Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Краткое руководство по работе над сочинениями в старших классах средней школы слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Введение

Работа над сочинениями по литературе — один из наиболее сложных видов учебной работы как для учителей-словесников, так и Для учеников.
В школах слепых работа по развитию навыков сочинения носит особенно сложный характер, так как в этом случае приходится преодолевать не только все те затруднения, которые имеют место в массовой школе, но еще и дополнительные трудности, возникающие как следствие особенностей письма рельефом и условий работы без зрения.
Слепые ученики не видят написанного, и это затрудняет их работу по оформлению предложений, в особенности, если предложение имеет достаточно сложные конструкции. Кроме того, рельефное письмо, в сравнении с письмом зрячих, замедлено, что мешает следить за развитием мысли и оформлением связи между предложениями.
Надо принять во внимание еще и тот факт, что техника письма рельефом требует значительного физического напряжения, а это неблагоприятно влияет на внимание, мешая сосредоточиться. Таким образом, ученикам, лишенным зрения, приходится работать над сочинениями при самых осложненных условиях, что, несомненно, неблагоприятно отражается и на результатах этой работы.
Все это заставляет учителей-тифлопедагогов быть особенно внимательными ко всему тому, что может облегчить работу учеников над сочинениями.
Много сделано и делается в отношении методики работы над сочинениями в массовой школе, но в отношении методики работы над сочинениями в школе слепых пока еще сделано очень мало.
Единственным специальным методическим пособием для тифлопедагогов является «Методика русского языка в школе слепых» Б. И. Коваленко. В VIII главе этой книги даны общие установки работы над сочинениями в школе слепых, причем имеются в виду, главным образом, классы начальной и неполной средней школы. Практически дело обстоит так, что в распоряжении тифлопедагогов-словесников, работающих в старших классах средней школы слепых, в основном, оказывается лишь та методическая литература, которой пользуется массовая школа. Эта методика, разумеется, не дает никаких указаний в отношении организации работы над сочинениями в школах слепых. Кроме того, в методике работы над сочинениями в массовой школе есть существенный недостаток: почти все существующие по настоящее время методические пособия концентрируют внимание на работе учителей с учениками, а не на работе самих учеников над сочинениями.
Единственным помощником учеников в их чрезвычайно трудной работе над сочинениями оказывается учитель, и этого недостаточно, тем более, что в программах средней школы по литературе специального времени для работы над сочинениями не отводится, вследствие чего указания, которые дает учитель своим ученикам по развитию навыков сочинения, обычно носят эпизодический характер и с трудом укладываются в систему. Получается так, что практическая работа учеников над сочинениями носит почти самостоятельный характер и часто не дает нужных результатов.
Все это обусловливает необходимость создания такого учебного пособия, которое облегчило бы работу учеников над сочинениями, причем после всего сказанного уже нет надобности доказывать, что ученики, лишенные зрения, нуждаются в таком пособии в гораздо большей степени, нежели ученики массовой школы.
Нам необходимо такое учебное пособие, которое ускорило и качественно улучшило бы развитие навыков работы слепых учеников над сочинениями.
Повидимому, такое пособие должно представлять собою ознакомление учеников с основными видами и тематикой сочинений по литературе в средней школе, с методикой правильной организации работы по отбору и планировке материала сочинений, а также по стилистическому их оформлению. Особое внимание должно быть обращено на предупреждение типовых ошибок во всех этих разделах работы и на те затруднения, которые возникают при работе над сочинениями при отсутствии зрения и особенностях письма рельефом. Совершенно ясно, что полноценное пособие, которое действительно могло бы значительно повысить качество сочинений по литературе в школе слепых, может быть создано только на базе широкого обмена опытом между тифлопедагогами-словесниками.
Здесь я постараюсь кратко изложить основное содержание своей работы.

2. Структура предполагаемого учебного пособия для учеников

Статья «Краткое руководство по работе над сочинениями в старших классах средней школы слепых» состоит из восьми разделов, которые озаглавлены и расположены следующим образом:
I. Введение.
II. Сочинения как форма письменной речи.
III. Задачи постановки работы над сочинением в школе.
IV. Виды и тематика сочинений по литературе.
V. Основные принципы отбора материала и композиции сочинений.
VI. Работа по составлению планов.
VII. Работа над стилем сочинений.
VIII. Нормы оценок сочинений.
Как видно из самих заголовков отдельных разделов, в начале статьи даются общие сведения о том, что представляет собой ученическое сочинение, и только после этого следуют указания ученикам относительно работы по отбору, расположению и стилистическому оформлению материала сочинений по литературе.
Остановлюсь на отдельных тезисах, которые могут дать представление о содержании основных разделов статьи.

3. Сочинение как форма письменной речи и задачи работы над сочинениями в школе

Наши ученики должны хорошо понимать, что всякое сочинение представляет собой организованное расположение мыслей, вытекающих из его темы и направленных к ее доказательству или раскрытию, что сочинение — это одна из форм письменной речи. В свете такого представления о сочинении оно уже не должно казаться каким-то совершенно обособленным видом учебной работы: ученики должны понять, что работа над сочинением самым тесным образом связана с работой по повышению общего уровня культуры речи, хотя и имеет свои особенности. Сознательное отношение учеников к постановке работы по развитию культуры речи в школе является одним из самых важных факторов успеха в работе по развитию навыков сочинения.
Большое значение имеет также наличие последовательности, определенной системы в работе по развитию навыков письменной речи. Не может быть сомнения в том, что эту работу следует проводить по принципу постепенного перехода от самых простых видов изложений к сочинениям, какие имеют место в старших классах, причем на каждом этапе обучения новые требования должны базироваться на ранее приобретенных навыках. Элементарные навыки работы над сочинениями даются уже в начальной школе. Уже в неполной средней школе ученики должны уметь приводить мысли в систему, определять характер и взаимосвязь составных частей изложения, свободно пользоваться простыми и сложными предложениями для выражения своих мыслей. Многие недостатки в сочинениях учеников старших классов средней школы являются прямым следствием плохой организации работы по развитию вышеуказанных навыков на предшествующих ступенях обучения. При правильной постановке дела работа по развитию навыков сочинения в старших классах средней щколы должна быть продолжением работы по развитию навыков письменной речи в неполной средней школе. В сущности, вся работа сводится к тому, чтобы научить учеников собирать материал для сочинения, приводить в систему и грамотно выражать свои впечатления, мысли и чувства. Уровень развития всех этих навыков и определяет собой качество ученических сочинений в старших классах средней школы.

4. Виды и тематика сочинений

Сочинения в средней школе, как известно, бывают домашние и классные. Время, которое отводится на выполнение классных сочинений, крайне недостаточно, и использовать его надо возможно более рационально. При условиях письма рельефом ограничение во времени особенно ощутительно, поэтому в школах слепых следует приучать учеников писать классные сочинения без черновиков, которые значительно увеличивают объем технической работы и часто являются причиной небрежного письма. При выполнении классных сочинений черновики допустимы и полезны лишь при составлении планов и оформлении основных тезисов. Во время работы при выполнении домашних сочинений, когда у учеников есть возможность использовать имеющуюся в их распоряжении литературу, особенно важное значение приобретает подготовка учеников к сочинению. Эта подготовительная работа, в основном, сводится к тому, что ученики знакомятся с материалом, имеющим отношение к полученной теме, продумывая содержание сочинения и составляя его план, подбирают цитаты, которые могут быть использованы в работе. Ввиду громоздкости литературы, напечатанной рельефом, слепым ученикам всегда следует рекомендовать записывать отобранный материал на отдельных листах, которые во время работы легко можно расположить в нужной последовательности.
Характер всей работы над сочинением во многом зависит от его темы. Тематика сочинений в средней школе обычно определяется материалом программы по литературе и в школах слепых существенных особенностей не имеет, поэтому на тематике я останавливаться не буду. Скажу лишь, что, предлагая ту иличшую тему для сочинения, учитель всегда должен учитывать наличие литературы, которую ученики могут использовать во время работы.

5. Основные принципы отбора материала сочинения

Всякое сочинение должно представлять собой развернутый ответ на тему. Это достигается лишь в том случае, когда материал темы излагается последовательно, а рассуждение автора сочинения строится на основе фактов. Отбор фактов, которые могут быть использованы для доказательства или раскрытия темы, и является первым этапом работы над сочинением по литературе. Тот материал, который кажется наиболее важным и ценным для сочинения на ту или иную тему, необходимо записать в виде ненумерованных пунктов плана на отдельных карточках. В результате этой работы получается набор карточек, каждая из которых заключает в себе запись одного из пунктов будущего плана сочинения.
На первый взгляд, такая работа может показаться непродуктивной, требующей лишь дополнительного расхода энергии и времени, но в действительности дело обстоит как раз наоборот: эта краткая запись материала на отдельных карточках в конечном счете значительно экономит время и силы ученика и придает работе организованный характер. Карточки помогают ученику держать в поле внимания весь имеющийся в его распоряжении материал и облегчают работу по расположению этого материала. Уже при работе по отбору материала карточки полностью компенсируют ученику то время, которое он потратил на их составление. Отбор материала определяет собой содержание сочинения и не должен проводиться бессистемно. Особенно важное значение имеет в данном случае ход рассуждения о том, какой материал следует включить в сочинение. Ученикам обычно кажется, что всякая тема дает возможность использовать большой по объему и разнообразный по содержанию материал, в особенности материал исторический. Однако ученические сочинения имеют сравнительно небольшой размер. Это делает совершенно невозможным использование всего того материала, который имеет какое-либо отношение к теме сочинения и при других условиях работы может быть использован полностью.
Условия и сама постановка работы над сочинениями в школе исключают возможность значительного увеличения их размеров и тем самым обусловливают собой необходимость сокращения материала, привлекаемого для разработки темы. Сокращение материала не может проводиться механически, в этом случае оно может сделать сочинение неполноценным. Надо приучать учеников думать не о том, какой материал можно привлечь для разработки данной темы, а о том, какой материал нельзя не привлечь для успешного выполнения поставленной задачи. При такой постановке работы в сочинениях не будет материала, не имеющего самого непосредственного отношения к теме.

6. Работа по составлению плана сочинения

Основой внутренней структуры сочинений должна быть логическая последовательность высказываемых мыслей, приведенных в определенную систему. В начале сочинения принято давать эпиграф, который кратко выражает содержание или характер разработки темы. Обычно эпиграфы представляют собой небольшие, но выразительные цитаты, взятые из трудов основоположников марксизма-ленинизма, из произведений художественной или критической литературы.
Текст всякого сочинения по литературе естественно распадается на несколько составных частей, связанных между собой. Первая часть сочинения носит характер введения и называется обычно вступлением. Это вступление должно представлять собой определение смысла темы и характера ее разработки. За вступлением следует «Основная часть» сочинения, где его автор, в определенной системе, высказывает свои утверждения, доказывает состоятельность этих утверждений посредством подбора соответствующих фактов, опровергает противоположные суждения в целях защиты своих, приводит примеры и аналогии, делает ссылки на мнения авторитетных людей и т. п. Последняя часть сочинения представляет собой обобщение основных выводов и называется обычно заключением.
Пристуяая к работе над сочинением, ученик должен прежде всего хорошо уяснить себе характер основной его части, а уже потом думать о характере вступления и заключения, оформление которых при такой постановке работы не представляет больших затруднений. Правильно располагают материал сочинения лишь те ученики, которые обладают достаточно хорошими навыками логического рассуждения. Навык логического рассуждения развивается чрезвычайно медленно, и многие ученики невольно идут по линии наименьшего сопротивления, предпочитая брать готовые рассуждения из имеющейся в их распоряжении литературы. При таком отношении к делу работа над сочинением в значительной мере принимает характер технического упражнения и не достигает своей цели, так как не способствует развитию нужных навыков. Многие ошибки в построении ученических сочинений носят типичный характер, и предупреждение таких ошибок имеет особенно важное значение. Так, например, часто неудачно оформляется вступление, которое или носит отвлеченный характер и не имеет непосредственного отношения к теме сочинения, или слишком велико. Во всех этих случаях вступление не выполняет своей функции и не помогает автору сочинения сделать более убедительными его утверждения. В изложении материала основной части сочинения нередко отсутствует последовательность, вследствие чего связь и соразмерность отдельных частей принимают случайный характер, так что основные тезисы никак не выделяются и не концентрируют на себе внимания читающего. Часто приходится наблюдать в ученических сочинениях склонность к фразерству и пересказу сюжетов произведений, ориентировку на шаблоны.
Бывает, например, так, что ученик указывает на такие особенности художественной формы литературного произведения, которые часто встречаются, но в данном произведении не имеют места. Многое в сочинениях часто остается лишь упомянутым, хотя явно нуждается в подтверждениях, основанных на привлечении фактического материала. Часто имеет место неудачное оформление заключения, которое бывает или слишком маленьким по объему, или таким, что не представляет собой необходимого обобщения изложенного материала, а содержит б себе добавочный материал, иногда не относящийся к теме. В подобных случаях заключение теряет свое назначение и только снижает качество всего сочинения. Все эти ошибки в построении сочинения допускаются, главным образом, потому, что очень часто ученики приступают к работе, не имея нужной подготовки, не продумывая заранее материал темы. Некоторые ученики вовсе не думают о сочинении в целом, а просто пишут первое предложение, к нему — второе, ко второму — третье и т. д. В этом случае связываются между собой лишь отдельные предложения, а содержание и построение всего сочинения принимают случайный характер. В сочинениях наиболее слабых учеников иногда приходится наблюдать отсутствие смысловой связи даже между отдельными предложениями: все сочинение принимает в этом случае характер набора предложений, связанных с темой сочинения и не связанных между собой.
Форма и содержание сочинения тесно связаны между собой, но тем не менее, работу над тем и другим можно расчленить. При пользовании черновиками такое расчленение работы получается само собой: при письме чернового текста ученик работает больше над содержанием сочинения, при переписывании уже обращает больше внимания на стиль. При письме рельефом, когда от черновиков часто приходится отказываться, а исправление допущенных технических ошибок становится делом технически трудным, нужно добиваться того, чтобы содержание сочинения хорошо продумывалось при составлении его плана, а стиль изложения материала — во время письма.
Значение плана при работе над сочинением так велико, что его трудно переоценить. План — это дисциплина мысли, верное средство предупреждения фразерства и беспорядка в расположении материала сочинения. Работа по составлению плана является важной частью работы над сочинением, так как определяет собой содержание и расположение излагаемого материала, дает представление о размерах и связи отдельных частей всей работы. Тем не менее, многие ученики до сих пор не умеют составлять хороших планов сочинений и относятся к этой работе формально: часто планы составляются только потому, что их требует от учеников учитель. Такие планы нисколько не помогают написать хорошее сочинение и воспринимаются учениками как дополнительная нагрузка, затрудняющая и без того сложный процесс работы. И это неизбежно происходит до тех пор, пока ученики практически не убеждаются в том, что работа по составлению планов помогает им отобрать нужный материал, заранее уяснить содержание и расположение частей сочинения, ясно определить основные выводы и характер предварительной работы над материалом учебной и художественной литературы, а сами планы представляют собой ясное руководство в непосредственной работе по изложению материала.
Качество плана сочинения зависит от хода рассуждения по материалу темы и от организации работы. Приведу один пример, который, как мне кажется, может дать представление о правильной организации работы по составлению плана сочинения. Представим себе, что ученик X класса, после проработки рассказа А. П. Чехова «Ионыч», получает от учителя задание написать сочинение на тему «Трагедия интеллигента». Вероятно, ученик, уясняя себе смысл темы, поставит перед собой ряд вопросов и постарается найти на них ответы. Повидимому, ученик будет рассуждать приблизительно так.
— О каком интеллигенте пойдет речь в сочинении?
— О Старцеве.
— Кто такой Дмитрий Старцев?
— Центральный образ новеллы Чехова «Ионыч».
— Когда была написана эта новелла?
— В 1898 году.
— Что представляло собой это время?
— Это было время идейного кризиса русской интеллигенции, которая не знала, что делать.
— Что послужило причиной возникновения идейного кризиса в среде русской интеллигенции?
— Бесперспективность развития буржуазной культуры, господство обывательских интересов в буржуазном обществе.
— Какое влияние должно было оказать все это на здоровую личность?
— Здоровая личность могла легко погибнуть в таком обществе, так как обывательщина заразительна.
— Что может послужить примером неблагоприятного влияния обывательщины на интеллигента?
— История жизни Дмитрия Старцева.
— Что же происходит со Старцевым?
— Он превращается в обывателя.
— Почему происходит такое превращение?
— Старцев превращается в обывателя, потому что под влиянием обывательской среды он теряет веру в прогресс и становится эгоистом.
— Как же относится ко всему этому Чехов?
— Чехов осуждает обывателей, Старцева, а вместе с ними и весь общественный строй, ставший оплотом обывательщины.
— Какие методы борьбы с обывательщиной Чехов предлагает?
— Чехов разоблачает обывательщину.
— Какие методы борьбы с обывательщиной существовали в действительности?
— Методы революционной борьбы за переустройство жизни.
Предположим, что во время такого рассуждения ученик будет записывать на отдельные карточки отдельные пункты плана будущего сочинения. По всей вероятности, ученик сделает приблизительно такие записи:
Дмитрий Старцев — типичный интеллигент, центральный образ новеллы Чехова «Ионыч»; время создания новеллы «Ионыч»; идейный кризис русской интеллигенции конца XIX века; причины идейного кризиса русской интеллигенции; заразительность обывательщины; история превращения интеллигента в обывателя; превращение Дмитрия Старцева в эгоиста; мировоззрение Чехова в конце XIX века; борьба Чехова с обывательщиной; разоблачение обывательщины в новелле «Ионыч»; Чехов в борьбе за переустройство жизни; социальная сущность обывательщины и реальные методы борьбы с нею.
Пока эти записи кажутся беспорядочными, но если их привести в систему, дополнить, немного, может быть, изменить, то получится план сочинения на вышеуказанную тему. Вероятно, получится приблизительно такой план:
I. Время создания новеллы «Ионыч».
1. Идейный кризис русской интеллигенции конца XIX века.
2. Причины идейного кризиса русской интеллигенции.
3. Мировоззрение Чехова в конце XIX века.
II. История превращения интеллигента в обывателя.
1. Дмитрий Старцев — типичный интеллигент, центральный образ новеллы «Ионыч».
2. Заразительность обывательщины.
3. Превращение Старцева в эгоиста.
III. Борьба Чехова с обывательщиной.
1. Обличительный характер новеллы «Ионыч».
2. Разоблачение — единственный метод борьбы Чехова с обывательщиной.
3. Чехов в борьбе за переустройство жизни.
IV. Социальная сущность обывательщины и реальные методы борьбы с нею.
1. Обывательщина — порождение буржуазного мира.
2. Значение революции в борьбе с обывательщиной.
V. Интеллигенция в наши дни.
Такого плана вполне достаточно, чтобы написать полноценное сочинение на данную тему.
В старших классах средней школы приходится иметь дело с более или менее сложными планами. При работе по составлению таких планов большое значение имеет принцип дробления материала темы на части. Надо приучать учеников проводить дробление материала по принципу перехода от основных его разделов к более мелким частям. При письме рельефом ученики оказываются не в состоянии соблюдать этот порядок в работе, если они не прибегнут к специальным приемам, а именно к составлению карточек, как это было указано выше. При условиях работы с карточками, на каждой из которых написан тот или иной пункт будущего плана, отпадает необходимость в многократном переписывании различных вариантов плана всего сочинения. Надо приучать учеников составлять такие карточки и работать с ними.
Развитию навыков составления планов сочинений в значительной степени может способствовать ознакомление учеников с типовыми планами, или, как еще их неудачно называют, схемами, дающими общее представление о характере планировки материала сочинений на темы, наиболее распространенные в практике работы по литературе в средней школе.
Такие типовые планы дают лишь общее представление о содержании и расположении разделов материала темы и ни в коем случае не предполагают точного их воспроизведения в планах сочинений.
Учеников надо учить не только составлять хорошие планы, но и писать сочинения по намеченным планам. Развитию этих навыков могут способствовать упражнения в сочинениях по планам, разработанным учителем.

7. Работа над стилем сочинений

Качество сочинений определяют не только их содержание и композиция, но и их стиль, т. е. совокупность особенностей языковых форм, которые используются для выражения мыслей.
Основная работа по оформлению стиля сочинения проводится после составления плана, в процессе самого изложения материалы темы. Особенности рельефного письма делают работу над стилем гораздо более сложной, чем это имеет место при письме зрячих, которые видят, что пишут, и поэтому имеют возможность постоянно контролировать построения и связи предложений. В отношении возможностей самоконтроля письмо рельефом ставит учеников приблизительно в такие же условия, какие имеют место при устной речи: ученики должны в уме ясно представлять себе конструкцию каждого предложения и характер смысловой связи между ними. Чрезвычайно затруднено при письме рельефом и исправление допущенных ошибок: трудно заменить одно слово другим, совершенно невозможно вставить новое слово в предложение, переставить слова и т. п. Даже такие ошибки, как пропуск буквы или знака препинания, часто не поддаются исправлению в тексте. Само исправление ошибок, если даже оно и возможно, требует много времени и отвлекает внимание.
Все это заставляет тифлопедагогов-словесников быть особенно внимательными к предупреждению ошибок; совершенно ясно, что лучше и легче избежать ошибки, чем ее потом исправлять. При правильной постановке дела предупреждение ошибок обычно оказывается возможным.
Слепых учеников надо приучать к тому, чтобы они писали то или иное предложение лишь после того, как оно окончательно оформилось в уме. Когда ученик пишет начало предложения, не представляя себе всей его конструкции, он всегда может оказаться в затруднении в отношении формы выражения мыслей.
Многие стилистические ошибки, как и ошибки другого рода, носят типичный характер, и их предотвращение должно быть предметом особого внимания как учеников, так и учителей. Особенно часто приходится иметь дело с такими фактами, как обилие общих фраз, неправильное употребление времен глагола, неправильное употребление сочинительных союзов, неудачный порядок слов в предложении, обилие неудачных выражений и оборотов, неправильное оформление цитат и т. д.
Приведу несколько примеров.
Вот предложение, взятое из ученического сочинения:
«... Чичиков был не слишком толстый и не слишком тонкий; по возрасту он тоже не очень молодой, но и не слишком старый». В этом предложении имеет место несоответствие употребления времен, неудачное употребление соединительного союза «тоже». Еще один пример:
«... с именем Чичикова связаны все подлые затеи, которыми полна поэма «Мертвые души».
В данном случае проявляется полная беспомощность в отношении выражения мыслей: ученик и не думал обвинять Гоголя в каких-то «подлых затеях», однако, сделал это, потому что не сумел выразить свою мысль достаточно точно.
Иногда ученик сам замечает ту или иную ошибку в своем сочинении, но не знает, как эту ошибку исправить.
Приемы исправления ошибок, допущенных в сочинениях, также должны быть предметом внимания со стороны тифлопедагогов.

8. Заключение

Все это свидетельствует о том, что в обучении сочинению в школах слепых есть много трудностей, которых не знает массовая школа.
Это обстоятельство и обусловливает собой необходимость создания учебного пособия, о котором я говорил в начале своего доклада. Разумеется, такое пособие не может быть сугубо специальным, потому что при обучении сочинению учеников, лишенных зрения, приходится обращать внимание не только на те трудности, которые вызываются особенностями рельефного письма, но и на все то, на что обращают внимание учителя массовой школы.
Мы не достигнем цели, если дадим в руки наших учеников учебное пособие, лишенное общих методических установок в отношении работы над сочинением. Нам нужно создать общее руководство по работе над сочинениями в средней школе слепых. Такое руководство, которое действительно помогло бы развивать навыки сочинения при условиях работы без зрения. Успешно разрешить эту задачу мы сможем только при том условии, если все тифлопедагоги-словесники примут самое активное участие в этой работе.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +