Важнейшим требованием к содержанию урока является его соответствие учебной программе. В программе дается перечень понятий, которые должны быть усвоены учащимися, а также основные направления их раскрытия. Подробно содержание этих понятий раскрывается в учебнике, служащем важным источником знаний для учащихся и вместе с тем используемом учителем для отбора материала для урока.
Между содержанием материала, сообщаемым учителем на уроке, и содержанием школьного учебника должно быть соответствие, но не может и не должно быть полного совпадения.
Чем же должен отличаться материал урока от содержания учебника? Каждый урок должен расширять и углублять знания учащихся, развивать их географический кругозор, оказывать воспитывающее воздействие, прививать им интерес к географии. Этим требованиям отвечает лишь такой урок, материал которого глубоко раскрывает сущность явления и выясняет практическую значимость рассмотренных вопросов. Опыт показывает, что поверхностные описания и перечисления географических объектов не могут вызвать интерес учащихся; его создают глубокие объяснения явлений, выяснение связей и зависимостей, раркрытие деталей и подробностей. Если учитель только перечисляет названия растений Средней Азии или Кавказа, то сами по себе они интереса у учащихся не вызовут. Если же учитель охарактеризует их внешний облик, объяснит их свойства и значение, выявит их связи с климатом и рельефом, то это, несомненно, будет интересно. Какой интерес у учащихся может вызвать и какое образовательное и воспитательное значение может иметь характеристика Парижа, если ее содержание ограничивается выяснением географического положения и перечислением отраслей?
Другое дело, если учитель покажет роль Парижа во Франции, объяснит причины современной специализации его промышленности, расскажет о заводах Рено, о революционных традициях трудящихся Парижа, о планировке города и его важнейших достопримечательностях. Если рассматривать на уроке все, что дано в учебнике, то в условиях ограниченного времени ни один вопрос невозможно разобрать достаточно глубоко и подробно; на таком уроке будут преобладать поверхностные описания и перечисления, что нередко случается в практике преподавания географии.
Следовательно, необходим отбор материала из учебника для урока. Главное, типичное, наиболее существенное для образования и воспитания учащихся следует рассматривать на уроке глубже и подробнее, чем в учебнике. В отношении же остального можно ограничиться работой с картой, а ряд малосущественных моментов вообще не давать на уроке.
Именно этим прежде всего урок должен отличаться по своему содержанию от учебника. Такой подход обеспечивает усвоение учащимися материала курса непосредственно на уроке, ибо основное, будучи рассмотрено глубоко и подробно, привлечет к себе внимание учащихся, и дома им останется лишь повторить.
К необходимости отбора материала из учебника для урока подводит и дидактическое требование единства содержания урока. Это требование означает, что должен быть выделен основной вопрос, содержание которого отражало бы главную идею всего урока и служило бы «осью», скрепляющей весь фактический материал. Без такой оси урок никогда не будет цельным по своему содержанию. Этот вопрос должен быть, очевидно, основным для материала темы, должен иметь большое образовательное и воспитательное значение, должен быть интересным для учащихся. Отбор необходим не только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в учебнике, они не смогут дать достаточно глубоких объяснений ни по одному вопросу. Если же учитель будет уделять главное внимание при проверке знаний основному, то они позволят учащимся в своих ответах раскрыть материал полностью, глубоко и достаточно детально.
Этим можно избежать поверхностных ответов при опросе учащихся и вместе с тем уменьшить общее время, отводимое на уроке проверке знаний, которое в практике преподавания чрезмерно велико. В качестве примера рассмотрим, как производится отбор материала для урока на тему «Внутренние воды Африки» в курсе географии материков.
Самая крупная река Африки — Нил. На примере Нила удобно раскрыть важнейшую закономерность физической географии — зависимость питания, характера течения и режима от рельефа и климата. Река Нил протекает через территорию с разным рельефом
и климатом, имеет большую длину и обладает хорошо видной на карте дельтой. Это удобный объект для упражнений учащихся
в чтении карты.
Таким образом, главное внимание на уроке должно быть уделено Нилу, который следует охарактеризовать подробнее и глубже, чем сделано в учебнике. Например, в характеристике Нила на уроке значительное место можно уделить половодьям, их причинам и последствиям. Сведения, данные в учебнике (обильное летнее половодье, связанное с дождями, плодородие дельты), учитель может на уроке конкретизировать, отметив увеличение количества воды в половодье в пятьдесят раз, указав сроки половодья, объяснив многоводность реки в половодье особенностями условий верхней части ее бассейна (обильными осадками, наличием естественных водохранилищ в виде озер, из которых реки берут начало, и другие моменты).
В задачу данного урока входит также раскрытие понятия о сбросовых озерах и их образовании; это может быть сделано на примере одного из указанных в программе озер, например Танганьика. Рассмотрение всех остальных указанных в программе объектов (рек Конго, Замбези, Нигер, озер Виктория и Чад) может быть ограничено либо самостоятельной характеристикой их учащимися на основе карты, либо установлением их географического положения на карте.
Знания учащихся только в том случае будут глубокими и прочными, если они научатся применять их в практической жизни. Для школьного курса географии это означает прежде всего умение применять географические знания для понимания окружающей их природы и жизни людей, а также современных событий, происходящих в мире.
Глубокое и детальное изучение своего края, его природы, населения и хозяйства, постоянное сравнение других районов Советского Союза и зарубежных стран со своим краем имеют огромное образовательное и воспитывающее значение, дают возможность учащимся правильно осознать практическое значение полученных географических знаний.
Стабильный учебник, применяемый всеми школами нашей страны, очевидно, не в состоянии отразить в содержании условия, в которых находится данная школа. Это должно быть сделано на уроке учителем. Второе отличие содержания урока по географии от учебника как раз и заключается в краеведческой направленности содержания изучаемого на уроке материала.
Учитель объясняет учащимся различные географические явления на местных примерах, делает упор на уроке на те вопросы курса, которые имеют наибольшее значение для района, в котором находится школа. Например, в начальном курсе географии V класса общее понятие о реке формируется у учащихся с привлечением материала о той реке, которая протекает вблизи школы. В курсе
географии СССР, в школах, расположенных на севере Русской равнины, сравнительно больше внимания надо уделить на уроке и глубже разобрать такие характерные для этой части страны явления, как ледники и их влияние на формирование рельефа, особенности лесов и пр.
Урок по своему содержанию должен отличаться от учебника и включением значительного по объему современного материала. Преподавание географии требует широкого использования современного материала; это определяется самим содержанием науки и характером изучаемых ею объектов. География тесно связана с текущими событиями в нашей стране и за рубежом и постоянно обогащается новыми фактами.
Учебники географии переиздаются каждый год и в них обычно вносятся соответствующие дополнения и исправления; однако совершенно ясно, что события, происходящие в течение учебного года, в учебнике отражение найти не могут. Между тем они могут быть очень существенными, и их обязательно надо отразить в курсе уже в этом учебном году. В большинстве случаев текущие события не вызывают необходимости перестраивать курс, но они обязывают учителя обновить фактический материал и внести в некоторые разделы соответствующие дополнения и исправления.
Таковы, например, новые данные об Антарктиде, впервые опубликованные в печати в течение учебного года, или сообщения о какой-либо крупнейшей в стране новостройке и пр.
Материал текущих событий учитель использует на уроках географии в качестве примеров тех положений, которые рассматриваются в курсе. Например, сообщение о сильном тайфуне в Тихом океане и его описание используются на уроке, посвященном изучению климата Азии; сообщение об образовании нового государства в Африке используется на уроке в курсе экономической географии зарубежных стран как пример успешной национально-освободительной борьбы народов Африки и т. д.
Используя в преподавании географии современный материал, учитель вместе с тем постоянно приучает учащихся читать газеты, учит их связывать текущие события с изучением курса.
Рассматривая на уроке программный материал по какой-нибудь теме, учитель включает учащихся в беседу, требуя от них подтверждения изучаемых в курсе положений конкретными примерами из текущих событий. Учащиеся, зная современный материал и умея использовать его-для объяснения и иллюстрации программных положений, тем самым будут практически применять географические знания. Не приходится и говорить об огромном идейно-политическом значении введения современного материала в содержание уроков по курсу географии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.