Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Научные основы содержания школьного образования


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Дидактические взгляды Н. К. Крупской составляют неотъемлемую часть всей ее педагогической системы и имеют огромное значение как для истории развития педагогической мысли, так и для работы школы на современном этапе ее развития.
Проблемы дидактики занимают, естественно, центральное место во всей педагогической системе Н. К. Крупской. Этим вопросам посвящено наибольшее число ее работ и уделено больше всего внимания в практической деятельности.
Перед советской дидактикой она выдвинула задачу научно обосновать всю педагогическую практику, научно обосновать содержание программ, методы обучения и воспитания. Старая, дореволюционная дидактика, говорила она, хотя имела в своем арсенале немало достижений, особенно по начальной школе, не могла быть широко использована советской школой, так как основывалась на идеалистической теории познания и на идеалистической психологии. Не удовлетворял ее и уровень теоретического развития советской дидактики. Она указывала на то, что нет продуманной, научной методики коммунистического воспитания и образования.
В ее педагогических сочинениях научно разработаны основные проблемы дидактики — содержание общего и политехнического образования, а также процесс обучения. Н. К. Крупская разработала теоретические основы советской дидактики.
Четко сформулированные ею требования к содержанию школьного образования определялись задачами советской школы, научным анализом учебных дисциплин и психолого-педагогическим анализом процесса познания в обучении.
В ее трудах теория обучения была исследована на новой гносеологической основе — на основе марксистско-ленинской теории познания и материалистической психологии.
В отличие от традиционной дидактики Н. К. Крупская предметом этой науки наряду с принципами, формами и методами обучения сделала и содержание образования, причем она еще в 1918 г. подчеркивала, что «определяющим в трудовой школе является ее содержание».
Дидактику она рассматривала как теорию общего и политехнического образования. Ее дидактические исследования касаются обучения не только детей, но и взрослых.
Ленинский принцип связи обучения с жизнью, с трудом, с практикой социалистического строительства нашел полное и конкретное осуществление именно в дидактике, разработанной Н. К. Крупской. Проблема воспитывающего обучения, единства обучения и воспитания, актуальная в настоящее время, была так остро поставлена и так фундаментально ею разработана, что это явилось новым словом в теории обучения.
Н. К. Крупская считала, что школа должна не только давать знания, но научить школьника применять эти знания на практике, претворять их в жизнь. Школа, оторванная от жизни, не вторгающаяся в жизнь,— это мертвая школа, старая школа, по утверждению Н. К. Крупской.
Идея развивающего обучения, столь блистательно исследованная К. Д. Ушинским и его последователями в общедидактическом плане и в процессе обучения отдельным дисциплинам, нашла дальнейшее развитие в советской дидактике и психологии прежде всего в трудах Н. К. Крупской.
Она выдвинула целую систему педагогических средств и приемов, направленных на развитие познавательных способностей, активизацию мыслительной деятельности в процессе обучения.
Ее богатое наследие по этому вопросу оказывает большую помощь в осуществлении психолого-педагогической проблемы—воспитания мышления у школьников, составляющего одну из сторон всесторонне развитой личности. Научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями Н. К. Крупская считала важнейшей задачей советской дидактики: необходимо «так наладить самодеятельность ребят в школе, чтобы они не только воспринимали то, что им говорят, а чтобы они умели и самостоятельно как-то учиться, чтобы они проявляли инициативу в работе».
Приведенное и многочисленные другие высказывания Н. К. Крупской по этому вопросу звучат современно, и их правильность даже сейчас особенно очевидна. Учитывая огромный объем знаний, которым должны овладеть учащиеся, она выдвинула задачу организовать обучение таким образом, чтобы самое существенное и важное давать в возможно более экономной форме, опираясь на активность и самостоятельность обучающихся. «Ту сумму знаний, которая составляет самое существенное и необходимое, надо дать как можно в более экономной форме, иначе знания эти не будут усвоены».
Пути и средства, рекомендованные ею для осуществления этой задачи, освещаются в главе о процессе обучения.
Нужно иметь в виду и работу Н. К. Крупской в области дидактики в качестве председателя научно-педагогической секции ГУСа (Государственного ученого совета) Наркомпроса, которая была органом научного руководства всей педагогической работой с детьми школьного и дошкольного возраста.
В качестве председателя Главполитпросвета она направляла всю методическую работу по просвещению взрослого населения. Творческую работу в области воспитания и образования вел в течение десяти лет руководимый Н. К. Крупской журнал «На путях к новой школе», где, по словам Н. К. Крупской, велась борьба «за марксизм в педагогике».
Большую методическую работу проводило и Общество педагогов-марксистов, которое она возглавляла в течение пяти лет (1930—1935).
Труды Н. К. Крупской по вопросам дидактики помогают и сейчас в совершенствовании обучения в средней школе. Нет ни одной существенной проблемы дидактики, которая в большей или меньшей степени не нашла бы отражения в ее большом педагогическом наследии. Автор данной работы ограничивает свою задачу анализом трех проблем, которые заняли видное место в научной и практической деятельности Н. К. Крупской. Это, во-первых, проблема содержания общего и политехнического образования. Ввиду того что проблема политехнического образования была новой и очень сложной, Н. К. Крупская уделила ей много внимания, и в нашем исследовании освещение ее выделено в специальную главу. Во-вторых, проблема усвоения знаний и методов преподавания. Таким образом, вопросам дидактики посвящается три главы: глава 3 — Научные основы содержания школьного образования; глава 4 — Политехническое образование; глава 5 — Процесс обучения в школе.
Н. К. Крупская подчеркивала, что коренного изменения содержания образования настойчиво требовал В. И. Ленин: «Владимир Ильич говорил много раз о том, что в корне должно быть изменено все содержание преподавания, что оно должно быть тесно связано со всем социалистическим строительством, с злободневными задачами этого строительства».
Уже первые годы работы Наркомпроса были заполнены тем, чтобы установить то содержание образования, которое способно заложить основы цельного коммунистического миросозерцания, увязать как можно теснее школу с жизнью. Формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения Н. К. Крупская связывала прежде всего с содержанием образования. Но так как «материалистическое миропонимание складывается не на основе какой-нибудь одной науки, а воспитывается правильной постановкой всех предметов», то необходим был пересмотр содержания всех предметов школьного образования.
В дореволюционной школе содержание образования покоилось на идеалистической основе, в ряде случаев сохранялись знания, уже отвергнутые наукой. Выступая против традиционного разрыва между наукой и учебным предметом, Н. К. Крупская требовала устранить «зияющий разрыв» между школьной системой знаний и научной. Для определения содержания школьного образования она советовала привлечь крупных ученых из разных областей науки и при их участии отобрать содержание обучения и определить систему расположения, потому что у нас «много таких систематик,— писала она,— которые мы считаем научными, но которые по существу не соответствуют достижениям современной науки». В своих многочисленных статьях и выступлениях она дала примеры научного, методологического анализа содержания отдельных учебных дисциплин.
Методологические, принципиальные высказывания Н. К. Крупской по вопросам содержания образования оставили заметный след и в науке, и в дидактике. Предметом исследования для нее были и общественные науки, и естественные. В статье «Пролетарская идеология и Пролеткульт» она говорит о различии между общественными и точными науками в смысле идеологическом, классовом. Что касается общественных наук, то их классовая направленность была подчеркнута Н. К. Крупской в таких словах: «Оценки общественных явлений у буржуазии и у пролетариата совершенно иные». О классовости же естественных наук, по ее мнению, можно говорить в том смысле, что в классовом обществе они являются достоянием эксплуататорских классов, а в социалистическом обществе успехи естествознания идут на пользу всему обществу. Пролетариат, овладев властью, сделает науку достоянием широких масс, «разовьет целые новые области точных наук, в развитии которых заинтересован пролетариат, заинтересовано все человечество».
В своих трудах по вопросам содержания образования она касалась научных основ как гуманитарных, так и естественных дисциплин.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +