Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Из опыта работы по географии с контурными картами


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Необходимость контурных карт в работе со слепыми учениками

Вопрос о самостоятельной работе учащихся на уроках географии давно стоит в нашей школе. Наиболее трудным и важным разделом в области географии для слепого ученика является понимание географической карты. Опыт работы показывает, что простое обследование рельефной карты не дает глубоких и прочных знаний.
Я преподаю физическую географию в течение многих лет. На первых порах своей педагогической практики в школе слепых в VI классе я давала учащимся, примерно, следующие виды работы: сделать из пластилина контуры Европы, а затем нанести пластилином горы, реки и т. д. Такое задание трудно выполнимо не только для слепого, но и для зрячего ученика. Трудность работы вызывала раздражение, особенно у детей с плохо развитой двигательной системой, и нужного эффекта не получалось. Пробовала давать аппликации частей света и отдельных государств, сделанных из наждачной бумаги. Это несколько упрощало работу, но наждак очень неприятен на осязание.
Работая в школе слепых с контурными картами, я пришла к выводу, что это пособие самое удобное и для слепого ученика. Контурные карты — одно из необходимых пособий по географии. Они не заменяют рельефные карты, а являются дополнением к ним. Работу с контурными картами активизирует педагогический процесс, создает конкретные представления и закрепляет знание учеников. Значение контурных карт отмечено в программе средней школы по географии.
Их следует использовать: а) для закрепления знаний на уроках, б) при выполнении домашних заданий и в) при проведении контрольных работ — как одну из форм учета. Достоинство работы с контурной картой — это вовлечение в работу всех учащихся и детальное изучение ими всего материала карты.

2. Изготовление контурных карт

Использование контурных карт зрячих невозможно для незрячих и ослепших учеников. Поэтому нам пришлось чертить экскизы специальных контурных карт, предварительно определив размеры, наиболее удобные для работы слепых, и сильно упростив береговую линию.
Контуры карт даны упрощенно, так как подробности недоступны для осязания. Для лучшего восприятия береговой линии расширены узкие проливы и заливы, например, Босфор, Обская губа и т. д. Острова не обозначены, они наносятся на карту учащимися в процессе изучения. При изготовлении контурной карты для учеников VI класса я брала 5 листов толстой бумаги, сверху накладывала сделанный мною эскиз части света и прошивала швейной машинкой по береговой линии. Таким путем были сделаны все контурные карты для учащихся VI класса. Каждый ученик получил комплект карт частей света. Правда, береговая линия обозначалась точками, но все же ученики осязанием могли определить каждую часть света. Аналогичным способом контурные карты изготовлялись и для учеников других классов. Рекомендуется выдаваемые ученикам комплекты контурных карт, необходимых в данном классе, укладывать в отдельные коробки для сохранности рельефа. За учеником обязательно закрепляется отдельный комплект в его коробке. Для работы с контурными картами также важно снабдить детей линейками для измерения (длиной не более 25 см). Эти линейки хранятся в коробках вместе с контурными картами. В начале работы с контурными картами, выдавая необходимое к этим работам каждому ученику, следует провести беседу о значении предстоящих работ и бережном хранении и употреблении того, что выдано. Нужно приучить учащихся приготовлять необходимые к уроку пособия и материалы заблаговременно. У каждого на столе должны быть следующие пособия: рельефные и контурные карты, линейка и пластилин или какой-либо другой лепной материал. Важно, чтобы карты учащимися всегда были положены на стол правильно. При наличии пособия у каждого ученика возможно проводить работу с классом фронтально.
Пластилин нам заменил карандаш. Пластилин удерживается на бумаге. Если карта рассчитана на продолжительный срок, можно сторону пластилина, прилегающую к бумаге, предварительно смазывать картофельным клеем. Пластилин тоже должен выдаваться в индивидуальных коробочках, которые хранятся в коробках с контурными картами.

3. Примеры работы с контурными картами

При изучении темы «Формы земной поверхности» в VI классе преподаватель географии раздает учащимся контурные карты частей света. Надо познакомить учеников с отдельными картами. Под наблюдением учителя дети обводят каждый континент и называют его. Очертания частей света должны быть знакомы из курса географии начальной школы. Все части света даны мною в одном масштабе (1 см — 400 км), за исключением Европы (1 см — 200 км).
Работа нанесения гор на контурную карту Европы, примерно, может быть проведена так: на предыдущем уроке класс познакомился с рельефом Европы. Ученики быстро повторяют расположение гор Европы на рельефной карте. Затем берут пластилин и придают ему форму полоски, несколько приподнятой к середине. Учитель предлагает нанести Уральские горы. Дети определяют направление Уральских гор. На севере Урал расположен западнее Ямала, а на юге Уральские горы находятся приблизительно в 800 км от Каспийского моря. Ученики находят на контурной карте эти пункты и кладут между ними сделанную полоску. Учитель наблюдает работу каждого и исправляет неправильности. После проверки учащиеся приклеивают рельеф к карте. Таким же образом определяются направление и протяженность Кавказских гор, после чего Кавказские горы воспроизводятся на схематической карте. Затем, так же как Уральские и Кавказские, наносятся горы на южных полуостровах Европы, а потом Альпы, Карпаты, Скандинавские горы.
Горы Европы нанесены. Учитель еще раз проверяет работу учеников, и карта аккуратно укладывается каждым учеником в его коробку. Первая работа нанесения гор Европы на контурную карту займет целый урок, если ученики ранее не были знакомы с этим видом занятий. Не следует бояться затратить на это время, так как дети, усвоив вначале правильные приемы, в дальнейшем будут работать быстрее. После изучения темы «Формы земной поверхности» следует тема «Вода на земле». На контурных картах рельеф гор сделан раньше, теперь надо перейти к нанесению рек. Изучают реки на рельефных картах. Из пластилина делают тонкий шнурок, который будет изображать реки. Наносить реки надо обязательно с верховья. Ученики внимательно изучают истоки реки, направление течения, устье и уже только после этого реку воспроизводят на контурных картах. Такая работа создает у детей правильное представление о зависимости направления рек от строения поверхности. Далее наносятся озера и т. д.
На контурной карте Европы изображены главнейшие горы и реки. На карту Африки нанесены горы, реки и озера.
Воспроизведение сделано совершенно слепыми учениками. Работали учащиеся во время выполнения задания без помощи преподавателя.
При изучении программы VII класса могут быть использованы контурные карты материков. Если они уже заполнены учащимися, то можно, в связи с расширением знаний, детализировать их.
Ученица VII класса изобразила Кордильеры Северной Америки. Ею же нанесены береговые горы — Сьера-Невада, Каскадные и Скалистые.
Большую работу необходимо провести на контурных картах отдельных государств. Сухопутные государственные границы на этих картах обозначены пунктиром, а морские — сплошной линией. Прежде всего на них учащиеся воспроизводят поверхность, затем реки и уже после населенные пункты (последние удобнее всего ориентировать по рекам). Населенные пункты изображают маленькими шариками, сделанными из пластилина.
На карте нанесены крупные промышленные центры Англии. Для более удобной ориентировки даны главнейшие реки. Усвоив технику работы с контурной картой, ученики начинают детализировать ее: горы изображают разной высоты, реки делают разной ширины и более точно воспроизводят их направление.

4. Многообразие работ с контурными картами

Использовать контурные карты можно очень разнообразно. Здесь указаны самые элементарные работы. Это пособие очень удобно для сообщения нового материала. Рельефные карты не всегда в этом отношении удовлетворяют, например, при изучении лесозащитных насаждений. Учащиеся с помощью учителя могут на контурной карте нанести основное расположение лесозащитных полос, и у детей получится самое конкретное представление о них.
Свои контурные карты ученики обязаны также ориентировать в отношении тепловых поясов. Для этого полезно воспроизвести экватор, тропики, полярные круги, но не на суше, а на океанах. При изучении географии обязательны работы с градусной сетью, выполненной рельефом. На ней ученики хорошо усваивают меридианы, параллели, определяют широту и долготу места и т. д. При дифференцированном подходе к учащимся с расстройствами зрения, пользование контурными картами очень удобно. Класс работает фронтально, и, между тем, каждая категория детей одинаково активно включена в работу. Незрячие ученики работают несколько медленнее, меньше детализируют, но правильность воспроизведения у них не меньшая, чем у ослепших и частичнозрячих детей. Ослепшие в большинстве случаев воспроизводят быстрее и детальнее. Частичнозрячие используют зрение: на белом фоне карты темно-коричневный рельеф дает резкий цветовой контраст, что не утомляет слабое зрение. Ученики с остаточным зрением стараются изображать подробно. Таким образом, все ученики класса работают одновременно, выполняя одну и ту же работу, но несколько по-разному, в зависимости от времени и степени расстройств зрения. Целесообразно работу с контурной картой проводить не только на уроках, но и во внеурочное время. Например, на внеклассное задание дать воспроизвести рельеф Америки, Африки и т. д. Ученики самостоятельно тщательно обследуют рельефную карту и воспроизводят на контурной. Они охотно занимаются воспроизведением самостоятельно во внеурочное время. Это углубляет изучение карты. Преподавателю важно своевременно проверить самостоятельные работы детей.
Контурные карты можно также использовать на уроках для проверки знаний географической карты. Учащимся даются определенные задания по нанесению рельефа, которые и выполняются ими на память.

5. Оценка работы с контурными картами

Чтобы придать большее значение работе с контурными картами, следует за каждое выполненное задание ставить оценку. Работу с контурными картам» следует вести в течение всего года по мере прохождения курса.
С контурными картами я работала ряд лет в разных классах. Мне предложили сделать доклад на географическом объединении Московской средней школы слепых детей о работе с контурными картами на уроках географии при занятии с учащимися, имеющими различные расстройства зрения. Заслушав доклад и подробно познакомившись с моей работой, методическое объединение нашей школы постановило считать нужным использовать контурные карты на уроках географии во всех классах школы слепых, для чего просить администрацию сделать матрицы по моим эскизам для печатания контурных карт. Таким образом у нас появилось необходимое пособие по географии. Собрался комплект контурных карт: градусная сеть, части света, СССР и карты главнейших капиталистических государств. Все эти контурные карты применяются в IV, V, VI и VII классах. Они же могут быть использованы в более старших классах.
Работа с контурными картами очень содействует оформлению у учеников конкретных представлений, возникновению представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний, что значительно повышает успеваемость.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +