Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие методики географии в России


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

До начала XVIII в. на Руси были только церковные школы. Учебные книги этих школ — «азбуковники» наряду с алфавитом, складами и молитвами содержали сведения о частях света, разных странах и городах.
В конце XVII — начале XVIII в. в России происходила ломка феодального хозяйства, росла торговля, развивалась промышленность, оживлялись торговые отношения со странами Западной Европы. Все это вызвало потребность в людях, обладавших необходимыми географическими знаниями.
Церковные школы не были в состоянии готовить таких людей, поэтому стали возникать специальные светские школы математических и навигацких наук, а также открылась гимназия Глюка. В них география впервые в истории России стала самостоятельным учебным предметом.
В школах цифирных и навигацких изучались сведения из математической географии, в гимназии Глюка — главным образом политические.
С первой половины XVIII в. роль основных общеобразовательных школ в России стали играть открытые при Петре I духовные семинарии. Из них выходили не только священники, но и светские лица с солидным по тому времени образованием. В число учебных предметов семинарий входила и география, которая изучалась попутно с историей.
Рост сети школ, в которых преподавалась география, вызвал и создание учебников по географии. Первые учебники были переводные. Это объяснялось тем, что в странах Западной Европы география как школьный предмет была введена значительно раньше, чем в России, и ко второй половине XVII в. там было уже создано несколько учебных руководств.
Первый учебник неизвестного автора, переведенный на русский язык с голландского, называвшийся «География, или Краткое земного круга описание», был издан в 1710 г. Он очень примитивен, содержал краткие сведения о градусной сетке, физические описания и некоторые статистические и экономические данные о частях света, России.
В 1719 г. на русском языке издается довольно распространенный за границей в конце XVII в. учебник Я. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание, из старых и новых географий по вопросам и ответам через Якова Гюбнера собранное». Он содержал две части: 1) «Предъуготовления на географию» и 2) «Рассмотрение стран света». Все содержание учебника состояло из ландкарт (атласа) и текста — объяснения к ним, данного в вопросах и ответах по каждой стране.
В заключительной части учебника давались сведения из математической географии.
Вот вопросы из учебника, по которым изучалась страна: 1) Что выявляется на ландкарте? 2) Какое положение имеет страна? 3) Сколь она велика? 4) Какие в ней реки? 5) Как она разделяется? 6) Какие в ней провинции? 7) Что следует примечать в каждой провинции? 8) Какие жители в стране? 9) Какое правление? 10) Какая религия?
По своему научному уровню учебник Гюбнера не соответствовал уровню развития географической науки того времени. Особенно много ошибок было в описании России.
Географ В. Н. Татищев (1686—1750) об учебниках географии тех лет писал: «Российского же государства доднесь никакой географии не сочинено, и в школах младенцы учатся по сочинениям от иностранцев; но понеже оные частию неполны, частию неправдивы и поношениями наполнены, и для того их переводить или в школах употреблять более вреда, нежели пользы...», и далее: «Петр Великий в переведенной Гюбнеровской географии российскую главу повелел выкинуть, а совершенное описание вновь сочинить».
В XVIII в., особенно со второй четверти, ведутся географические исследования в Сибири, Северном Ледовитом и Тихом океанах, на территории Европейской России, на Каспии, в Средней Азии. К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова, труды которого оказали огромное влияние на познание природы и экономики России и развитие географии.
Ученые XVIII в. создали крупные географические работы (В. Н. Татищев, П. И. Рычков и др.) и географические словари (Ф. Полунин, М. М. Максимович). Выпускается научная и научно-популярная литература о работе академических экспедиций 1768—1774 гг., о частных путешествиях, а также посвященная характеристике отдельных частей России.
Создаются карты и атласы — первый атлас России И. К. Кириллова, затем издается знаменитый «Атлас российский» (1745 г.), а в последующие годы две генеральные карты России.
Многочисленные карты и планы создаются в результате работ по генеральному межеванию. К ним составлялись экономические примечания, включавшие текстовые характеристики населенных пунктов, уездов, губерний, провинций с множеством географических, экономических и статистических сведений о природе, населении и хозяйстве.
Достижения отечественной географической науки создали условия для написания первых русских учебников географии.
Вторая половина XVIII в. характеризуется развитием товарного производства в России как в городе, так и в деревне; возникают крупные мануфактуры; помещичьи хозяйства стремятся производить больше для продажи продуктов. В этот период Россия укрепилась на Балтийском, Черном и Азовском морях, воссоединила исконные славянские земли — Восточную Белоруссию и Правобережную Украину. Расширение территории Европейской России способствовало дальнейшей организации всероссийского рынка, росту товарного производства и денежного обращения и вызвало необходимость в подготовке большого количества грамотных людей для зарождавшейся промышленности и растущей торговли страны.
Поэтому в 1786 г. издается «Устав народных училищ в Российской империи». По уставу 1786 года предписывалось в губернских и уездных городах учредить народные училища (школы) двух типов: малые (начальные с двухгодичным-обучением) и главные четырехклассные с пятилетним обучением (на IV-й класс отводилось два года). В уставе был дан учебный план народных училищ, их организация и порядок обучения различным предметам. География была построена концентрически, причем преобладающее место отводилось изучению России.
В главных школах география преподавалась в двух последних классах, т. е. в течение трех лет. Один учитель совмещал преподавание истории, географии и естественной истории (естествознания), занимаясь в III и IV классах по 2—3 часа в неделю. В III классе изучается «Введение во всеобщую европейскую географию», а потом начинается землеописание Российского государства.
Устав ставил задачу — приблизить обучение географии к действительности, что вызывалось стремлением подготовить практических работников для растущего хозяйства. В уставе поворится об обязательном сборе учителем материалов о местной природе и использовании их в качестве учебных пособий, что можно рассматривать как некоторые начатки развития родиноведческого принципа в школьной географии.
При обучении предметам предлагалось руководствоваться правилами, сформулированными в предисловиях к учебникам. Лица, желающие стать учителями — указывалось в уставе, должны сдать экзамен не только по тем наукам, которые будут ими преподаваться, но также и в способе преподавания оных. Особенно подчеркивалось требование к учителю о преподавании учебного предмета по определенным правилам. Это дает право предполагать, что первой стадией развития методики географии в России следует считать вторую половину XVIII века.
Методические советы давались в предисловиях к первым русским учебникам географии. Материалом для них, по-видимому, служил опыт обучения географии в предшествующий период и требования, предъявляемые жизнью.
На первоначальные методические советы и на последующее развитие методических идей большое положительное влияние оказал опыт зарубежной педагогической науки, особенно идеи великого чешского просветителя XVII в. Я. А. Коменского. С именем Я. А. Коменского связано введение классно-урочной формы занятий. Им был сформулирован ряд важнейших общедидактических правил, в частности необходимость при отборе содержания устранять все бесполезное и сохранять самое существенное. Всему учить, призывал Я. Коменский, при помощи доказательств и ничему не учить, опираясь на авторитеты. При обучении следовать от легкого к трудному, от близкого к отдаленному.
Я. Коменский доказал, что в обучении надо идти от реального наблюдения вещей и предметов или от ознакомления с ними по копиям. Он разработал вопрос о наглядности в обучении и сформулировал правила пользования наглядными средствами. Первое из них — использовать наглядные пособия не сразу все, а постепенно, частями. При показе наглядного пособия сначала обозревать весь предмет, а потом его части; показ сопровождать объяснением.
Для III класса народных училищ в уставе был указан учебник «Краткое землеописание Российского Государства». В предисловии к учебнику изложены правила преподавания географии, которые сводились к следующему:
1. Прежде чем приступить к преподаванию географии России, следует пройти с учениками «Вступление ко всеобщей географии». Это необходимо сделать для того, чтобы ученики могли знать общее положение всех земель на земном шаре.
2. При преподавании географии России обязательно иметь поставленную перед глазами учеников большую карту России, раскрашенную черной краской. Во время преподавания учитель с одним учеником, у которого учебник и мел в руке, стоит у карты. По указанию учителя один ученик прочитывает громко статью из книги, а другие читают про себя. Ученику, стоящему у карты, учитель указывает, что и как нужно нанести и надписать на черной карте. Сам учитель наблюдает, чтобы предметы, например границы, горы, реки и пр., были бы проведены в нужном месте и чтобы все ученики хорошо видели, что наносится на черной карте. Когда вся работа будет закончена, рекомендуется повторить нанесенное по карте и прочитанное по учебнику. Таким путем, работая с картой и книгой, привлекая к работе всех учащихся, предлагается изучение всей книги. На каждом следующем уроке повторять пройденное на предыдущем.
3. После изучения всей книги по черной карте она еще раз изучается по обыкновенной карте. Учитель при объяснениях может «прибавлять уже от себя полезное и приятное, собирая этот материал из другой книги по географии России, изданной более подробно для учителя».
Учебник состоял из четырех глав. В первой главе рассматривались размеры, пространство, моря, «сопредельные России», горы, озера, реки и водные системы; во второй — местоположение, качества земли и климатов России, «трех царств» природы, сведения о хлебопашестве и звероловстве.
Третья глава отводилась рассмотрению численности населения и его национального состава; в четвертой главе были сведения о вероисповедании населения, науках, «художествах и рукоделиях», торговле, государственном гербе, образе правления и административном разделении.
Большое внимание уделялось в учебнике описанию быта, одежды, образа жизни. Почти половину текста учебника занимало описание губерний. План описания губернии складывался из общего обзора и обзора городов. Из сказанного видно, что в курсе географии основное внимание уделялось хозяйственной деятельности населения России, а изучению природы отводилось весьма незначительное место.
В IV классе главных народных училищ сначала повторялась география России, а затем изучалась география всеобщая. По курсу всеобщей географии в 1788 г. был также издан учебник «Всеобщее землеописание».
В предисловии к этому учебнику был дан следующий план изложения и изучения географии государств: границы и пространство, в сравнении с Россией, описание рек, «качества и произведения земли», население и вероисповедания, «правление в государстве», «состояния наук, рукоделий, промыслов, торговли; разделение государства на провинции».
Для того чтобы облегчить работу по изучению всеобщей географии, был создан малый атлас с картами всех государств, описанных в учебнике.
Во время рассказа учителя и показа объекта по стенной карте учащиеся должны найти его в своих атласах.
В предисловии к учебнику имеется интересное с методической стороны требование об использовании приемах сравнения своей страны с изучаемым государством, а также обязательной для учащихся работы с атласом.
Таким образом, в конце XVIII в. наметились и сложились исходные методические суждения и первоначальные основы методики географии, вызванные потребностью практики и вместе с тем тесно связанные с развитием научной географии.
В конце XViIГнaчaлe XIX в. в России наблюдался повышенный интерес к экономико-географическим сведениям, что связано с ростом капиталистических отношений и развитием общественного разделения труда. В этих условиях для управления огромным централизованным государством возникала потребность в сборе и систематизации материалов о хозяйстве страны в территориальном разрезе. Сведения о хозяйстве подбирались в определенном порядке, и на их основе составлялись описания государства и его отдельных административных частей. Эти описания хозяйства, главным образом по отраслям, с включением в них некоторых географических элементов, представляли собой в то время содержание статистики или так называемого описательного государствоведения.
В 1804 г. в соответствии с новым школьным уставом такой курс статистики был введен в гимназиях наряду с географией. Включечение в курс гимназий статистики можно рассматривать как введение в школу экономико-географических знаний, что, несомненно, поднимало общий уровень географического образования.
Следует также учесть, что по географии и статистике были изданы новые, более совершенные учебники К. А. Арсеньева, Е. Ф. Зябловского, которые надолго стали основными руководствами по географии.
Подъем школьной географии в начале XIX в. был, однако, кратковременным. Во второй четверти XIX в. положение школьной географии в учебных планах гимназий резко ухудшается. За счет увеличения учебного времени главным образом на изучение классических и иностранных языков снимают курс статистики, и география, таким образом, передвигается в более младшие классы. Учебники также сокращаются, особенно за счет описательного и объяснительного материала. В результате они приобретают перечислительный, номенклатурный характер.
Уроки географии в школах становятся трудными и скучными; внимание направляется на вызубривание большого номенклатурного материала.
Однако и в этих тяжелых условиях ведутся поиски методических приемов, возбуждающих интерес учащихся к изучению географии. В это время возникла мысль помещать в учебнике материал двумя шрифтами — одним шрифтом излагаются различные интересные сведения, а другим — материал для заучивания. Такие учебники были написаны Н. Соколовским, Н. Гречем (1838 г.).
Другие авторы стремились вызвать у учащихся интерес к учебнику географии, прибегая к непривычному для школьников стилю изложения от первого лица. Подобный учебник был издан в 1846 г. Ф. Студитским.
В предисловии к учебнику М. М. Тимаева «Тетрадь всеобщей географии» (1853 г.) большое внимание уделено наглядности и употреблению наглядных пособий. Тимаев предлагал направлять внимание детей на предметы, их окружающие; использовать в преподавании глобус, карты, минералы, растения и животных в натуре и в изображении, иметь физический кабинет, где все эти пособия собирать и применять в преподавании.
«Следует приучить, — писал Тимаев, — глаза учащихся быстро и верно отыскивать по карте, потом срисовывать, наконец, рисовать по памяти. Заучивать надо давать тогда, когда учащиеся совершенно уразумеют объяснение».
С. И. Барановский в учебнике «Начальные основы географии» (1853 г.), стремясь придать предмету занимательность, предлагал показывать изображения (чертежи, рисунки) объясняемых предметов (гора, долина и др.), приводить примеры из природного окружения местности, где живут учащиеся, сравнивать неизвестное и новое с известным. Барановский рекомендовал пользоваться художественными описаниями природы; он считал, что эти описания «наполняют воображение живыми представлениями». Ценные мысли были высказаны им и по работе учащихся с картами. Он писал, что гораздо полезнее заставить самих учеников поработать над картой, чем пересказывать содержание карт.
Однако ценные мысли представителей передовой общественности и методические рекомендации отдельных авторов не могли радикально изменить сложившееся положение, так как в основном содержание школьной географии и характер учебников объективно соответствовали режиму николаевской реакции.
Убедительными фактами, подтверждающими тяжелое положение школьной географии, начавшееся складываться со второй четверти XIX в. и сохранившееся до конца столетия, служат высказывания Н. В. Гоголя, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др. Высказывания Н. В. Гоголя по вопросам географии интересны тем, что они основываются на непосредственном опыте великого писателя, который сам преподавал географию в гимназии.
В своих статьях («Мысли о географии», «Письма к графу А. Н. Толстому» и др.) Н. В. Гоголь обращает основное внимание на необходимость давать учащимся хорошие знания по географий России. Он подчеркивал, что география имеет исключительно важное воспитательно-образовательное значение, но отмечал сухость ее преподавания в школах. В связи с этим он ставил вопрос о важности занимательности преподавания и необходимости увязки изучения природы и хозяйства страны.
Большое внимание школьной географии уделил Н. И. Пирогов. В своих статьях «Мысли и замечания о проекте устава училищ», «Кафедра географии в университетах» и др. Н. И. Пирогов подчеркивал важность географии как предмета обучения и для классического (гуманитарного), и для реального образования. Он писал, что без географии в курсе естественных наук не достигается широкого воззрения на природу; без географии во всеобщей истории и статистике теряется связь между природой и общественными явлениями.
Пирогов обращал внимание и на то, что география как наука недостаточно развивается, не представлена в университетах и потому не может оказывать должного влияния на школу. «При отсутствии особой кафедры для преподавания географии в университетах, — писал Н. И. Пирогов,— нет науки, которая связывала бы отдельные отрасли естествознания и служила бы основанием для изучения всеобщей истории и статистики». Отмечал он также неподготовленность в нужной степени преподавателей гимназии. В результате, писал Н. И. Пирогов, наука (география), которая могла бы в гимназиях содействовать умственному развитию детей и сообщать им много замечательных полезных сведений, обращается в мертвую номенклатуру, в перечни собственных имен, произведений «трех царств» природы, исторических событий и пр. «Заучив на память этот лексикон слов, с которым не связано никакой мысли, ученики выносят одно отупение, чувство умственной усталости, тогда как география, при надлежащем преподавании, должна бы возбудить охоту к знаниям и к чтению, наконец, дать нравственное влияние на учащихся».
В 60-х годах XIX в. прогрессивные педагоги России искали пути дальнейшего развития школы.
В это время с исключительно важными, прогрессивными педагогическими идеями выступил К. Д. Ушинский. Труды К. Д. Ушинского оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики в России, на формирование методических идей и их применение в работе школы. Выдающееся значение идей Ушинского состояло в том, что он, в противоположность сложившейся схоластической школе и преподаванию учебных предметов на основе зубрежки, обосновал необходимость в процессе обучения развития способностей детей.
К. Д. Ушинский глубоко обосновал также роль географии как учебного предмета и особенно поднял значение географии родины в подготовке учащихся к самостоятельной жизни. В работах, посвященных методике обучения, он высказал ряд идей, имевших важное значение для развития методики географии.
В специальной статье «О преподавании географии» К. Д. Ушинский, рассматривая постановку географии в школах Германии и Швейцарии, отмечал, что особое внимание в них уделяется изучению отечественной географии и географии ближайшего окружения (родины в узком смысле), при этом последнюю (географию кантона, герцогства, округа) начинают изучать с географии окрестностей.
Наряду с характеристикой постановки преподавания географии за границей К. Д. Ушинский с грустью говорит «о жалком состоянии нашей отечественной географии», о неудовлетворительности педагогической разработки географического материала. «Мы не имеем, — писал он, — даже ни одного сколько-нибудь сносного и полного географического учебника, к фактам которого наставники и ученики могли бы иметь полное доверие».
В итоге анализа состояния преподавания географии в школах России Ушинский сделал важный общепедагогический вывод: «До тех пор, покуда мы не знаем своей родины и пока это знание не распространится в массы народа, мы не будем в состоянии воспользоваться теми средствами, которые представляют нам, природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».
К причинам плохих знаний по географии родины Ушинский относил недостаточную заботу об этом предмете со стороны представителей географической науки и условия сложившиеся в тогдашней школе. Он писал:
«Странно, что наше Географическое общество,снаряжая экспедиции к северному Уралу и на Амур, переводя Риттера, не сделало ровно ничего для преподавания географии в школах и для распространения географических сведений в массы».
Серьезно и обоснованно К. Д. Ушинский рассматривал вопрос о необходимости сделать так, чтобы в русской школе главными предметами были русский язык, русская география, русская история, а возле них группировались бы все остальные, «словом — обратить нашу школу к народности».
Много внимания уделил Ушинский также рассмотрению конкретных вопросов преподавания географии. Так, большое значение имеют его замечания о важности тесной связи обучения географии с окружающей природой и деятельностью человека и о развитии воображения в процессе изучения географии.
Живое представление страны, писал К. Д. Ушинский, возможно только тогда, когда я живо и верно могу себе вообразить те формы земной поверхности, те естественные явления и естественные произведения, соединение которых и составляет характер данной страны.
Замечания К. Д. Ушинского о межпредметных связях остаются актуальными для школы и теперь.
К. Д. Ушинский считал полезным вести курс географии, истории и естественных наук в общеобразовательном заведении так, чтобы эти предметы шли рука об руку, поддерживая, пополняя и оживляя друг друга, и дружно строили в душе воспитанника прочное здание ясного, живого и верного миросозерцания.
Выдающееся значение идей К. Д. Ушинского в развитии методики географии состоит в обосновании роли и места географии в школе вообще и географии родины в частности, для решения образовательно-воспитательных задач школы, в обосновании ряда важных методических выводов о путях изучения географии в школе.
Огромная заслуга К. Д. Ушинского состоит в том, что его идеи основывались на широком и глубоком изучении теории и практики обучения в России и за рубежом; сделанные им выводы опирались на прочные знания психологических особенностей детей и на черты их национального характера. Развитые Ушинским общепедагогические и методические идеи имели характер стройной научной системы. Это дает полное основание считать К. Д. Ушинского родоначальником научных основ методики географии в России.
Руководствуясь методическими идеями К. Д. Ушинского, его ученик Д. Д. Семенов создал первый русский учебник географии отечества, построенный на родиноведческом принципе. В 1864 г. им были опубликованы «Педагогические заметки для учителей» — первое систематическое руководство по методике географии в России.
В этой книге Д. Д. Семенов выделяет два способа построения курса географии (он назвал их методами) — синтетический и аналитический.
«Синтетический метод» Д. Семенов считал возможным применять в начальных классах, так как основная задача здесь состояла в накоплении конкретных представлений о географии ближайшего окружения школы.
В старших классах, по мнению Д. Д. Семенова, применим «аналитический метод» с учетом тех сведений из местного окружения, которые можно было накопить и использовать.
Среди методов обучения Д. Д. Семенов выделяет картографический, или конструктивный, — метод черчения карт.
В 1876 г. в Петербурге вышла книга Л. Весина под названием: «Исторический обзор учебников общей и русской географии, изданных со времени Петра Великого по 1876 год». В предисловии автор указывал, что задача труда — дать читателю историко-критическое обозрение учебников и некоторых пособий по географии и проследить развитие научных и педагогических воззрений в географических учебниках.
Рассматривая учебники и методические руководства по географии, появившиеся в России с 1710 по 1876 г., Л. Весин прослеживает развитие научного содержания школьной географии и педагогических воззрений на процесс ее преподавания. По мнению Л. Весина, ни один из учебных предметов не находится в таком ненормальном положении, в каком оказалась география: она не введена в круг университетских наук, не играет видной роли и в гимназиях, где поставлена в положение второстепенного предмета. На географию, отмечает Л. Весин, смотрят как на предмет, лишенный, самостоятельности, представляющий пестрый сбор всевозможных сведений из разных отраслей знаний.
Отсюда понятно, подчеркивает Л. Весин, что и самое преподавание этого «обиженного» предмета не может быть вполне удовлетворительным. Оно идет по плохим руководствам, в которых география представлена в извращенном, изуродованном, номенклатурном виде.
Л. Весин отмечает разнохарактерный по подготовке состав преподавателей географии, среди которых есть окончившие факультеты историко-филологический, физико-математический и восточный, есть лица с корпусным образованием и пр. Все они (учителя), говорит Весин, географическую подготовку получают путем «самообучения», а с точки зрения методической подготовки являются «автодидактами» — самоучками.
В результате детального обзора учебников Л. Весин пришел к выводу, что как в педагогическом, так и в научном отношении они оставляют желать много лучшего, что география как учебный предмет поставлена в школах России крайне неудовлетворительно и нуждается в коренной реформе».
Причинами, сложившегося положения в школьной географии к концу 70-х годов XIX в, Л. Весин считал отсутствие университетских кафедр географии, которые были бы центрами развития науки и подготовки кадров, и необходимость подчинять, изложение предмета требованиям установленной программы.
«Вследствие этого даже самый лучший, вполне владеющий своим предметом преподаватель, который сам в состоянии, может быть, составить программу лучше установленной, должен будет жертвовать научным изложением предмета — необходимости - подчиниться программе».
В этой связи обратим внимание на тот факт, что почти ни одному автору не удалось составить сколько-нибудь удачный учебник географии, который в должной мере отражал уровень развития науки и педагогики. Это удивительно тем более потому, что в словиях авторы ставили вполне правильные задачи, но учебники не удавались.
Причины этого состояли, по-видимому, в том, что создание хороших учебников тормозилось рамками официальных программ и подчиненным положением географического курса (по отношению к другим предметам, особенно истории и закону божьему. Подтверждением последнего может служить следующий факт, приводимый Л. Весиным. «В Журнале Министерства народного образования» (1871, январь) при разборе учебника К. Смирнова было замечено, что свойства фактов, сообщаемых в этом учебнике, таковы, что сообщение их в начальном возрасте может даже сильно вредить надлежащему действию другого предмета; особенно важного для этого класса (возраста?), именно закона Божия». В соответствии с этим замечанием учебник был исправлен. Всестороннее изучение наиболее распространенных учебников географии и ознакомление с методическими работами убеждает в том, что к концу 70-х годов XlX в. передовыми общественными кругами России и педагогическими деятелями была осознана необходимость усиления научного содержания школьной географии. К этому времени отчетливо обозначились противоречия в отношении содержания школьных курсов географии между прогрессивными педагогами и официальными установками органов народного образования, всячески тормошившими внедрение прогрессивных методических идей в практику.
Обоснованные требования к содержанию географического образования формулируются в трудах К. Ушинского, Л. Весина, а также в разных учебниках географии (в предисловиях). Эти требования основываются на понимании важности географии для целей образования и воспитания. Задача обучения географии, по Л. Весину, заключается «не в сообщении ученикам суммы известных знаний, не в сообщении им сущности науки, а в развитии, при помощи последней духовных сил ученика».
Среди требований к содержанию школьной географии прежде всего указывается научность, т. е. соответствие преподавания географии уровню современной науки.
В школьный курс рекомендовалось включать главным образом твердо установленные сведения, с оговоркой, что научное изложение должно раскрывать спорные вопросы и стремиться по возможности их разрешать (Л. Весин). Рекомендовалось при изложении курса географии соблюдать естественную связь в содержании и этим облегчить изучение материала (П. Белоха). Высказывались мысли о порядке изучения отдельных стран с учетом их важности, о предпочтительном месте для школьного курса географии России. Например, А. Ободовский по этому вопросу писал так: «При описании государств я соображался с полной важностью их: Россия, как могущественная держава и как важнейший предмет познания для русских, описана подробнее всех, затем пространнее других описаны Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия, Германия, Соединенные Северо-Американские штаты».
Определилось также отношение к месту в школьной географии приготовительного курса, и наметились методы его изучения на основе родиноведческого материала с использованием наглядности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в третьей четверти XIX в. по вопросам построения географического образования, а также содержания и методов обучения были достигнуты известные успехи. Однако нельзя сказать, что это относилось и к практике преподавания географии. Преобладали номенклатурные, малоинтересные учебники, география изучалась в школе с упором на заучивание, зубрежку и слабо влияла на развитие мышления учащихся.
Причину следует искать прежде всего в реакционной политике правительства, направленной на подготовку в гимназиях послушных чиновников, стоящих на страже официальных законов.
В конце XIX — начале XX в. в общественной жизни России произошел перелом, сказавшийся и на народном просвещении.
Проведенная в начале нашего века реформа гимназий внесла изменения в учебный план: был исключен греческий язык, в первых трех классах вводилось естествознание, а в пятом классе — курс отбчествоведения.
«В последнее время, — писал А. А. Борзов, — замечается оживление интереса к землеведению и его школьному изложению и в печати, и в официальных сферах, и в широких кругах общества; за последние год-полтора появилось столько различных статей по вопросам, связанным со школьной географией, сколько едва ли наберется за все последние 10 лет».
Новая обстановка в общественной жизни страны — успешное развитие к этому времени географии в Московском университете, где с 1885 г. сначала на историко-филологическом, а затем на физико-математическом факультете начал читать лекции выдающийся географ Д. Н. Анучин, и подготовка специалистов-географов — положительно отразилась на школьной географии, особенно на разработке содержания школьных учебников. Блестящий анализ русских учебников географии конца XIX — начала XX в. дан Н. Н. Баранским в его работе «Исторический обзор учебников географии».
Учебники периода 1876—1917 гг., которые использовались в средних школах, Н. Н. Баранский делит на три группы:
а) учебники, перешедшие от предыдущего периода;
б) учебники, начавшие появляться после 1876 г.;
в) учебники более позднего времени.
Для первой группы, по мнению Н. Н. Баранского, характерна перегрузка номенклатурой и цифрами, отсутствие должной работы по отбору наиболее существенного материала, загромождение текста второстепенными, скучными сведениями, в том числе, по выражению Баранского,- «поповско-монархическими достопримечательностями». В методическом отношении, в плане изложения учебного материала, вместо объяснений даются чисто формальные определения, что особенно характерно для учебников I класса гимназий. В целом превалирует скучный, казенный стиль изложения. Лишь некоторые учебники этой группы (например, П. Белохи) содержат объяснительный элемент.
Общей чертой всей первой группы учебников «служит крайняя убогость оформления, обусловленная, очевидно, скудостью технических средств того времени; иллюстрации и карты или совсем отсутствуют, или даются в ничтожном количестве и в очень жалкой репродукции. Нет в них также, в виде общего правила, и методического оформления в форме вопросников и заданий».
В учебниках географии, издававшихся в течение двух последних десятилетий XIX в., сколько-нибудь заметных сдвигов не произошло. Правда, номенклатуры и цифр в них в общем меньше, изложение более систематично, меньше фактических ошибок, но суть дела — упор на механическое запоминание собственных имен и перечней растений, животных, народов и отраслей хозяйства — остается прежняя, с небольшими лишь отличиями между отдельными авторами.
Прогрессивные идеи в развитии школы, научной географии и методики географии отразились на содержании некоторых учебников, изданных в начале нашего века. Типичными в этом отношении являются учебники Г. И. Иванова, четырех московских авторов (А. Крубера, А. Баркова, С. Григорьева и С. Чефранова) и Э. Лесгафта.
Учебники Г. И. Иванова начали выходить в 1902 году. Основное внимание при создании своих учебников автор уделил их методической отработке, которая позволила сделать их доходчивыми и интересными для учащихся.
В предисловии к учебнику географии для I класса автор отмечал, что вопросы математической географии при обучении учащихся вызывают большие трудности, требуют работы отвлеченной мысли. Поэтому изучение вопросов математической географии должно следовать после сведений о явлениях более конкретных. В итоге автор делает вывод, что при изложении элементов математической и физической географии следует руководствоваться не столько системой науки, сколько методическими соображениями. Этот вывод в учебнике получает довольно удачное разрешение: темы из математической и физической географии излагаются в зависимости от степени трудности, начиная с более легких и переходя к более трудным. При этом автор не пользуется строгими научными определениями.
В отличие от других авторов, которые стремились к сокращению учебников, чтобы их можно-было вызубрить, Иванов в доступной для учащихся форме сообщает, то, что они в состоянии понять.
Стремясь к доходчивости и развитию интереса к предмету, автор широко использует рассказы по географии, которые создаются на основе сочинений писателей Чехова, Короленко, Станюковича, Рубакина, Нечаева, Меча и др. Огромное внимание в учебнике Иванова уделяется иллюстрациям, их тщательному подбору и органической связи с текстовой частью учебника; для рисунков используются снимки с картин крупных художников. Много внимания уделено карте. В первой части большое место отводится планам и картам, их составлению, что приводит к лучшему пониманию карты учащимися. В учебниках последующих курсов широкое место занимают текстовые картины, связанные с изложением учебного материала.
О насыщенности иллюстрациями учебника Иванова, замечает Н. Н. Баранский, может дать представление такой пример: во второй части, где описаны Азия, Африка, Америка и Австралия, на 139 страниц основного текста приходится 141 иллюстрация, в том числе: 16 карт, 33 этнографических рисунка, 21 — с изображением трудовых процессов, 17 — с изображением городов и 33 — с изображением пейзажей.
В целях оживления изложения в текст мелким шрифтом включаются сведения по истории географических открытий и исследований частей света, об особенностях жизни народов различных стран.
Важная методическая сторона учебника Г. И. Иванова состоит - также в стремлении автора привлечь ученика к самостоятельной работе над книгой путем постановки вопросов в тексте, заданий к картам и иллюстрациям.
Серия учебников четырех московских авторов — А. А. Крубера, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова и С. В. Чефранова — начала издаваться в 1903 г. и с некоторыми изменениями в содержании, как и учебники Г. И. Иванова, дошла до советского времени. В учебнике для I класса этих авторов улавливается стремление руководствоваться при изложении трудных вопросов математической и физической географии методическими соображениями. Это проявляется, как и в учебнике Иванова, в структуре расположения математической географии, а также в упрощении изложения многих вопросов, с учетом возраста учащихся.
В учебниках для II—IV классов (по курсам географии внеевропейских стран, Западной Европы и России) характерно страноведческое содержание.
Авторы стараются дать учащимся по возможности цельное и разностороннее представление о частях света в целом и о каждой из стран в отдельности. При этом материал о каждой части света излагается в общепринятой логической географической последовательности, позволяющей понять связи и зависимости между различными предметами и явлениями.
В характеристике частей света упор делается на изучение природы, а при рассмотрении стран — на описание жизни населения. В учебниках четырех авторов значительному сокращению подвергнута номенклатура, которая используется там, где она приходится в логической связи с содержанием текста.
Впервые, в частности в учебнике по географии внеевропейских стран, включаются историко-географические очерки (мелким шрифтом, перед характеристикой более крупных стран). Тем самым авторы стремятся ввести в изучение школьной географии исторический подход. Всеми стредствами — характером изложения, отбором и расположением учебного материала, различными иллюстрациями — они стараются дать учащимся отчетливое, целостное географическое представление о странах мира.
«Главная забота авторов, — пишет Н. Н. Баранский, — действительно направлена на то, чтобы создать у учащихся цельное и связное представление о каждой стране и ответить на те главные вопросы, с которыми учащиеся к каждой стране подходят, а именно: что за народ там живет, как и чем этот народ живет, с чем связаны особенности его жизни?»
Для учебников четырех авторов характерны хорошее оформление, цветные текстовые карты, обилие тщательно отобранных и связанных с изложением рисунков, дающих представление о природе и жизни.
Рассматриваемые учебники Г. И. Иванова, А. Крубера и др. были выдающимся явлением в русской учебной географической литературе, отразившим достижения географической науки и методики преподавания того времени.
Немаловажную роль в создании этих учебников сыграли одаренность авторов, их хорошая методическая подготовка, хорошее знание школы, учащихся, географии.
Во второй половине XIX в. закладываются основы отечественной методики географии, которые получают выражение в специальных методических руководствах. Среди них следует отметить «Руководство для сельских учителей» Белова И. (СПб., 1869) и «Элементарное обучение» Овчинникова М. В. (СПб., 1876).
Отражая настроение прогрессивной части учительства, автор «Элементарного обучения» рекомендует начинать подготовительный курс не с математической географии, а с отчизноведения, с изучения своей местности и строить курс по принципу наглядности. «Через наглядность веди к понятию» и «приучай детей видеть» — вот, по его мнению, естественный путь в работе учителя географии, особенно на первых шагах обучения, — путь, определяющий интерес детей к географии.
Позднее выходят «Записки по методике географии» М. Байкова (СПб., 1884) и ряд переводных руководств.
В первом.десятилетии XX в. появляются отечественные методические руководства Н. Раевского, А. Соколова, С. Меча, А. Димитриу, Э. Ю. Петри, Я. И. Руднева, В. П. Буданова, А. П. Нечаева, С. П. Аржанова.
Некоторые из них выдержали много изданий и дошли до советских учителей (Аржанов, Буданов, Нечаев).
Однако развитие методики, улучшение содержания учебников в начале XX в. не могло внести существенных изменений в школьную географию, тж как учебные планы и программы оставались прежними. Авторы передовых учебников вынуждены были приспосабливаться к ним и, по словам А. А. Борзова, «вливали новое вино в мехи старые».
Весной 1915 г. в Москве собрался первый съезд преподавателей географии. Основное направление методической мысли передовых учителей дореволюционной школы и представителей географической науки получило конкретное выражение в работе съезда, а затем в материалах комиссии П. Н. Игнатьева по реформе средней школы (1915 г.). В объяснительной записке к проекту программы говорится о том, что география должна развивать мышление учащихся, приучать их наблюдать, соображать и умозаключать, прививать умение переводить мысль в соответствующие действия (практические работы, рисование, построение диаграмм и т. п.). На первый план выдвигается изучение отечества. С целью устранения перегруженности учебных курсов рекомендуется всячески ограничивать фактический материал, особенно номенклатурные данные и цифры; факты должны излагаться по возможности в причинной связи, при этом необходимо принять все меры к тому, чтобы наполнить сознание учеников живыми образами и картинами. Во избежание перегрузки учеников домашней работой весь учебный материал предлагается проработать на уроках.
В объяснительной записке говорится также о необходимости возбуждать самодеятельность учеников на всех ступенях преподавания географии, развивать в них любовь к труду (лепка, изготовление рельефов, диаграмм, схематических карт и т. п.), вести систематические метеорологические и фенологические наблюдения, большое внимание уделять экскурсиям — как ближним, так и дальним.
Преподавание географии, отмечалось в программе, может в значительной степени способствовать эстетическому развитию учащихся (оформление бланковых карт, диаграмм, стенных картин и репродукций с картин выдающихся отечественных художников), а также развитию речи учащихся.
Игнатьевские программы — документ большого значения в истории дореволюционной школы. Они завершают дореволюционный период развития методики географии.
Приведенные выше материалы показывают, что развитие методики географии в дореволюционной России сдерживалось условиями общественного строя и реакционной политикой царского правительства, мешавших действительному образованию широких народных масс. Но, несмотря на эти тормозящие обстоятельства, методика географии в дореволюционный период достигла известных успехов.
Однако эти успехи не стали достоянием учительских масс и школ, ими пользовались лишь отдельные прогрессивно настроенные учителя.
Изучение методики географии дореволюционного периода будет способствовать успешному выполнению современных задач школ и дальнейшему совершенствованию теории и практики обучения географии.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +