Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Работа над стилем сочинений по литературе в старших классах средней школы слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Цель, условия и методы работы

В прошлом году на «Педагогических чтениях» я выступил с проектом создания специального учебного пособия для учеников старших классов средней школы слепых. Это пособие должно было представлять собой краткое руководство по работе учеников старших классов средней школы слепых над соаинениями. В нем недостаточно полно изложена последняя часть, в которой ставился вопрос о работе по развитию стилистических навыков учеников. В дальнейшем я продолжал свою работу, главным образом, по этому разделу материала.
Долгое время я проводил эту работу почти исключительно в направлении анализа и классификации стилистических ошибок, которые особенно часто встречались мне при проверке ученических сочинений. Условия для проведения такой работы были достаточно благоприятные: в Ленинградскую среднюю школу слепых ежегодно поступает значительное количество учеников из разных других школ Советского Союза. Это обстоятельство дало возможность сделать обобщения и выводы, которые имеют отношение не только к нашей школе, но и ко многим другим школам слепых.
Проверяя ученические сочинения, я выписывал из них на отдельные карточки те предложения, где имели место такие стилистические ошибки, которые казались мне наиболее характерными. С течением времени в моем распоряжении оказалось значительное количество образцов разнообразных стилистических ошибок, и можно было приступить к работе по их классификации. Работа по классификации стилистических ошибок оказалась делом чрезвычайно трудным: вследствие многообразия стилистических ошибок, никак не удавалось определить общие принципы их дифференциации. Получалось так, что, если дифференцировать стилистические ошибки по их формальным признакам, то они оказываются оторванными от содержания сочинения, а если их дифференцировать по содержанию, то это неизбежно приводит к недооценке выбора формы слов и особенностей формы изложения материала.
Встретившись с такими затруднениями, я попытался найти ответы на интересующие меня вопросы в теории литературы, но и это оказалось довольно трудным, так как капитальной работы по теории стилистики нет, а в книгах, имеющих отношение к этому вопросу, обычно разрешаются частные проблемы, связанные с работой в определенных областях печатной литературы.
Положение значительно изменилось после того, как летом 1950 года в печати появились работы И. В. Сталина по вопросам языкознания, в которых было дано определение человеческой речи как средства общения людей. В свете такого определения стала совершенно ясной основная функция языка. Мы должны говорить и писать так, чтобы нас правильно-понижали другие. Естественно, что последнее возможно лишь в том случае, если мы говорим и пишем так, как это принято в нашем обществе.
Принимая во внимание вф это, методисты уточнили общепринятые требования, какие предъявляются в современном русском языке правильной литературной речи, так как эти требования в значительной степени распространяются и на ученические сочинения. После уточнения требований современного русского языка в отношении правильной литературной речи, преподавателями был поставлен вопрос о стиле ученических сочинений. Так, постепенно, было получено достаточно определенное представление о том, какие требования можно предъявить к стилю сочинений учеников старших классов средней школы.
Это помогло разрешить вопрос и о классификации стилистических ошибок, так как оказалось, что большинство этих ошибок как раз и представляет собой типичные нарушения основных требований в отношении стиля сочинения по литературе. После этого работа пошла легче: возник вопрос о причинах появления стилистических ошибок в сочинениях наших учеников, а в связи с этим стали появляться и выводы относительно методов работы по предотвращению этих ошибок.
Все это и определило четыре основных части доклада: основные требования к стилю ученических сочинений по литературе, типичные нарушения этих требований, т. е. типичные стилистические ошибки, какие допускают наши ученики, причины возникновения этих ошибок и методы работы по их предотвращению.

2. Основные требования к стилю ученических сочинений

Основное требование в отношении стилистического оформления сочинений по литературе вытекает из самого определения стиля и тех практических задач, которые обусловливают собой формы и содержание работы по развитию навыков письменной речи учеников. Слово стиль употребляется в разных значениях; в данном случае слово стиль следует понимать как совокупность особенностей языковых форм, которые используются для выражения мысли. Такое определение стиля ясно говорит о том, что форма выражения мыслей тесно связана с их содержанием и не может рассматриваться в отрыве от содержания речи. Из этого следует, что всякое правило стилистики носит относительный характер и обусловлено более или менее определенным контекстом речи, более или менее определенным содержанием.
Основная работа по оформлению стиля сочинений проводится после составления плана в процессе самого изложения Материала темы, т. е. после того, как уже определилось основное содержание текста. Работа над стилем сочинений это и есть работа над тем, чтобы ясно, кратко и убедительно выразить в тексте сочинения все то, что «намечено в его плане. Для того, чтобы успешно разрешить эту задачу, ученик должен найти такие языковые формы, которые вполне соответствовали бы предполагаемому содержанию сочинения. Всякий недостаток формы изложения материала затрудняет правильное его понимание. Таким образбм, работа над стилем сочинений имеет не менее важное значение, чем вся предварительная работа. Форма выражения мыслей настолько тесно связана с их содержанием, что невозможно отделить одно от другого: часто бывает так, что изменение формы даже одного слова влечет за собой изменение смысла целого предложения.
Все это и определяет основное требование к тексту сочинения, а именно требование единства формы и содержания. Единство формы и содержания текста сочинений определяет точность выражения мыслей, особенности формы изложения материала и эмоциональную окраску сочинения. Для каждого ученика совершенно обязательно соблюдение общепринятых правил, имеющих непосредственное отношение к вышеупомянутым вопросам.
Особенно важное значение имеет точность выражения мыслей: ученики должны писать так, чтобы все было ясно и не оставалось никаких возможностей для превратного толкования текста. Реальной основой всякого сочинения должен быть фактический материал, который используется для доказательства справедливости авторских утверждений. Точность выражения мыслей в значительной степени определяют выбор слов и выражений, порядок и связь слов в предложениях, соблюдение общепринятых правил при оформлении передачи прямой и косвенной речи, а также при оформлении цитат.
При выборе слов, которые используются для выражения мыслей, необходимо ориентироваться на словарный фонд русского языка, не допуская произвольных словообразований. Ученики должны отказаться от создания новых слов и выражений и ограничиться использованием слов, уже существующие в языке. Такое ограничение инициативы учеников объясняется тем, что образование новых слов — процесс очень сложный и практически почти никогда не бывает делом индивидуального творчества. Задача, ученика, работающего над сочинением, сводится в этом случае к тому, чтобы выбрать из варного фонда русского языка такие слова, которые дают возможность совершенно точно выразить ту или иную мысль.
В текстах сочинений не должно быть лишних слов и выражений и каждое слово должно строго соответствовать своему назначению. Особенно важное значение имеет в этом случае употребление синонимов, антонимов, личных местоимений и союзов, так как, в зависимости от выбора слов этих категорий, особенно резко изменяется смысл предложения. Ученики должны хорошо усвоить ряд правил относительно употребления тех или иных слов и выражений. Следует, например, помнить, что местоимения могут быть использованы лишь в том случае, когда слова, которые эти местоимения заменяют, уже были употреблены в том же или в предыдущем предложении.
Важное значение для точного выражения мыслей имеет также расположение слов в предложении. И в этом случае следует руководствоваться общепринятыми правилами. Порядок слов в предложении обычно бывает обусловлен логическим ударением. Существуют определенные принципы расположения слов в утвердительных и вопросительных предложениях. Надо учитывать, что от перестановки слов может измениться смысл целой фразы. Например: мировоззрение Печооина обусловило его разочарование в жизни; разочарование Печорина в жизни обусловило его мировоззрение. Эти два предложения отличаются друг от друга не только расположением слов, но выражают и разные мысли.
Для того, чтобы правильно и совершенно точно выразить ту или иную мысль, необходимо еще правильно оформить связь слов, что определяется выбором формы изменяемых частей речи. И в этом случае прежде всего следует соблюдать общие правила, имеющие отношение уже к выбору формы слов, оформлению типов сочинительной и подчинительной связи.
Непосредственно» отношение к точному выражению мыслей имеет правильное оформление передачи прямой и косвенной речи, а также правильное оформление цитат. Ученики должны хорошо понимать, что не всякая прямая речь может быть обращена в речь косвенную, что нарушение правил передачи прямой и косвенной речи нередко ведет к грубым искажениям фактов. Необходимо, чтобы употребление цитат было логически обосновано. Оно не должно принимать беспорядочного, случайного характера. Еще до начала, непосредственной работы над текстом сочинения ученику следует определить, какие цитаты ему могут понадобиться.
Иногда цитаты используются так, что составляют вместе с текстом сочинения одно органическое целое и нисколько не нарушают общего строя речи. В этом случае цитаты не нуждаются в специальном оформлении, и только кавычки выделяют их из остального текста, принадлежащего непосредственно автору сочинения. Например: «долго ходили по селам и деревням странники, безуспешно отыскивая людей, которым «живется весело, вольготно на Руси». Другой пример: «Чацкий идет искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Обычно так используются короткие цитаты, ставшие уже привычными выражениями. В других случаях цитаты оформляются как прямая речь. Например: «мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова»,— писал о Лермонтове Белинский.
Цитаты, которые используются в сочинении, должны приводиться совершенно точно, а в ряде случаев должны сопровождаться и ссылкой на источники, из которых они заимствованы. Последнее совершенно обязательно, например, при оформлении эпиграфов, а также при использовании цитат, заимствованных из произведений, не имеющих непосредственного отношения к теме сочинения. Необходимо соблюдать известные нормы объема цитатного материала - нельзя считать полноценным сочинение, в котором приводится так много цитат, что собственные мысли автора получают уже второстепенное значение.
Таким образом, очевидно, что соблюдение общепринятых правил относительно выбора, расположения и связи слов, передачи прямой и косвенной речи, а также оформления цитат действительно является главным условием точного выражения мыслей. Однако требование единства формы и содержания текста сочинений предусматривает не только точное выражение отдельных мыслей, но и объединение этих мыслей в единое целое, что непосредственно связано с формой изложения материала.
В основе требований к форме изложения материала сочинений лежит необходимость объединения всех частей сочинения в связный текст. Надо излагать материал так, чтобы речь как бы представляла собой выражение развития одной сложной мысли, все элементы которой расположены в определенной системе. Опять-таки требуется соблюдение общих правил теперь уже в отношении связи предложений, оформления отдельных частей сочинения, связи этих частей между собой. Не буду останавливаться на всех этих вопросах, скажу только, что существуют общие принципы оформления смысловой связи отдельных предложений и составных частей сочинения, причем особенно важное значение имеет в этом случае оформление рассуждений и обобщений.
Необходимо еще также отметить, что способ изложения материала сочинения ни в коем случае не должен принимать формы ярко выраженного стилистического однообразия. Кроме того, важное значение имеет- эмоциональная окраска текста сочинений: автор сочинения не должен быть равнодушным к тому, о чем он пишет, и это должно получить отражение в языке, в использовании изобразительных средств речи. В каждом сочинении должен присутствовать образ его автора, что находит выражение и в языке, и в форме изложения материала, и в идейном содержании текста.
Таким образом, основные задачи, которые возникают перед учениками при работе над стилем сочинений, сводятся к тому, чтобы точно выразить мысли, изложить их в связаном тексте и показать свое к ним отношение. Само собой разумеется, что соблюдение всех этих требований может дать хорошие результаты лишь в том случае, если ученик в достаточной степени обладает чувством меры и не впадает в крайность. Выясним, насколько выполняют ученики эти основные требования к стилю сочинений по литературе.

3. Типичные стилистические ошибки в сочинениях учеников

В течение нескольких лет мне удалось собрать большое количество материала, который дает достаточно ясное представление о том, в какой мере соблюдают наши ученики основные требования к стилю сочинений по литературе. Дело в том, что многие стилистические ошибки встречаются особенно часто у большой группы учеников. Остановлюсь на некоторых наиболее типичных ошибках, сопровождая указания на эти ошибки примерами, взятыми из ученических сочинений по литературе.
Основу всех стилистических ошибок учеников составляют различные нарушения норм современного литературного языка и общих требований к форме изложения материала сочинений. Все недостатки стиля в той или иной мере связаны и с формой, и с содержанием сочинений, что вызывает затруднения при дифференциации стилистических ошибок. При классификации стилистических ошибок лучше всего ориентироваться на те требования, которые предъявляются к стилю сочинений и которые уже были мной перечислены. Всякая стилистическая ошибка представляет собой частный случай нарушения какого-либо из общепринятых требований.
На этом основании все недостатки в стиле ученических сочинений по литературе можно разделить на три группы:
1. Неконкретность высказываний и неправильное употребление терминов.
2. Ошибки в форме выражения мыслей.
3. Недостатки общей формы изложения материала.
Недостатки первой и второй группы имеют непосредственное отношение к требованию точного выражения мыслей, недостатки третьей группы — к требованию изложения материала сочинения в форме связного и достаточно выразительного текста.
Остановлюсь на отдельных примерах каждой группы стилистических, недостатков в указанном выше порядке.
Часто в текстах ученических сочинений по литературе отсутствует необходимый фактический материал, что исключает возможность обоснованных доказательств и делает неубедительным раскрытие темы. Бывает, например, так, что в текстах сочинений по анализу литературных образов лишь перечисляются особенности личности того или иного персонажа, и никаких конкретных фактов относительно того, как и в чем эти особенности проявляются, не приводится. Или, например, ученик пишет, что образ Рахметова имеет огромное воспитательное значение в наше время, и полагает, что он разработал целый раздел, предусмотренный в плане сочинения. При плохом знании фактического материала ученики нередко допускают обилие общих фраз, которые делают крайне неконкретным содержание всего сочинения.
Некоторые ученики сознательно заполняют свои сочинения пышными выражениями, которые сами по себе могут казаться красивыми, но в действительности лишь затрудняют понимание смысла высказываний. Например, ученик X класса пишет: «многие произведения Некрасова по своим художественным достоинствам не уступают лучшим образцам русской поэзии XIX века и подобны чудесному фонтану, освежившему дремлющие просторы литературного мира». Вторая часть этого предложения, претендуя на изысканность слога, только затемняет содержание первой его половины, ничего не прибавляя.
Нередко в сочинениях учеников встречаются предложения, явно искажающие сущность литературных явлений и фактов действительности. Например: «Шалашников жил в то время, когда во многие русские деревни «ни конному, ни лешему» нельзя было пройти». Ясно, что никогда не было такого времени, когда «во многие русские деревни» нельзя было ни пройти, ни проехать; такое искажение факта могло возникнуть из представления об одной изображенной в поэме Некрасова деревне, принадлежавшей Шалашникову. Ученик, разумеется, бессознательно извратил мысль Некрасова, так как не сумей выразить ее в надлежащей форме.
Бывает так, что ученики употребляют такие термины, смысла которых они, повидимому, не понимают. При таких условиях, термины эти часто употребляются неправильно. Например: «в образе Чичикова Гоголь отразил воплощение эпохи капитализирующегося дворянства». Ясно, что слово «воплощение» употреблено в данном случае неправильно, не в его значении. В подобных случаях особенно часто имеет место употребление одного термина в значении другого, близкого по смыслу. Часто употребляется одно вместо другого такие слова, как факторы и причины, целесообразность и целенаправленность или целеустремленность, роль и значение и т. п. Например: «речь Павла Власова на суде сыграла важное значение». Очевидно, в данном предложении нужно было заменить или слово «значение» словом «роль», или слово «сыграла» словом «имела».
Во многих случаях стилистических ошибок имеет место непроизвольное искажение мыслей: ученик допускает ошибку в форме выражения мысли и поэтому говорит не то, что хочет сказать. Обычно это бывает связано с неудачным подбором слов и выражений или с ошибками, в употреблении различных форм изменяемых частей речи. Не всегда правильно употребляются, например, сочинительные союзы. Особенно часто встречаются случаи неправильного употребления противительного союза «но». Например: «несмотря на то, что Борис получил хорошее образование, но он оказался неспособным к борьбе с самодурами». В этом предложении союз «но» — просто лишнее слово, которое надо изъять из теккта.
Лишними бывают и другие слова, которые затемняют смысл высказываний, а иногда делают их явно противоречивыми. Например: «часто Толстой иногда пользуется особыми приемами, чтобы подчеркнуть наиболее характерные особенности внутреннего облика Андрея Болконского». Слова «часто» и «иногда» в данном случае использованы для выражения одного утверждения, хотя по смыслу друг другу противоположны.
Мысль бывает выражена недостаточно точно и ясно, если в предложении неудачный порядок слов и логическое ударение падает не на то слово, на какое нужно по смыслу. Например: «Обломов просто вел себя в доме Ильинских». Стоит только сделать перестановку слов — и предложение станет яснее: «Обломов вел себя в доме Ильинских просто». Неудачный порядок слов иногда затемняет и последовательность выраженных мыслей. В особенности это имеет отношение к предложениям с новым объектом внимания. Так, например, впервые упоминая имя Николая Весовщикова, ученик пишет: «Среди революционеров Николай Весовщиков держится особняком». При таком порядке слов никак не чувствуется перехода к новому лицу, напротив, предложение воспринимается как продолжение рассуждений о Весовщикове. В данном случае слова надо было расположить в таком порядке: «Особняком среди революционеров держится Николай Весовщиков». При таком расположении слов ясно чувствуется, что о Весовщикове говорится впервые или, во всяком случае, после некоторого перерыва.
Имеют место и ошибки в согласовании частей речи, в особенности в тех случаях, когда приходится иметь дело с родительным или винительным падежами. Например: «Катерина взглянула на жизнь по-новому и увидела то, что раньше не замечала». В данном случае именительный падеж местоимения «что» употреблен вместо родительного. Бывают ошибки и в управлении. Так, вопреки законам современного русского языка, некоторые ученики прямое дополнение при отрицательном сказуемом выражают в форме винительного падежа. Например: «долгое время Павел не замечал свою мать». В подобных случаях прямое дополнение лучше выражать в форме родительного падежа: «Павел долгое время не замечал своей матери».
Не составляют редких исключений ошибки в употреблении времен глагола. Часто говорят про писателя, что он «изображал», «показывал», «описывал» что-либо, хотя ни объект изображения, ни само изображение не исчезли и до сих пор живут в литературе. Форма прошедшего времени может быть использована в подобных случаях лишь при условии употребления глаголов совершенного вида, когда основное внимание концентрируется на законченном характере действия.
В некоторых ученических сочинениях можно видеть неудачные сочетания разных временных форм в одном предложении. Например: «Онегин начинает ухаживать за Ольгой и весь вечер протанцевал с нею». Неправильное употребление времен иногда придает отдельным предложениям самое нелепое содержание. Например: «Гончаров в своей статье «Миллион терзаний» показал, что Скалозубы существуют и в наше время».
К грубому искажению содержания высказываний ведет смешение формы передачи прямой речи с оформлением речи косвенной. Например: «Онегин говорит, что я не могу жениться на Татьяне». Онегин, разумеется, говорит это о самом себе, но неправильное оформление косвенной речи вызвало искажение факта.
Достаточно распространенное явление представляет собой неправильное оформление цитат, которые используются в целях иллюстрации и пояснения тех или иных тезисов. Иногда цитаты очень усложняют конструкции предложений, что делает речь менее ясной, менее выразительной.
Все эти ошибки в форме выражения мыслей неизбежно приводят к тому, что ученики непроизвольно искажают содержание своих высказываний, давая возможности для превратного их толкования.
Не менее важное значение имеют ошибки в форме изложения материала сочинений, что мешает правильному оформлению связного, выразительного текста. Обилие таких ошибок часто приводит к тому, что в текстах сочинений не чувствуется их общей целенаправленности, так как отдельные высказывания не всегда логически связаны между собой, а иногда не соответствуют даже основной задаче автора сочинения. Имеют место и различные ошибки в построении предложений и отсутствие ясно выраженной связи между отдельными предложениями и частями сочинения, что затрудняет понимание его идейного содержания.
Особенно затрудняют правильное понимание текста ошибки в построении сложных предложений. Чаще всего эти ошибки имеют отношение к оформлению связи составных частей сложных предложений. Так, например, в сочинении на тему «Андрей Штольц» ученик X класса пишет: «читатель впервые встречается со Штольцем у Обломова, когда тот, вернувшись из-за границы, пришел навестить друга». Предложение построено так, будто из-за границы вернулся Обломов, хотя, по-видимому, ученик хотел сказать это относительно Штольца.
Нередко в предложениях отсутствуют необходимые члены или союзы. Часто ученики допускают предложения, в которых отсутствует подлежащее. Отсутствие ясно выраженной смысловой связи между отдельными предложениями иногда приводит к тому, что весь текст сочинения принимает характер набора отдельных предложений, связанных по смыслу лишь с основной темой. Отсутствие ясно выраженной связи между частями сочинения затрудняет понимание основной идеи.
Во многих сочинениях имеет место частое повторение одного и того же слова, обычна подлежащего, что создает однообразие в стиле. Например: «Святослав упрекает северских князей в тщеславии и эгоизме. Святослав является носителем основной идеи произведения. Святослав противопоставлен северским князьям. Святослав борется за объединение русских княжеств» и т. д. Иногда форма слова изменяется, но тем не менее текст попрежнему производит впечатление однообразия и бедности авторской речи. Например: «В 1903 году А. П. Чехов написал комедию «Вишневый сад». Эта комедия явилась крупным достижением в русской драматургии. В этой комедии...» и т. д.
Желая избежать ошибок в синтаксисе и пунктуации, некоторые ученики пишут свои сочинения, употребляя одни простые, часто очень короткие предложения, что в средней школе справедливо считается чрезмерным упрощением стиля. Приведу один пример: «Штольц мало показан в действии. Об особенностях Штольца мы узнаем больше от автора. Штольц — сын управляющего. Его отец — немец, мать — русская. Это два совершенно разных человека. Отец мало заботился о сыне. В детстве Андрюша никогда не видел ласки отца. Иногда отец наказывал сына. Андрей все-таки любил своего отца за его справедливость». Такое оформление текста мало напоминает собой связное изложение материала определенной темы и больше похоже на простое перечисление отдельных фактов с краткими к ним комментариями.
Бывают и такие ученики, которые допускают и другую крайность и пользуются предложениями, слишком сложными го своей конструкции и слишком большими по своим размерам Такое оформление текстов сочинений затрудняет понимание их содержания. Последнее осложняется еще тем, что обычно ученики, которые пишут рельефом, не могут выполнить до конца всех требований правильного построения таких предложений и допускают синтаксические ошибки, хотя часто в подобных случаях их не так легко обнаружить. Приведу один пример такого предложения: «Павел Власов — чрезвычайно сильный, умный, волевой, до конца последовательный в своей идеологии человек, характерной особенностью которого является его целеустремленность: он всего себя отдал делу борьбы за освобождение угнетенного народа и твердо идет по избранному пути, и никакие препятствия не могут остановить его, никакие неудачи не могут сломить его воли, его стремления идти вперед ивести за собой других людей, для которых он всегда был примером отваги и мужества, которые всегда видели в нем вождя народных масс, настоящего революционера». Предложение слишком велико, объединяет в себе несколько различных по своему характеру мыслей и не совсем правильно составлено. Особенно неудачным надо признать последнее придаточное, которое формально связано не с главным предложением, как это требуется по смыслу, а с предыдущим придаточным.
Бывают сочинения, в которых начало текста оформляется так, что больше напоминает его продолжение. Сочинение на тему «Образ Печорина» начинается, например, так: «Роман «Герой нашего времени» появился в печати в 1840 году...». Художественные образы, о которых говорится в сочинениях, часто оказываются лишенными какого-либо эмоционального содержания, потому что материал излагается сухо, по-канцелярски. Такая бесцветность речи, отсутствие ее эмоциональной выразительности возникает обычно потому, что ученик мало использует изобразительные средства языка и проявляет склонность к речевым шаблонам научной литературы. Вот что представляют собой наиболее типичнее ошибки, какие допускают наши ученики в стиле сочинений по литературе. Сам характер этих ошибок и условия работы слепых учеников дают возможность определить основные причины возникновения стилистических ошибок.

4. Причины возникновения стилистических ошибок в сочинениях учеников

Основной причиной недостатков в стиле сочинений по литературе является отсутствие необходимых знаний и навыков, а также благоприятных условий выполнения работы. Многие недостатки в стиле сочинений объясняются тем, что ученики не вполне знают литературный материал, необходимый для раскрытия той или иной темы. Ученик оказывается не в состоянии выражать мысли точно, ясно и убедительно, если он плохо знает литературный материал, имеющий непосредственное отношение к теме сочинения. В подобных случаях в стиле сочинений учеников и возникают такие недостатки, как обилие общих фраз, необоснованность доказательств, искажение фактов.
Качество стиля сочинения зависит также и от общего уровня развития ученика. Именно вследствие недостаточно высокого уровня общего развития учеников в стиле их сочинений часто приходится отмечать смешение различных понятий, неправильное употребление терминов, бедность словаря, примитивность формы изложения материала.
Не менее важное значение для оформления хорошего стиля имеет развитие навыков правильной, выразительной письменной речи. Основной причиной возникновения многих стилистических ошибок в сочинениях является недостаточно высокий уровень грамотности учеников. Именно по этой причине многие ученики не могут правильно выразить свои мысли, что нередко приводит к непроизвольным искажениям фактов. Особенно часто стилистические ошибки в сочинениях появляются вследствие отсутствия необходимых навыков в употреблении различных форм изменяемых частей речи, что, в свою очередь, влечет за собой ошибки в построении предложений. Практически, недостаточно высокий уровень грамотности вызывает снижение общих оценок сочинений по литературе гораздо чаще, чем что-либо другое.
Снижению качества стиля значительно способствует еще и то обстоятельство, что у многих учеников не развито достаточно критическое отношение к текстам своих сочинении. Обычно бывает так, что при проверке сочинений ученики не могут обнаружить в них многих своих ошибок, но без особых затруднений уясняют себе эти ошибки, если текст читает учитель.
Значительное количество ошибок в стиле сочинений наших учеников возникает по причине отсутствия благоприятных условий работы. Дело в том, что особенности рельефного письма делают работу над стилем гораздо более сложной, чем это имеет место при письме зрячих, которые видят, что пишут, и поэтому имеют возможность постоянно себя контролировать.
Слепые ученики вынуждены расходовать на выполнение сочинений больше времени, чем ученики массовой школы. Практически, наши ученики обычно не имеют в своем распоряжении достаточного количества времени и при выполнении сочинений, в особенности классных, бывают вынуждены торопиться или сокращать объем работы. Все это неблагоприятно отражается на качестве всей работы над сочинением и в особенности на качестве работы по оформлению стиля.
Кроме всего этого, значительное и часто неблагоприятное влияние на форму письменной речи оказывает их устная речь, стиль которой имеет свои особенности. Это приходится принимать во внимание тем более, что, в сравнении с постоянными упражнениями учеников в устной речи, количество письменных работ всегда крайне недостаточно. Надо иметь в виду еще и то, что в своей устной речи ученики также нередко допускают ошибки, которые затем воспроизводят и в письменных работах. Это усугубляется еще тем, что о повышении общего уровня культуры речи учеников заботятся обычно только преподаватели русского языка и литературы; другие учителя часто не уделяют этому достаточного внимания. Таковы основные причины недостатков стиля ученических сочинений по литературе.

5. Методы работы по предотвращению стилистических ошибок в сочинениях учеников

Остается уяснить последний вопрос, вопрос о методах борьбы за улучшение стиля письменной речи учеников.
Прежде всего необходимо отметить, что работа по развитию стилистических навыков учеников тесно связана со всеми другими видами работ по культуре речи. При разрешении общих и частных вопросов, имеющих отношение к организации работы по развитию речи учеников, необходимо постоянно ориентироваться на основной словарный фонд и грамматический строй русского языка. При выполнении сочинений знание литературного материала и навыки его обработки только в том случае могут дать хороший результат, когда достаточно высок уровень грамотности учеников. Для того, чтобы иметь возможность точно и правильно выражать свои мысли, ученик должен прежде всего обладать хорошими навыками употребления различных форм частей речи и синтаксических конструкций.
Гораздо легче написать хорошее сочинение такому ученику, который никогда не испытывает затруднений в отношении грамматики; и, наоборот, ученик, который в процессе работы над сочинением вынужден уделять много времени и внимания грамматике, оказывается в самых неблагоприятных для себя услбвиях. Следовательно, повышение уровня грамотности, в широком смысле этого слова, является одним из важнейших факторов улучшения качества письменных работ по литературе. Все это заставляет преподавателей литературы в средцей школе связывать работу над стилем сочинений с повторением русской грамматики. Это не так трудно, потому что сочинения по литературе, кроме всего прочего, являются также одним из видов работ по грамматике. Работа над стилем сочинений связана также и с работой по развитию навыков устной речи: наблюдения показывают, что многие ошибки в устной речи учеников совпадают с их стилистическими ошибками в сочинениях.
Основу всей работы по развитию навыков хорошего стиля составляет предотвращение наиболее типичных и, следовательно, наиболее вероятных ошибок. Совершенно ясно, что лучше избежать ошибки, чем ее потом исправлять. При правильной, постановке дела это часто оказывается возможным.
Особенно большое значение имеет в этом случае создание общих условий, благоприятных для успешной работы учеников над стилем сочинений. Одним из таких условий является наличие постоянного стремления учеников к улучшению стиля сочинений: только при этом условии можно добиться хороших результатов. Но одного желания учеников, разумеется, недостаточно; нужна систематическая, правильно организованная работа по развитию стилистических навыков, а для самого выполнения сочинения требуется, по крайней мере, достаточное количество времени.
Все это определяет лишь самые общие условия, от которых зависит качество ученических сочинений по литературе.
Непосредственную работу по предотвращению типичных ошибок в стиле письменной речи учеников средней школы должен проводить преподаватель литературы. Виды и формы работы преподавателя литературы по предотвращению стилистических ошибок определяются материалом анализа ученических сочинений. Многие виды работы в этом направлении могут и должны проводиться фронтально, но нередко приходится работать и с отдельными учениками. Остановлюсь на основных методах и приемах, какие особенно часто приходится использовать в борьбе за улучшение стиля сочинений по литературе.
Основу правильной организации работы учеников над стилем их сочинений по литературе должны составлять указания учителя. Эти указания учителя могут принимать самый разнообразный характер и обычно имеют отношение или к общим вопросам постановки дела, или к частным случаям нарушения общепринятых требований, о которых я уже говорил в начале своего доклада. Эти общепринятые требования к стилю сочинений по литературе постоянно должны быть в центре внимания не только учителя, но и учеников, что возможно лишь после проведения соответствующей предварительной работы. Повидимому, в данном случае необходимы специальные занятия, которые могут дать ученикам достаточно ясное представление о том, какими стилистическими навыками они должны обладать.
Общему развитию этих стилистических навыков в значительной мере способствуют постоянные наблюдения над речью. Преподаватель литературы должен повседневно воспитывать в своих учениках критическое отношение ко всякой устной и письменной речи, к постоянному самоконтролю в отношении формы выражения мыслей. Ученики постоянно должны привыкать выражать свои мысли точно и ясно, говорить и писать так, чтобы не оказывалось никакой возможности для превратного толкования высказываний.
Исключительно важное значение имеет выбор формы выражения мыслей: каждый ученик должен пользоваться преимущественно такими конструкциями предложений, с которыми он легче справляется. Ески какой-либо ученик не обладает хорошими навыками употребления сложных предложений, ему следует предложить пользоваться более простыми конструкциями, что даст возможность избежать многих ошибок в стиле.
Слепых учеников настойчиво надо приучать к тому, чтобы они при выполнении сочинений детально продумывали каждое предложение прежде, чем его писать. Это обусловлено особенностями рельефного шрифта, который, в сравнении с письмом зрячих, значительно уменьшает возможности исправления допущенных ошибок. Надо давать ученикам конкретные указания относительно тего, какие литературные тексты могут служить для них образцами в отношении стилистического оформления речи. В этом случае следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой знакомые ученикам произведения критической литературы, наиболее близкой по своему стилю к школьным сочинениям.
В отдельных случаях учитель должен давать своим ученикам и более конкретные указания в отношении выбора и порядка слов, употребления различных форм частей речи, приемов оформления переходов от одной части сочинения к другой и т. д. Могут иметь место и специальные упражнения, способствующие развитию тех или иных стилистических навыков. Особенно целесообразны такие упражнения, как оформление связного текста по заранее разработанному плану, упражнения в употреблении синонимических конструкций, краткие пересказы литературных произведений больших размеров.
При наличии значительного количества стилистических ошибок сочинения следует предлагать переписывать слова, разумеется, уже в исправленном виде. Наиболее слабым ученикам можно предлагать дополнительные сочинения, которые могут способствовать развитию тех или иных стилистических навыков. Малограмотным ученикам следует предлагать писать сочинения небольших размеров, учитывая, что сочинения у них мало способствуют повышению уровня грамотности и часто превращаются в упражнения в безграмотном письме.
Немаловажное значение имеет работа над ошибками. Эта работа начинается с выявления и классификации стилистических ошибок учеников. Я лично делаю это так: после проверки сочинений я выписываю на отдельные карточки предложения, в которых имеют место наиболее типичные нарушения общепринятых требований к стилю сочинений. Такая работя цает ясное представление о характере типичных стилистических ошибок, облегчает их классификацию и дает возможность организовать фронтальное занятие по их анализу.
В ученических работах, на полях, я рельефом обозначаю те места в тексте, где допущена та или иная стилистическая ошибка. Это дает мне возможность установить полный контакт с учениками во время разбора сочинений в классе. Обсуждению в классе следует подвергать не все ошибки, а лишь наиболее характерные для того или иного вида сочинений. Это дает возможность привлечь к работе наибольшее количество учеников, внимание которых концентрируется на том, что имеет наиболее важное, практическое значение.
Последним этапом работы над ошибками является их исправление. Следует предъявлять ученикам определенные требования в отношении самого оформления поправок в стиле. При исправлении стилистических ошибок необходимо целиком выписывать в исправленном виде те предложения, в которых эти ошибки допущены; выписка отдельных слов и выражений допустима лишь в тех случаях, когда изменяется только их форма. Во всех других случаях выписка отдельных слов и выражений обычно не дает ясного представления о характере поправок в стиле, допуская возможность различных предположений. Учеников надо приучать к тому, чтобы в тетрадях для сочинений они нумеровали страницы и делали на них ссылки при исправлении ошибок. Если этого не делается, то в поправках учеников часто бывает трудно разобраться.
Обычно исправление ошибок проводится после соответствующих указаний учителя, но учеников следует приучать и к самостоятельной работе по выяснению и исправлению недостатков в оформлении текста. В основе этой работы лежит воспитание критического отношения учеников к стилю их собственной речи. С этой целью надо практиковать различные виды работ по выяснению ошибок в стиле без конкретных указаний учителя. В этом случае учитель может давать лишь общие указания относительно недостатков в стиле сочинения, предлагая ученику самостоятельно найти и исправить конкретные ошибки.
Все указанные виды работы могут дать хорошие результаты лишь при условии достаточного количества соответствующих упражнений. Во всех классах средней школы необходимо увеличить число сочинений, обеспечивающих развитие навыков хорошего стиля. Кроме того, необходимо создать единый фронт учителей в борьбе за повышение общего уровня культуры речи учеников. Каждый учитель должен принять самое активное участие в этой работе. Только общими усилиями мы сможем научить наших учеников говорить и писать так, как того требует грамматический строй исключительно богатого и выразительного русского языка.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +