Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вопросы истории педагогики и школы в трудах Н. К. Крупской


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

XIX в. отмечен быстрым развитием капитализма, толчок которому дала французская буржуазная революция конца XVIII в., огромным прогрессом в науке и технике и вместе с тем ростом революционного движения.
Три революции характеризуют общественно-политическое развитие XIX в. (1830, 1848 и 1871 гг.). Возникновение марксизма в середине XIX в. — начало новой эпохи в истории развития человечества. XIX в. — это в период технической революции, блестящих успехов в области естествознания — возникновения новых представлений о материи и ее свойствах, возникновения теории рефлекторного развития психической деятельности, связанной с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Общее развитие прогрессивных идей нашло свое отражение и в области педагогики: Руссо, Песталоцци, Оуэн, Дистервег в Европе, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой в России были выразителями передовых педагогических идей, освещению которых Н. К. Крупская отвела не мало содержательных страниц.
Высоко ценила она педагогические взгляды корифеев русской революционной общественной мысли, предшественников русской социал-демократии — А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Писарева. Она полагала, что прямым наследником идей великих педагогов-демократов прошлого является рабочий класс, который «взял все, что было в этих взглядах здорового и жизненного, развил и дополнил их».
Освещение Н. К. Крупской развития прогрессивной педагогической мысли в Западной Европе в XIX столетии нашло полное отражение в нашей педагогической литературе, а освещение ею развития демократической педагогической мысли в России в тот же период, педагогических идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и революционных демократов дается обособленно, разрозненно, вне связи с общей линией развития.
Хотя основное историко-педагогическое исследование Н. К. Крупской посвящено развитию педагогической мысли в Западной Европе, но ее отдельные статьи и рукописный фонд дают материал для общей характеристики ее взглядов и по вопросам русской педагогики.
Развитие русской педагогической мысли и судьба русской школы всегда волновали и занимали Н. К. Крупскую.
Богатая аннотированная библиография по русской педагогической литературе XIX—XX вв. (на 90 страницах), историографические материалы, многочисленные источники, записи, примечания и заметки, хранящиеся в ЦПА ИМЛ, показывают, как широко и с какой научной глубиной она изучала вопросы развития русской педагогической мысли, развития школы. О живом и действенном интересе Н. К. Крупской к вопросам русской школы говорит и то, что материалы по этим вопросам включают не только русскую педагогическую литературу по различным педагогическим проблемам, но и обзоры по отдельным областям России, а также освещение работ съездов по просвещению, учительских курсов, конференций, выставок и т. д., непосредственно отражавших жизнь школы.
Прогрессивная тенденция в развитии педагогических идей в трудах педагогов-демократов Западной Европы и России XIX в. при всех особенностях в их социально-политическом строе выступает как два проявления одного и того же направления. Идеи передовых русских педагогов перекликаются, показывает Н. К. Крупская, с идеями педагогов-демократов на Западе: уважение и любовь к ребенку у Руссо и Л. Н. Толстого, идея народности у Песталоцци и К. Д. Ушинского, идея трудового политехнического образования у педагогов-демократов на Западе и у революционных демократов. Педагогические идеи последних Н. К. Крупская рассматривала как вершину в развитии педагогической мысли XIX в. Одновременно она осуждала стремление зарубежных авторов представить русскую демократическую педагогику как подражание западноевропейской. В частности, она оспаривает утверждение Куни, что Л. Н. Толстой в педагогике выступал, как «ученик Руссо». Отрицая подражание, Н. К. Крупская видела сходство во взглядах выдающихся мыслителей в том, что оба они выступали в защиту прав ребенка, естественного воспитания, направленного на развитие творческих сил ребенка, против подавления личности ребенка, против муштры и зубрежки. В дореволюционной России история западноевропейской педагогики была представлена слабо и освещалась с идеалистических позиций, а работы Маркса и Энгельса о воспитании были запрещены.
Мы считаем правомерным в отличие от того, как принято в педагогической литературе, говорить об освещении Н. К. Крупской, развития прогрессивной педагогической мысли на Западе и в России в XIX в. как единого потока.
Передовым русским педагогам XIX столетия К. Д. Ушинскому, Л. Н. Толстому и особенно революционным демократам были чужды национальная обособленность и замкнутость.
К. Д. Ушинский, отстаивавший идею народности, был далек от национальной ограниченности. Мысли Песталоцци, направленные на творческое развитие детей, на создание народной школы, великий русский педагог называл «великим открытием Песталоцци, открытием, которое принесло и приносит человечеству более пользы, чем открытие Америки».
В своей статье «Р. Оуэн» А. И. Герцен дал восторженную оценку его опыту. В статье об опыте Оуэна Н. А. Добролюбов писал: «Всякий чувствовал себя ответственным уже не перед эксплуататором-хозяином, которого и обмануть не грех, не перед начальственной властью, на которую всегда смотрят с некоторой недоверчивостью и даже враждебностью, а перед целым обществом своих товарищей, во всем между собою равных и имеющих одни и те же интересы. Такого рода ответственность, соединенная с чувством правильно настроенного, здорового самолюбия, была самым лучшим двигателем всего хода дел на фабрике».
Н. П. Огарев при разработке проекта «Политехнической народной школы» в качестве одного из источников, по утверждению Е. И. Зейлигер-Рубинштейн, исследователя его педагогических воззрений, опирался на опыт Р. Оуэна в Нью-Ланарке и его опыт создания колоний в Америке.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +