать. Это уже новые и более сложные отношения, в которых учащиеся I класса должны научиться правильно поступать, чтобы быть подготовленными к вступлению в более высокого типа организацию детского коллектива — пионерскую организацию.
В течение года происходит постоянная смена детей, выполняющих и относительно длительные и разовые поручения, поэтому характер ответственной зависимости между детьми все время изменяется.
В процессе выполнения общественных поручений особенно активным, многообразным и заметным для детей является взаимодействие личности с коллективом, являющееся упражнением в общественном поведении. Формирование умения нести ответственность не только за себя, но и за весь коллектив, умения потребовать от других и подчиниться требованиям товарища, подчинить свои интересы интересам коллектива с необходимостью требует как можно раньше включить детей в посильную общественную работу.
Особенностью общественной работы является более высокий уровень самодеятельности и самостоятельности детей, что является необходимой предпосылкой для овладения организационными навыками, навыками взаимоконтроля и взаимопомощи, для воспитания. инициативы, организованности, дисциплинированности.
Выполнение общественных поручений включает в себя различные виды деятельности: организационную, элементы самообслуживания, бытового и учебного труда. Это создает предпосылки для упражнения детей в правильном поведении в самых разных условиях и воспитания правильного отношения к различным видам деятельности.
Особенно важно, что общественная работа содержит предпосылки для преодоления замкнутости детского коллектива, оторванности его от жизни школьного коллектива. Посредством общественной работы устанавливаются межколлективные связи, связь классного коллектива с другими и школьным коллективом в целом. По отношению к I классу это достигается включением детей в систему дежурств по поддержанию чистоты и порядка в классах и коридорах, посредством установления шефства старших школьников, пионеров и комсомольцев, над первоклассниками и работы их с октябрятами.
Пионеры старших классов оказывают учащимся I класса помощь в овладении навыками выполнения общественных поручений. Это хорошо влияет на детей, если такая помощь не является подменой деятельности самих первоклассников, а последнее встречается нередко. На первом этапе пионеры бывают с первоклассниками ежедневно на переменах и после уроков. В это время они напоминают детям об их обязанностях, показывают, как лучше их выполнять, говорят детям, как им вести себя. Поведение пионеров, работающих с первоклассниками, является наглядным примером того, как нужно выполнять правила поведения в школе и вне школы.
В дальнейшем главное внимание пионеров направляется на внесение нового, интересного в жизнь первоклассников (игры, прогулки, лепка и др.), на подготовку к вручению октябрятских звездочек и организацию интересной работы в октябрятских группах.
Общаясь, таким образом, в процессе конкретных дел с учащимися старших классов, первоклассники чувствуют свою связь не только с классом, но и со всей школой.
Мы видим, что в процессе выполнения детьми различного рода общественных поручений они попадают в такие условия, которые значительно отличаются от условий учебной деятельности на уроках. Это и дает учителю возможность учить детей правильно поступать при разных обстоятельствах.
В I классе дети выполняют целый ряд необходимых и доступных общественных поручений, виды которых практически стали уже относительно общими для большинства классов. К ним относится выполнение обязанностей дежурного по классу, по уходу за цветами, за жиёотными в живом уголке, обязанностей санитара, библиотекаря и некоторых других. Все они составляют для детей новый вид деятельности. Некоторые учителя не учитывают этого и не уделяют должного внимания обучению детей выполнению поручений. В результате дети, даже воспитанники детских садов, которым приходилось уже выполнять аналогичные поручения в детском саду, долгое время не справляются с ними. И это понятно, так как условия и содержание поручений в школе являются для них новыми. Некоторые дети, получив поручение, фактически не включаются в выполнение его. Учитель характеризует их как «стеснительных», «робких», «вялых» и даже «ленивых». Опыт же лучших учителей показывает, что все учащиеся I класса с большим желанием и интересом включаются в выполнение поручений, хотя индивидуальные особенности их поведения при этом и сохраняются. Больше того, учитель использует включение в выполнение общественных поручений слабых по успеваемости детей для того, чтобы они смогли почувствовать свою силу, пережить чувство удовлетворения от выполнения поручения и завоевать доверие и расположение детей, занять свое положительное место в коллективе. Достигается это тем, что учителя с первых дней тщательно учат детей выполнению общественных поручений.
Рассмотрим, когда и в каком объеме включаются общественные поручения в содержание работы с первоклассниками, как дети учатся их выполнять. Вопрос этот разрешается по-разному в практике учителей. В отдельных классах с начала учебного года вводилось много видов общественных поручений с объемом обязанностей, которые оставались неизменными весь год. В результате часто наблюдалось, что сначала детям были непосильны предъявляемые им требования и обязанности, и они плохо их выполняли, а потом привыкали к этому, не считали обязательным тщательное выполнение своих обязанностей. Да и сами учителя, понимая затруднения детей, не предъявляли последовательных и четких требований, слабо контролировали выполнение детьми общественных поручений.
В других случаях поручений было мало, за весь год детьми выполнялись только обязанности дежурных и санитаров. Обязанности выполнялись длительно одними и теми же детьми. Контроль за работой дежурных и санитаров был слаб и несистематичен. Санитары устали, потеряли интерес к своим поручениям и фактически перестали их выполнять. Совершенно очевидно, что такая организация элементов общественной работы в воспитании детей приносит больше вреда, чем пользы.
Наряду с этим накоплен богатый положительный опыт, раскрывающий большие возможности воспитания детей на выполнении общественных поручений уже в I классе. Опытные учителя в течение добукварного периода, когда дети только начинают знакомиться и постепенно овладевать школьными требованиями к поведению, учебными навыками и умениями, в основном сами проверяют санитарное состояние детей, класса и т. д. Дети привлекаются для выполнения под руководством учителя небольших разовых поручений (посмотреть, не оставил ли кто-нибудь что-либо в парте, стереть с доски, вымыть тряпку, последить, чтобы никто не входил в класс на перемене без разрешения учителя, собрать тетради у своей колонки и др.). В отдельных случаях задания несколько усложняются, но даются сроком не больше, чем на один день. Учителя внимательно следят за выполнением таких поручений, учат, помогают, обязательно показывают всему классу хорошие образцы выполнения поручений, достигая этим ознакомления всех детей с тем, как выполнять такие поручения.
В конце второй недели, когда дети преодолели первые трудности в овладении системой школьных требований, первоначальными навыками поведения на уроке и на перемене, проводится беседа со всем классом об обязанностях дежурных и санитаров. Подчеркивается, что обязанности эти нужно знать всем, так как все будут выполнять их. После этого вводится систематическое дежурство учащихся, наблюдение санитаров за внешним видом и выполнением детьми санитарно-гигиенических правил. Свои обязанности дежурные по назначению учителя выполняют в течение дня, санитары — сначала в течение недели. Поручения даются раньше наиболее подготовленным для этого детям, чтобы не допускать случаев нарушения порядка, невыполнения правил самими дежурными и санитарами. Часто первыми дежурными, санитарами назначаются дети, посещавшие до школы детский сад, где им уже приходилось выполнять подобные задания. С конца сентября обычно вводится уже дежурство всех детей по очереди, по партам и по колоннам, санитары же выделяются на месяц. Опыт показывает, что лучше такие поручения давать на месяц, так как, во-первых, дети устают от длительной однообразной работы, она надоедает им, и, во-вторых, желательно, чтобы большее количество детей в течение года было привлечено к выполнению относительно длительных поручений, под влиянием которых у детей быстрее развивается и укрепляется привычка правильных действий и поведения.
Смена дежурных, санитаров, ответственных по уходу за цветами сопровождается разбором и оценкой выполнения детьми своих обязанностей. Подводятся итоги, чему дети научились при выполнении данных им поручений, какие были недостатки и как их избежать в дальнейшем.
Круг поручений постепенно расширяется: вводится наблюдение самими детьми за порядком хранения учебников, за порядком в шкафу, уход за цветами и животными, выдача книг из классной библиотеки и др.
Тщательно соблюдается учителем условие не давать детям таких поручений, которые они еще не умеют выполнять. Каждое назначение ребенка для выполнения тех или иных обязанностей обсуждается всем классом под руководством учителя, чтобы дети научились лучше понимать, почему именно данного мальчика или девочку лучше назначить санитаром, дежурным, чтобы не было обид и развивалось бы правильное общественное мнение детей. Главное внимание уделяется тому, чтобы назначаемые дети были образцом поведения на уроках, выполнения всех своих учебных заданий. Дети нередко говорят: «А как же он будет дежурить, он сам еще не научился сидеть на уроках, нарушает порядок».
Все первоклассники, как правило, любят и хотят выполнять общественные поручения, поэтому часто шаловливые и неусидчивые дети стараются заслужить доверие учителя и класса, чтобы получить поручение. При такой организации распределения поручений обеспечивается большой авторитет «помощников учителя» среди всех детей, дети охотно подчиняются им, учатся на их примере.
Круг обязанностей каждого ребенка, выполняющего поручение, у опытных учителей строго очерчен, поэтому дети быстро запоминают все свои обязанности и аккуратно выполняют их. В первом полугодии обязанности дежурного, санитаров меньше по объему, чем во втором полугодии, так как дети еще не могут успешно овладеть выполнением сложных поручений, тем более, что не привыкли еще и даже не научились в отдельных случаях четко выполнять общие требования к поведению, предъявляемые учителем всему классу.
В опыте передовых учителей круг обязанностей дежурных и санитаров определяется в первом и втором полугодиях примерно следующим образом.
Обязанности. Первое полугодие
1. Следить за чистотой в классе.
2. Готовить к уроку мел и тряпку; по требованию учителя стирать с доски.
3. Убирать буквы в кассу.
4. Следить, чтобы класс проветривался во время перемен.
Обязанности. Первое полугодие
1. Проверять у учащихся класса чистоту рук, шеи, ушей.
2. Проверять наличие белого воротничка и носового платка.
Второе полугодие
1. Следить за чистотой и порядком в классе.
2. Готовить к уроку мел, тряпку, стирать с доски.
3. Строить учащихся при входе и выходе из класса, отводить их в раздевалку после уроков.
4. На перемене проветривать класс и не разрешать детям входить в класс без уважительной причины.
Второе полугодие
1. Проверять у учащихся класса чистоту рук, шеи, ушей.
2. Проверять наличие белого воротничка и носового платка.
3. Проверять чистоту костюма и обуви, опрятность.
4. Отмечать ежедневно в санитарном листе результаты осмотра детей.
Перечень обязанностей во втором полугодии вывешивается в классе. Усложнение этих обязанностей, как видно из приведенного сравнения, выражается главным образом в предоставлении детям большей самостоятельности, повышении их ответственности и лишь в небольшом расширении круга обязанностей; санитары проверяют во втором полугодии не только чистоту, но и опрятность костюма, ежедневно отмечают в санитарном листе результаты осмотра; дежурные следят не только за чистотой, но и за порядком в классе, самостоятельно выстраивают детей по колонкам при входе в класс, отводят их в раздевалку, следят за проветриванием класса.
Постепенная подготовка к выполнению более сложных обязанностей начинается уже во второй четверти, когда учитель часто в качестве поощрения за хорошую работу и поведение в течение учебного дня поручает детям построить и отвести в гардероб сначала небольшую группу детей, а потом и колонку. При этом тщательно инструктирует, как выполнить это задание: «Следи, чтобы шли по школе совсем тихо, неслышно, как ходят разведчики по лесу. Если кто заговорит, останови всех, сделай замечание, а потом мне скажешь. Проследи, чтобы все застегнули пальто, завязали шапки и шарфы... Если кто забудет поблагодарить няню, напомни». Иногда учитель незаметно наблюдает за выполнением этих поручений, чтобы самому вовремя прийти детям на помощь, хотя потребности в этом мы и не наблюдали. Дети с большим интересом и ответственностью выполняют задание учителя, стараются оправдать его доверие. Даже небольшое усложнение обязанностей по мере овладения ими имеет большое значение для активации отношения и возбуждения интереса к ним со стороны детей.
Во втором полугодии в одном из классов дети стали с меньшим интересом и усердием выполнять обязанности дежурных и санитаров. В беседе с детьми учитель поставил этот вопрос на обсуждение: «Ведь вы очень хорошо дежурили до каникул. А почему сейчас.плохо дежурите, забываете о своих обязанностях?» Дежурные и санитары в отчетах о выполнении своих поручений говорили: «Я не хочу быть санитаром. Я лучше хозяйственником хочу быть». «Я забыл. . Сказал, а потом забыл проветрить класс». Ясно, что детям наскучило делать одно и то же, что им хочется делать что-то новое. Поэтому учитель сказал детям: «Дети, вы теперь уже многому научились, поэтому обязанности дежурных и санитаров у нас будут более трудные. Нужно, чтобы к концу года все умели так же хорошо выполнять эти обязанности, как и легкие». Круг обязанностей дежурных и санитаров был после этого усложнен. В результате желание, стремление научиться выполнять «трудные обязанности» появилось у всех, интерес к данной работе значительно вырос. Даже дети, которые не хотели больше выполнять обязанности санитара и просили другие поручения, стали спрашивать, когда они снова будут санитарами, заявляли о своем желании быть санитарами.
Усложнение общественных поручений и повышение активности всех детей в выполнении их наблюдаются также в том, что во втором полугодии, когда дети в процессе совместной работы хорошо узнают друг друга и те требования, которые предъявляются к ответственным за выполнение поручений, а также в какой-то мере усваивают критерии оценок поведения своих товарищей и своего собственного, практикуются выборы детьми уполномоченных лиц вместо назначения их учителем. В то же время наряду с коллективным обсуждением выполнения отдельными детьми своих поручений вводятся отчеты детей о выполнении своих обязанностей перед классом с последующим обсуждением не только качества выполнения задания, но и отчета ребенка о его выполнении.
Так, вместе с развитием детей в процессе обучения и воспитания по мере овладения ими навыками выполнения поручений изменяется характер и объем их, что помогает сделать поручения доступными и способствует повышению их воспитательного значения. Правильная организация и руководство элементами общественной работы детей обеспечивает не только формирование у них простейших организационных навыков, умения правильно вести себя, но и установление коллективистических взаимоотношений между детьми на основе изменения ответственной зависимости между ними, формирование актива класса, признаваемого самими детьми и являющегося в дальнейшем опорой учителя.
В связи с этим опытные учителя так планируют и организуют воспитательную работу с первоклассниками, чтобы в течение года все дети, даже самые неорганизованные, неумелые и пассивные, научились бы справляться с общественными поручениями. Так, водном из классов в четвертой четверти к выполнению обязанностей санитаров, к проверке состояния учебников и были привлечены такие дети. Поручая им ответственные задания, учительница подчеркнула: «Теперь вы уже все знаете, как выполнять обязанности санитаров. Видели, как это делали наши дети. А теперь научитесь сами хорошо это делать, будьте хорошими санитарами». И следует отметить, что результат был неплохой: у ответственных за класс значительно выросли активность, требовательность к себе и ответственность за свои поступки.
Опытные учителя разрешают все вопросы организации жизни детского коллектива, от рассаживания на партах до организации игр и праздников, распределения поручений, исходя из необходимости активизации всех детей, всестороннего изучения и развития их и наиболее полного использования возможностей каждого ребенка. Поэтому в их классах нет пассивных детей, все воспринимают каждое поручение как очень серьезное и ответственное дело, все активно включаются в общественную жизнь класса, все дети приучаются правильно вести себя при различных жизненных обстоятельствах.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +