Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Влияние физического воспитания на общее развитие ребенка


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Физическое воспитание оказывает большое влияние на общее развитие детей, на формирование их сознания. В процессе обучения физическим упражнениям ребенок впервые получает ряд необходимых сведений о движении собственного тела и его отделышх частей: головы, правой и левой рук, правой и левой ног; о правильной ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, строе и гимнастическом перестроении и т. д., он овладевает правилами гимнастических движений. Ребенок осознает двигательные возможности своего тела, приучается сообразовывать свои усилия соответственно трудности выполнения задачи. В процессе обучения физическим упражнениям у ребенка формируются определенные отношения к движениям и к физическим качествам: силе, ловкости, быстроте и точности движений.
В результате обучения ребенок овладевает новыми двигательными умениями и навыками. Большой круг двигательных умений и навыков в области физической культуры ребенок осваивает вместе с ростом двигательно-ки-нестетических представлений, составляющих важный момент его сознания.
И. М. Сеченов указывал на значение мышечного движения для развития мозга. Без мышечных движений не возможны ни познание, ни переделка, ни совершенствование человека. «Уж одно то, что ребенок приобрел подвижность тела, дает ему возможность анализировать впечатление»,— писал Сеченов.
В своей системе физического воспитания П. Ф. Лесгафт творчески развивает мысль Сеченова о значении мышечного чувства в познании, придавая движению значение средства развития познавательных способностей.
Анализируя развитие движений ребенка, П. Ф. Лесгафт показывал, как постепенно образуются пространственные представления из сочетания мышечных, зрительных и осязательных ощущений. Представления о пространстве и времени — это прежде всего представления о движении. Физические упражнения как вид деятельности человека имеют большое значение для процесса познания.
Познание возникает в результате активной деятельности, в процессе которой формируются и сами органы познания. Следует сказать, что знания, навыки и умения, получаемые в процессе физического воспитания в I классе, не только создают базу для дальнейшего овладения более сложными двигательными навыками, но имеют и общее жизненное значение как привычки целесообразного движения тела (осанка, рабочая поза и др.).
Ранее было указано, что к семилетнему возрасту у детей наблюдается интенсивное развитие процессов внутреннего (условного) торможения (дифференцировка, угасание и др.). Это проявляется в том, что естественные движения ребенка к этому времени освобождаются от лишних, бесполезных, побочных элементов (беспорядочное размахивание руками, боковые покачивания и др.). Совершенствуя двигательную культуру ребенка в процессе физического воспитания, мы тем самым помогаем становлению процессов внутреннего торможения.
И. П. Павловым доказано, что каждый выработанный условный рефлекс облегчает образование последующего. Таким путем происходит тренировка функций коры головного мозга, возрастает подвижность нервных процессов и ребенку становятся под силу тонкие двигательные координации. Необходимо осуществить воспитательные мероприятия, рассчитанные на вовлечение деятельности разных анализаторов. Развитие у детей различных форм двигательной деятельности будет способствовать повышению подвижности нервных процессов, их функциональной тренировка.
Высокая пластичность коры головного мозга детей позволяет начинать с раннего возраста обучение сложным формам двигательных навыков: ходьба, бег, прыжки, метание. При этом образующиеся динамические стереотипы приобретают большую устойчивость, и усвоенные непрэвильности в дальнейшем с трудом и справляются. Поэтому надо так учить детей, чтобы на фоне обобщенных движений, легко усваиваемых детьми, иметь возможность формировать у них более точные двигательные навыки и, наоборот, сочетать усвоенные элементы в сложных движениях и действиях.
П. Ф. Лесгафт замечает, что метод физического образования, как и метод умственного образования, состоит главным образом в разъединении (дифференцировании) производимых движений и действий и в сравнении их между собой; таким образом, речь идет о методе анализа. Этот анализ для младшего возраста от 8 до 12 лет П. Ф. Лесгафт считает необходимым проводить на элементарных движениях, а также на ходьбе, беге и метании. Применяться эти движения должны в играх и прогулках.
Элементарные движения Лесгафт классифицирует на движения, состоящие из сгибания и разгибания, отведений и приведений, поворотов наружу и внутрь, круговых движений. Такое разделение движений на элементарные и сложные несколько механическое и затрудняет установление взаимопроникающей связи между элементарными и сложными движениями, между гимнастикой и играми.
Однако Лесгафт не ограничивается только средствами анализа, он указывает на необходимость постепенного перехода от анализа к синтезу, сочетания анализа с синтезом. Каждое гимнастическое упражнение может быть рассмотрено под углом зрения соотношения аналитической и синтетической деятельности. Если исходить из требований программы, то, овладевая общеразвивающими упражнениями, первоклассник должен проанализировать следующие движения, поднимание рук вперед, назад, в стороны, вверх; наклон туловища вперед, назад, в стороны, повороты; поднимание согнутой ноги вперед; отставление ноги на носок, на всю ступню, в разные стороны; сгибание и разгибание ног; взмахи ногой вперед, назад, в стороны; поднимание на носки; приседание. Именно эти движения в различных сочетаниях входят в состав подготовительных и общеразвивающих упражнений, а в более сложных сочетаниях представлены в гимнастике и играх.
Но условия для анализа движений более благоприятны при изучении общеразвивающих упражнений.
В практике физического воспитания учащихся начальных школ часто нарушается необходимое равновесие между анализом и синтезом при овладении движением. У детей не развивается в достаточной степени способность к анализу движений.
Наблюдения же за детьми семилетнего возраста показывают, что способности к анализу своих движений у ребенка уже есть. Ребенок рассказывает о своих движениях, замечает свои двигательные ошибки и отделяет правильное от неправильного. Исследования П. А. Тамбиевой свидетельствуют о том, что дети 7—8 лет способны к дифференцировке и различению темпа своих движений. В процессе физического воспитания надо научить ребенка пользоваться этим анализом для овладения движением.
Анализ производимых движений и их синтез должны обеспечить осмысленное овладение новыми двигательными навыками и умениями. Это необходимо не только на уроке физического воспитания, но и на уроках ручного труда, рисования, письма и т. д. Овладение письмом связано с рядом двигательных умений и навыков. Е. Гурьянов, отмечая причины нарушения детьми правил письма, выдвигает на первое место трудность управления движениями пишущей руки. Это связано с тем, что нет еще достаточной прочности, дифференцированно-сти и подвижности, образовавшихся в двигательной зоне коры мозга, необходимой системы ассоциаций, которые лежат в основе мелких движений руки, выполняемых произвольно.
Для овладения письмом у ученика должно быть выработано умение правильно поддерживать рабочую позу. На уроках физического воспитания могут быть созданы необходимые системы ассоциаций, необходимые дифференцировки.
Чтобы облегчить детям управление рукой и телом при письме, надо помочь им накопить необходимый двигательный опыт, включающий в себя те кинестетические ощущения, на основе которых можно будет овладеть движениями, связанными с письмом.
Сопоставим движения, производимые учащимся при обучении письму, с движениями, которые он мог бы произвести в зале на уроках физического воспитания с целью осознания рабочих движений при письме.
Движения ученика при письме (по Гурьянову):
Прямо сидеть за партой, опереться ногами на переднюю планку парты.
Ставить ноги под прямым углом; локоть правой руки выступает вперед.
Соблюдать правильное расстояние между локтем и корпусом.
Опереться на предплечье, а не на кисти.
Производить движение плечевой частью руки без переноса локтя.
Уметь расслаблять кисти.
Расширение двигательного опыта на уроке физического воспитания через упражнение в различного рода стойках и исходных положениях.
Воспитание чувства «прямой спины».
Приучение крепко прижимать к полу ноги при поворотах и наклонах, а также при всех исходных положениях с движениями в верхней части туловища; чувство «опоры».
Согнуть ноги, разогнуть колени, разогнуть ноги, согнуть колени.
Руки перед грудью, локти назад, вперед.
Движения предплечья по отношению к туловищу (левой, правой рукой отдельно). Прижать локти к телу, не прижимать.
Движения предплечья относительно плеча, положение пальцев свободное (пальцы выпрямить и расслабить) — «Полощем белье». Удары по мячу ладонью.
Но в числе элементарных движений, которые предусмотрены программой I класса, нет движений кисти и предплечья (сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, поворотов и т. д.). Развитие этих движений жизненно необходимо ребенку для успешного овладения навыками письма, счета, разными операциями на уроках труда и т. д., не говоря уже о том, что другие разделы программы («Гимнастика» и «Игры»), представляя собой синтезы многих движений, включают движения кисти и предплечья. Успешное овладение этими разделами программы также требует анализа движений кисти и предплечья, особенно при изучении таких видов, как метание, лазание и др.
Если на уроке физического воспитания мы расширим двигательный опыт ребенка, то тем самым дадим ему возможность использовать этот опыт на других уроках. Расширение двигательного опыта — прямая задача уроков физической культуры в I классе. Для накопления этой задачи надо давать ребенку разнообразные движения из различных исходных положений, это соответствует и особенностям развития ребенка. В разнообразных движениях из различных исходных положений ребенок упражняется, выполняя элементарные движения, но сложные движения в виде ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания обогащают двигательный опыт ребенка в большей степени, они развивают его сознание и совершенствуют двигательную культуру.
В этом отношении велико воспитательное значение подвижных игр на уроках физического воспитания в I классе. В играх происходит общее знакомство с движениями, синтетическое овладение ими, в играх также закрепляются и практикуются основные двигательные навыки в беге, метаниях, прыжках и т. д., а также развивается умение ориентироваться, быстро принимать решения; развивается внимание, воображение и другие стороны личности.
П. Ф. Лесгафт рассматривал игру как сложное действие гораздо более высокого порядка, чем гимнастические упражнения, и считал игру лучшим средством воспитания личности. Игры, по мнению Лесгафта, обеспечивают ту сознательность действий и произвольность выбора средств,» которая является необходимым условием развития ребенка.
Представляя собой сложное действие, игра в системе уроков физической культуры может быть рассматриваема как определенная система гимнастических упражнений в разнообразном их сочетании и в большой динамике, чего трудно достичь в гимнастических заданиях. Но как сложное действие игра имеет и свои специфические особенности, обусловленные правилами игры, коллективной деятельностью и интеллектуальным содержанием.
Все это заставляет считать подвижные игры лучшим способом воздействия на личность ребенка, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста.
Игры удовлетворяют потребность детей в движении. Включая в себя основные виды движений, изучаемых в I классе (прыжки, метание, бег, ходьба, лазание, равновесие), игры развивают и укрепляют двигательный аппарат и внутренние органы ребенка. Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития скелета (постоянные изменения положения тела и особенно позвоночника), мускулатуры (участие крупной и мелкой мускулатуры в деятельности), способствует росту и развитию органов дыхания и кровообращения. Упражняя во время игр свою мускулатуру, ребенок развивает силу, координацию и ловкость движений. Подвижные игры, применяемые в чередовании с гимнастическими упражнениями, повышают общую физическую выносливость детского организма.
Содержание игр, их сюжет, правила игры оказывают большое влияние йа умственное развитие детей и прежде всего на развитие способности ощущения и восприятия, что содействует развитию мышления, так как создаются условия для всесторонней оценки явлений и предметов, с которыми сталкивается ребенок в игре, для их оценки, сравнения, сопоставления, дифференцировки, анализа и синтеза как ведущих сторон мышления.
Особенно велико значение игр для нравственного воспитания ребенка. Все игры, применяемые на уроках физического воспитания в школе, носят коллективный характер. Условия коллективной деятельности способствуют воспитанию в детях чувства товарищества, уважения общих интересов, решительности, умению действовать в интересах всей группы, всего коллектива. В играх создаются условия для установления товарищества. На основе понимания значения правил для обеспечения эффективности игры формируется общность интересов. Условия игры заставляют детей считаться друг с другом (не толкаться, помогать и т. д.). Само собой понятно, что не только направленность игр и условия игровой деятельности оказывают влияние на воспитание морально-волевых качеств ребенка, но и методическое руководство играми. Самая хорошая по содержанию игра при плохом руководстве ею теряет свое положительное значение и даже, наоборот, может приве ти к воспитанию в ребенке отрицательных черт личности.
П. Ф. Лесгафт выдвигал следующие методические положения при проведении игр: 1) обязательная постановка цели перед занимающимися; 2) соответствие игры возрасту и подвижности ребенка, обеспечение чувства подготовленности ребенка и обеспечение чувства удовлетворения от игры; 3) неуклонное выполнение правил с постепенным усложнением их; 4) широкое вовлечение участников игры в организацию и проведение игр. Обязательная постановка цели, требование неуклонного выполнения правил игры создают возможность регулирования детского поведения в направлении тренировки активности и сдержанности.
Наибольшая трудность в нравственном воспитании связана с установлением соотношения в двух противоположных качествах личности — сдержанности и активности. А. С. Макаренко писал по этому поводу: «Главный принцип, на котором я настаиваю,— найти середину — меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите,— вы всегда хорошо воспитаете вашего ребенка. С первого года нужно так воспитывать, чтобы у него постепенно образовались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте. Найти это чувство меры между активностью и тормозами — значит, решить вопрос о воспитании».
А. С. Макаренко рассматривает воспитание активности и тормозов как две стороны единого процесса воспитания. Воспитание только тормозов порождает дисциплину слепого подчинения и покорности. Мы наблюдали класс очень спокойный, беспрекословно подчиняющийся учителю (за первое полугодие имел место лишь один случай неповиновения), но активность детей была настолько низка и подавлена, что в играх дети двигались как манекены, все время тревожась, вопрошающе оглядываясь на учителя. Когда же учитель выходил из класса, начинался шум, возня, причем кто-либо из детей все время подглядывал в двери, не идет ли учитель.
Воспитание сдержанности и активности — один из центральных моментов воспитания воли. Привычка активности и сдержанности воспитывается и тренируется в процессе подвижных игр на уроках физической культуры. Огромную роль с этой точки зрения приобретают правила игры. Именно соблюдение правил тренирует сдержанность детей и создает условия для проявления активности.
Цели, выдвигаемые игрой, очень привлекают детей, соответствуют их желаниям и стремлениям: быстрей всех добежать, догнать, выполнить трудное задание, попасть мячом в игрока и т. д. В игре ребенок осмысленно и настойчиво стремится к близким конкретным целям: догнать, запятнать, убежать, точно встать на свое место и т. п. Цель, выдвигаемая игрой, должна быть по силам ребенку, но должна представлять и известную трудность для выполнения. Только тогда она вызовет радостные эмоции. Эмоции достижения цели в то же время эмоции преодоления трудности. Поэтому правила в игре должны все более усложняться по мере овладения. Это усложнение должно идти по линии повышения требований к согласованности действий, находчивости, сообразительности, ловкости движений и т. д. Чем труднее по заданию становится игра, чем лучше дети овладевают правилами, тем сильнее эмоциональный подъем детей в игре. Черевков отмечает, что дети, играющие много и с увлечением, приобретают привычки активности, то есть привыкают действовать настойчиво и преодолевать трудности ради достижения цели. Таким образом, в процессе игры воспитывается целеустремленность, активность и настойчивость. На это способны уже учащиеся I класса. Активность ребенка в игре связана с умственной активностью, так как надо осмыслить новые цели и пути их достижения. В процессе физического воспитания представляются огромные возможности для выработки у детей нравственно-мотивированных привычек физической активности. В игре воспитывается дисциплинированность, которая выражается в умении сдерживать себя, подчинять свои интересы коллективу, соблюдать правила. Поэтому одна из задач воспитания — умение поступать правильно — связана с умением удержаться от поступков, которые являются нарушением правил игры или норм поведения.
Т. Н. Калечиц показывает, какое огромное значение имеет воспитание сдержанности у учащихся I класса, так как здесь закладываются основы правильного поведения. Ученик приучается к выполнению постоянных обязанностей, его специально систематически и планомерно учат умению быть дисциплинированным, впервые знакомят с конкретными правилами поведения, точное знание и соблюдение которых и означает для него быть дисциплинированным.
Для воспитания сдержанности существенным является приучение к соблюдению правил игры, выполнению каждого задания четко и до конца.
В процессе игры часто создаются такие условия, когда интересы одного ре бенка сталкиваются с интересами всего коллектива; при условии правильного руководства это способствует воспитанию многих морально-волевых качеств.
Командные игры требуют от ребенка умения согласовывать свои действия с действиями других детей, управлять своими движениями. В таких играх развиваются чувства коллективизма, выражающиеся в желании действовать совместно.
Физическое воспитание детей неразрывно связано с умственным и нравственным воспитанием. Именно эта связь обеспечивает значительное влияние физического воспитания на общее развитие детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +