Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Работа с глобусом


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Глобус является одним из самых необходимых географических пособий. Любая школа немыслима без глобуса. Он необходим и в начальных, и в средних, и в старших классах, так как ряд вопросов географии, картографии, астрономической географии и геофизики может быть правильно усвоен только с его помощью.
Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной стороны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с другой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географических элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда приходится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении пространственных отношений.
Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга.
Уже самая первая встреча детей с глобусом в IV классе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус привлекается для того, чтобы облегчить формирование первого понятия о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе.
Особенности ориентирования на картах, как известно, отличаются от тех, какие имеются на планах. Основные направления на картах находят по линиям меридианов и параллелей. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляемой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наблюдателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирования на картах.
Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий видны значительные различия в отражении формы и сравнительных их размеров по причине сильных искажений рисунка на картах. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.
Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. Естественно, что учитель должен предусмотреть возможность неправильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус.
В V классе применяются карты СССР и полушарий. Уже здесь необходима значительная работа с глобусом и картами с целью предупреждения неправильных представлений о действительности и о самих картах. Прежде всего детей нужно приучить к мысли, что на картах изображена выпуклая земная поверхность, что на картах земных полушарий искусственно разорвана неразрывная поверхность шара. Эта задача разрешается путем объяснений учителя и упражнений детей с глобусом и картами. Методисты дореволюционной русской школы рекомендовали растолковывать детям, что карта полушарий осязаемо не передает выпуклости Земли, потому что лист бумаги плоский; само изображение полушарий на бумаге с этой целью называли «плоскошариями». Конечно, термин «плоскошария» неудачен, однако понятие о том, что на бумаге изображена выпуклая поверхность Земли, учитель должен объяснить детям при первом же знакомстве с картами СССР и полушарий. Эта задача для карт СССР облегчена тем, что применяется особая картографическая проекция (проф. Соловьева), обладающая глобулярностью и имеющая ряд других методических достоинств.
Хотя разъяснения учителя и наглядные сравнения картографического рисунка на картах с глобусным изображением приводят детей к пониманию важной особенности карт, однако одних этих мер мало. Необходимо еще поупражнять детей в определении направлений на карте, чтобы приучить к ориентированию на ней по линиям сетки, прокладывании пути, особенно пути из одного полушария карты в другое. Например, заставьте показать на картах полушарий путь из Европы в Северную Америку. Часто можно видеть, как дети стремятся показать неразрывный путь из одного полушария в другое через точку экватора, где оба полушария на стенной карте соприкасаются друг с другом или близко друг к другу подходят. Заставьте затем ребенка посмотреть этот путь на глобусе, и он поймет условность разрывов изображения на карте полушарий.
Важно также не только закрепить умение правильно находить направления по сетке карты и глобуса, но и научить определять по ней относительное географическое положение пунктов. Поставьте, например, задачу определить на карте полушарий, что лежит дальше от экватора (т. е. что севернее) — Исландия или Новая Земля, Москва или Нью-Йорк? На карте эти пункты удалены на равное расстояние. На глобусе же результат получается другим. Такие упражнения вплотную подводят школьников к пониманию координатного значения сетки.
Первые впечатления о положении, формах и сравнительных размерах частей света и океанов учащиеся должны вынести из начальной школы на основе рассмотрения глобуса. Представление о географическом положении СССР — что он почти полностью находится в Восточном полушарии в его северной половине, ближе к Северному полюсу, чем к экватору, в умеренном и частью холодном поясе, в двух частях света — Европе и Азии; о его размерах, сравнительно с поверхностью Земли в целом, должно быть сформировано также на основе рассмотрения глобуса. Полезно для этого применить политический глобус или выделить СССР на физическом глобусе шнуром, флажками и т. п. Для конкретизации пространственных представлений о формах, размерах и положении частей света и океанов глобус как демонстрационный прибор нередко используется в VI и, реже, в VII классах.
В практике многих учителей глобус после VI класса в картографическом плане почти не используется. Это большое упущение. Между тем глобус незаменим при определении больших расстояний между пунктами на земной поверхности. Его значение сохраняется на всем протяжении обучения географии в школе, так как применение карты для этой цели приводит к грубым ошибкам.
Как известно, кратчайшее расстояние между точками (ортодромия) на всех школьных картах, изображающих большую территорию, является кривой линией; кроме того, сам масштаб на таких картах изменчив, и применять для вычисления расстояний тот масштаб, какой на картах указан, следует осмотрительно. Нужно знать, где на картах такие вычисления допустимы. Особенно это следует соблюдать при работах с картами полушарий и мира, где искажения очень велики1. Во всех подобных случаях лучше обращаться к глобусу.
Равномасштабность и отсутствие искажений позволяют быстро и легко получать на нем нужные решения. У учеников нужно воспитывать навык использования глобуса в этом отношении. Такой навык имеет важное практическое значение, ибо в наши дни определение кратчайших расстояний приобрело большой практический смысл, в особенности из-за сильно развитого воздушного транспорта и ракетной техники. Это, в частности, привело к тому, что глобусы теперь применяются в аэронавигации и космических полетах. Немалое значение имеет это и в географии, например, при выяснении особенностей географического положения, конфигурации основных путей международной торговли и т. п.
Глобус незаменим не только для предупреждения или исправления неверных пространственных представлений, получающихся у школьников при работах с картами, он ничем не заменим и при объяснении причин искажений пространственных элементов, присущих мелкомасштабным картам. Опытные учителя в VI классе с этой целью применяют вызывающие большой интерес у школьников приемы сопоставления формы и размеров клеток градусной сетки карты с глобусными клетками и перенесение ортодромии с глобуса на карту. В старших классах с помощью глобуса могут выть разъяснены принципы построения картографических проекций. Для этого применяют проекционные проволочные и стеклянные глобусы.
Многие вопросы географического положения, рассматриваемые в масштабе планеты, невозможно уяснить без глобуса, например представление об антиподах, о материковом и океаническом полушариях, о расположении страны или группы стран по отношению ко всему земному шару, к важнейшим мировым морским путям и т. п. Понятие о связи явлений, возникающей из-за особого географического положения (например, условия формирования климата и почвенно-растительных зон), также невозможно сформировать без глобуса.
В указанном отношении глобус необходимо использовать во всех классах. Уже в IVклассе следует к нему обращаться для создания у детей первичных понятий о том, что различия в природе нашей страны связаны с получением разного количества тепла на разных широтах. Изучение материков и океанов, их размеров, формы, расположения, климатических условий, связанных с широтой и расстоянием от океанов, надо изучать сначала~на глобусе, а затем переходить к карте.
При изучении географии СССР необходимо поступать так же при рассмотрении географического положения СССР, окружающих его морей, условий формирования климата и многих других вопросов, относящихся ко всей территории СССР. В курсах экономической географии СССР и зарубежных стран глобус не менее необходим, ибо экономико-географическое положение любой страны, ее международные торговые и политические связи выявляются на глобусе гораздо ярче и полнее, чем на карте.
Применение глобуса в качестве пособия, помогающего освоить математические особенности карты, должно носить характер активной самостоятельной работы учеников с самим глобусом. Словами и демонстрациями приемов обращения с глобусом тут делу не поможешь. Упражнения по ориентированию, нахождению координат точек, определению кратчайших путей между пунктами и перенесение их на карту и т. п. должны проводиться самими учениками возможно чаще. Не надо забывать конечную цель таких упражнений с глобусом — от них нужно тут же переходить к соответствующим упражнениям с картой.
Рассмотрим теперь работы с глобусом в плане изучения вопросов астрономической (математической) географии и геофизики. Глобус служит главным наглядным пособием, позволяющим одним взглядом увидеть всю Землю в целом и ее форму, представить, что такое диаметр, радиус, окружность Земли.
На основании представления о различном освещении и нагревании земной поверхности солнечными лучами у учащихся формируется понятие о главной причине климатических различий на Земле и о ее тепловых поясах. Причины ледовитости наших северных морей, высокого стояния Солнца в районах, где расположены степи, наличие пустынь на юге СССР получают известную конкретность, если учитель покажет детям на глобусе, как лучи от источника света (лампы или свечи) неодинаково освещают и обогревают различные места его поверхности.
Глобус на наклонной оси служит главным наглядным пособием для объяснения причины смены времен года. Чтобы демонстрировать этот факт, полезно применить сразу четыре глобуса, поместив их вокруг источника света (Солнца) в четырех положениях, соответствующих основным временам года. При недостатке в школе глобусов нужно несколько раз обносить глобус вокруг «Солнца», останавливаясь в нужных местах для объяснений.
Ценным прибором для демонстрации смены времен года является теллурий, так как можно показать одновременно два движения Земли, более точно сохранить соотношение источника света и поверхности глобуса, наклон земной оси и, таким образом, уяснить различия в освещении Земли по временам года, значение тропиков и полярных кругов. Однако применение теллурия у ряда методистов не встречает одобрения. Дети воспринимают его обычно не как учебный прибор, а как занятную игрушку, и потому они плохо вникают в сущность объяснений учителя. По-видимому, применять этот прибор целесообразно в комплексе с использованием на предыдущих уроках обычных глобусов.
Использование глобуса в астрономическом плане далеко не ограничивается описанными выше вопросами. Можно назвать некоторые геофизические вопросы, в преподавании которых глобус существенно необходим для объяснений или иллюстрации изучаемых фактов. Это — приливы и отливы, географическое распространение вулканов, круговорот океанических течений, наблюдения учащихся над светораздельной линией и объяснение различной продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года, различная скорость линейного движения точек на разных параллелях, имитация опыта Фуко как доказательство суточного вращения Земли, решение разнообразных задач по определению местного времени и часовых поясов, изменение направлений сторон горизонта при движении через полюсы, определение угла падения солнечных лучей в разные времена года на разных широтах и пр.
Как видим, функции глобуса очень разносторонни. Он, как наглядное пособие, позволяет учителю очень многое объяснить и в то же время открывает широкие возможности для проведения разнообразных практических работ и выработки ряда важных практических умений. Работы с глобусом развивают пространственные представления, логичность мышления, ибо на глобусе скрещиваются отвлеченные понятия и конкретные образы явлений.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +