Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Задачи и содержание нравственного воспитания в I классе


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Нравственное воспитание есть формирование общественной направленности поведения и деятельности человека в соответствии с нормами и требованиями морали. Эта направленность личности выражается в основных, характерообразующих отношениях человека к обществу и общественным идеям, к труду, к другим людям, составляющих нравственную основу его поведения.
Нравственное воспитание детей в I классе составляет начальное звено всей системы воспитательной работы школы. Оно преемственно связано с воспитанием ребенка до школы, в семье и детском саду, и перспективно направлено на осуществление общих задач воспитательной работы школы, среди которых важнейшее место принадлежит воспитанию у учащихся сознательной дисциплины.
В процессе воспитательной работы в I классе закладываются первоначальные основы сознательной дисциплины учащихся, которые развиваются, углубляются и закрепляются на протяжении всего последующего периода обучения и воспитания детей в школе. Поэтому учителю важно знать истоки сознательной дисциплины и особенности формирования ее у самых маленьких учащихся, способствующие развитию в дальнейшем устойчивых основ поведения и нравственного развития детей в целом.
Принципы методики воспитательной работы являются общими для всех ступеней школы. Они находят разностороннее освещение в трудах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, в современной теории воспитания. Основными принципами нравственного воспитания являются: коммунистическая направленность всех воспитательных воздействий, единство и сочетание мер убеждения и приучения, требовательности и уважения личности ребенка, воспитание в коллективе и через коллектив, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, преемственность и перспективность, многообразие и единство воспитательных воздействий. Эти общие принципы являются направляющими и в работе учителя в I классе.
Однако конкретная методика воспитательных воздействий на разных этапах обучения и воспитания в школе, в особенности в I классе, как на самом раннем этапе, имеет очень много специфического, зависящего от ступени обучения и особенностей развития детей. Успех воспитательной работы учителя зависит от умелого учета и сочетания общего и частного в методике нравственного воспитания на первоначальной ступени обучения. Уже на этой ступени обучения и развития ребенка нравственное воспитание направлено на формирование нравственного сознания, нравственных чувств и поведения в их единстве.
Результативность воспитания сказывается в поведении ребенка. Однако в поведении нравственное сознание и чувства не только проявляются, но и образуются. Поведение ребенка как его нравственная деятельность является действенной основой формирования и упрочения нравственных качеств личности, привычек, на основе которых складываются черты характера и воли. Следовательно, формирование поведения есть центральное звено в нравственном воспитании детей, особенно на ранней ступени их развития.
Элементом поведения является поступок.
Формирование поступка как элемента поведения складывается из научения действию, навыкам деятельности и формирования у ребенка сознания своего отношения к людям, которое выражается данным действием. Превращение действий в поступки связано, следовательно, с осознанием общественного значения своих действий и деятельности в целом. Поступка нет вне действия, поведения нет вне деятельности. Основным видом деятельности школьника является учение. Учебная деятельность детей имеет характер коллективной общественной деятельности. Поэтому в основе формирования поступков лежит воспитание у детей навыков коллективной деятельности, умения жить и работать в коллективе, навыков общения с другими людьми. Это задача и дидактическая и воспитательная.
Взаимосвязь воспитания и обучения имеет определяющее значение для достижения успеха как учебной, так и воспитательной работы с детьми. Если в процессе обучения детей учебным предметам велика роль воспитания, то в процессе воспитательной работы не меньшее значение имеет проблема научения детей умению учиться. Формирование у них элементов нравственного сознания должно подкрепляться выработкой и упрочением навыков и привычек поведения, неразрывно связанных со всем процессом учения.
Ребенок не только учится в школе. Он живет общей со всей школой жизнью. Его жизнь в школе создает новые обстоятельства и жизни в семье, оказывает решающее воздействие на образ жизни ребенка в целом. Обстоятельства школьной жизни, создаваемые учителем и детским коллективом под его руководством, являются источниками поступков. Эти обстоятельства переживаются ребенком, порождая нравственные чувства и определяя общий эмоциональный тон поведения. Поэтому нравственное воспитание как руководство формированием поведения и сознания детей осуществляется прежде всего посредством определенной организации их жизни.
Для дореволюционной русской школы была типична картина, с горечью обрисованная К. Д. Ушинским: «Дети очень рано делаются пассивными существами... всё собирающимися жить и никогда не живущими». Иное положение мы видим в советской школе. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что наши дети не только готовятся воспитанием к будущей жизни, но и живут настоящей жизнью благодаря созданию благоприятных условий для их коллективной и индивидуальной деятельности. Сочетание учения с трудом и элементами общественной работы, правильное использование в этих видах деятельности игровых моментов, создание многосторонних коллективных связей между детьми в процессе обучения и работы октябрятских групп и звездочек позволяют сделать их жизнь разнообразной и активной, формировать их, как деятелей. Именно благодаря такому сочетанию обстоятельств и видов деятельности дети в нашей школе имеют возможность жить полнокровной жизнью. Это является одним из завоеваний советской школы.
Исследования Л. И. Божович, Л. С. Славиной, В. А. Горбачевой и других убедительно показывают, что именно с этим обстоятельством связано формирование у маленьких детей определенной жизненной позиции, осознание себя учащимися, формирование у них первоначальных отношений не только к учителю, детскому коллективу и родителям, но и к обществу. В процессе обучения элементарные знания об общественной жизни, труде и поведении людей соединяются с опытом жизни самих детей, со сложившимися у них отношениями к окружающей действительности и способствуют более глубокому осознанию детьми своих поступков и отношений.
Важно, чтобы формирование способа действий в процессе обучения и других видов деятельности было также связано с формированием отношений, тогда действия (учебные и другие) становятся поступками, поскольку они осознаются ребенком в отношении к другим людям, к учителю, к товарищам и оказываются основой нравственного развития детей. Поступки детей складываются под влиянием всей совокупности жизненных условий, основным из которых являются коллективная деятельность детей и объективные взаимоотношения их в процессе деятельности, характер коллективных отношений.
Нельзя себе представить формирование поведения ребенка вне системы коллективных отношений, составляющих основное условие их нравственного развития. Это подтверждается практикой коммунистического воспитания, обобщая которую А. С. Макаренко писал: «Так как мы имеем дело всегда с отношением, так как именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, то перед нами всегда стоит двойной объект — личность и общество. Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно, технически невозможно, — следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношений».
А. С. Макаренко подчеркивал, что коммунистическое воспитание личности возможно только в коллективе. Эволюция личности связана с эволюцией коллектива. Поэтому, имея своей целью и главным объектом педагогической работы формирование поступков детей, мы ни на одну минуту не можем отвлечься от работы по формированию коллективных отношений как основного условия и средства воспитания ребенка, не можем рассматривать их изолированно. Методика формирования поведения, поступков детей есть прежде всего методика организации основных жизненных условий, коллективной деятельности и коллективных отношений, под влиянием которых складываются их поступки.
Объект педагогической работы в области нравственного воспитания, как указывал А. С. Макаренко, оказывается двойным — личность и коллектив, поступок ребенка и коллективные отношения. Эта сложность методики нравственного воспитания должна учитываться во всей системе педагогических требований.
Общественные требования к поведению советского школьника сформулированы в «Правилах для учащихся» и являются своеобразной программой воспитательной работы. Основные из них следующие: ответственное отношение к учению как к своему общественному долгу, к труду на пользу Родине; трудолюбие, более частным выражением которого является прилежание; дисциплинированность, аккуратность и чистоплотность, бережливость в отношении к школьному имуществу, к своим вещам и вещам товарищей; внимательность и предупредительность, вежливость и почтительность в отношении к людям; требовательность и скромность в отношении к себе; умение жить и работать в коллективе. Формирование таких нравственных качеств у детей осуществляется во всех звеньях учебно-воспитательного процесса с первого дня работы учителя с детьми. По мере накопления у детей нравственного опыта и знаний об общественной жизни, о труде и поведении людей эти задачи неизбежно не только углубляются, но и расширяются. Все более возрастает задача воспитания любви к Родине и народу на основе знаний о них, на основе воспитания любви и привязанности детей к своей школе, к окружающим родным и близким людям.
По мере накопления у детей знаний о нравственных качествах личности советского человека и соответствующего нравственного опыта расширяется круг требований и к их собственному поведению: быть правдивым, честным, критически относиться к своей деятельности и поведению, к деятельности и поведению товарищей, уметь подчинять свое поведение интересам коллектива и др. Все указанные выше задачи нравственного воспитания, требования к моральному облику реализуются в тесной, органической взаимосвязи друг с другом в едином, целостном учебно-воспитательном процессе школы и семьи, поскольку и все нравственные качества взаимосвязаны и взаимообусловлены: любовь к Родине и отношение к своему труду на пользу Родине, уважение к человеку и правдивость, честность в отношении к людям и т. д. Важно учитывать также, что каждое воспитательное воздействие оказывает многогранное влияние на развитие ребенка: поощрение или наказание влияет не только на отношение к тому, за что ребенок наказывается или поощряется, но и на отношение его к тому, кто наказывает, к самому себе, к товарищам. Поэтому каждое нравственное качество личности складывается у ребенка не под влиянием каких-то отдельных воспитательных воздействий,, а поц влиянием всей совокупности воспитательных воздействий и условий жизни ребёнка в школе и семье.
Каждое отдельное воспитательное мероприятие оказывается эффективным лишь в целостной системе других, при органической взаимосвязи с ними. В связи с этим методика нравственного воспитания строится учителем как методика организации всей жизнедеятельности детей, всего учебно-воспитательного процесса, в котором и осуществляется многогранное воздействие на развитие всех сторон личности ребенка. В процессе школьной жизни дети включаются в многообразные практические, жизненные отношения, накапливают нравственный опыт, привычки поведения, которые переносятся ими за пределы школы и под влиянием которых у них начинают складываться требования к условиям своего воспитания не только в школе, но и вне ее, прежде всего в семье.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы опыт поведения, накапливаемый детьми в процессе школьной жизни, соответствовал общим целям и задачам воспитания.
Целенаправленная организация коллективных отношений, всей жизни и деятельности детей, накопление у них на этой основе собственного положительного нравственного опыта путем упражнения в правильных действиях и поступках составляет важнейшее, основное содержание работы учителя по нравственному воспитанию детей в I классе.
Имеющаяся литература по вопросу о нравственном воспитании в младших классах г освещает практику использования учителем различных приемов, методов воспитательной работы. При этом больше внимания уделяется освещению вопросов формирования элементов нравственного сознания, знаний о поведении. Основы же приучения детей к правильному поведению, методика организации жизни и деятельности детей раскрываются мало.
В условиях школы перестройка поведения, формирование новой системы поведения и отдельных ее элементов, поступков начинаются с усвоения детьми соответствующих знаний о поведении, о нравственных качествах и требованиях к поведению, являющихся предпосылкой для развития сознания каждого ребенка и общественного мнения в детском коллективе.
Такие знания бывают словесными и действенными, образными, усваиваются детьми в результате преднамеренных и непреднамеренных воздействий взрослых, путем подражания взрослым, товарищам, героям прочитанных книг и т. д. Дети знакомятся при этом не только с положительными образцами поведения, но и с отрицательными поступками. В силу ограниченности нравственного опыта и неразвитости нравственного сознания они не всегда правильно понимают известные им факты поведения, не умеют критически отнестись к ним, и поэтому в их поведении появляются проступки.
В связи с этим совершенно правильно, что в содержании работы учителя по нравственному воспитанию большое место занимает разъяснительная работа, целенаправленное систематическое вооружение детей знаниями о поведении, о нравственных требованиях и о способах их выполнения, воспитание умения правильно оценивать поступки и соотносить их с требованиями к поведению самих детей, формирование на этой основе общественного мнения в классе.
Это особенно необходимо в работе с первоклассниками, которые впервые попадают в условия обучения и воспитания в школе и только начинают овладевать системой поведения школьника. Учитель не может ждать, пока дети на своем опыте узнают, как правильно вести себя в школе, и обязан с первого дня знакомить их с правилами поведения. Учителя младших классов проводят большую работу в этой области, что находит отражение и в педагогической литературе. Однако, как показывает опыт, не всегда обеспечивается нужный результат: усваиваемые детьми знания не всегда становятся основой их поведения, нередко существует разрыв между знаниями и поведением детей. Объясняется это тем, что формирование знаний неправомерно отрывается от организации жизни детей. Знания о том, как правильно вести себя, и умение правильно поступать не всегда практикуются и не закрепляются в их повседневной жизни и деятельности, не формируются соответствующие им привычки поведения на основе накопления у детей собственного нравственного опыта.
Учитель не всегда полностью использует всю совокупность условий нравственного воспитания, благоприятствующих развитию в единстве нравственного сознания и поведения детей.
В целях повышения эффективности воспитательной работы учителя необходимо использовать все возможности как воспитания в процессе обучения, так и специальной внеучебной воспитательной работы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +