Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Сопоставление карт с текстом учебника


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Работа с географическими картами на уроке часто предваряет беседу и рассказ учителя. Учащиеся составляют по картам не только частные характеристики, но и комплексные географические описания отдельных территорий и стран. После работы с картами учитель предлагает сверить результаты ее с текстом учебника и сказать: есть ли расхождения с учебником; что они узнали из учебника дополнительно к тому, что рассказала им карта.
Работа постепенно усложняется, учащиеся переходят от сопоставления ответов на отдельные вопросы и частных характеристик (рек, гор в V—VI классах) к сопоставлению комплексных характеристик с включением элементов сравнения. Например, в VIII классе при изучении особенностей природы Черноморского побережья Кавказа можно дать задание — выяснить различия в природе этого района и в природе Южного берега Крыма сначала по картам атласа, а затем по учебнику. Учащиеся по известной им логической схеме-плану комплексной характеристики (географическое положение, рельеф, климатические данные, реки, растительный покров) выполняют работу самостоятельно.
Закончив работу с картами, учащиеся проверяют сделанные на основе последних суждения и выводы,находят свои ошибки, отмечают то, чего нет в картах, но есть в учебнике, и то, чего нет в учебнике, но можно найти в картах. Результаты как фронтальной, так и самостоятельной работы, сделанной в классе или дома, проверяются выборочно в классе. Учащиеся дополняют и исправляют друг друга.
Убеждаясь в ценности карт и учебника как взаимно дополняющих источников знаний, учащиеся читают учебник более осмысленно, учатся анализировать его содержание, более тщательно и критически отбирать материал из карт. Наиболее подходящим для такого сопоставления с картами являются тексты о великих реках, климате отдельных областей; из комплексных характеристик — тексты о географическом положении и природных условиях, о населении и экономике стран, районов частей света и СССР. План-вопросник для отбора материала из карт составляется с достаточной полнотой по логической схеме, которая соответствует данной теме.
Все приемы работы с текстом учебника географии, а также другие методы работы на уроке (беседа, рассказ) сопровождаются словарной работой. Содержание и объем ее определяются не только материалом, но и языком учебника, к которому предъявляются определенные требования. Перед учителем географии тоже стоит задача — систематически развивать и обогащать речь учащихся, пополнять их словарный фонд твердым знанием необходимых географических терминов и названий. Успех выполнения этой задачи и всех работ с учебником зависит от того, как он написан.
Язык учебника географии, как и других, должен быть прежде всего ясным и точным.
Хотя учебники географии оперируют главным образом понятиями, а не художественными образами и в них преобладает язык научной прозы, однако они представляют большие возможности для включения элементов художественности, образности в тех статьях, где общие понятия конкретизируются описаниями природы, быта, нравов, центров промышленного и сельскохозяйственного производства, городов. Живость и выразительность изложения достигаются яркими сравнениями, меткими эпитетами, удачными метафорами, высказываниями знаменитых географов, крылатыми словами, поговорками и пословицами, краткими выдержками из художественных описаний и дневников путешественников. Вводятся они в меру, и все образы должны быть понятны учащимся данного возраста и географичны по содержанию.
Учебник по географии должен из года в год обогащать речь учащихся словами научного, художественно-литературного и экономико-общественного содержания, делать ее более выразительной; поэтому нельзя считать правильным стремление упрощать язык его до примитива в смысле слов и стиля. Новые слова и термины вводятся систематически, без скопления их в одном месте, выделяются шрифтом и сопровождаются пояснениями в тексте. Имеет смысл давать в приложении толковый алфавитный словарь новых слов к каждому учебнику.
Изучение терминов неразрывно связано с формированием географических понятий. При подготовке к уроку учитель определяет не только степень полноты и логичности изложения, но и трудные, новые слова, географические термины и названия, отдельные выражения. Отмечает и выписывает их в свой план для объяснения на уроке. Самое трудное в этом случае для учителя, особенно молодого, встать на место ученика, верно оценить его силы, развитие.
Работу начинают с первых уроков. Сначала сам учитель записывает новые слова на доске, объясняет их значение, показывает географические объекты на карте, требует запоминания их и объяснения. Учащиеся записывают в свои словарики на уроке. В дальнейшем после объяснений учителя, дети самостоятельно выписывают из учебника термины, названия, находят на картах и дают им объяснения, а учитель на уроке выделяет время на проверку знания и понимания терминов и географических названий. Это можно делать так: во время опроса или другой работы в классе один ученик записывает на доске новые названия и термины из текста, изученного на прошлом уроке, объясняет их значение и показывает на карте.
Опыт передовых учителей показывает, что учащиеся занимаются словарной работой с большим интересом, сочетая ее с работой по карте, внимательно анализируют географические тексты, стараются понять каждое слово и выражение, сами спрашивают учителя о значении незнакомых слов, названий. Таким образом развиваются у них любознательность, вдумчивое отношение к тексту, мышление и речь.
Точные научные определения, например форм поверхности, климата, погоды, изотерм и т. д., заучиваются после того, как они объяснены, поняты учащимися, связаны с пространственными представлениями, с картой.
Словарики географических терминов и названий учащиеся берегут и каждый год пополняют. Такая работа требует от учителя и учащихся системы, настойчивости и культуры и имеет очень важное образовательное значение. Учитель должен быть вооружен географическими словарями и справочниками, например А. С. Баркова, М. С. Боднарского, Географическим словарем (для учащихся), Краткой географической энциклопедией.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +