Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Образовательная и воспитательная работа на уроках русского языка


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Обучение русскому языку имеет большое значение для образования и воспитания первоклассников. К. Д. Ушинский писал: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». Это особое положение русского языка обеспечивается тем, что обучение ведется на материале, который расширяет кругозор маленьких школьников, обогащает их представления об окружающем мире, учит правильному восприятию и отношению к действительности. На этих уроках формируются пространственные, временные и количественные представления; накопленные при изучении русского языка конкретные представления являются базой для овладения обобщением и понятием.
Книги для первоначального обучения грамоте включают много материала, знакомящего детей с окружающим миром. Поэтому на уроках чтения фактически совершается и обучение элементам естествознания. Кроме того, учитель использует и предметно-наглядные пособия, создается также возможность для последующих наблюдений и первоначальных обобщений.
1 сентября.
Первый урок в I классе. Дети получили буквари.
Учитель. Книга, которую вы получили, дети, называется букварь. Называется она так от слова «буква». От буквы к букве мы будем читать эту книгу. Каждая страничка научит вас новому, очень интересному. Мы и сейчас, не открывая букваря, уже что-то узнаем. Что нарисовано на обложке?
Ученик. На обложке — мальчик и девочка. Они в школе.
Учитель. Как вы думаете, какое время года изображено на картинке?
Ученик. Дети осенью приходят в школу.
Уч и т е л ь. Начинают учиться осенью. А еще почему?
Ученик. В окно видны желтые листья клена.
Учитель. Правильно. Осенью листья на деревьях желтеют.
Небо становится бледно-голубым. Посмотрите в окно. Какое у нас сегодня небо? (Дети видят в окно осеннее небо с облаками, желтые деревья, кустарники. Учитель показывает им букет цветов.) Вот эти цветы — астры, георгины — цветут только осенью. Иллюстрация на обложке букваря послужила учителю поводом для начала работы по теме «Осень». Дети узнали пока еще очень мало, всего несколько отдельных признаков этого времени года, но так постепенно формируются их представления.
На каждой страничке букваря дается изображение какого-либо предмета из окружающего детей мира. Здесь фрукты и ягоды, цветы (полевые и садовые), домашние птицы (утка, гусь, курица) и малознакомый детям аист. Дети видят рощу и поле, опушку леса. В жизненном опыте первоклассников есть представление о многих из этих предметов, но учитель уточняет, расширяет эти представления, учит детей рассказывать о том, что они знают и что видят, наблюдают.
Уже в букварном периоде учитель использует каждую возможность, чтобы вводить новые понятия, вести детей к обобщениям. Например, на уроке чтения при знакомстве со звуком и буквой о дети увидели нарисованных на картине ос. Они определили, что мальчик ел варенье и на запах прилетели осы. «Что такое осы?» — спрашивает учитель. Многие дети ответили, что оса—это насекомое. «А каких насекомых вы еще знаете?» Дети называют мух, пчел, комаров, муравьев и т. п.
Очень часто при чтении учитель требует, чтобы дети пояснили, что значит прочитанное слово. Ученики читают и объясняют: курица — домашняя птица, зайцы — дикие животные, овцы — домашние животные, синица — зимующая птица, лисица — дикое животное и т. п.
При изучении звука ч учитель употребил, например, такой прием: «Послушайте, дети, я назову вам слова, а вы посчитайте только те, в которых слышится звук ч: чиж, соловей, чайка, воробей, чибис, грач. Дети сосчитали и назвали правильно. «А как можно назвать одним словом и чижа, и соловья, и чайку, и чибиса?» — спрашивает учитель. «Вы назвали птиц», — отвечают ученики. В букваре очень часто встречается материал, подготавливающий учащихся к чтению более сложных текстов во втором полугодии и к усвоению более сложных и систематических знаний по естествознанию, которые предусмотрены в курсе объяснительного чтения, например по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Домашние и дикие животные».
Мы подробно остановились на связи уроков чтения и обучения элементам естествознания в букварный период, поскольку эти связи чрезвычайно отчетливо характеризуют особенность русского языка как учебного предмета в I классе. На этих уроках закладывается первоначальная основа для всей будущей работы по естествознанию, здесь она включена в уроки русского языка. Вопрос о связи естествознания с объяснительным чтением разработан в специальных исследованиях советских ученв1х, результаты которых используются в практике
Чтобы закончить характеристику русского языка как учебного предмета в I классе, следует указать и на те воспитательные задачи, которые решает учитель в процессе обучения детей грамоте и связной речи. Каждый урок любого учебного предмета воспитывает учащихся, что же касается уроков чтения, то все они строятся на таком материале, который воспитывает у детей любовь к родине, коллективизм, желание учиться, трудиться и быть полезными своему народу.
Последнее издание букваря отличается красочностью, удачным подбором иллюстративного материала. Каждая страничка не только расширяет круг знаний первоклассника, но и воспитывает у него положительное отношение к учению, к труду, к людям. Дети еще только узнают первые буквы, а букварь уже учит их дружно играть, не ссориться (стр. 12, буква у), прилежно учиться (стр. 15, слово ау), помогать взрослым в работе (стр. 14, буква м), уметь самостоятельно заправить свою кроватку, содержать в порядке одежду (стр. 13, буква ш), радовать родителей своими успехами в учении и поведении (стр. 15, слово мама). Букварь как добрый взрослый друг помогает маленьким школьникам познавать жизнь, помогает нравственному их воспитанию.
Учитель старается на уроках чтения использовать любую возможность по воспитанию учащихся, даже иногда и кажущуюся незначительной. Так на уроке чтения дети работают по 68-й странице букваря. На картинке изображена ученица за завтраком перед тем, как идти в школу. На тумбочке часы показывают без десяти минут восемь.
Учитель. Как вы думаете, дети, девочка торопится?
Ученик. Не торопится, еще рано, она успеет.
Учитель. Почему же девочка так рано встала?
Ученик. Девочка встала рано, чтобы вовремя собраться и не опоздать в школу.
Учитель. Какое школьное правило об этом вы знаете?
Ученик. В школу нельзя опаздывать.
Учитель. А как в стихотворении об этом написано?
Ученик. Ты думал: школа — не вокзал...
Учитель. Посмотрите на страничке есть рассказик, как он называется?
Ученик. В школу пора!
Учитель. Кто сможет выразительно его прочитать?
Ученики, подготовленные беседой, хорошо воспринимают текст, выразительно его читают.
С развитием навыка чтения растет возможность для осуществления более глубокой взаимосвязи воспитательных и образовательных моментов. В послебукварный период первоклассники читают уже небольшие рассказики. Хотя они и иллюстрируются картинками, но воспитательная работа преимущественно проводится уже на основе текста рассказа.
21 января. Урок чтения.
После очень краткой беседы учащиеся читают рассказ «Школьник Костя» полностью.
Учитель. Прочитайте, дети, где ехал Костя.
Ученик (читает). Ехал Костя в трамвае.
Учитель. А теперь прочитайте, что он увидел?
Ученик (читает). Видит он: в дверь трамвая вошла старушка.
Учитель. Как поступил Костя? Читайте по книге.
Ученик (читает). Костя встал со своего места и сказал: «Садитесь, пожалуйста. Я постою».
Учитель. Как отнеслась к этому старушка?
Ученик (читает). «Спасибо, родной»,— сказала старушка.
Учитель. Как вы думаете, дети, почему старушка назвала Костю родным?
Ученики. Костя был добрый мальчик, он понравился старушке, вот она его и назвала родным. Костя был добрым, хорошим. Костя был вежливый мальчик. Он пионер, у него галстук.
Учитель. Костя был воспитанным мальчиком, он поступил со старушкой, как с самым близким человеком, как со своей бабушкой. Вот она и назвала его родным. Посмотрите на картинку, как смотрят люди на Костю.
Ученик. Они все ласково улыбаются.
Учитель. Хорошо подметил. А почему у всех такие довольные лица?
Ученик. Людям приятно, что Костя такой хороший мальчик.
Ученики под влиянием прочитанного и последовавшей затем беседы, проникаются уважением к школьнику Косте, и естественно, что они начинают рассказывать о случаях из своей жизни, о своих хороших поступках, подобных тому, о чем только что прочитали.
Ученики. Один раз я ехала с мамой в трамвае, вошла женщина с ребенком, я встала и сказала: «Садитесь, пожалуйста». А я ехал с Галей Сорокиной, вошла старушка, и я ей уступил место.
Учитель. Вот так и должны поступать настоящие школьники. Прочитаем еще раз рассказик про Костю.
Дети читают рассказ, интонационно выделяя слова Кости и старушки.
Приведенные примеры показывают, что именно в процессе обучения в I классе русскому языку учитель имеет возможность в полной мере осуществлять образовательно-воспитательные задачи. На уроках русского языка первоклассники овладевают навыками чтения и письма, без которых невозможно дальнейшее усвоение основ наук. Именно здесь, на уроках русского языка, формируется готовность к освоению более сложных двигательных графических навыков, столь необходимых не только на уроках письма, арифметики, рисования, но и на уроках ручного труда. Именно здесь, на уроках русского языка, ухо ребенка приучается слышать и точно различать звуки человеческой речи, улавливать интонацию, ритм, звуковую сторону речи, совершенно необходимую не только для обучения, но и для восприятия музыки, пения.
При обучении русскому языку школьники овладевают методом умственной деятельности. Как известно, в основе преподавания русского языка лежит звуковой аналитико-синтетический метод. На уроках русского языка у первоклассников воспитываются культура наблюдения и культура слушания, необходимые предпосылки всей дальнейшей учебной деятельности школьника. Усвоение русского языка необходимо для восприятия произведений искусства, для формирования эстетического отношения детей к действительности, что обеспечивает связь этого учебного предмета с такими предметами, как рисование, пение, ручной труд.
Проблема об особом положении русского языка как учебного предмета в 1 классе, его значении для разностороннего развития детей требовала и требует дальнейшего изучения. В последующих разделах мы попытаемся хотя бы частично решить эту сложную задачу. При этом мы попытаемся показать учителю, какие огромные возможности для разностороннего развития учащихся и обогащения их подлинной системой необходимых знаний и навыков таит в себе русский язык как учебный предмет.
Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо рационализировать, улучшить методику обучения и пересмотреть содержание программ для I класса.
В дальнейшем изложении нами рассматривается специально работа учителя и детей в разные периоды над освоением чтения и письма (раздел II), работа над освоением первых грамматических понятий и правил правописания (раздел III) и, наконец (раздел IV), освещается вся система работы учителя над развитием устной и письменной речи в разных видах учебной деятельности детей при освоении русского языка.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +