Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Система уроков по географии, их типы и структура


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Курс географии каждого класса состоит из разделов и тем, содержание и последовательность прохождения которых устанавливается учебной программой. Каждый урок составляет часть общей системы уроков по теме и имеет в ее пределах свое специфическое содержание, отличающее его от других. В этом содержании преломляются общие учебно-воспитательные задачи курса. Вместе с тем урок выполняет во всем курсе и в данной теме определенную роль в формировании знаний, умений и навыков учащихся и их умственном развитии. Урок служит как бы звеном в цепи учебных занятий, опирающимся на предыдущие уроки и в то же время является опорой для последующих.
Уроки связаны между собой прежде всего содержанием изучаемого материала. Например, урок на тему «Климат и реки Западной Сибири» в курсе географии СССР VII класса опирается на предыдущие уроки данной темы — «Географическое положение и рельеф Западной Сибири», поскольку учащиеся уясняют особенности климата и рек Западной Сибири в причинно-следственной связи с особенностями ее географического положения и рельефа. В свою очередь эти два первых урока темы являются опорой для последующих уроков, посвященных природным зонам и Западной Сибири, так как положение природных зон, особенности почв, растительности и животного мира зависят от географического положения, рельефа и климата.
В организации учебной деятельности учащихся большое значение имеет система уроков, основанная на логике процесса обучения. Такова, например, в начальном курсе физической географии V класса связь между уроками, на которых учитель объясняет приемы ориентирования и глазомерной съемки и закрепляет их последующими уроками практических работ на площадке или на местности.
В так называемом тематическом планировании учитывается распределение материала темы по урокам. Уроки выделяются по основной дидактической цели. Система уроков, различающихся дидактическими целями, должна обеспечить восприятие, осмысление, закрепление и применение знаний и умений, их проверку и учет. Поэтому в систему уроков по теме должны входить уроки разных типов: по изучению нового материала, формированию практических умений и навыков, обобщающего повторения, проверки знаний, а также уроки с комбинированными целями.
В системе уроков по всему курсу и по теме в ее пределах, тип и структура каждого урока определяются в зависимости от его места в курсе и в теме, от содержания изучаемого материала и дидактических задач, принятых методов обучения, индивидуальных особенностей класса и других обстоятельств.
Наиболее распространенным типом урока в школьной географии является комбинированный урок с различной структурой. Возможны комбинированные уроки, где весь подлежащий усвоению новый материал сначала сообщается учащимся (перед этим повторяется то, что нужно для усвоения нового), а затем знание его закрепляется и проверяется.
Возможно и такое построение урока, когда подлежащий усвоению материал разбивается на смысловые части, по каждой из которых последовательно проводится сообщение новых знаний, их закрепление и проверка.
Например, урок на тему «Климат Восточной и Южной Азии» в курсе географии материков можно строить по-разному. Можно сначала перед объяснением нового повторить материал о причинах образования ветра, затем объяснить учащимся муссоны и особенности климата Восточной Азии, после этого проверить усвоение материала, а затем дать объяснение и соответственно закрепление и проверку второго раздела темы урока — климата Южной Азии.
Вполне возможно построить урок иначе: сначала объяснить особенности климата и Восточной и Южной Азии, а затем проверить усвоение всего изложенного материала.
Как правило, необходимость раздробления процесса овладения материалом на части ощущается в младших классах больше, чем в старших.
Большое значение имеет и степень цельности материала урока по содержанию: чем он разнороднее, тем целесообразнее его изучение по частям.
В ряде случаев урок может начинаться не с объяснения нового материала, а с проверки знаний учащихся по материалу прошлых уроков. Такая структура применима, например, тогда, когда материал прошлого урока служит базой для изучения нового материала. Так, при изучении некоторых экономических районов в курсе экономической географии СССР иногда на первом уроке рассматриваются географическое положение, природные условия и население района, а на последующих — его хозяйство и города; в этом случае на уроке, посвященном изучению промышленности или сельского хозяйства района, есть смысл перед объяснением нового материала проверить знания учащихся по материалу прошлого урока, с тем чтобы опираться на них при рассмотрении хозяйства района.
В данном примере вполне допустимо и рассмотрение природных условий района не в целом, перед изучением народного хозяйства, а в связи с соответствующими отраслями хозяйства: например, полезных ископаемых и лесных ресурсов — в связи с рассмотрением промышленности, а климата и почв — в связи с сельским хозяйством. В этом случае на уроке, посвященном изучению сельского хозяйства, уже нет необходимости перед объяснением нового материала проверять знания учащихся по материалу предыдущего урока, посвященного рассмотрению промышленности района. Такую проверку целесообразно осуществить в связи с закреплением и проверкой нового материала данного урока (например, при выяснении различий в сельском хозяйстве района, связанных с размещением промышленности).
По-разному на уроке может быть организовано и закрепление изученного материала. Как правило, на уроках географии, в условиях преобладания единичных понятий, закрепление целесообразно проводить по ходу изложения нового материала: сравнением с ранее пройденным по сходству и различию, по карте и другими путями. Вместе с тем иногда закрепление может быть отдельным структурным элементом урока, главным образом при изучении учащимися новых общих понятий.
Кроме комбинированного урока, включающего несколько дидактических целей, в обучении географии применяются уроки, на которых резко преобладает какое-либо одно из звеньев обучения. Таковы уроки изучения нового материала, формирования умений и навыков, повторения и проверки знаний. На уроках изучения нового материала проверка ранее пройденного как отдельный структурный элемент отсутствует, ее или вообще не проводят, или иногда включают в тесной связи с изучением нового.
Необходимость в специальных уроках изучения нового материала возникает обычно тогда, когда обширный по объему материал нецелесообразно дробить между двумя уроками. Чаще всего это уроки, вводящие учащихся в круг вопросов всего курса или крупного раздела. Таков, например, в курсе экономической географии зарубежных стран урок на тему «Страны социализма», предшествующий урокам, посвященным отдельным странам. На этом уроке охватывается большой вопрос в целом, без рассмотрения отдельных частных деталей. Учащиеся должны познакомиться с общими чертами социалистических стран, с тем чтобы на последующих уроках, посвященных отдельным странам, уяснить особенности каждой из них.
Иногда применение урока, посвященного приобретению новых знаний учащимися, определяется используемыми наглядными пособиями. Например, при демонстрации на уроке кинофильма из трех частей все сорок пять минут урока уйдут на вводное слово учителя, демонстрацию фильма и закрепление полученных знаний, а времени для проверки знаний учащихся может не остаться.
На уроках по формированию умений и навыков (иногда их называют уроками практических работ и упражнений) учащиеся выполняют упражнения и практические работы под руководством учителя и самостоятельно, под контролем учителя. Иногда основная учебная цель урока — упражнения — сочетается с повторением и проверкой знаний, умений и навыков учащихся, однако они не являются отдельным структурным элементом. Такие уроки особенно широко применяются в начальном курсе физической географии при выработке у учащихся умений и навыков в работе по плану и карте (измерение расстояний по масштабу, определение направлений по карте, нахождение точек по координатам и координат точек), а также при проведении практических работ на местности (по ориентированию, по глазомерной съемке и пр.).
По страноведческим курсам и по экономической географии бывают уроки, связанные с формированием у учащихся умений и навыков характеризовать объекты и территории по плану на основе чтения различных карт, а также с практическими работами на местности (по топографической съемке, по измерению расхода реки, и т. п.).
Специальные уроки практических работ и упражнений чаще всего проводятся на первой стадии формирования умений и навыков, сразу после их показа учителем; в дальнейшем тренировка учащихся в этих умениях и навыках может осуществляться в пределах комбинированных уроков, иногда — в качестве отдельного структурного элемента. В некоторых случаях, наоборот, после показа приемов работы учителем на комбинированном уроке проводятся специальные тренировочные уроки, целиком посвященные самостоятельным работам учащихся, например составление описания (физико- и экономико-географических) по картам. Повторение и проверка знаний обычно сочетаются как две учебные цели на одном уроке. Но иногда целесообразно выделять уроки, главной целью которых является повторение и обобщение ранее изученного материала; в этом случае учет осуществляется в процессе повторения. Вместе с тем могут быть и специально контрольно-учетные уроки, где ранее пройденный материал повторяется и систематизируется в процессе проверки знаний. Уроки повторения и проверки знаний проводятся в виде обобщающей беседы, фронтального устного или письменного опроса обычно после изучения большой темы или раздела курса.
Например, в начальном курсе физической географии V класса после темы «Гидросфера» или «План и карта», в курсе географии материков — после изучения общего обзора материка, в курсе географии СССР — после изучения общего обзора СССР или группы районных тем, в курсе экономической географии зарубежных стран — после изучения какой-либо отдельной крупной страны или группы стран, в курсе экономической географии СССР — после изучения отраслей промышленности и сельского хозяйства в общем обзоре СССР, крупного района СССР или группы районов — в районном обзоре.
Уроки повторения и проверки знаний могут проводиться также по каким-нибудь общим для группы тем вопросам или проблемам, например по рельефу или климату районов Европейской части СССР или Сибири, по сельскому хозяйству группы стран, по однотипным городам и пр.
Опыт передовых учителей свидетельствует о том, что разнообразие методов и форм проверки знаний, а также выделение уроков, специально посвященных проверке знаний учащихся в конце изучения крупной темы или раздела, позволют освободить время от опроса и основное внимание на уроке уделить изучению и закреплению нового, а также самостоятельным работам учащихся.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +