Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Введение


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В истории развития педагогической науки имя Надежды Константиновны Крупской стоит в одном ряду с именами крупнейших педагогов-мыслителей прошлого. Ей принадлежит выдающаяся роль в создании новой, марксистско-ленинской педагогики и системы социалистического просвещения.
За последние 10 лет изучение педагогического наследия Н. К. Крупской заметно продвинулось. Положительное значение имело издание Академией педагогических наук одиннадцати томов педагогических сочинений Н. К. Крупской и тематических сборников. Перу талантливого историка педагогики Н. А. Константинова принадлежат статьи в учебниках по истории педагогики и отдельные публикации в журналах, посвященные Н. К. Крупской. Н. А. Константинову и Н. К. Гончарову советская педагогическая наука обязана неутомимой пропагандой идей Н. К. Крупской. Историческое значение ее педагогического учения показано в монографиях Ф. Ф. Королева «Очерки по истории советской школы и педагогики (1917—1920 гг.)», З. И. Равкина «Советская школа в период восстановления народного хозяйства (1921 — 1925 гг.)» и в «Очерках по истории советской школы и педагогики (1921—1931 гг.)» Ф. Ф. Королева, Т. Д. Корнейчика и З. И. Равкина.
Специально исследованию педагогических взглядов Н. К. Крупской посвящено несколько работ, статей и диссертаций, в том числе три работы автора настоящей книги, работы А. М. Арсеньева и П. И. Пидкасистого, освещающие отдельные проблемы.
Назрела необходимость в монографии, обобщающей, охватывающей все стороны педагогической системы Н. К. Крупской. Автор данной книги ставит перед собой именно такую задачу, для решения которой потребовалось введение новых малоизвестных литературных материалов и широкое использование архивных фондов. Главное внимание в исследовании уделено теоретической деятельности Н. К. Крупской, показу того, какое влияние ее педагогические идеи оказали и продолжают оказывать на развитие советской педагогики и школы.
Н. К. Крупская прежде всего показала международное значение марксизма в вопросах культуры и просвещения. «Русская революция, вся наша борьба и строительство — кусок борьбы мирового пролетариата», — писала она. Отправляясь от мысли о международном значении ленинизма, она утверждала, что программные требования РСДРП (б) по вопросам просвещения являются продолжением взглядов, которые пропагандировались Марксом, Энгельсом и их сторонниками в международном масштабе. В СССР, утверждала она, «практически реализуются взгляды Маркса в области народного образования».
В многочисленных статьях и речах она показала дальнейшее развитие В. И. Лениным положений марксизма по вопросам воспитания и образования применительно к условиям эпохи империализма. Н. К. Крупская рассматривала высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина по вопросам культуры и просвещения в тесной связи с учением марксизма-ленинизма в целом, со всем духом этого учения.
Вопросы культуры и просвещения она советовала брать «во всех связях и опосредствованиях». «Нам помогает, — писала она о методах педагогических исследований,— всё его (Маркса. — Е. Р.) учение, взятое в целом, помогает его метод диалектического изучения явлений». «Нам нужны не только цитаты из Маркса, Энгельса, Ленина по вопросам воспитания и просвещения,— мы должны всю марксистскую педагогику до конца продумать с точки зрения марксизма-ленинизма».
В многочисленных статьях, написанных после Октябрьской революции, посвященных марксистско-ленинской теории воспитания и образования («Маркс о коммунистическом воспитании подрастающих поколений», «Ленин о воспитательной роли пролетариата», «Учение Маркса для советского педагога — руководство к действию» и во многих других), она дала образец конкретноного применения выдвинутого ею положения. Отправляясь от материалистического понимания истории педагогики, Н. К. Крупская показывает связь педагогических теорий с экономическими и политическими факторами.
В предисловии к 3-му изданию книги «Народное образование и демократия» она писала: «В этой книжке я пыталась дать историю вопроса о трудовой школе и показать, как менялось содержание этой идеи в зависимости от общих экономических условий и от того, какой общественный класс пытался воплотить трудовую школу в жизнь» .
Раскрывая замысел «Педагогического словаря», она говорила, что цель его — осветить народное образование в различных странах, сосредоточивая внимание на специфическом, типичном, характерном для той или другой страны, находящемся «в неразрывной связи с экономическим и общественным уровнем развития страны, с ее историческим прошлым».
Убедительным примером всестороннего исследования педагогических проблем с учетом социальных условий являются работы Н. К- Крупской по вопросам политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Всю проблему политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом она связывала с научно-техническим прогрессом, с развитием производительных сил, с социалистическими общественными отношениями.
Требование всестороннего подхода к проблемам педагогики находило свое отражение у Н. К. Крупской и в том, что она рассматривала и решала коренные проблемы педагогики с привлечением данных психологии, физиологии, социологии. Это сообщает ее педагогической системе характер фундаментальности, научной убедительности.
К методологическому положению об обусловленности педагогических проблем социальными условиями примыкает и принцип связи теории с практикой, нашедший полное выражение в трудах и деятельности Н. К. Крупской. Она и к проблемам истории педагогики подходила с точки зрения их значения для решения программных вопросов народного образования, для создания будущей, социалистической школы.
Марксизм, писал В. И. Ленин, ставит все основные вопросы общественного развития на историческую почву «не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности, направленной к его осуществлению...».
Разработку и пропаганду идей трудовой политехнической школы Н. К. Крупская рассматривала как часть борьбы за социализм. В предисловии к книге «Народное образование и демократия», посвященной проблемам трудовой школы, она объясняла, что это исследование было вызвано необходимостью готовиться к тому времени, «когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо было подготовить фронт просвещения». Раскрывая замысел этой книги в письме к А. М. Горькому (1916 г.), она подчеркнула, что в Европе благодаря техническому прогрессу повысилось внимание к вопросам народного образования, и выразила уверенность в том, что «и у нас скоро этот вопрос встанет на очередь». Заканчивается письмо словами: «И нельзя, чтобы демократия, которой этот вопрос касается ближе всего, безучастно, бессознательно отнеслась к этому делу».
В 1932 г. в письме к учителю Сосновскому Н. К. Крупская указывала, что книга «Народное образование и демократия» была задумана ею в связи с практической необходимостью подготовки к созданию политехнической 1-школы: «Опыта политехнической школы в 1915 году еще не было. Чтобы осознать, как надо строить, надо было учесть весь опыт по строительству трудовой школы».
Н. К.Крупская подчеркнула: «Но опыт учитывается для того, чтобы дальше найти правильный путь».
Учитывая историю при изучении современных педагогических проблем, она одновременно предостерегает от модернизации ее. В подготовительных материалах к книге «Народное образование и демократия» она писала: «Нельзя Песталоцци брать оторванно от той эпохи и мерить его революционность на коммунистический аршин. Песталоцци был народником, народником швейцарским, народником эпохи Великой французской революции».
Особенность ее историко-педагогических исследований и состоит в том, что в них сохраняется исторический дух, колорит эпохи, страны.
Через всю педагогическую систему Н. К. Крупской проходит тезис о классовости воспитания и образования. Она разоблачала утверждение буржуазных теоретиков педагогики о «нейтральности», внеклассовое воспитания. Весь вопрос в том, говорила она, в руках какого класса находится образование. В своих произведениях Н. К- Крупская показала, какое выражение находила идея классовости на разных этапах развития общества.
«Педагогика не тихая заводь, — писала она, — где нет никакой борьбы. Педагогика — один из важнейших участков классовой борьбы за социализм».
Н. К. Крупская многократно подчеркивала глубокое принципиальное отличие советской школы от буржуазной: в то время как классовость буржуазной школы является орудием закрепления классового господства буржуазии, классовость советской школы, как и вся система диктатуры пролетариата, является орудием построения бесклассового, коммунистического общества. Произведения Н. К. Крупской, касающиеся учения Маркса, Энгельса, Ленина по вопросам просвещения, являются вкладом в марксистско-ленинскую педагогику и вместе с тем имеют большое значение для общей марксистско-ленинской теории. Вопросы о базисе и надстройке, о взаимосвязи политики, экономики и культуры, о ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о классовом и общечеловеческом, о национальном и интернациональном, о роли масс в строительстве социализма нашли глубокое и яркое развитие в ее научных трудах.
Исходя из учения марксизма-ленинизма, из сформулированных ею научных положений, относящихся непосредственно к педагогике, Н. К. Крупская выполнила огромную и исключительно ценную научную и практическую работу, сохраняющую действенное значение до настоящего времени.
С точки зрения марксизма она проанализировала историю развития педагогической мысли, в частности идеи трудовой школы. Особое внимание она уделила педагогам-демократам: Беллерсу, Руссо, Песталоцци, Р. Оуэну, деятелям французской революции, русским педагогам К. Д. Ушинскому и Л. Н. Толстому, что имело огромное значение для создания марксистско-ленинской педагогики.
Ее целью в дореволюционных трудах по истории педагогики было отобрать и взять из прошлого все ценное, все то, что может быть использовано для создания педагогики и школы социалистического общества. Нельзя не отметить особенности критического анализа Н. К. Крупской зарубежных педагогических концепций: научную аргументированность и всесторонность, позитивность. Раскрывая ошибочные философские установки буржуазной педагогики, она одновременно выделяет педагогически конкретное, полезное в этих системах. Так, например, говоря в 1932 г. об учении Фрейда, оказавшем влияние на некоторых видных советских педагогов и отвергнутом после периода увлечения, она подчеркнула целесообразность учета психической деятельности, находящейся за порогом сознания. Надежда Константиновна писала: «Большое значение имеет выяснение соотношения между подсознательными импульсами и сознательными. Эта сторона дела очень интересна у Фрейда.
Если мы у идеалиста Гегеля берем очень много, то, может, и у чуждого материализму Фрейда все же отдельные интересные мысли надо взять и проработать их с нашей материалистической точки зрения. Вопрос о переводе подсознательных импульсов поведения человека в сознательные очень важен с педагогической точки зрения».
В книге Дьюи «Психология и педагогика мышления» вопреки его идеалистическим философским установкам она находила полезные мысли по вопросу воспитания творческого мышления.
В своих трудах Н. К. Крупская дала анализ зарубежной педагогической теории и школы XIX и начала XX в., подвергла критике школьную политику империалистической буржуазии. Останавливалась она, в частности, и на американской школе. Она проводила резкую грань между американской педагогической теорией и школой периода гражданской войны и последующей школьной политикой американского империализма, которую она убедительно критиковала.
Статьи Н. К. Крупской, посвященные критике правых социал-демократов Генриха Шульца, Наторпа и других, учили и учат, как нужно бороться с ревизионизмом в области теории и практики воспитания. Научно обоснованная критика Н. К. Крупской буржуазной педагогики, пронизанная партийностью, не потеряла своего значения и для настоящего времени.
У К. Маркса и Ф. Энгельса мы находим формулировку основных, общих принципов воспитания и политехнического образования. Пропагандируя эти принципы и исходя из них, Н. К. Крупская поставила своей задачей исследовать важнейшие вопросы обучения и воспитания в перспективе победы социалистической революции в России, построения нового, социалистического общества и, следовательно, новой школы.
В своей многогранной, кипучей деятельности она охватывала все области, все участки культурного строительства. Нет ни одной значительной проблемы в области обучения и воспитания подрастающего поколения, по которой она не сказала бы своего веского слова, на которую бы она не оказала влияния.
Непреходящее значение работ Н. К. Крупской состоит в том, что они были обращены в будущее и помогали строить его. При исследовании проблем воспитания и обучения Н. К. Крупская всегда исходила из перспективы развития.
Н. К. Крупская не только раскрыла значение-общих методологических положений марксизма применительно к педагогике, но и дала образцы использования их в конкретных исследованиях.
С позиций марксизма-ленинизма она исследовала такие кардинальные проблемы, как сущность и закономерности воспитания, факторы формирования личности школьников, взаимозависимость и взаимовлияние воспитания и развития, взаимодействие личности и коллектива.
В ее педагогических сочинениях разработаны основные проблемы дидактики — процесс познания в обучении, содержание общего и политехнического образования, воспитание мышления, принципы и методы обучения. Научный вклад, внесенный Н. К. Крупской в теорию обучения — одну из важнейших частей науки о коммунистическом воспитании, имеет и сейчас актуальное значение для решения вопросов народного образования, записанных в Программе партии.
Вопросы нравственного воспитания молодого поколения занимали виднейшее место во всей теоретической и практической деятельности Н. К.Крупской. В ее трудах мы находим исследование принципиальных, методологических проблем нравственного воспитания и одновременно конкретные методические указания, необходимые каждому учителю, каждому воспитателю для организации и проведения воспитательной работы.
Н. К. Крупская определила и главные педагогические линии нравственного воспитания подрастающего поколения. Она сформулировала педагогические принципы ученической и детских коммунистических организаций — комсомольской и пионерской, отражающие общие принципы коммунистического воспитания и одновременно специфику их работы.
Вся педагогическая система Н. К. Крупской пронизана последовательной социалистической демократией. Она постоянно подчеркивала необходимость опоры на самодеятельность, инициативу и активность населения.
Ценными в педагогическом наследии Н. К. Крупской являются и методы научного исследования, основанные на мастерском применении диалектического метода познания. Маркс писал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным». Исключительная научная добросовестность, обоснованность каждого выдвигаемого положения множеством фактов, всесторонняя аргументация, методологическая четкость характеризуют методы исследования, которыми пользовалась Н. К. Крупская в любой своей работе. Сжатость, даже фрагментарность изложения у нее сочетается с богатством источников. Без преувеличения можно утверждать, что Н. К. Крупская заложила основы педагогической историографии: отбор фактов и документов, их анализ и классификация, библиография, установление объективных научных критериев оценки педагогических явлений. О методах ее работы с источниками свидетельствуют неопубликованные материалы, хранящиеся в ЦПА НМЛ, — многочисленные переводы источников и литературных материалов, сверка текстов, конспекты, рефераты, сопоставление различных источников. Наиболее ярко это выступает в подготовительных материалах к работе «Народное образование и демократия». Такие методы работы помогали Н. К. Крупской в критике буржуазных исследователей. Она писала, что буржуазные теоретики фальсифицировали идеи передовых мыслителей, как, например, Руссо, Песталоцци, Оуэна, и что только читая их в подлинниках, видишь, как глубоко ставился ими вопрос о физическом труде, о соединении его с обучением. Если судить по педагогическим сочинениям буржуазных теоретиков конца XIX и начала XX столетия, то нельзя было бы получить правильного представления о педагогах-демократах, утверждала Н. К. Крупская. Поучительной для исследователей и в настоящее время является кропотливая, педантичная работа Н. К. Крупской с первоисточниками.
В статье «К вопросу о ленинском методе научной работы» она писала: «Тщательная проверка каждого факта, каждой цифры — характерны для Ильича. Свои выводы он строит на фактах... Он никогда не излагал фактов по памяти, «приблизительно», он излагал их с величайшей точностью». Сама Н. К. Крупская является в этом отношении образцом.
Рукописный фонд Н. К. Крупской, хранящийся в ЦПА ИМЛ, ЦГАОР и в архиве Министерства просвещения, раскрывает лабораторию ее научной работы.
О широком диапазоне ее педагогических интересов и всестороннем изучении ею исследуемых проблем говорит и составленная ею аннотированная библиография по зарубежной педагогической литературе на 36 листах и по русской — на 80 листах. В 26 тетрадях, хранящихся в ЦПА ИМЛ, составленных Надеждой Константиновной по типу ленинских тетрадей по вопросам империализма и философии, содержится богатейший материал по различным наукам — по истории и теории педагогики, по психологии, технике и экономике. Здесь имеются ее выписки на французском, немецком, английском и итальянском языках из различных источников, в том числе из произведений следующих авторов: Руссо, Песталоцци, Фребеля, Дьюи, Гербарта, Кершенштейнера, Наторпа, Ферстера, деятелей эпохи французской революции Кондорсе, Лавуазье, Ромма, Лепелетье, Бабефа, а также выдающегося представителя американской педагогики Гораса Мана. Особое место в этих материалах занимает изучение трудов Маркса и Энгельса («Капитала», «Гражданской войны во Франции», «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета», «Критики Готской программы» и др.). Фонды, раскрывающие лабораторию научного исследования Н. К. Крупской, важны не только для характеристики фундаментальности ее работы, но имеют и самостоятельное значение: они могут служить основой для педагогической историографии. Отсутствие до настоящего времени такой педагогической дисциплины составляет большой пробел.
Историографический фонд позволяет судить о тщательном изучении Н. К. Крупской русской педагогики. Изучение русских источников, которыми она пользовалась в своих исследованиях, показывает, что непосредственные вопросы русской педагогики всегда находились в центре ее научных интересов. Большое внимание она уделяла педагогической системе К- Д. Ушинского и педагогической деятельности Л. Н. Толстого. Тщательно она изучала труды революционных демократов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.
В материалах представлены и работы Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого, психологов К. Н. Корнилова, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурското, Н. А. Рыбникова и др.
Примечательно то, что Н. К. Крупская еще в конце прошлого столетия считала необходимым для педагогики изучение школы в колониальных странах Азии и Африки, о чем свидетельствуют списки литературы, над которой она работала. В качестве примера можно привести книгу «Школа на Мадагаскаре».
Предметом внимания Н. К. Крупской были вопросы, касающиеся деятельности учительства. В фондах имеется много материалов на французском, немецком, английском языках о положении народных учителей во Франции, Германии и Англии. Особенно пристально Н. К. Крупская следила за деятельностью и борьбой передовых учителей в России, о чем свидетельствуют многочисленные выписки из педагогических журналов и книг с примечаниями к ним.
Как исследователь-марксист, Н. К. Крупская видела свою задачу в отличие от буржуазных историков педагогики не в описании отдельных фактов, а в обобщении, в раскрытии закономерностей их развития. «Отдельные исторические события и факты не должны заслонять собой тенденции общественного развития», — писала Н. К. Крупская.
Особо важным она считала обобщение педагогического опыта и методов его собирания и анализа. Она писала: «Научиться изучать опыт — это значит научиться смотреть, выработать показатели, мерило качества... Научиться собирать — это значить научиться выбирать самое существенное, характерное, яркое. Научиться обобщать — значит научиться смотреть на факты трезво, без нытья и приукрашения действительности, делать из наблюдений выводы, проверять их. Знать меру количества вопросов — значит научиться выбирать самое важное, самое актуальное, самое показательное».
Наблюдая и накапливая факты, отбирая наиболее важные из них, рассматривая их в связи и в развитии, Н. К. Крупская устанавливала объективные закономер; ности жизни школы и развития педагогической науки. Исследовательская работа, говорила она, должна опираться, с одной стороны, на лаборатории и базы, а, с другой стороны, на широкие массы учительства. «Без привлечения учительства у институтов дело пойдет плохо»,— писала она.
По поводу научного наблюдения Н. К. Крупская говорила, что нужна система наблюдений, чтобы материал можно было сравнивать.
В 1931 г. в обращении к Обществу педагогов-марксистов по вопросу о том, «как писать историю народного образования за 15 лет», Н. К. Крупская писала, что недостатком предыдущих работ является то, что история мало опиралась на документы, факты, на прошлый опыт, выводы часто были недостаточно обобщены. При изучении отдельных проблем Н. К. Крупская привлекала богатейший материал, раскрывающий противоположные точки зрения, источники, которыми пользовался тот или другой автор, то, что о нем написано.
Как видно из историографических материалов, Н. К. Крупская не ограничивалась выписками из источников, а сопровождала их анализом и оценкой каждого. Например, в отзыве на хрестоматию А. П. Пинкевича по истории педагогики она в качестве недостатка указывала на отсутствие характеристики источников, принципа отбора источников. Методологический интерес представляют подчеркивания и замечания, которыми она сопровождала выписки. Эти замечания выражают отношение Н. К. Крупской к авторам, к излагаемому вопросу. Сочувственными замечаниями она сопровождает высказывания прогрессивных деятелей и, наоборот, с возмущением она пишет, например, о книге Вассермана (издана в 1885 г.), где он с реакционных позиций дает сравнительный анализ педагогических воззрений Руссо, Базедова, Песталоцци, Гербарта. «Дурацкая, поповская книга», — пишет Н. К. Крупская. Выписки из книги Абрамова о Песталоцци она сопровождает оценкой: «Биография составлена плохо, без знания дела. Он (Песталоцци) выставляется исключительно как сторонник семейного воспитания. Не отмечены ни его общественные взгляды, ни общие педагогические идеи».
Педагогические теории, мыслители даются ею на фоне общественных отношений. В плане «Педагогического словаря», одобренном В. И. Лениным, говорится, что история «должна служить базисом для понимания идей и роли того или иного мыслителя или деятеля в области педагогики». В аннотированных списках литературы, в выписках широко представлены работы по истории отдельных стран, периодов, общественных отношений, экономики и техники. Критические замечания Н. К. Крупская сделала на книгу О. Гунцикера «Песталоцци и Фелленберг», в которой он проводил неправильную мысль о сходстве идей этих двух различных педагогов — демократа, гуманиста Песталоцци и реакционера Фелленберга.
Историю русской школы и педагогической мысли Н. К. Крупская рассматривает в связи с всеобщей историей.
Особенно требовательно она относилась к научным методам исследования советской школы. Она писала: «История советской школы — это неповторимый кусок истории борьбы за социализм, яркая страница того пути, который пройден нашей великой Родиной под руководством партии». В 1931 г. в обращении к членам Общества педагогов-марксистов, указывая на важность истории советской школы, она говорила, что история необходима не только для истории, но и для строительства социалистической школы: обобщение опыта, осмысление пройденного пути помогут избежать ошибок. Для совершенствования методов научно-педагогических исследований уже в 1923 г. в ГУСе по инициативе Н. К. Крупской была создана специальная секция.
«Тщательное изучение теории советской школы и правильное освещение ее нужно не только для нас. Ведь социалистические революции будут и в других странах, и наш своеобразный опыт будет помогать и другим странам яснее понимать задачи социалистического строительства», — говорила Н. К. Крупская во время празднования 15-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это предвидение полностью оправдалось.
Педагогическая система Н. К. Крупской высоко оценивается в социалистических странах. Огромный вклад Н. К. Крупской в педагогическую науку используется учителями всех стран социалистического лагеря в строительстве трудовой политехнической школы.
Особенно ответственной и ценной была деятельность Н. К. Крупской в годы становления новой, социалистической школы. В первый же день существования Советской власти В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским по вопросам народного просвещения, подчеркнув новизну и сложность проблем, посоветовал ему консультироваться по всем вопросам с Н. К. Крупской. «Ясно, что очень многое придется совсем перевернуть, перекроить, пустить по новым путям, — сказал В. И. Ленин. — Я думаю, Вам обязательно нужно серьезно переговорить с Надеждой Константиновной. Она будет Вам помогать. Она много думала над этими вопросами и, мне кажется, наметила правильную линию».

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +