Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Наблюдения и опыты


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений.
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т. е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности» (по выражению В. И. Ленина).
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях: они прививают интерес к занятиям по географии, приучают их сознательно усваивать географический материал.
Для подготовки нашей молодежи к жизни следует систематически развивать у учащихся умение наблюдать на географической площадке, на стационарных площадках, во время экскурсий и походов по родному краю, на уроках, на практических занятиях, на внешкольных занятиях.
Выполняя требование программы по географии об организации систематических наблюдений в природе и на производстве, многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой частью процесса обучения. Однако массовые Обследования школ в различных областях РСФСР показывают, что наблюдения в обучении еще не наш., ли широкого применения по следующим причинам:
1. Значительная часть учителей географии не подготовлена к использованию метода наблюдений в обучении.
2. Во многих школах еще не организованы весьма удобные для занятий «лаборатории под открытым небом» — географические площадки и опорные посты для наблюдений стационарного характера.
3. Еще не разработаны вопросы, разрешение которых позволило бы более полно и всесторонне изучить ближайшие к школе участки родного края путем проведения наблюдений комплексного характера под руководством не только географа, но и хорошо объединенного коллектива преподавателей смежных предметов.
Умение наблюдать можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности.
Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким географическим объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты).
Рассмотрим требования по проведению наблюдений погоды. Для понимания причин изменений погоды и взаимосвязей между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.
Погода и климат оказывают влияние на развитие растений, на животный мир и на различные стороны жизни населения в определенной части Земли. Опыт передовых, особенно сельских, школ показывает, что учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах микроклиматических различий отдельных участков земной поверхности и в вопросах прогнозирования погоды, могут своим активным участием в работах принести немалую пользу сельскохозяйственному производству. Четко усвоенные сведения о климате родного края помогут учащимся путем сравнений ярче представлять своеобразные особенности климата других стран при изучении страноведческих курсов в дальнейших классах.
Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдениями сезонных изменений в природе. В начале V класса эти наблюдения продолжаются по той же простой программе, которая рекомендуется для начальной школы. Наблюдения в этот период ведут дежурные (2—3 человека в классе), результаты записываются в общеклассный календарь погоды. Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить:
1) Как обозначается температура ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность? 4) Как по значкам узнать характер выпадавших осадков? 5) Какие явления называются «особыми»? И т. д.
Перед изучением темы «Атмосфера» (примерно за месяц) в наблюдения включаются все учащиеся класса и программа наблюдений усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения, позволяющие накопить фактический материал для получения данных о среднесуточной и среднемесячной температуре и давлении, силе ветра в баллах, видах облаков и пр.
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе анализа классных календарей за предшествующие месяцы. Перед учащимися ставятся примерно следующие вопросы: в какой день месяца температура воздуха была более низкой? Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха? Как понижение давления повлияло на силу ветра? В каком направлении в эти дни дули ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие в эти дни преобладали облака? Какое в эти дни было состояние облачности? Какие осадки выпадали в эти дни? Почему водин из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их на общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются график изменения температуры за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды. Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи:
1. Как изменялась температура воздуха по месяцам? Правильность ответа сопоставить с изменением средних температур по месяцам. Какой вывод можно сделать?
2. Как изменялось состояние облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Какой вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?
3. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре? Почему в ноябре появились снежинки?
4. Какие ветры преобладали в сентябре? А в ноябре?
5. Как изменялась высота солнца по месяцам? В какой месяц солнце стояло выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее низко?
6. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды. Каков, по вашему мнению, общий признак, характеризующий погоду? Какую общую закономерность по месяцам можно пррследить в изменении погоды?
С наступлением весны интерес у школьников к наблюдениям над погодой значительно повышается. Ведь природа на их глазах начинает пробуждаться: с каждым днем солнце все выше поднимается над горизонтом, продолжительность дня нарастает, сходит снежный покров, вскрываются реки, появляются первая зелень и цветы, распускаются листья на кустарниках и деревьях, начинается прилет птиц. Все это вызывает у школьников приподнятое настроение и стремление глубже познать окружающую природу.
Учитывая это, программу наблюдений над погодой целесообразно расширить, включив в нее изменения, какие происходят в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать фенологические наблюдения).
Программу фенологических наблюдений можно заимствовать из книг: Н. В. Попова «Фенологические наблюдения в школе» и из «Методики преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг.
Накопленные материалы по наблюдениям погоды по месяцам и сезонам дают возможность на конкретных данных проследить изменения погоды в течение года.
Для выяснения основных особенностей в изменении погоды по временам года необходимы не только записи наблюдений учащихся, но и обобщенные местной метеорологической станцией наблюдения над изменением погоды по сезонам за несколько лет (10—15 лет).
Сопоставление этих данных наблюдений позволяет учащимся под руководством учителя выявить определенные закономерности в ходе изменений погоды по временам года. На этой основе обеспечивается формирование понятия о климате вообще и о климате родного края в частности.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +