Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Требования к методам обучения на уроке географии и к его организации


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Важнейшим недагогическим требованием к уроку по географии, как и по любому другому предмету, является его единство в дидактическом и логическом отношении.
На каждом уроке могут решаться разные дидактические задачи, но среди них должна быть основная, ведущая задача, определяющая всю работу на уроке. Если, например, основной дидактической задачей урока является усвоение учащимися нового программного материала о поверхности Восточной Сибири, то всю остальную работу на уроке учитель подчиняет этой основной задаче; он проводит повторение тех разделов курса, которые нужны для усвоения нового материала (общих понятий о рельефе и главных черт поверхности Азии из курса VI класса и общих особенностей рельефа СССР из общего обзора СССР); организует упражнения по чтению карты, связанные с данной темой; соответствующим образом строит проверку знаний учащихся как по новому материалу, так и по ранее пройденному, с ним связанному.
Наряду с дидактическим единством очень важно и логическое единство урока: связь между собой его отдельных частей, правильная последовательность развертывания материала, раскрывающая учащимся систему знаний.
На уроках географии применяются разнообразные методы и приемы обучения. Выбор методов и их сочетание определяются рядом факторов, прежде всего учебными целями урока, содержанием изучаемого материала, оборудованием, а также особенностями учащихся, их возрастом и подготовленностью.
Вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, учитель должен вместе с тем стремиться развивать у них самостоятельность и творческую активность. Он должен приучать их думать, рассуждать, устанавливать связи и зависимости, применять свои знания в жизненной практике и самостоятельно приобретать новые знания.
Отсюда вытекает требование широко использовать на уроках географии разнообразные самостоятельные работы и сочетать на уроке слово учителя с наблюдениями и практическими работами учащихся. Учитель не должен объяснять то, в чем учащиеся могут разобраться сами, на основе учебника, карты и других источников. Поэтому устное изложение — рассказ, объяснение — учитель, как правило, особенно в младших классах, должен умело сочетать с беседой, требующей от учащихся применения ранее полученных знаний и жизненного опыта, а также умения использовать карту, иллюстрации и другие пособия. Специфика географии заключается в том, что ее изучение требует организации разносторонних видов учебной работы, почти на каждом уроке, с картой и атласом. Важнейшим требованием к уроку географии является активизация познавательной деятельности учащихся. Разнообразие применяемых на уроке методов и приемов работы активизирует работу учащихся и обеспечивает устойчивое внимание на протяжении всего урока.
Активизация учащихся обеспечивается и их самостоятельной работой с учебником, картой и другими источниками знаний.
Используются на уроке географии и другие средства активизации. К ним относятся, например, сообщение учащимся главной познавательной задачи урока и основных вопросов изучаемой темы. Если учитель, начиная урок, четко сформулирует познавательную задачу и покажет практическое значение знаний и умений, которые они получат на уроке, он нацелит их внимание и тем самым мобилизует их умственные силы.
Аналогичное значение имеет постановка перед классом вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ в конце урока. Широко применяются при изучении нового материала выступления учащихся с заранее подготовленными докладами-рассказами об отдельных географических объектах.
В школьную практику входит и такой прием активизации учащихся: переходя к закреплению и проверке знаний, после изложения нового материала, учитель ставит перед классом вопрос: «Что нового узнали вы на уроке»? Чтобы ответить на такой вопрос, учащиеся должны четко отделить то, что вновь усвоено на уроке, от ранее усвоенного, использованного в качестве опоры при усвоении новых знаний.
Хорошим средством активизации учащихся служит введение тетрадей: оно повышает внимание и активизирует все виды памяти. Усвоение учебного материала в основном должно осуществляться на уроке. Это означает, что на уроке должен быть разъяснен основной учебный материал и обеспечено его осмысление и первичное закрепление учащимися, должен быть проведен показ и первое применение умений и навыков.
При таком положении на домашнюю работу выносятся закрепление знаний, умений и навыков, выполнение творческих работ, углубляющих знания, а также часть наблюдений на местности. В ряде случаев учащимся задается на дом изучение какой-либо части материала, несложной по содержанию, но требующей самостоятельности.
Усвоение основного материала на уроке обеспечивается главным образом отбором главных вопросов курса для глубокого и детального разбора их на уроке, а также упором на эти вопросы при закреплении и проверке знаний, привитием учащимся умений самостоятельно работать с книгой, картой и другими источниками, органическим сочетанием в процессе обучения сообщения новых знаний с их закреплением, повторением и проверкой и, наконец, максимальным насыщением урока практическими заданиями.
Необходимым условием хорошего урока является его четкая организация. Такой урок начинается вовремя; карты и другое оборудование размещаются на удобных местах уже к началу урока; учебное время используется с максимальной продуктивностью. Необходимо, чтобы весь класс активно включался в работу уже с первой минуты урока. Передовые учителя применяют много удачных приемов начала урока. Часто его начинают проверкой знаний номенклатуры по карте или заполнением контурных карт, с комментированием учащимися называемых или наносимых объектов (учащиеся характеризуют их главные черты и особенности, объя:няют происхождение названий и т. п.). Применяется постановка устных вопросов в самом начале урока, на основе которых затем развертывают фронтальную беседу.
Иногда началом урока может послужить какая-либо, самостоятельная письменная работа или географический диктант.
Опыт показывает, что полная занятость учащихся с самого начала урока является существенным фактором хорошей дисциплины, а также одним из условий стойкого интереса на всем протяжении урока.
Дидактика требует от учителя индивидуального подхода к учащимся, т. е. не только работы с классом в целом, но и с отдельными школьниками. Особенно большое внимание учитель уделяет слабым учащимся. При объяснении нового материала он специально наблюдает за их работой, старается вовлечь их в беседу; чаще просматривает их тетради, чаще обращается к ним во время фронтального опроса; этим учащимся даются индивидуальные задания и специальные упражнения по тем вопросам, по которым у них заметно отставание (например, на чтение карты). Эпизодически приходится работать с отстающими и во внеурочное время. Специального внимания требуют и более сильные учащиеся: им даются дополнительные задания (если обязательные они выполняют раньше срока), их чаще привлекают к исправлению ошибок, допущенных в ответах учащихся.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +