Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Связь знаний о поведении с опытом детей


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Усваивая знания о поведении в процессе различных форм работы в школе, учащиеся I класса часто правильно оценивают факты, о которых узнали, переживают, радуются или огорчаются, но только как зрители, не умея еще учиться на этих фактах правильно себя вести. В связи с этим перед учителем стоит очень ответственная задача: научить детей учиться правильному поведению на познании фактов поведения других людей, воспитать активное отношение к знаниям о поведении, усваиваемым из различных источников — чтения, бесед, кино, спектаклей и др.
В опыте передовых учителей активное отношение детей к знаниям, к образцам поведения, с которыми они знакомятся, достигается целеустремленным руководством со стороны учителя работой детей над содержанием прочитанного и связью знаний с опытом детей. С этой целью внимание детей привлекается к главному в прочитанном: учитель ставит вопросы, требующие активного осознания, понимания текста. Например, после чтения рассказа «Косточка» учитель ставит перед детьми вопрос: «Почему Ваня покраснел, а потом заплакал?» Дети воспроизводят описанные в рассказе факты не механически, а стремясь объяснить поведение Вани, и дают в результате правильный ответ: «Все узнали, что он взял сливу и не признается», «Ему стыдно стало», «Стыдно обманывать», «Надо говорить правду». После чтения рассказа «Настоящий товарищ» учитель спросил: «Почему Сережу можно назвать настоящим товарищем?» К рассказу «Как учился В. И. Ленин» он поставил вопрос: «Почему у Володи получалась всегда одна отметка — «пять?» и т. д.
Однако следует указать и на то, что осознанные ответы на такие вопросы дети I класса дают лишь тогда, когда они целеустремленно подготавливаются учителем предшествующей работой над текстом.
Связь знаний с опытом детей не должна быть искусственной, формальной. Иначе она приведет к пустому морализированию, не доступному ни уму, ни сердцу ребенка, и будет не только бесполезной, но и вредной. Она должна органически определяться характером содержания знаний, образцов проведения, которые усваиваются детьми.
Очень важны для активизации отношения детей к знаниям вопросы, требующие от детей умения сделать для себя вывод из прочитанного, связать новое знание со своим опытом. Многие учителя задают их в такой форме: «Чему вас учит эта статья (сказка или рассказ)?» В ответ на такой вопрос дети сами формулируют то или иное требование, правило, вытекающее из содержания прочитанного и относящееся к их поведению: «Этот рассказ учит нас говорить всегда правду. Надо честно признаваться Самой, а не обманывать. Нельзя ничего брать у мамы без разрешения. Этот рассказ учит нас учиться на «5». Нам надо хорошо работать, получать пятерки» и др.
Если учитель не будет учить детей относить полученные знания к себе, дети самостоятельно этого не сделают, они ограничатся простым пересказом или, в лучшем случае, дадут оценку, хорошо это или плохо с их точки зрения. Но и это без помощи учители делается первоклассниками редко.
В процессе сообщения детям содержания знаний о поведении, в процессе работы над познанием новых конкретных фактов поведения необходимо установить«связь между понятием, правилом и конкретными поступками, в которых это правило реализуется. Только при этом условии при соответствующих жизненных обстоятельствах у ребенка развивается возможность соотносить конкретный поступок с данным правилом и наоборот. Ограниченность жизненного опыта детей вообще и нравственного опыта в особенности не дает возможности им делать это самостоятельно. Опытные учителя устанавливают связь поступков с правилами поведения и нравственными понятиями, где есть возможность, на всех уроках и, кроме того, проводят с этой целью специальные, так называемые обобщающие уроки чтения, на которых систематизируются представления детей, полученные на разных уроках, но относящиеся к одному понятию или правилу поведения.
В I классе многие учителя проводят во втором полугодии урок повторения и обобщения полученных ранее детьми знаний об отношении к родителям, к старшим, к маленьким детям. Так, в ряде первых классов проводились уроки чтения, на которых дети вспомнили все рассказы, относящиеся к данным правилам поведения, и закрепили, систематизировали относящиеся к ним знания об отдельных поступках, связывали их с собственным поведением.
Начиная урок, учитель сказал: «Дети, мы с вами прочитали уже много интересных рассказов, которые научили нас хорошему. Вот мы и вспомним их сегодня. Откройте букварь на той странице, где помещена сказка «Репка». Посмотрите картинку и вспомните, чему эта сказка учит нас?» Учащиеся отвечают: «Сказка эта учит нас, что одному деду было трудно вытащить репку, а все вместе вытащили. Тут сказано, что одному трудно, а когда помогают все — легко». Учитель напоминает им пословицу: «Берись дружно, не будет грузно», разбирают ее смысл: «Если всем дружно работать, не будет трудно Когда дружно все помогают — легко». Учитель кратко обобщает ответы детей, подчеркивает, что они правильно поняли необходимость всем жить дружно. Затем учитель предлагает вспомнить и рассказать, о чем говорится в рассказе «Бабушка и внучка». Ученики объяснили: «Этот рассказ учит нас помогать бабушке... и маме тоже. Надо помогать старшим», «Еще надо любить и уважать бабушку, она работает на нас», рассказали, кто как помогает своей бабушке.
Также вспомнили и разобрали рассказ «Больная мама», рассказали, как дети заботятся о своих матерях и как помогают им. Осудили Катю за то, что она грубит маме, не подчиняется ей. Очень кратко повторили, чему учат рассказы «Слепой и две девочки» и «Школьник Костя». В заключение детьми был сделан вывод: «Мы должны помогать всем старшим, уступать им место. Надо уважать старших, быть вежливыми и помогать им, не отвечать грубо. Надо любить маму и бабушку». Учитель сказал детям, что в правилах поведения для школьников все эти обязанности записаны. Зачитав § 16 и 17 «Правил», учитель предупредил, что их надо помнить и выполнять.
Воспроизведение многих однородных конкретных фактов, поступков л анализ их помогают детям осознать общий их смысл, почувствовать не только правильность, но и привлекательность, красоту их. Это возбуждает у детей горячее желание подражать указанным образцам поведения. Учитель умело использовал создавшееся по ходу урока настроение детей для того, чтобы они наиболее эмоционально восприняли соответствующие правила поведения. Эта работа, проведенная с детьми на уроке, закреплялась в дальнейшем посредством контроля со стороны учителя за поведением детей дома, работы с родителями, организацией единых требований к детям и контроля за осуществлением этих требований со стороны семьи и школы. Все это было направлено на систематизацию знаний, полученных детьми на разных уроках чтения, на связь знания с личным опытом детей, на приучение детей действовать, поступать в соответствии с теми знаниями о правилах поведения, которые ими усвоены.
Следует указать далее, что подобная работа, проведенная с детьми, обычно находит живой, непосредственный отклик со стороны первоклассников. В силу свойственной им эмоциональности, непосредственности восприятия, большого, искреннего доверия к учителю и готовности выполнить любог его требование первоклассники проявляют заметное стремление подражать тем примерам, образцам поведения, на которые учитель обращает их внимание.
В таких случаях дети выражают желание быть похожими на своих героев и даже пытаются подражать им. Но не всегда это удается, так как не всегда учителя учат детей правильно использовать в своем поведении то, что они узнают на уроках чтения. Это приводит к ряду ошибок, неудач в поведении детей. Многие дети сначала очень огорчаются этими неудачами, а потом постепенно начинают относиться к ним равнодушно. В отдельных случаях у ребенка под влиянием разных обстоятельств, приводящих к неудаче в подражении показанным учителем примерам поведения, складывается ложное представление о том, что в книгах пишут «неправду», что «так может быть только в книгах».
Учитель провел беседу с детьми в связи с чтением рассказа «Мой сын» и очень ярко подчеркнул хороший поступок Олега по отношению к своему товарищу Грише. Олег подарил Грише свою любимую матроску. Рассказ произвел большое впечатление на детей. Они рассказывали похожие случаи из своей жизни. Но вот через некоторое время мы услышали от одной из учениц, что «так только в книгах пишут... И это неправда, нельзя свои вещи отдавать».
В процессе беседы с девочкой выяснилось, что она хотела подарить своей подружке Оле платье, но мама сказала ей, что это в книгах пишут, а так не бывает, свои вещи никому нельзя отдавать. Конечно, мать девочки отнеслась к ее хорошему порыву совершенно неправильно, но только ли она одна ответственна за случившееся? Ведь о том, что пишется в сказках, дети очень часто говорят: «В сказках пишут, а такого не бывает». Происходит это потому, что и учитель и семья не уделяют должного внимания воспитанию детей на положительных поступках действующих лиц из прочитанных книг. Детей нужно учить правильно применять усвоенные знания. В приведенном примере учителем не учтена склонность ребенка к подражанию и не предупреждена возможность подобных неудач и огорчений детей и ошибок в семейном воспитании.
Формирование правильного отношения детей к тому, о чем они читают в книгах, зависит от методики работы над содержанием чтения и достигается в тех случаях, когда учителя обсуждают конкретные образцы поведения и разъясняют, как можно научиться самим так же вести себя, так же работать. Читая с детьми рассказ «Настоящий товарищ», учитель не только помог им понять, что хороший товарищ тот, кто помогает, а не подсказывает, но и разъяснил, как нужно помогать товарищу и когда это можно делать, а после уроков еще и показал, как дети могут помогать друг другу. Затем, в процессе всей работы учитель внимательно следил за характером взаимопомощи у детей, помогал укреплению навыков совместной работы.
Активное отношение детей к приобретенным знаниям, стремление пользоваться ими реализуются в опыте детей, в их поведении при условии, когда выводы, правила, усвоенные ими, закрепляются в последующей работе, накапливаются и целенаправленно связываются под руководством учителя с другими правилами, а выполнение их постепенно превращается в своеобразные традиции, способствующие образованию определенного стиля поведения всего детского коллектива и отдельных детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +