Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Букварный период и его особенности


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Одна из основных задач учителя начальной школы состоит в том, чтобы научить ученика учиться. К. Д. Ушинский писал, что сначала должно выучить ребенка учиться, а потом уже поручать это дело ему самому. Обучение в начальных классах проходит медленно. Школьник находится под систематическим и непрерывным руководством и контролем учителя.
В первоначальном обучении учащихся особое значение имеют общедидактические требования, такие, как наглядность, последовательность и повторение. Это непременные условия, обеспечивающие приобретение прочных знаний и навыков. На эти основные положения опирается учитель, приступая к обучению детей грамоте.
Весь процесс обучения делится на периоды. Наибольшую роль играет первое полугодие, или букварный период. Букварный период является основным в обучении грамоте. Обычная его длительность два с половиной — три месяца.
Особенность обучения детей по букварю состоит в том, что они впервые знакомятся с языком как с предметом изучения, со словом и его составом, узнают звуки и их запись знаками- буквами в книге и на бумаге. Шаг за шагом дети осваивают все звуки и буквы русского алфавита. Однако они изучают буквы и звуки не в порядке алфавита, а по степени трудности произношения звука в слоге и в слове.
В связи с таким порядком изучения звуков и букв обучение грамоте по букварю делится на три этапа.
Первый этап букварного периода включает изучение гласных а, о, у, ы и сочетаний их с согласными ш, с, м, н, л, р. Все эти звуки легко выделяются из слов и слогов и легко сливаются в слоги и слова. За исключением звука о, который берется преимущественно в ударном положении, остальные звучат в словах одинаково, без перехода в другие.
Изучение материала букваря показывает, что на первом этапе обучения грамоте на 14 страничках букваря дети учатся читать 43 слова: мама, Мара, Маша, Шура, рама, рамы, Мура и др. Эти слова в течение 14 уроков (каждому уроку обучения грамоте соответствует одна страничка букваря) повторяются 170 раз. Больше всего (от 6 до 20 раз) дети практикуются в чтении первых слов, таких, как мама, Маша, Луша, Шура, Лара, Саша. По мере удаления от первых страничек новые слова повторяются меньшее количество раз, так по два-три раза встречаются слова Мура, ура, мала, шары, усы, осы; в течение первого этапа букварного периода — по четыре раза слова сама, сушу, ус, рана, мыло, ноша, умна; по одному разу — отдельные формы знакомых слов, например: Лару, нору, малы, норы и некоторые слова, обозначающие отвлеченные понятия: рано, умна.
Слова первого этапа обучения грамоте составляются из 24 слогов: ма, ша, шу, ра, ры, ла, лу и др. Все эти слоги на первом этапе обучения повторяются 333 раза. Большинство из них, такие, как ма, ша, ра, ры, ла, са, су и некоторые другие,— от 10 до 60 раз. Из 24 слогов, составляющих слова для первого этапа обучения, 21 открытый, то есть оканчивающийся на гласный звук (ла, на, шу и т. п.), и только три слога закрытые (ум, ус, уш). Последние слоги повторяются сравнительно мало: от двух до шести раз. На первом этапе обучения встречаются всего лишь 10 закрытых слогов. Постепенно из урока в урок увеличивается и количество слов с новым звуком: от одного-трех на первых уроках, до пяти-семи на последних.
Анализ учебного материала по обучению чтению приводит к следующему выводу: на первом этапе букварного периода учащиеся изучают преимущественно прямые, открытые слоги и составленные из них слова; учебный материал дается в порядке постепенного нарастания трудности, при этом наблюдается равномерное увеличение числа новых слов по мере развития навыка чтения. Наиболее характерным признаком первого этапа букварного периода является частая повторяемость знакомых слов и в большей мере составление новых слов из знакомых слогов. Последнее положение особенно важно, так как формирование навыка происходит в условиях активной аналитико-синтетической деятельности учащихся, когда слово одновременно воспринимается по частям и в целом его составе. Знакомые звуки, буквы, слоги, попадая в новые слова, в новые связи, закрепляются, прочно осваиваются ребенком, составляя основу дальнейшего обучения грамоте. Очень важно поэтому, чтобы учебный материал, особенно на первом этапе букварного периода, был правильно и полно воспринят всеми учащимися.
Как же совершается процесс обучения грамоте на первом этапе? Какие приемы использует учитель при научении чтению? Как дополняет материал букваря?
На первом этапе букварного периода дети должны научиться разбираться в слоговом и звуковом составе слова. Без этого умения невозможно добиться от учеников формирования сознательных, правильных навыков чтения и письма. Научить детей работать со словом, вникать в его состав можно лишь при непременном сочетании анализа и синтеза.
В этот же период обучения грамоте учитель вырабатывает у учеников правильные приемы чтения, учит их сочетанию согласных и гласных звуков, слитному чтению прямых слогов и двусложных слов, состоящих из открытых слогов.
Первый урок букварного периода. До чтения новой странички букваря учитель проводит с детьми работу по закреплению пройденного.
Учитель. Какие буквы вы уже знаете?
Ученик. Мы знаем буквы а, у, м.
Учитель. Какие слова можно сложить из этих букв?
Ученик. Можно сложить слово ау. Так кричит девочка, которая заблудилаа в лесу.
Учитель. Негромко произнесите, как кричала девочка в лесу.
Ученики (хором, протяжно). Ааа-ууу, ааа-ууу.
Учитель. Какой звук слышится сначала?
Ученики (все хором). Ааа. Учитель. Теперь произнесите второй звук слова.
Ученики (хором). Ууу.
Учитель. Хорошо. Еше раз произнесите и покажите букву у.
(Дети выполняют.) Какой первый звук мы слышим и произносим? (Ученики называют.) Я поставлю букву а вот здесь, а вы на полотне; какой второй звук? Прочитаем, какое слово мы сложили. (Дети читают.) А теперь из этих же двух букв составим новое слово. Как это сделать? Может быть, вы сами догадаетесь? (В классе оживление. Многие ученики поднимают руки.) Ученик. Можно составить слово уа, так маленькие дети плачут.
Учитель. Хорошо. Будем учиться составлять и читать это слово. Произнесите его хором.
Подобно тому, как составлялось слово ау, проходит работа по складыванию и чтению слов и слогов: уа, ум, му, ам, ма.
Учитель. Из этих букв можно составить не только слоги и коротенькие слова, но и еще одно слово, которое обозначает самого близкого и дорогого нам человека. Только хорошо подумайте, не ошибитесь. Нам придется повторить слоги. (Дети легко догадываются, поднимают руки.) Назовите это слово хором.
Ученики. Мама, мама.
Учитель. Как же составить это слово?
Ученик. Нужно слог ма поставить со слогом ма.
Учитель. Поставьте так, как сказал Боря. (Дети выполняют.) Прочитайте слово. А сейчас уберите буквы, сложите кассы, откройте новую страницу букваря.
Дети открывают 16-ю страницу, увидели картинку, уже знакомое слово под ней, тихо шепчут: «Мама». Проводится беседа по картинке. Со слов учителя дети разучивают стихотворение:
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас?
Мама дорогая.
Дети составили предложение по картинке «Мама читает», проанализировали слово мама, определили его слоговой и звуковой состав, учились сливать согласный звук с гласным, учились слитно читать слоги этого слова.
Этой трудной работе учитель предпослал составление более легких слов, знакомых по урокам подготовительного периода и состоящих из гласных звуков, затем были составлены слоги: му, ма. Вся эта работа подготовила составление слова мама. Только после этого учитель обращается к букварю. Рассматривание картинки, беседа по ней, заучивание стихотворения о маме, составление предложения с анализируемым словом были естественной подготовкой к повторному анализу и чтению нового слова. Все дети на уроке были активны, анализировали слова, слоги, называли звуки, составляли из азбуки слоги, слова, читали их.
Обычно уроки обучения грамоте по своей структуре однотипны. Они выключают следующие виды работы: организационный момент; проверка чтения, заданного на дом; беседа по картинке на новой страничке букваря; деление слов на слоги, звуки; обозначение звука буквой и усвоение начертания буквы; работа с разрезной азбукой; чтение по букварю; задание на дом.
Такая последовательность урока при обучении грамоте повторяется на протяжении всего букварного периода. Иногда чтению странички букваря для закрепления в памяти новой буквы, изученной на предыдущем уроке, предшествует работа с разрезной азбукой, подготавливающая детей к чтению нового материала.
Для иллюстрации мы приведем часть урока, которая отражает специфику обучения грамоте в букварный период.
Урок чтения. Тема урока: «Звук и буква с».
Урок начат с повторения пройденного и беседы по картине.
Учитель. Какое предложение можно составить про Сашу?
Ученик. Саша читает книгу.
Учитель. Сколько слов в этом предложении?
Ученик. В этом предложении три слова: первое — Саша, второе — читает, книгу — третье.
Учитель. Сколько слогов в слове Саша?
Ученик. В слове Саша два слога.
Учитель. Произнесите хором слоги этого слова.
Ученики (хором). Са-ша.
Учитель. Какой слог первый?
Ученик. Первый слог Са.
Учитель. Я прошу произнести только первый звук.
Ученики (хором). Ссссс.
Учитель. Хорошо. А теперь я расскажу, как он произносится: рот приоткрывается, уголки губ растягиваются, зубы почти смыкаются, кончик языка подвернут и упирается в нижние зубы, воздух тонкой струйкой выходит изо рта — сссс. Произнесем еще раз этот звук. (Дети произносят.) Назовите слова с этим звуком.
Ученики (говорят, где слышится звук с). Самолет, стена, стирает, спина, стул, солнце, месяц, скамейка, санитар.
Учитель. А вот какой буквой обозначается звук с. (Показывает.) Это большая печатная буква, а это маленькая. Поучимся читать слоги с этой буквой. (Ставит на доске слог са. Дети читают правильно.) Какое слово можно сложить с этим слогом?
Много поднятых рук. Складывают слово Саша. Затем на доске и на партах складывают слова: сама, ус. сушу. Читают страничку. Во время чтения придумывают предложения: со словом усы («У кошки усы»), со словом сушу («Я сушу белье»). Особых затруднений при чтении слов и предложений не возникло.
Это наиболее типичный урок для обучения чтению по букварю. Школьная практика показывает, что уроки грамоты дают наилучшие результаты именно тогда, когда соблюдается совершенно определенный порядок при изучении нового звука и буквы.
Этот порядок следующий:
1. Работа по картинке букваря, состоящая в осмыслении ее содержания, составлении рассказа или предложения по сюжету картины.
2. Анализ предложения, слова; выделение нового звука. 3. Рече-слуховое восприятие звука.
4. Артикуляция.
б. Подбор детьми слов с новым звуком, определение места этого звука в слове.
6. Зрительное восприятие буквенного обозначения изучаемого звука.
7. Синтетическая работа учащихся с разрезной азбукой, одновременно проводимая отдельными учениками у классной доски и всеми остальными на партах.
8. Слоговое чтение слов и предложений на новой страничке букваря. Поскольку работа по изучению звуков и букв, по развитию навыков чтения и письма непосредственно направлена и на развитие речи и мьшления учащихся, учитель требует осмысленного чтения. Ни одного йэ малознакомых детям слов не остается вне поля его внимания. Разъяснения учителя, рассматривание учащимися изображения предмета или самого предмета, включение подобных слов в текст, в понятное предложение помогает учащимся точно и правильно понять значение нойьй слов. К умению читать ребенок приходит, накапливая необходимые знания и навыки. Процесс формирования навыков чтения не проходи? гладко и без трудностей.
В аналитической работе наибольшую трудность представляет выделение звука, что объясняется недостаточным совершенством фонематического слуха маленьких детей. Это обязывает учителя очень тщательно и постепенно готовить ребенка к выделению звука из слога и слова. Большое значение имеет правильная артикуляция. Обычно после чёткого разъяснения учителем правильного произношения звука учащиеся не затрудняются в дальнейшей рече-слуховой работе над новым звуком.
Самая большая трудность при чтении возникает у учащихся в процессе слияния звуков в слоги. Это объясняется тем, что один и тот же звук в различных сочетаниях с другими звуками произносится по-разному. В то же время отдельно взятый звук имеет совершенно особое звучание. На первых порах у детей наблюдается стремление прочитать каждый звук отдельно. В этом случае ребенок забывает о «чистом» произношении звука и к согласному обязательно стремится прибавить в произношении какой-то гласный звук, чаще всего ы. И даже при условии «чистого», но отдельного произношения звуков слога не получается. Для устранения побуквенного чтения слов учитель использует умение ребенка владеть устной речью. «Подумай,— говорит учитель ученику, которой не умеет сливать звуки,— разве ты слышал или говорил, когда-нибудь слово мама вот так, как читаешь: мы-а-мыа? Такой вопрос вызывает улыбку у детей: конечно, так не говорят и не читают. «Мы с тобой научимся читать,— успокаивает учитель,— я сейчас буду показывать тебе букву, а ты ее прочитай и долго, долго тяни, пока я не покажу новую, которую ты быстро прочитаешь вместе с первой». И дети «поют» поодиночке и хором. Очень часто на уроках чтения согласные, таким образом, соединяются с гласными: ммма, мма, ма; лллу, ллу, лу и т. д. Большое значение при этом имеет правильная постановка дыхания. «Вдохните воздух всей грудью,— говорит учитель,— а теперь сразу произносите весь слог с выдохом». В результате многократных упражнений и терпеливой работы учителя с каждой буквой отдельные звуки в устах ребенка начинают сливаться правильно и образовывать слог. Уже к половине октября мы не наблюдали у таких детей побуквенного чтения слов. Ребенок овладевает процессом чтения только тогда, когда преодолевает разрыв между восприятием и произнесением звука и понимает прочитанное. А это обязывает учителя с первых уроков обучения чтению добиваться от детей овладения слогом, сознательного объединения звуков в слоге в едином процессе восприятия. Нужно помнить, что тот ученик, который не научился или плохо научился читать, всегда будет отставать от товарищей в приобретении знаний.
Понятие о звуко-слоговом строении слов и процессе слияния звуков в речи ученик получает не только путем соединения звуков, но и с помощью приема разложения слов на слоги и звуки, с немедленным соединением выделенных звуков в слоги, а слогов в слова. В методической литературе этот прием по праву признается наиболее продуктивным при овладении чтением. «Учащиеся научатся при помощи этого приема видеть и осознавать при чтении целое (слово и слог) и его части (звук); они поймут, что звуки являются элементами слова или слога и отдельно, как правило, не произносятся».
Таким образом, на уроках обучения грамоте анализ органически связан с синтезом. Основоположник звукового аналитико-синтетического метода К. Д. Ушинский предпочитал его другим методам, считая, что он делает процесс обучения грамоте актом сознательного восприятия детьми сущности письменного языка, дисциплинирует память детей, внимание и рассудок.
При обучении грамоте учителя преимущественно используют чтение по подобию или прием преобразования слов. В соответствии с этим приемом располагается и материал букваря.
Дети научились читать слово мама и уже подготовлены к чтению слова Маша. Образуются цепочки слов, сходных по звучанию своих частей, близких по звуковому составу: мама — Маша; Маша — Саша; Шура — Мара — Мура; Лара — Шура; мала — ушла и т. п.
На основе подобия слов новый звук и буква, его обозначающая, вступают в различные сочетания с уже знакомыми звуками-буквами; при чтении дети по примеру известного им слога, слова сумеют прочитать, а затем и написать новое слово. На этом же этапе учитель начинает применять прием наращения звуков в начале или в конце слова. Обычно такая работа проводится как закрепление пройденного материала.
29 сентября.
Учащиеся под руководством учителя составляют слова из знакомых букв. Им дается задание — составить слово ура.
Учитель. Как отвечает народ на приветствия, когда проходит мимо трибун на площади?
Ученик. Ура! Ура!
Учитель. Составим это слово. Произнесите его по слогам... Сколько же слогов в этом слове? Какой первый слог?
Ученик. У-у-у:
Учитель. Поднимите в руке букву у. (Дети выполняют.) У — первый слог слова, положите его на свое полотно. (Ставит слог на полотне, дети—у себя.) Теперь назовите второй слог слова и поднимите его в руке.
Ученики. Ра-ра-ра. (Называют отдельно звуки этого слова и порядок букв.)
Учитель. Положите этот слог рядом с первым. Какое слово мы сложили? (Дети читают.) Если перед словом мы поставим большую букву М, то выйдет совсем другое слово. Поставьте эту букву и чуть раздвиньте слоги, вот так. (Показывает на полотне.) Какое же слово теперь получилось? Прочитаем его. (Дети читают: Мура.)
Учитель. Проверьте, дети, у всех ли правильно, все ли поставили большую букву. Почему нужна большая буква.
Ученик. Мура—так зовут кошку.
Учитель. Да, это кличка кошки. Клички животных пишутся с большой буквы. Какое же слово мы сложили, прочитайте. (Дети читают.) А теперь уберите букву М и замените ее большой буквой Ш, снова мы получим другое слово.
Дети работают с большим увлечением. Сменяя буквы и тем самым слоги, они читают полученные новые слова, осознают, что в слове важен каждый звук, от него зависит содержание слова.
Так на записанном нами уроке были составлены цепочки слов: ура — Мура — Шура, Шура — Мара, Мара — рама. Чтение по подобию, прием наращивания букв, слогов, игра в слоги, когда один ученик называет слог, а второй дополняет его, составляя слово, являются отдельными приемами звукового аналитико-синтетического метода.
Чем активнее дети работают на уроках чтения, письма, чем разнообразнее учебная деятельность первоклассника, тем успешнее формируется навык чтения. Опытные учителя успевают за один урок привлечь к работе каждого ребенка.
Активизация деятельности учащихся возможна при условии разнообразия приемов работы учителя. Часто в течение урока деятельность учащихся меняется до десяти раз. Вначале они читают знакомые слоги, составленные учителем на доске до урока, соединяют эти слоги в слова. Затем вывешивается таблица; к доске вызываются учащиеся для чтения знакомых слогов и слов по таблице. Класс следит за их работой, каждый готовится к чтению.
От закрепления учитель переходит к работе над вновь изученным звуком и буквой. По заданию учителя вызванные к доске учащиеся составляют слова на наборном полотне, остальные работают на партах со своей азбукой. Эта работа сменяется проверкой заданного на дом — чтением по букварю. Затем учитель, подготавливая детей к чтению новой странички, дает задание для самостоятельной работы с азбукой; при этом каждая колонка (в классе) получает отдельные слова.
В беседе по картинке новой странички букваря также принимают участие многие ученики. Когда выделен новый звук, дети подбирают слова с этим звуком, определяют место нового звука в словах, сказанных товарищем, читают слоги с этим звуком, а затем и всю новую страничку букваря.
Условием такого многообразия видов деятельности учащихся является четкость в работе учителя, нормирование задания, хорошая организация поведения и деятельности учеников. Все это дает возможность учителю проверить знания учащихся, исправить недостатки в чтении и в работе с разрезной азбукой, закрепить навыки правильного чтения. Такой урок является также упражнением в устной речи детей: они составляют предложения, подбирают слова, повторяют удачно составленные товарищами рассказы.
Школьная практика показывает, что учителя не ограничиваются материалом букваря, а дополняют его. Это особенно важно по двум причинам. Во-первых, у первоклассников наблюдается стремление заучивать заданные странички из букваря, и это им дается довольно легко, так как повторяемость чтения каждой странички большая. Чтобы не обмануться в успехах ребенка, учитель, прослушав заданный урок, дает дополнительное задание: чтение тех же слов, но в другой книге или таблице. Во-вторых, чтение не по букварю показывает ребенку его успехи, вселяет в него радость осознания собственных достижений.
Учитель использует различный материал, чтобы дать возможность ученикам попрактиковаться в чтении и в то же время самому проверить состояние их навыка чтения. С этой целью он прибегает к следующим приемам: работа с разрезной азбукой, буквами и слогами, чтение по таблицам, чтение по другим букварям и книгам. Работа с разрезной азбукой не нуждается в специальном описании. Этот прием очень прочно вошел в практику обучения грамоте, без него не обходится ни один учитель, работающий в I классе.
Таблицы не всегда используются на уроках чтения. Во-первых, потому что не во всех школах они имеются, а во-вторых, некоторые учителя, к сожалению, не придают должного значения такой работе. Между тем с таблицей может работать весь класс и отдельные учащиеся. Таблица представляет собой подобие страницы букваря с иллюстрацией, с напечатанными слогами, словами и короткими предложениями.
Учительница Г. Г. Шеф очень часто приносила на уродш чтения такие таблицы. Дети только познакомились с первыми звуками и буквами, научились читать два слова по букварю: мама, Маша, а учительница уже вывешивает таблицу. Она обращается к ним с вопросом: «Вы сможете прочитать слова по этой таблице?» Многие дети поднимают руки. Володя Б. берет указку, показывает на первое слово и уверенно читает: аи. «Я прочитал слово ам,— говорит он,— так мама говорит маленькому ребенку, когда его кормит». «А вот слово ум,— говорит Лиля Б.,— а это слово — мама». Вызвало затруднение учеников Г. Г. Шеф чтение слова маму. Это существительное в винительном падеже, лишенное смысла, воспринимается ими с трудом, прочитав его, ученики недоуменно смотрят на учительницу. Она видит, что нужно составить предложение. Оно было составлено: «Маша любит маму». По мере расширения знаний учащихся менялись таблицы, иногда учительница приносила на урок старые таблицы, и дети читали их, как знакомые страницы букваря.
Таким образом, с помощью таблиц выявлялись у учащихся пробелы в навыках чтения, и эти таблицы давали возможность упражняться в чтении.
Помимо работы с азбукой, таблицами, учителя при проверке навыков используют другие буквари, по которым дети в настоящее время не учатся. Вот как включается, например, дополнительный материал по чтению в урок некоторыми учителями. Ученики с места читают 22-ю страничку букваря, заданную им на дом. Ученик правильно прочитал предложение: «У Шуры шары». Следующее предложение — «Лара мала» — ученик, вызванный отвечать, читает так: «У Лары шары». «Ты снова сочиняешь,— говорит учитель,— так никогда не научишься читать. Нужно читать то, что написано. Покажи указкой, где нужно читать. Где же здесь у? Читай первое слово». Ученик читает правильно: «Лара мала». Учитель вызывает ученика к доске: «Прочитай по таблице вот это слово... Теперь это». Ученик по заданию учителя прочитал четыре слова. «Вот теперь все мы видим, что ты умеешь читать, а не выдумываешь, говорит учитель.— Прочитай предложение по моему букварю». Ученик выразительно читает: «Ау, мама!» Учитель вызывает хорошо успевающего ученика. Он читает выборочно по заданию учителя отдельные слова в столбиках и третье предложение на заданной страничке букваря. Дополнительно он читает слова по таблицам. Ученик хорошо справляется с заданием, учитель одобряет его работу: «Молодец, хорошо читаешь, а теперь самое трудное — новое предложение по моей книге». Ученик читает: «Ура! Шары!»
По сравнению с таблицами чтение по другим книжкам имеет ту отрицательную сторону, что весь класс не может проследить за тем, что читает ученик, стоящий у доски, поэтому учитель ограничивается заданием прочитать дополнительно одно-два предложения или слова. Рекомендуется использовать в таких случаях настенный букварь, состоящий из целой серии страниц, доступный всем учащимся.
Подводя итоги по первому этапу букварного периода, следует сказать, что именно в это время закладывается основа чтения — сочетание согласных с гласными, плавное чтение по слогам слов с открытыми и закрытыми слогами. На этом этапе обучения грамоте наблюдается частая повторяемость слов и слогов, особенно открытых. Новое слово обязательно включает уже известный элемент, звук, слог. Так образуется непрерывное взаимопроникновение старого и нового, неразрывная цепочка знаний, переходящих в навык.
Второй этап обучения грамоте по числу уроков несколько больше: первый охватывает 14 страниц букваря, второй — 26 (с 30-й по 56-ю страницу). На первом этапе дети узнают 10 звуков, на втором II и одну букву ь, не обозначающую звука. Практически на втором этапе учащиеся изучают новые звуки: гласные — и, э; согласные длительные — х, в, з, ж, щ; согласные мгновенные — к, п, т, д.
Основной задачей учителя в этот период является изучение с детьми мягких и твердых согласных звуков. На первом этапе обучения дети учились читать слова преимущественно с открытыми слогами, произносимыми твердо: ма, шу, ла, ра, ры, ло и т. п. На втором этапе мягкость согласного является новой ступенью в знаниях детей, новой трудностью, так как ученики должны не только слить согласный с гласным, но и изменить твердое произношение согласного на мягкое. Таким образом, основная трудность на втором этапе обучения грамоте состоит в чтении открытых двубуквенных слогов с мягким согласным типа: ей, зи, ди, ми, ки и т. д. Вначале дети читают двусложные слова этого типа (Сима, Нина, Миша), а затем овладевают слиянием согласного сив трехсложных словах тдпа: Марина, малина, лимоны.
Второй трудностью является чтение трёхбуквенного закрытого слога типа: вал, сом, сыр, рис и т. п.
За этим следует чтение пятибуквенных слов с закрытыми слогами в начале и в конце слова: ша-лаш, са-хар, кош-ка, Мур-ка. На втором этапе букварного периода учащиеся учатся читать слова ей в конце и середине слова: сарай, мой, зайка и с буквой ь: окунь — окуньки.
Следующей трудностью этого этапа является чтение слов с двумя закрытыми слогами типа: Op-лик, кап-кан, Пол-кан. Дополнительное изучение учебного материала букваря показало, что на втором этапе обучения грамоте трудности вызваны не только качественными изменениями содержания читаемого материала, но и тем, что количественно возрастает его объем. Если на первом этапе обучения грамоте дети научились читать 43 слова, то за время второго периода — уже 404 новых слова (или новых форм знакомых слов). Принимает новые формы и повторяемость слов. На первом этапе каждое слово дети читали в среднем по четыре раза. На втором этапе повторяемость сокращается в среднем в два раза. Все слова повторяются около 800 раз, причем по одному разу дети читают половину всех новых слов — 207, по два раза — 96 слов, по три раза — 50 слов, по четыре и более — 47 слов. Из последней группы наиболее часто повторяются имена собственные: Вова — 11 раз, Дима — 7, Зина — 7, Лида — 5, Марина — 5, Тузик — 5, Полкан — 5 и т. п.
Выше говорилось, что на втором этапе обучения грамоте большую трудность для первоклассников представляет чтение слогов с мягким согласным. В букваре 125 слов с такими слогами, они повторяются в этот период 238 раз. За исключением 30-й страницы, первой из тех, которые дети читают в это время, слова с открытыми слогами повторяются в большинстве случаев от 6 до 11 раз. Упражняемость в чтении таких слогов большая.
Кроме открытых двубуквенных слогов с мягким согласным, представляет трудность чтение слов с закрытыми слогами. В самом деле, на первом этапе букварного периода дети научились читать лишь три закрытых слога: ум, ус, уж, которые в течение всего этапа встретились только 10 раз. На новом, втором этапе обучения грамоте почти половина читаемого материала (200 слов) связана со сложностью второго типа — чтением слов с закрытыми слогами. Эти слова можно разделить на четыре группы по трудности в чтении: слова в один закрытый слог (71) повторяются 140 раз; слова с закрытым слогом на конце (65) повторяются 105 раз, слова с двусложными закрытыми слогами (14) повторяются 21 раз и слова с закрытым слогом в начале (50) повторяются 96 раз.
Таким образом, материал букваря этого этапа обучения направляет учителя на то, чтобы вместе с чтением слов с открытыми в них слогами мягких согласных проводить работу над слозами с закрытыми слогами. Общая повторяемость этих слов — 362 раза. Количественный подсчет слов и их повторений дает возможность судить об упражняемости в чтении слов по мере возрастания различной степени слоговой трудности.
Во втором этапе на страничках букваря увеличивается число новых слов. Дети читают с новым звуком от 7 до 20 слов.
Помимо этого, на втором этапе обучения грамоте учащиеся читают на каждой страничке большое число предложений, связанных между собою по содержанию. Такие смысловые разделы состоят из четырех - восьми предложений. В состав этих предложений входят слова с новыми буквами. Дети практически усваивают написание большой буквы в первом слове предложения, в именах людей и кличках животных (такие слова особенно часто повторяются), усваивают правило о постановке точки в конце предложения. В процессе этой работы дети неизбежно знакомятся с именами людей, мальчиков и девочек, с кличками -животных, узнают разницу между названием родственника (брат, дядя) и его именем и т. д. Материал букваря второго этапа обучения по иллюстрациям к текстам охватывает многие стороны городской и сельской жизни. Богато отражена в букваре жизнь детей в семье и в школе. Весь этот материал используется учителем в целях воспитания учащихся, для расширения и обогащения их кругозора. На данном этапе обучения дается значительный материал о природе и природных явлениях. Таким образом, в поле зрения учителя всегда стоят задачи общего развития учащихся, воспитания у них правильных представлений о природе и общественной жизни, воспитания любви к труду и к своей родине.
На втором этапе букварного периода, как об этом говорилось выше, учащиеся встречаются с двойной трудностью: им надо научиться сливать согласные звуки с гласными, правильно произносить эти слоги и научиться читать слова с закрытыми слогами. В методической литературе этим вопросам уделено большое внимание (Н. П. Каноныкин и Н. А. Щербакова, Методика русского языка в начальной школе; Н. А. Костин, Методика русского языка в начальной школе; С. П. Редозубов, Обучение грамоте; Методика русского языка в начальной школе; Методическое руководство к букварю АПН РСФСР и др.). Вопросам правописаний и закрепления материала чтения на уроках письма будут посвящены специальные разделы данной работы.
Изучение же опыта работы учителей показывает, что тщательная подготовка учителя, учет трудностей данного периода обучения дают возможность облегчить всю работу по освоению этого нового материала.
Остановимся на обучении детей чтению открытых слогов с мягким согласным. Наиболее продуктивным приемом здесь оказывается сопоставление. Учащиеся к этому времени умеют классифицировать звуки на согласные и гласные. Учитель просит детей взять из своих касс все знакомые буквы и разложить их на две группы. Ученики самостоятельно выполняют эту работу. Лишь незначительное число не справилось с классификацией букв. Учитель вызывает к доске одного из учеников, под его руководством ученик выполняет задание, следя за работой товарища, остальные учащиеся проверяют свою работу. На полотне две группы букв: а о у ы и — с м н л р.
Выясняется, какие звуки обозначаются этими буквами, какая разница в произношении гласных и согласных звуков. Затем дети по заданию учителя составляют слоги из согласных и буквы ы: мы, ны, ры, сы, лы. Они уясняют, что эти слова произносятся твердо. Устно дополняют их другими слогами: мы-ла, ры-ла, сыр. На наборном полотне под слогами с твердыми согласными составляются слоги с и. Дети читают парами эти слоги: мы — ми, ны—ни и т. д. Учитель спрашивает: «Какой звук в конце слога? А какой в начале слога? Как он произносится — твердо или мягко?» Сопоставляя слоги с твердым и мягким произношением, дети на слух улавливают разницу в звучании твердых и мягких согласных. На наборном полотне составляются слова: Ми-ша, Ми-ла, Ни-на, Си-ма. Так учитель подготавливает детей к чтению 31-й страницы букваря. После беседы по картине учащиеся составляют: а) предложение «Мила мыла посуду» и б) из разрезной азбуки два слова с предварительным их анализом. Учитель, поочередно читая слова, предлагает детям сравнить произношение в этих словах первых звуков. Еще раз ученики практически уясняют, что после, мягкого согласного идет звук и. Чтением букваря произношение твердых и мягких согласных в словах закрепляется.
На последующих уроках в работе с разрезной азбукой продолжалось закрепление твердого и мягкого произношения согласных звуков, чтение слов с мягкими согласными перед и. Под руководством учителя дети составляли предложения: «Наша Мила мала», «У Нины сани», «Наша Сима мила» и т. п. В итоге этих уроков дети усваивают, что согласные звуки можно произносить твердо и мягко, перед буквой и согласные произносятся мягко, перед гласными а, у, о, ы — твердо.
Таким образом, усвоение слогов с мягкими согласными проходило с помощью упражнений в сопоставлении слогов с разными согласными звуками перед и, в произношении твердых и мягких согласных звуков: м — мь: р — рь, н — нь и т. п., в составлении слов с твердыми и мягкими согласными из букв разрезной азбуки, в чтении этих слов.
Не меньшую трудность второго этапа букварного периода составляет чтение слов с закрытым слогом, состоящим из двух согласных с гласной в середине слова. Обычными приемами при обучении чтению таких слогов являются: 1) слого-звуковой анализ слов, то есть работа с разрезной азбукой и чтение составленных слов; 2) преобразование слов; 3) прием наращения слова путем добавления буквы в его начале, дополнения открытых слогов до полного слова: (со)р, (со)н, (сы), (со)ж и др.; 4) замена букв в слове.
Все эти приемы подробно описаны С. П. Редозубовым в книге «Обучение грамоте» и в «Методическом руководстве к букварю АПН РСФСР» (изд. 1954 г.).
Второй этап букварного периода сложен по своим задачам и очень ответственен. За это время дети должны научиться свободно читать прямые и закрытые слоги с твердыми и мягкими согласными, уметь выделять изученные звуки из слогов и слов. Значительно увеличивается и объем читаемого детьми материала. На этом, этапе обучения нет необходимости в частом повторении одних и тех же слов. Дети тренируются в навыке чтения путем различных комбинаций из звуков — букв. Следовательно, и упражняемость в чтении приобретает иной характер. После окончания второго этапа букварного периода некоторые учителя проводят обобщающие уроки, на которых подводятся итоги обучения чтению. Целью такого урока является не только проверка, но и систематизация знаний, упрочение навыков, приобретенных учащимися.
Приводим отрывок из записи такого подытоживающего урока.
30 ноября.
Учитель. Сегодня, дети, мы вспомнили с вами все, чему научились на уроках чтения. Откройте кассы и положите перед собой все буквы, которые вы выучили.
Дети выполняют задание учителя. Ученик у доски быстро ставит на планку 22 буквы.
Учитель (проверив работу детей). Задание выполнили правильно. А теперь нужно буквы разложить на две группы. Подумайте, как можно их сгруппировать. (Дети поднимают руки.)
Ученик. Надо поставить гласные с гласными, согласные с согласными.
Учитель Правильно. Раскладывайте самостоятельно, а потом проверим.
Большинство детей выбирают гласные и образуют из них особую группу слов. Ученик С поставил с левой стороны все гласные, подравнял буквы в ряду согласных, держит в руках буквы й, ь.
Учитель. Молодцы, ребята. Почти нет ошибок. Проверим, как дела у Саши Что у тебя в руках, Саша?
Ученик. Это й — полугласный звук и ь, который не произносится.
Учитель. Поставьте их отдельно. Как же мы разделили буквы?
Ученик. Буквы мы разделили на гласные, согласные и буквы й и ь, которые нельзя поставить к этим группам.
Учитель. Теперь посмотрите на полотно. (На полотне стоят пары букв в два ряда: д — т, з — с, м — н, ж — ш, к — х, ы — и, э — е.) Кто скажет, какие буквы в верхнем ряду?
Ученик. Это согласные буквы.
Учитель. А в нижнем ряду какие буквы?
Ученик. Это гласные и согласные буквы.
Учитель. Теперь читайте хором те буквы, которые я буду указывать. (Дети читают сначала хором, а потом отдельно, по вызову.
Затем учитель открывает напечатанные на доске слоги с ы — и.) Что написано на доске?
Ученик. На доске написаны слоги.
Учитель (вызывает отдельных учеников для чтения слогов). Подумайте, как можно разделить эти слоги на две группы?
Дети очень заинтересованы заданием, но долго не могут найти решения задачи.
Ученик. Нужно слоги с буквой ы поставить в одну сторону, а с буквой и — в другую.
Учитель. Правильно. Вы, дети, не обратили внимания, что в слогах только две гласные ы и и. Прочитаем слоги с ы. Теперь с и. Что изменяется, если и поменять на ы?
Ученик. Перед и — согласные мягкие, перед ы — твердые.
Дети проводят игру на составление слов. Один ученик у доски называет любой из написанных слогов, другой добавляет свой до полного слова: Мила, Маша, мир, Сима, рыли, выли и т. п. Затем дети отбирают из слов, сказанных учителем, те, в которых надо написать ь. Учитель называет слова: зима, мороз, коньки, лед, ель, лыжи, день. Ошиблись лишь два ученика. Остальные правильно справились с заданием.
«А теперь посчитайте слова с звуком й»,— говорит учитель и называет слова: лето, сарай, жарко, майка, лиса, аи, заяц, зайка, лес. Дети считают. Ошиблись двое, спутав и с й. Затем по заданию учителя дети называют слова со звуком к, обозначающие учебные вещи (книги, карта, папки, карандаши, букварь, касса, тетрадка, задачник); слова со звуком п, обозначающие деревья (липа, пальма, тополь, дуб — учитель разъяснил ошибку этого ученика); слова со звуком с, обозначающие мебель (сундук, стол, стул, кресло, скамейка).
На партах были приготовлены карточки с напечатанными словами, которые встречались в букваре. Дети читали слово и определяли, что оно обозначает: пальто — одежда, ворона — птица, окунь — рыба, лук — овощ и т. п. Затем по заданию ученики располагают карточки со словами по группам. «Слова нужно подобрать так, чтобы они были про одно и то же»,— говорит учитель. .Дети не сразу догадываются, как нужно выполнить задание, но затем большинство из них справляется с работой: птица — аист, ворона, соловей; одежда — майка, тулуп, пальто; лук и репка — овощи; окунь, сом — рыба; конь и вол — домашние животные и т. п. В конце урока подводится итог. Учитель говорит: «Сегодня мы повторили то, чему научились на уроках чтения». Подобные уроки не так-то часто можно встретить в практике школьного преподавания, поэтому мы сочли необходимым подробно описать его. Знания учащихся систематизируются, учитель практически осуществляет взаимосвязь между анализом и синтезом, чтением и развитием речи; дети учатся обобщать, классифицировать. При этом расширяется их словарь, звук и буква выступают в различных связях.
На уроке ставилась задача проверки и упрочения знаний и навыков по чтению. Судя по работе класса на уроке, можно сказать, что дети усвоили все изученные буквы, умеют группировать их на гласные и согласные. Учитель, проверяя умение правильно произносить звуки, предложил детям называть пары звуков, различные или сходные по произношению; д — т, ж — ш, з — с, м — н, ы — и и др. Задание не вызвало затруднений, но было бы еще лучше, если бы дети дали примеры слов с этими звуками: дом — том, жук — шум, зима — Сима и др. Твердые и мягкие согласные в слогах дети читали правильно. Ошибся только один ученик. Однако классификация слогов явно затруднила детей. Видимо, они впервые встретились с подобной формой работы. После того, как слоги были сгруппированы, учитель подвел детей к обобщению о твердых и мягких согласных. Закрепление правила проводилось на составлении слов с этими слогами, дополнениями их до полного слова.
Проверка наличия звуковых особенностей в слове, в частности звука й и мягкого согласного с последующей гласной, проводится обычно на слух. Дети не только слушали и улавливали слова с нужными звуками, но и сами по заданию учителя называли слова; при этом им приходилось выполнять более сложную работу, не просто сказать слово с таким-то звуком, а соотнести его с определенной родовой группой слов.
Это задание подготовляло новое, более сложное — чтение слова, определение его родовой группы и группировку слов по родам с повторным чтением всех слов.
Таким образом, на уроке каждый предыдущий этап подготавливал последующий, возрастала трудность задания, изменялись условия применения знаний. Тем самым систематически расширялись познавательные способности учащихся, обогащалась их речь.
Разнообразие приемов работы учителя, естественно, вызывало активность детей. Они все время активно включались в выполнение заданий, предлагаемых всему классу. Подобные уроки следует рекомендовать учителям при подведении итогов обучения за определенный период и, кроме того, полнее использовать в повседневной работе отдельные его моменты: расширение словаря в связи с чтением, классификацию слов, обобщение по выделенным признакам.
К концу второго этапа процесс звукового анализа обычно уже не вызывает у учащихся затруднений. Дети легко выделяют звуки в словах, анализируют предложения и слова. Создается основа для преодоления новых трудностей, связанных с дальнейшим изучением звуковой стороны нашей речи.
Особенностью третьего этапа букварного периода является усвоение детьми согласных — ц, ч и йотированных гласных, обозначающих два звука. Это большая трудность для учащихся, так как йотированные гласные е, ё, я, ю и согласные ц, ч при звуковом анализе произносятся с основными звуками я — а, ю — у, ё — о, е — э. Особенность природы новых звуков, изучаемых на третьем этапе обучения, обязывает учителя по-новому подойти к анализу и синтезу, в частности отказаться от принятого на предыдущих этапах способа выделения нового звука путем его удлинения и усиления.
На третьем этапе обучения грамоте возникают трудности и в связи с изучением слитных согласных ц, ч и при чтении слогов со стечением согласных (стрелка, страна и др.).
Анализ материала букваря показывает, что на 26 страницах (с 57 по 82), содержащих слова и тексты для чтения в этот период, объем материала возрастает вдвое по сравнению со вторым этапом, то есть до 825 слов. В то же время повторяемость слов с данными формами увеличивается в среднем в полтора раза, то есть общее число повторений слов — 1211, из них 605 слов повторяются только один раз, по два раза повторяется 142 слова (284 повторения), по три раза 34 слова (102 повторения) и свыше четырех раз повторяется 44 слова (220 повторений). Как и во второй период обучения, упражняемость характеризуется тем, что одни и те же слова и их формы не механически повторяются, а из множества различных слов создаются различные звуко-буквенные комбинации.
Итак, наибольшую трудность в чтении на третьем этапе обучения представляют йотированные гласные — я, ю, е, ё. Обычно для анализа берутся слова с положением этих букв в начале слова и после гласных (на стр. 57 букваря: е-ли, е-дут, е-хал, за-е-хал; на стр. 70: Я-ша, я-ма, я-б-ло-ко, я-го-да, Ра-я и т. п.) Естественно, что, выделяя йотированный гласный, дети произносят два звука щ, йэ, ко, па. Учитель не фиксирует внимания детей на особенностях этих звуков, а как обычно показывает букву, обозначающую это сочетание звуков, и ставит ее в соответствующий ряд. В результате изучения гласных звуков к концу буква:рного периода создается такая таблица:
а у о э ы я ю ё е и
Дети узнают, что перед и согласные всегда произносятся мягко, а перед другими гласными (учащиеся знали гласные верхнего ряда) согласные произносятся твердо.
После того, как дети научатся читать слова с буквой е, учитель обращает их внимание на то, что эта буква поставлена во втором ряду рядом с буквой и. «Почему мы букву и поставили ниже других гласных букв?» — спрашивает учитель. «Перед нею согласные мягко произносятся»,— отвечают дети. Учитель предлагает сложить пары слов: пил — пел; лип — лепка; предложение «У Жени ветки». После того как сложена пара слов, дети читают их, наблюдают за произношением согласных звуков перед и, е и приходят к выводу, что буква е, так же как и, показывает мягкость согласного, который стоит перед ней.
Не останавливаясь подробно на методике обучения чтению на третьем этапе букварного периода, следует сказать, что в это время приемы работы таковы: 1) отчетливое произношение слов, звуков без протяжности, удлинения; 2) сопоставление произношения твердых и мягких согласных звуков в словах, наблюдение за гласными, стоящими после них; 3) составление слов из разрезной азбуки, чтение этих слов, наблюдение за буквенным составом; 4) сопоставление составленных и читаемых слов по звучанию и написанию; 5) составление слов по подобию. Например, под руководством учителя составляется группа слов: пой, коньки, цветы, день, кустики. Под этими словами дети самостоятельно составляют подобные слова, например: пой — рой, коньки — пеньки, день — тень, кустики — листики и т. п.; 6) наращение согласных в начале, конце и середине слова. Такой прием необходим, когда дети учатся читать слова со стечением согласных.
В опыте учителей можно наблюдать такие упражнения: мех — смех, рот — крот, лей — слей, лещ — клещ, раны — краны, текло — стекло и т. п.
Г. Г. Шеф так учит детей чтению слов со стечением согласных.
Учительница. Сегодня будем проводить очень интересную работу. Поучимся читать трудные слова. Составим слово кот. Кто расскажет, как мы это сделаем?
Ученик Это легкое слово: здесь один слог, три звука (к, о, т), три буквы. (Составляет слово у доски.)
Учительница. Это слово легкое, правильно, а вот мы сейчас добавим еще одну букву. Сделайте так: отодвиньте букву к и вставьте букву р. Поучимся читать все слово — крот, крот, крот. У нас получилось совсем новое слово. Кто это крот?
Ученики. Это животное такое, в огородах все роет. Крот в земле живет, норы роет.
Учительница. У нас вышло слово про новое животное. Было слово кот, прибавили букву, и слово изменилось. Как его прочитает Лиля, а теперь Вася, Валерик, Люба, а теперь хором. Сами составьте легкое слово сон. (Дети работают.) Кто расскажет, как вы выполнили мое задание?
Ученик. В слове сон — один слог, потому что в нем одна гласная о — сон. Три звука: с, о, н. Три буквы. (Составляет.)
Учительница. Отодвинем первую согласную и рядом с ней поставим еще одну согласную — л. Опять у нас рядом два согласных. Попробуем прочитать все слово. Трудно его читать, но вы уже стали грамотные. А ну-ка, Вася.
Мальчик читает с некоторой паузой между согласными и о.
Учительница. Слово в один слог, его нельзя делить, нужно читать слитно, быстро.
Ученик. Слон, слон.
Учительница. Ты видел когда-нибудь слона?
Ученик. Это дикое животное, хобот у него, я на картинке в сказке видел.
Так же составляются слова: сор — спор, ком — корм, сок — скок, сук — стук; учительница фиксирует внимание детей на изменении содержания слова в зависимости от изменения буквенного состава и на способе чтения слов с несколькими согласными.
Эта часть урока показывает, как умело учитель использует уже имеющиеся знания и навыки чтения для преодоления новых трудностей. Сами дети говорят, что слово кот легкое. Они без затруднений складывают его, предварительно рассказав, как и почему это нужно сделать. Тогда учительница дает задание для самостоятельной работы с последующим объяснением, как складывали и почему так. Это обязывает учеников работать сознательно и уметь рассказать о своей работе и обосновать ее. Такой прием преподавания чрезвычайно плодотворен, так как показывает, насколько учащиеся овладели методом учения. Для начала использован прием наращения, ценность которого именно в том и заключается, что к привычному, ставшему легким, прибавляется новая трудность — к знакомым легким словам прибавляются новые буквы (звуки): кот — скот, мех — смех, тих — стих, рой — строй и т. п.
Положительным в уроке является то, что учительница не довольствуется ответами хором, которые очень часто скрывают недостатки в знаниях учащихся, не овладевших чтением. Ведь так часто при хоровом чтении многие дети повторяют за сильными учениками слово, по существу не читая его. На этой ступени обучения вполне возможно давать хоровое чтение, но разных слов, что учительница и сделала после того, как были составлены все слова на наборном полотне. Ученики читали слова не по порядку, а те, на которых останавливалась указка учительницы. Это исключало простое повторение читаемого слова за товарищем, давало возможность учителю проверить степень усвоения. Нельзя не отметить работу над словом: в течение урока дети наблюдали изменение значения слова в зависимости от изменения звукового состава.
К концу третьего этапа букварного периода у учащихся значительно расширяются и закрепляются знания и умения. Они научились определять границы предложения в тексте (знают, что первое слово предложения пишется с большой буквы, в конце его ставится точка); умеют определить количество слов в предложении, слоговой состав слова; знают, что гласный звук является слогообразующим; определяют число слогов в слове по наличию гласных звуков.
К концу первого полугодия первоклассники различают твердость и мягкость в произношении согласных и умеют определить, какой буквой обозначаются на письме эти звуковые явления нашей речи. Они умеют правильно читать и писать слова с йотированными гласными, разделительными знаками ъ, ь, а также слова, содержащие слоги со стечением согласных. На этом этапе чтение детей приобретает известную плавность. Их обычно уже не затрудняет чтение вслух небольших легких текстов.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +