Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Как изготовлять рельефные географические и исторические карты для школ слепых детей


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Общие замечания

Едва ли нужно доказывать необходимость и значение географической и исторической карты в изучении географии и истории со слепыми детьми. Эта истина ясна для каждого руководителя школы и особенно для преподавателей этих дисциплин. Для каждого тифлопедагога понятно, что без карты нельзя изучить ни географии, ни истории и что, изучая географию и историю без карты, дети получают формальные знания.
Как показывает наш опыт, каждая школа может изготовлять карты своими силами. Это вполне возможно без больших затрат средств и времени. Основное затруднение заключается в том, что не все знают, как простейшим способом можно изготовить такие карты. Имеющиеся в литературе указания не дают точного и полного представления о наиболее применимых видах самодельных карт в процессе их изготовления. Простроченные карты зрячих не отвечают необходимым требованиям. Такие карты недолговечны, и на их изготовление затрачивается много времени. На этих картах возможно изобразить только границы государств, республик, горы, рек», города и невозможно изображение океанов, морей, озер. Основной недостаток простроченных карт заключается в том, что рельеф, выполненный нитками, даже разными, трудно различается на осязание и не дает четкого представления формы. Учащиеся, работая с такой картой, испытывают большие затруднения, которые нервируют их.
Как показывает практика, недостаточно приемлемы и карты, изготовленные из наждачной бумаги. Схематичность этих карт и неприятный на осязание рельеф не располагают учащихся к работе с ними. Возражение вызывает и изготовление карт с рельефом, нанесенным при помощи песка. Учащиеся с увлечением работают с картами, имеющими приятный для осязания рельеф, без резкой шероховатости. Она неизбежна при рельефе, нанесенном при помощи песка, и неприятна для осязания. Такой рельеф так же раздражает осязание, как резкие цвета зрение. Ввиду этого с такими картами, естественно, дети работают неохотно и избегают самостоятельных занятий с ними.
Возражение встречает и избыточное упрощение карт. Мы на практике убедились, что учащиеся, при правильном обучении работе с картой, легко усваивают карту, изготовленную по образцу карт для зрячих детей.
Изображение реки должно в истоке быть тоньше и постепенно утолщаться к устью и иметь все основные изгибы. Такое изображение рек, во-первых, помогает учащимся одну реку отличить по извилинам от другой и, во-вторых, оно им дает правильное представление о течении реки, что в формировании конкретного представления имеет немаловажное значение. Линия, изображающая течение реки, должна иметь только незначительные упрощения, которые не искажают характерной формы в представлении детей.
На картах административного деления мы считаем излишними аппликационные наклейки из различной материи, по которым ученики только могут легко отыскать то или иное государство, но не усваивают формы очертания. В изучении карты основным является усвоение формы, хорошо зная которую, ученик сможет работать с любой картой другого масштаба и рельефа. Кроме того, аппликационный рельеф, быстро стираясь, утрачивает свои отличительные качества. Поэтому на картах административного деления достаточно проведения границ. Различный рельеф, по которому учащиеся отличают одно государство от другого, мы применяем только на исторических картах, но его делаем не из материи, а из специальной мастики, о которой скажем ниже. На исторических картах, где очень мало других рельефных изображений, такое выделение рельефом вполне возможно и необходимо, особенно на тех картах, которые показывают расширения государств.
Неосновательным является опасение, что изготовленные каждой школой карты не имеют стандартного рельефа. Наличие в нашей школе карт различного масштаба, следовательно, не со стандартным рельефом, показало, что учащиеся, хорошо знающие карту одного масштаба, легко ориентируются по любой карте. Так, зная карту» полушарий, которая имеет определенный масштаб, они также хорошо ориентируются на карте Европы, физической и административной карте СССР и др., имеющих и иной рельеф, и другой масштаб.

Какие же карты нужно изготовлять

Каждая школа в первую очередь должна обеспечить себя стенными картами, которые ни в коей мере не могут быть заменены ни настольными, малый размер которых не позволяет нанести необходимый рельеф, ни атласами. Без наличия стенных карт они малоценны. Проверенными в нашей практике размерами стенных географических карт являются следующие: карта полушария — 90 см в диаметре, карта СССР — 110 см Х 70 см, карта Европы — 103 см X 80 см. (Размеры даются без рамок.) Исторические карты мы делаем, увеличивая в 3—4 раза карты, прилагаемые к стабильным учебникам массовой школы. Приводимые размеры удобны тем, что они не превышают величины развернутых рук в стороны, и тем, что такого размера карты выпускаются Учпедгизом для массовых школ и их можно использовать для изготовления рельефных карт.
На физических картах мы, как правило, даем только рельеф гор, рек, озер, морей, городов и обозначаем границу нашей Родины без границ административного деления. Все же границы государств, республик мы обозначаем на картах административного деления. Границы наносим витой проволокой, которую свиваем из 2 медных или железных (мягких), толщиной 0,2 мм.
Государственную границу нашей страны также юбводим витой проволокой, но диаметр ее берем толще (до 0,7 мм). На политической карте наносим все главные реки с основными притоками, столицы государств, а на карте СССР и республиканские, краевые и областные центры. Железнодорожные магистрали проводятся тоже на административной карте. Например, на карте нашей Родины проводим магистрали, соединяющие Москву с Дальним Востоком и со всеми республиканскими центрами. Железнодорожные линии накладываются одной тонкой медной или железной проволокой, толщиной равной балалаечной струне. Использовать для этой цели нитки нецелесообразно, так как они быстро рвутся. На картах частей света, Европы, Америки, Азии и др., мы совсем не обозначаем железнодорожных линий. Промышленные центры не обозначаем условными знаками, считая это излишним загромождением карты. Учащиеся, хорошо знающие карту, и без этих условных обозначений свободно показывают их. На полушариях наносится только рельеф гор, главных рек, с основными притоками, главных озер и столиц государств, а на территории СССР и республиканских центров.
Из вспомогательных карт мы изготовляем только контурные рельефные карты на бумаге. Эти карты служат исключительно для закрепления изучаемой темы. Например, при изучении темы — реки СССР, когда они усвоены по стенной карте, учитель дает учащимся оттиски контурных карт с нанесенным рельефом береговой линии морей, океанов, главных озер, гор и государственной границы, а учащиеся накладывают на них из пластилина рельеф рек; при изучении гор дается контурная карта, с нанесенным рельефом береговой линии, государственной границы, рек, городов, а учащиеся наносят рельеф гор из пластилина. Аналогичная работа проводится и при изучении городов, зон и т. д. Этот вид работы помогает учителю в закреплении усвоения карты.
Прежде чем выполнить подобную работу, учащиеся должны детально изучить стенную карту. В этой работе требуется определенная система, главным образом, в усвоении учащимися определенных ориентиров. Эти ориентиры должны усваиваться учащимися с первых уроков географии еще в начальной школе. Для каждого нового обозначения ориентиром должно служить уже известное, усвоенное учащимися. Ориентир должен быть таким, пользуясь которым, учащиеся легко находят на карте необходимое обозначение, чтобы новое обозначение находилось от ориентира не дальше вытянутых пальцев одной руки. Если большой палец находится на ориентире, то необходимое новое обозначение воспринимается указательным и другими пальцами.
Преподаватель географии и истории обязан оказывать помощь учителям начальных классов. Необходим тесный контакт в работе с воспитателями, которые должны получить указания от преподавателя географии и истории по изучению карты с детьми. Это обязательно потому, что воспитатель во внеурочное время должен оказывать помощь учащимся в изучении карты. Эту работу преподаватели, при всем своем желании, полностью закончить на уроке не могут.
В самодельных настольных картах мы не видим большой необходимости. Размеры этих карт не позволяют нанести на них все нужное, изготовить же несколько комплектов с различными данными слишком трудоемко, а эффект работы с ними не всегда оправдывает это. Основные карты по географии и истории, которыми должна быть обеспечена каждая школа,— стенные и вспомогательные — контурные. Это не исключает употребления готовых настольных карт и даже самодельного изготовления их, когда они могут быть применены с пользой для обучения.

Из чего и как изготовлять географические карты

Для изготовления стенных карт необходима фанера любой толщины, картон толщиной 1—1,5 мм, столярный клей, обыкновенный цемент, мягкая медная или железная проволока от 0,2 до 0,7 мм и масляные краски.
Если в распоряжении преподавателя нет простой бумажной без подклейки географической карты зрячих нужного размера и он располагает только картами, прилагаемыми к стабильному учебнику массовой школы, то такую карту он должен увеличить.
Допустим, что нужно изготовить рельефную карту в 4 раза больше имеющегося оригинала. Берем имеющуюся карту и на ней карандашом наносим сетку. Например, делим ее на сантиметровые квадратики. Для этюго проводим параллельные прямые на расстоянии одного сантиметра, начиная от обреза карты, а затем вертикальные прямые на том же расстоянии друг от друга. Это обычно делают дети, копируя рисунок по клеточкам.
Основной рельеф суши изготавливается из картона, который не должен быть толще 1—1,5 мм, так как в противном случае он будет очень грубым. Не рекомендуем его также выпиливать из фанеры. При этом рельеф будет. грубее, и сама карта будет очень тяжелой. Картон нужной толщины можно изготовить самим, склеивая столярным клеем несколько слоев толстой бумаги. Делается это так: намазав тонким слоем разогретого столярного клея лист бумаги нужного размера, накладывают на него другой. Тщательно разгладив рукой, чтобы не было морщин, склеенные листы кладут под пресс. Склеив таким образом попарно необходимое количество листов и просушив их под прессом, таким же путем склеивают их между собой. Нельзя сразу склеивать листы до толщины картона, так как, не просохнув под прессом, они покоробятся и будут иметь пузыри, что сделает самодельный картон непригодным. Из картона вырезается прямоугольник нужных размеров. Предположим, что мы решили изготовить карту в четыре раза больше имеющегося у нас оригинала, который представляет прямоугольник 25 см Х 15 см, следовательно, лист картона должен представлять прямоугольник размером 100 см Х 60 см. На картонном прямоугольнике наносим такое же количество квадратиков, какое мы нанесли на оригинале, но квадратики будут в четыре раза больше, чем на оригинале. Чтобы не произошло перемещение при копировке, верхние и боковые квадраты одной стороны нумеруем порядковыми номерами. После этой подготовки начинаем копировать карту. Начинать копировку следует с береговой линии и границы государства, затем копируют внутренние моря, реки, горы, города. Для относительно точного выполнения служит сетка клеточек, которой мы покрыли оригинал и картон. Гораздо проще обстоит дело с копировкой, если в распоряжении учителя имеется карта массовой школы необходимого размера. Такие карты часто бывают в продаже в магазинах Главснабпроса или Союзпечати. Тогда учитель, наложив карту на приготовленный картон, переводит ее при помощи копировальной бумаги. Если эта карта в дальнейшем будет не нужна, то ее наклеивают на картон при помощи столярного клея и, пользуясь обозначениями, учитель накладывает рельеф. Закончив копировку или использовав готовую карту, при помощи острого ножа или ножниц, вырезаем по береговой линии материки, внутренние моря, озера, острова и после этого наклеиваем их при помощи, столярного клея на фанеру или толстый картон. Чтобы наклеить их правильно, используем, как трафарет, тот лист, из которого мы вырежем материки. Наложив этот лист с пустыми местами материков, островов на фанеру или картон такого же размера, обводим береговую линию, вырезанные места островов, внутренние моря, озера. Пользуясь этими пометками, можно наклеить столярным клеем на фанерный лист или картон, укрепленный на подрамнике, материки и острова. После наклейки все кладем под пресс и даем высохнуть клею. Таким образом мы изготавливаем рельеф суши.
Следующим этапом является нанесение рельефа рек, гор, возвышенностей, государственных границ, линий железных дорог.
Рельеф гор, возвышенностей и рек накладывается при помощи специальной мастики из цемента и столярного клея. Эта мастика и проста по своему изготовлению и не требует дорогостоящих материалов, удобна для работы и дает прочный рельеф. Мастика изготовляется следующим способом: берем строительный цемент и столярный клей, которым в небольшой баночке разводим массу, по своей густоте похожую на сметану. Массу нельзя давать слишком жидкой: она будет растекаться при наложении рельефа, и нельзя делать слишком густой, так как она не будет достаточно эластичной и с ней будет трудно работать, особенно при проведении рек. Клей варим жиже, чем обычно варится для склеивания дерева. Цемент брать лучше старый, хранившийся в открытом влажном месте. При таком хранении в цементе образуются комочки, в силу чего цемент теряет свою силу сцепления (схватывания), а это для нашей работы особенно необходимо. Приготозлзнная из такого «ослабленного» цемента мастика более эластична и засыхает медленнее. Для приготовления мастики комочки цемента растираются в порошок.
Особенно трудно, не имея навыка, накладывать рельеф рек, так как при этом должен получиться округлый рельеф, имеющий относительно ровную поверхность с необходимыми изгибами, толще у устья, тоньше к истоку. Рельеф рек накладывать лучше всего при помощи деревянной лопаточки шириной 1,5—2 см и толщиной 0,3 см, сходящей на нет в своем окончании. Захватив этой лопаточкой достаточное количество мастики, но так, чтобы она не стекала, соприкасаем уголок лопаточки, повернув ее несколько всю влево и наклонив под углом к плоскости карты, примерно, как мы держим при письме карандаш, ведем ее от устья к истоку по намеченному карандашом контуру. Мастика, плавно стекая с лопаточки, образует необходимый рельеф. Ускоряя или замедляя движение, мы тем самым регулируем толщину рельефа.
Рельеф гор накладывать значительно проще. Для этого покрываются мастикой отмеченные карандашом места расположения гор. Делается это так: той же самой лопаточкой зачерпывается мастика и наносится на отмеченные места. Когда покрыт весь контур, делаем при помощи лопаточки отроги и ущелья, придаем им форму, относительно похожую на горные хребты. Высота рельефа главных хребтов около сантиметра над поверхностью суши. Они постепенно снижаются к подножью. На местах возвышенностей наносится тонкий слой мастики, как это обычно делается при шпаклевке. Не сглаживают тех неровностей, которые образуются при наложении мастики лопаточкой.
Границы проводятся из витой проволоки. Проволока прокладывается по карандашному контуру границ и закрепляется через каждый 2 см скобочками ив тонкой проволоки, которые пропускаются в сквозной прокол и загибаются на обратной стороне карты. Точно так же прокладываем и железнодорожные линии. Для обозначения городов можно использовать гвоздики с круглыми головками или деревянные колышки с округленным верхним концом. Колышки, обмоченные в клей, вставляются в проколы, сделанные шилом. На картах полушарий градусную сетку обозначать не следует: она загромоздит карту. Для этой цели в школе должен быть глобус, с нанесенной из тонкой проволоки градусной сеткой. На полушариях необходимо проложить только из толстой проволоки (2 мм) экватор, пунктирной линией из мастики или витой проволоки наложить тропики, полярные круги и тонкой проволокой — первый меридиан.
После того, когда закончена вся эта работа, приступаем к отделке. Если учитель сумеет раскрасить масляными красками карту по образцу карты массовой школы, то это будет хорошо. Такая карта приятна для зрения. Если же нет, то можно материки закрасить одним каким-нибудь цветом, а водное пространство голубой эмалевой краской, которая дает более глянцевую поверхность. Красить карты необходимо дважды: сначала красят всю поверхность карты масляными белилами, а затем производят цветную раскраску. По краям карта окантовывается планками размером 2,5 см X 1 см, которые будут служить рамкой. Рамка закрашивается темной краской.
Подобным же образом изготовляются и исторические карты, только с той разницей, что на них государства выделяются различным накладным рельефом. Рельеф делается при помощи той же мастики, накладываемой сплошным ровным слоем толщиной в 1 мм, и пока мастика не засохла, — на ней выдавливаются краем тонкой линейки параллельные лини» для разных государств в различном направлении (горизонтальные, наклонные и вертикальные). Можно нанести, рельеф и из узеньких полосок картона, наклеенных в разных направлениях, как это указывалось выше. Реки и границы на картах с таким рельефом наносятся только тогда, когда рельеф уже готов.
При изготовлении вспомогательных контурных карт можно использовать имеющиеся в литературе указания о применении трафаретов и стереотипов. Эти указания даются в книге проф. Б. И. Коваленко «Основы предметных методик в работе со слепыми детьми», Учпедгиз, 1936, и в других работах. Нужные обозначения предварительно наносятся с использованием квадратного графления или копировальной бумаги. В сравнении с трафаретами практичнее пользоваться стереотипами, но само изготовление их требует больше времени. При изготовлении стереотипов нужные обозначения прикрепляют на фанере, но лучше, когда дают припаять на жести. Хорошо пользоваться и стереотипами, выполненными на вдвое сложенной жести при помощи ударника и молотка.
Работая над самостоятельным изготовлением географических и исторических карт, мы испробовали много различных способов и пришли к заключению, что самым простым и практичным из них является способ, описанный нами. В заключение хочется высказать уверенность, что учителя школ слепых используют наш опыт и, работая над изготовлением карт, внесут свои дополнения и поправки. Пусть не пугают вас первые неудачи, которые часто случаются, когда начинают какое-нибудь новое дело. Они преодолимы, если мы беремся за работу настойчиво и с уверенностью в своих силах.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +