Как видно из предыдущей главы, передовые методисты, учителя и деятели науки еще в дореволюционной России ясно представляли не только роль географического образования в подъеме культуры народа, но и систему, содержание и методы преподавания этого школьного предмета. Однако теоретически разработанные принципы методики, дававшие хорошие результаты в практике отдельных учителей, находились в вопиющем противоречии с массовой практикой преподавания географии.
Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила цели и задачи школьного образования. В программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., говорилось, что «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного,«воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Сбросив гнет капитализма, завоевав свободу и отстояв независимость Родины от интервентов, народы Советской страны жадно потянулись к знаниям, к овладению науками. В октябре 1918 г. была создана единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения, состоящая из двух ступеней (I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года).
В 1918 г. Наркомпрос РСФСР разослал на места первые программно-методические «Материалы для образовательной работы школ». Они содержали указания о порядке организации учебной и воспитательной работы и определяли основные элементы содержания учебных предметов. Но эти материалы не были обязательными для всех школ. На местах составлялись свои учебные планы; по своему усмотрению разрабатывалась система лреподавания и программы по каждой дисциплине. Примером характерной для того времени системы обучения географии может служить программа, принятая в 1918 г. для школ Петрограда. В учебном плане географии отводилось место с III по IX класс. Курс начинался в III классе с изучения школьного окружения и к V классу доводился до изучения ландшафтов «своей местности». В VI классе изучалась география России также в ландшафтном аспекте, а в старших классах изучалась география частей света и систематический курс географии России.
Общие географические понятия по этой программе должны были формироваться «попутно», в процессе ознакомления с конкретными особенностями ландшафтов. Трудовая деятельность людей выводилась из особенностей географической среды; во всем содержании курса явно сквозила концепция вульгарного географизма, подчинявшего развитие хозяйства свойствам и качествам природной среды.
Во многих районах было заметно сильное увлечение краеведением — программы всего курса географии были пронизаны задачами изучения своего края; другим странам уделялось минимальное место. Большое внимание повсюду придавалось экскурсиям по изучению своего края.
В 1920 г. Наркомпрос опубликовал «Примерные учебные планы единой трудовой общеобразовательной школы». Географии в них отводилось значительное место, но обязательной программы к ним не прилагалось — слишком сильным было тогда различие в подходе к существу курса; одни рекомендовали систему с общегеографической основой в начале обучения, другие — краеведческую, третьи предлагали перевести курс географии на рельсы обществоведческих дисциплин.
Разработка единой, обязательной для всех школ программы курса географии относится к 1921 г., когда комиссия под руководством профессора Д. Н. Анучина предложила следующую систему географического образования. В III и IV классах начальной школы учащиеся должны постепенно вводиться в существо географии путем ознакомления с географическими чертами сначала ближайшего окружения школы (свое село, город и их окрестности), а затем своего уезда, губернии, области. По мере приобретения элементарных географических понятий, основанных на близких, более знакомых им объектах и явлениях, учащиеся знакомятся с географической картой и ее чтением; завершается эта часть курса обзором типичных картин географической среды России, условиями жизни людей в разных зонах и горных областях, характером трудовой деятельности в своем крае и других областях страны. В V классе намечалось ознакомление учащихся с частями света и океанами, в VI—VII — с Россией, в VIII — с основами экономической географии и в IX — с Землей как мировым телом, с элементами астрономии и метеорологии.
Нетрудно заметить, что «среднее звено» девятилетней школы отводилось в этой программе страноведению, в VIII классе самостоятельно выделялась экономическая география, все среднее образование завершалось общим землеведением. В ней были весьма важные новые элементы, отличавшие ее от системы дореволюционной школы: выделение экономической географии было продиктовано самой жизнью — глубокими изменениями, начавшимися в хозяйственном развитии страны и его перспективами.
Для начала 20-х годов в школьной географии характерна тенденция приближения к жизни: процесс обучения строился на краеведческой основе, в содержании курса большое место заняло истолкование явлений, природа и общественная жизнь стали объясняться с материалистических позиций.
В 1924 г. был введен новый единый учебный план общеобразовательной школы, а вместе с ним — так называемая «комплексная система» обучения. Учебные предметы в первой ступени были заменены «комплексными темами» из разных областей знаний по трем рубрикам: природа, труд, общество. Государственным Ученым Советом (ГУСом) были утверждены соответствующие программы. Эта система чрезвычайно осложняла процесс обучения, и многие учителя и методисты протестовали против ее введения.
В средней школе предметная система сохранилась, но география как отдельный предмет была ликвидирована и «разделена» между обществоведением и природоведением на том основании, что «при прохождении этих предметов обойтись без географического материала никак невозможно».
Отрывочные, разбросанные по «комплексным темам» и двум предметам обрывки географических сведений никак не могли формировать у учащихся ясных географических знаний и, тем более, географических закономерностей о природе и общественных явлениях.
Следует отметить, что фактически во многих школах страны учителя продолжали преподавать географию как самостоятельный предмет вплоть до 1927 г., когда Наркомпросом были опубликованы программы с «комплексными темами», но с приложением программ по географии.
С 1927/28 учебного года география вновь выделена в самостоятельную учебную дисциплину в V, VI и VII классах. В учебном процессе ей отводилось весьма скромное место дисциплины вспомогательной, главным образом для обществоведения. Место географии определялось следующим образом: «Поскольку программа по обществоведению строится в историческом плане, постольку географию надо выделить в определенный предмет, и чтобы она предваряла обществоведение, иначе без географической основы обществоведение может превратиться в голую схему».
Программа курса географии 1927 г. включала элементы общего землеведения в V классе, географию СССР в VI классе (в основе своей это был курс экономико-географического содержания) и географию зарубежных стран в VII классе (мировое хозяйство и обзор главнейших стран мира).
В содержании программы географии 1927 г. наметился явный крен в область экономической географии. Обосновывалось такое направление задачами подведения учащихся к пониманию «мировой классовой борьбы и развертывающихся исторических событий». В методических рекомендациях к программе было немало хороших предложений, например об особом внимании к работе с картой, об опоре в начале курса на местный краеведческий материал, о важности экскурсий, об изучении природы в связи с хозяйственной деятельностью людей и т. п. Но большинство этих рекомендаций в практике осуществить было невозможно из-за малого времени, отводимого на изучение географии и отсутствия учебных пособий и карт.
На практические работы, упражнения и экскурсии не отводилось ни одного часа.
Опыт работы потребовал (с 1930 г.) введения географии также и в VIII классе (2 часа), т. е. увеличения времени на ее изучение до 8 недельных часов. Потребовались новые программы; их разработка началась еще в 1928 г., как раз в те годы, когда наивысшего напряжения достигла дискуссия о существе географии как науки, о ее предмете и методах, о взаимоотношении физической и экономической географии, о роли и значении географии в практике социалистического строительства.
Одни ученые-географы во главе с Н. Н. Баранским утверждали, что экономическая география изучает развитие и размещение хозяйства стран и районов, т. е. изучает хозяйственные явления в географическом аспекте, и имеет тесные связи с физической географией, образуя со всеми ветвями той и другой систему географических наук. Другие географы видели в экономической географии конкретизацию политической экономии (экономическая география — это политэкономия in concrete) и отрицали какое бы то ни было значение физической географии для решения экономико-географических вопросов; они безоговорочно относили экономическую географию к социально-экономическим наукам. По выражению Н. Н. Баранского, это был «географический нигилизм». Изучение экономико-географических закономерностей подменялось изучением конкретной экономики (по отдельным отраслям хозяйства) и текущей политикой; привлечение в экономическую географию данных физической географии расценивалось как использование законов развития природы для объяснения общественных явлений.
Взгляды, пропагандировавшиеся этой группой ученых, нередко облеченные в весьма «революционную» фразу, оснащенные множеством цитат, казались привлекательными и проникли в учебную школьную литературу. Подмена географии экономикой вполне отчетливо выразилась в учебниках экономической географии отраслево-статистического содержания (И. Г. Борисов, И. Г. Тимофеев, М. Б. Вольф, Г. А. Мебус и др.).
Эти учебники представляли собой «скучные описания» отдельных отраслей хозяйства, обильно сдобренные статистическими показателями. Изучать по ним экономическую географию было невозможно.
Влияние «леваков» сказалось на программах 1930 г. Физическая география была в них резко отграничена от экономической, а в последней главное место было уделено социологическим схемам и экономическим данным, характеризующим зарубежные страны и СССР. Географический аспект изучения отодвигался на второй план.
Несмотря на крупные недостатки, преподавания географии в конце 20-х — начале 30-х годов, были и серьезные методические достижения. Некоторые прогрессивные формы учебной работы дореволюционной школы, занимавшие скромное место, приобрели в эти годы большое значение.
Программа курса географии строилась на четко выраженном краеведческом основании. Осуществление этого принципа на практике невозможно без реального, ознакомления учащихся с природными условиями, населением, трудовыми процессами, хозяйством своего края. Благодаря этому в практике преподавания важное значение приобрели экскурсии. Их значение подчеркивалось как в объяснительных записках к программам, так и в специальных методических указаниях Наркомпроса. Использование в практике экскурсионного метода позволяло не только знакомить учащихся с географическими объектами в природе и, хозяйстве, но и с доступными пониманию учащихся естественными и хозяйственными процессами, давало возможность коллекционировать горные породы, образцы почв, гербаризировать растения (не только дикорастущие, но и культивируемые), собирать всевозможные образцы фауны края (в частности, вредителей сельского хозяйства). Некоторые учителя в связи с этим организовывали систематические наблюдения в природе. Это был существенный положительный сдвиг в методике, обучения, нашедший отражение в методической литературе, отвечавший одному из основных требований школы в советских условиях — приближению образования к жизни. Подвилось также немало изданий об экскурсиях по своему краю.
Гораздо большее значение, чем в дореволюционное время, приобрели разнообразные интересные формы внеклассной работы, чему чрезвычайно способствовал общий подъем общественной активности в стране. Особенно широко практиковались вечера самодеятельности учащихся, организуемые учителями; органами самоуправления учащихся, предметными кружками, по классам — и общешкольные, а среди них и тематические вечера по материалам экскурсий, походов, связанные со знаменательными датами, вечера вопросов и ответов, географические викторины, театрализованные инсценировки географических событий (например, связанные с путешествиями, географическими открытиями и т. п.). Все это повышало интерес к географии и, подобно экскурсиям, прочно вошло в школьную практику, обогатило методику преподавания географии.
Учителя старались активизировать обучение и развивать самостоятельную деятельность учащихся использованием средств наглядности, которые поступали в школу (плакаты, картины, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы). Принцип наглядности обучения широко вошел в практику преподавания географии и по «масштабу» охвата школ был несравним с положением в дореволюционной России. Широкое распространение и применение в практике нашли «рабочие тетради» с заданиями для самостоятельных упражнений в классе и на дому. Применение их оказалось столь массовым, что фактически они во многих случаях стали подменять учебник, тем более, что единых стабильных учебников по географии тогда не было. Практика применения «рабочих тетрадей» в дальнейшем оказалась даже чрезмерной и из рационального средства переросла в свою противоположность, подменив систематическое изучение лредмета по учебнику выполнением отдельных заданий. Все эти достижения в области методики обучения не могли преодолеть крупных недостатков в содержании предмета.
Анализируя состояние школьного образования в начале 30-х годов, Центральный Комитет коммунистической партии отметил, что школа в данный момент «не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».
Наркомпросам союзных республик было предложено разработать программы с точно очерченным курсом систематизированных знаний по основным предметам учебного плана, в том числе и по гееграфии.
В отношении географии Постановление ЦК ВКП (б) от 25. VIII 1931 г. указало, что необходимо значительно усилить в курсе элементы историзма, в надлежащем объеме включить в него знания о капиталистических странах, внести важнейшие знания о национальных культурах народов СССР и элементы краеведения — природные особенности, промышленность, сельское хозяйство своего края. Новые программы, составленные в 1933 г. под руководством Н. Н. Баранского, показали, что в отводимое на географию время в V—VIII классах, при возрастающем значении географических знаний в культуре народа и в практике социалистического строительства, поставить географическое образование на должный уровень невозможно. Этот вопрос был разрешен специальным Постановлением о месте географии в школьном образовании, вынесенным ЦК ВКП (б) и СНК СССР 16 мая 1934 г. — «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В этом Постановлении были указаны недостатки преподавания географии: «...отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями».
Для устранения этих существенных недостатков было предложено пересмотреть систему курса географии, программы и учебники начальной и средней школы.
Перед начальной школой (III и IV классы) была поставлена задача — «обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т. п.), прочное знание географической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения». На начальную школу возлагалась задача формирования первоначальных географических представлений и понятий для систематического изучения основ науки в последующих классах, выявление простейших закономерностей облика Земли и пространственного размещения главнейших географических объектов. При этом подчеркивалось своеобразие методов обучения, соответствующих возрасту и уровню общего развития учащихся.
Программа V класса ограничивалась общей физической географией, но выдвигалось требование упрощения ее содержания в соответствии с возрастом учащихся. Б VI классе вводилась география, частей света с добавлением основных сведений о важнейших государствах, в VII классе — общий физико-географический обзор СССР и обзор, по республикам, краям и областям. При этом предлагалось решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание рек, озер, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения, крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т. д.). В VIII классе была предусмотрена экономическая география СССР с общим обзором размещения производительных сил и состояния народного хозяйства и экономико-географической характеристики каждого района, а в IX классе — экономическая география капиталистических стран. География прочно вошла в учебные планы средней школы от III до IX класса. Особо надо отметить введение экономической географии страноведческого характера, призванной раскрыть особенности природных ресурсов, хозяйства, населения, культуры и быта крупнейших стран мира.
Перед экономической географией СССР стояла задача - показать успехи социалистического строительства, раскрыть значение планового хозяйства в развитии экономики и специфику развития хозяйства по районам, а также экономические взаимосвязи между районами, новые закономерности в размещении отраслей хозяйства и специализации районов.
В Постановлении содержалось указание о создании новых учебников; было поручено органам народного образования обеспечить школу хрестоматиями по географии, методиками преподавания, библиографическими указателями для учителей, организовать географический научно-методический журнал, выпустить серии популярных книг для учащихся и, наконец, карты, атласы, картины, таблицы и другие учебные пособия.
На основе Постановления партии и правительства 1934 г. были составлены новые программы по географии. В начальной школе они были значительно «разгружены» от непосильного учащимся III—IV классов материала; были отобраны для изучения лишь самые необходимые понятия и термины, резко уменьшена географическая номенклатура, требующая запоминания; установлены пределы знания самой карты и намечен порядок обучения чтению. Содержание курса V класса было значительно упрощено.
В программе VI класса был усилен физико-географический обзор частей света и заметно сокращен и упрощен фактический материал. В курсе VII класса увеличился физико-географический материал по республикам, краям, областям.
Программы курсов экономической географии СССР и капиталистических стран предусматривали обзор СССР в целом, характеристику основных районов СССР, обзор основных стран.
Идея перестройки состояла в том, чтобы дать учащимся прочные основы знаний о природе в тесной связи с хозяйством, изучение основ науки тесно связать с картой — «упор на карту», дать подлинно географический материал в определенной системе, внедрить элементы краеведения.
Для обеспечения преподавания географии в школе значительную роль сыграли меры по улучшению подготовки учителей географии педагогическими институтами, университетами и институтами повышения квалификации учителей. Были усилены курсы методики преподавания географии и педагогическая практика в школе. Преподавание географии в школе после 1934 г. на протяжении многих лет неуклонно совершенствовалось. Школа была обеспечена стабильными учебниками. Новые учебники давали в систематическом виде (отобранные для учебных целей) основы географической науки. Был сделан «упор на карту»: учебный материал тесно увязывался с картосхемами, с цветными картами, прилагавшимися к учебникам, и с вновь издающимися стенными учебными картами. Части света, важнейшие страны и районы СССР рассматривались в географической последовательности. Были предусмотрены вопросы для повторения изучаемого материала и задания для выполнения на уроках и во внеклассное время.
Учебники 30-х годов выдержали по 15—18 изданий, и многие поколения советских людей получили по ним географическое образование. Были в этих учебниках недостатки и в содержании, и методического характера, но в целом они выдержали испытание жизнью, так как произвели «революцию» в преподавании географии.
Значительно продвинулась вперед методика преподавания. В конце 30-х годов были изданы методические руководства по физической географии — «Методика физической географии» А. А. Половинкина (1938), «Методика преподавания физической географии» В. П. Буданова (1939) и др.
Методы преподавания физической географии в этих руководствах освещались полно и разносторонне, но преимущественно как способы и приемы, выработанные школьной практикой.
Очень большую роль в совершенствовании учебного процесса и подъеме методического мастерства учителей сыграл основанный в
1934 г. журнал «География в школе». Первый редактор журнала Н. Н. Баранский привлек к участию в нем многих учителей, методистов и ученых. Пожалуй, нет такого вопроса, который не нашел своего отражения на страницах журнала «География в школе». Школьный учебный процесс после решения о преподавании географии был быстро оснащен наглядными пособиями и прежде всего учебными картами. Учителя в те годы накрепко уяснили, что «преподавание географии невозможно без карты», что карта является не только иллюстрацией, но и самостоятельным источником знаний. Год от года школа предъявляла все больший спрос на карты. К 1938/39 учебному году в школах был уже набор из 10 стенных карт, изданных массовым тиражом. Для всех карт была разработана единая система условных знаков, удовлетворяющая основным методическим требованиям. Тиражи карт сильно возросли: в 1935 г. школа получила около 400 тыс. экземпляров, а в 1940 г.— 3,5 млн. экземпляров.
Наряду с отдельными картами в эти годы стали издаваться учебные атласы. Первым вышел «Географический атлас для III и IV классов начальной школы», вслед за ним — «Атлас для V и VI классов», а затем — «Географический атлас ССОР для средней школы».
Заметно оживилась творческая мысль учителей в создании приборов; появились серии диапозитивов и учебные кинофильмы. Получила развитие внеклассная и внешкольная работа с учащимися, особенно краеведческая и туристская, создавались географические кабинеты и музеи.
В годы Великой Отечественной войны объективные условия работы школы были очень трудными: значительная часть учителей ушла в армию; выпуск учебников и учебных пособий резко сократился; тиражи выпускаемых для школы учебных карт также упали.
После окончания Великой Отечественной войны школа, продолжала работать по сложившейся довоенной системе, по прежним стабильным учебникам, которые переиздавались с некоторыми изменениями. Появились новые методические руководства по физической географии: Н. Ф. Куразова, В. Г. Эрдели и А. А. Половинкина.
Выдающимся событием развития методической мысли явился выход в свет «Очерков по методике преподавания экономической географии» Н. Н. Баранского. До этого времени в СССР не было ни одного систематического руководства по методике преподавания экономической географий. В книге Н. Н. Баранского была сделана первая попытка связать вопросы методологии экономической географии и методики преподавания ее в школе. Впервые поставлены Н. Н. Баранским также многие важные методические проблемы, например генерализация и отбор материала, работа с экономическими картами и статистическим материалом.
Решение XIX съезда Коммунистической партии обусловило перестройку учебного плана средней школы, изменение программ и учебников. Потребовалось усиление элементов политехнизма в программах общеобразовательных предметов и введение новых учебных дисциплин. Курс географии в связи с этим был несколько сокращен (на 1,5 часа в неделю).
В 1953/54 гг. были утверждены новые программы. Часть обще-географических понятий была перенесена из V класса в страноведческие курсы VI и VII классов, где изучение их предполагалось в связи с конкретными явлениями природы. Экономическая география зарубежных стран была перенесена из IX в VIII класс, а экономическая география СССР завершала географическое образование в IX классе в средней школе.
В свете решений XIX съезда КПСС о школе перед методикой географии встал вопрос о роли и значении географии для политехнического обучения.
Большинство учителей географии и методистов пришло к выводу, что география должна находиться среди дисциплин политехнического цикла. Активное обсуждение этого вопроса имело очень, большое значение для уяснения методов обучения в общей системе политехнического образования, в подготовке учащихся к практической деятельности и к выбору профессий.
В результате переработки программ элементы политехнического обучения в географии были значительно усилены.
На XX съезде КПСС (1956 г.) в отчетном докладе Центрального Комитета было отмечено, что самый крупный недостаток в учебно-воспитательной работе школ — отрыв обучения от жизни, недостаточная подготовленность оканчивающих школу к практической деятельности. Признано необходимым «перестроить учебную программу средней школы в сторону большей производственной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и вместе с тем были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства».
В резолюциях XX съезда сказано: «Для быстрейшего осуществления политехнизации школы необходимо не только ввести новые
предметы, дающие основы знании по вопросам промышленного и сельскохозяйственного производства, но и практически приобщить учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских».
Огромное значение для дальнейшего развития школы имели тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1956), где подчеркивалось, что в новой школе должен быть повышен уровень общего, политехнического образования, а для этого пересмотрено не только содержание образования, а также методы и организационные формы обучения. Организационные формы должны обеспечить связь обучения с производительным трудом. Методы обучения должны быть направлены «на сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков, умелое применение знаний к решению практических задач и вместе с тем на всестороннее развитие познавательных сил и способностей учащихся».
Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР легли в основу Закона о школе, принятого Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. Перестройка системы народного образования в соответствии с решениями XX съезда КПСС потребовала напряженной работы всех деятелей просвещения. Разработка нового учебного плана, пересмотр программ и их опытная массовая проверка в школах потребовали значительного времени. Вся работа в школах РСФСР осуществлялась под руководством Академии педагогических наук. От методических объединений, от институтов усовершенствования, отдельных учителей, от отделов и филиалов Географического общества СССР поступило в АПН РСФСР и Министерство просвещения РСФСР сотни предложений и проектов программ по географии, что и учитывалось при их составлении.
XXI съезд КПСС (1959) в решении о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы одобрил разработанные Центральным Комитетом КПСС меры по коренному улучшению всей системы народного образования и отметил, что они «означают новый этап в развитии советской школы, отражают назревшие потребности в жизни общества в период перехода от социализма к коммунизму».
Решено было осуществить переход от 7-летнего к 8-летнему всеобщему и обязательному обучению, «сочетав при этом трудовое
политехническое обучение с широким вовлечением школьников в интересные и доступные в их возрасте формы общественно полезного труда». Осуществлена реорганизация старших классов 10-летних школ в разные типы городских и сельских трудовых школ, учащиеся которых получали общее и специальное образование в области массовых профессий; значительно расширилась сеть городских и сельских школ, дающих образование без отрыва от производства.
Новый учебный план 8-летней школы был утвержден Министерством просвещения РСФСР 26 августа 1959 г. Он существенно отличался от учебных планов предшествующих лет. Это видно, например, по «удельному весу» учебных дисциплин. На трудовое обучение и воспитание в нем отведено 1315 часов — 15% всего учебного времени. Гуманитарные предметы заняли 39,5% учебного времени, естественно-математические (в том числе география) — 32,5%. С целью воспитания всесторонне развитого человека в процессе обучения было увеличено время на дисциплины эстетического цикла — музыку, пение, а также физическую культуру. Весьма существенным изменениям подвергся учебный план в старших классах средней школы, где учащиеся наряду с общим и политехническим образованием должны были получать специальную производственную подготовку. Она заняла в этих классах 1/3 учебного времени.
По этому учебному плану география была распределена по классам следующим образом:
V класс — физическая география;
VI класс и 1-е полугодие VII класса — география частей света и важнейших государств;
2-е полугодие VII класса и VIII класс — география СССР;
X класс — экономическая география зарубежных стран;
XI класс — экономическая география СССР.
В связи с сокращением сроков обучения в школе (1964 г.) и ликвидацией одиннадцатых классов в программе фактически оказался ликвидированным курс экономической географии СССР, так как перенесение общего обзора народного хозяйства СССР (36 час.) в VIII класс, естественно, не может обеспечить логической системы построения экономико-географических знаний.
К 1970 г. ставится задача завершения в основном перехода на новые учебные планы и программы, работа над которыми проводится в настоящее время (см. об этом в главе 9).
Учебный процесс обеспечивается ныне значительно большим, чем прежде, количеством учебных пособий. Важнейшие среди них — учебные географические атласы, методически продуманные по содержанию и оформлению. С 1958 г. издано немало стенных карт, картин, схем, диафильмов и диапозитивов. Производство географических учебных и научно-популярных кинофильмов явно отстает от потребности. Наряду с учебниками и наглядными пособиями в последние годы издательством «Просвещение» опубликован ряд новых хрестоматий для учащихся и учителей. Существенную помощь учителю оказывают географические словари. Следует особо отметить Географическую энциклопедию в пяти томах (1961—1966) и Детскую энциклопедию в десяти томах, среди которых три тома — I, VIII, X — с географическим содержанием. Вышло в свет несколько томов второго издания этой энциклопедии.
По-прежнему весьма актуальным вопросом в методике остается вопрос о школьном краеведении, которое приобрело теперь еще большее значение и остроту в связи с введением в программу самостоятельной темы «Наша область». Эта новая тема породила большую учебную и методическую литературу. В союзных и автономных республиках, многих краях и областях РСФСР в 1960—1963 гг. изданы специальные учебные пособия. В Тамбове учителя совместно с отделом Географического общества СССР проявили инициативу по созданию не только пособия для средней школы, но и атласа к нему, а затем пособия и специального атласа своей области для начальной школы. Такие пособия изданы также по Смоленской, Пермской, Читинской, Магаданской, Московской областям, Башкирской АССР и др.
В местных изданиях в последние годы опубликовано немало путеводителей для экскурсий и дальних краеведческих походов учащихся.
Все это говорит о развитии школьного краеведения и о внедрении в учебный процесс и внеклассную работу краеведения, укрепляющего связь школы с жизнью.
Из фундаментальных методик в послевоенные годы были опубликованы: «Методика экономической географии» Н. Н. Баранского (1954, 1960), «Нарысы з методыкы выкладання эконошчноТ географы СССР в середшй школЬ В. Д. Поданчука (1954), «Методика преподавания географии» А. В. Даринского (1958), «Методика преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели (1959), поклассные методики Академии педагогических наук РСФСР (1957—1960). Обильная литература накопилась за послевоенные годы по частным вопросам методики в специальных изданиях, и прежде всего в журнале «География в школе», сборниках по методике, в изданиях Академии педагогических наук РСФСР.
Немалое значение в подъеме методики географии сыграли «Педагогические чтения» с публикацией наиболее интересных и важных докладов.
В разработке отдельных вопросов методики преподавания географии теперь принимает участие все большее количество учителей, а также институтов усовершенствования учителей, кафедр педагогических институтов.
В сферу внимания широкого круга методистов вошли в большей или меньшей мере все вопросы методики преподавания географии, 56
относящиеся к системе школьного курса, его содержанию, обеспечению пособиями, собственно методам преподавания. Наряду с таким извечным вопросом методики географии, как работа с картой, система наглядных пособий и другие, большое внимание уделялось в последние годы выяснению роли географии в политехническом обучении, системе и содержанию практических занятий по географии, связи преподавания географии с общественно полезным трудом.
Особо следует отметить достижения методики, имеющие большое значение в практике обучения географии.
Это, во-первых, создание методической теории преподавания экономической географии «на чистом месте», ибо до советского времени ее не было. Прочную основу этой теории заложил своими многочисленными публикациями в журнале «География в школе», в изданиях Географического общества СССР — «Вопросы географии», в своих «Очерках» и, наконец, в «Методике преподавания экономической географии» Н. Н. Баранский.
Во-вторых, создание целой системы поклассных учебных атласов, ставших наряду с учебником, основным пособием при изучении географии, источником знаний, а не иллюстрацией к тексту учебника, как это было в прошлом.
В-третьих, выделение в программах обособленной темы «Свой край» и почти повсеместное создание по республикам и областям учебных пособий по теме. Все это способствует познанию при роды и жизни повседневного окружения школьника, улучшает его подготовку в выборе профессии для практической деятельности.
При всех очевидных достижениях методики географии как отрасли научного знания еще многое не сделано. Лишь небольшая часть методической литературы основана на глубоком исследовании. В большинстве же методические работы освещают главным образом личный опыт каждого автора, значительно реже выявляют и обобщают лучший опыт учителей.
Совсем мало методических работ, основанных на экспериментальном исследовании.
В 1953 г. Институтом методов обучения АПН РСФСР были разработаны под руководством Э. И. Моносзона «Основные положения к организации и методике экспериментальных исследований по частным методикам», где говорилось о сущности и значении педагогического эксперимента, об организации экспериментальных исследований, общих особенностях по предметам обучения и т. д. Однако эта полезная работа в последующие годы нашла очень слабое отражение в частных методиках.
Особенно мало исследуется процесс учения, процесс формирования в сознании учащихся, единичных и общих понятий. Далеко недостаточно раскрыто воспитательное значение школьной географии, особенно ее роль в атеистическом воспитании учащихся.
До сих пор методикой географии не обоснована система оборудования учебного процесса. Почти нет методических исследований об особенностях обучения в вечерних (сменных) школах, в различных специальных школах, училищах, техникумах.
При разработке теоретических вопросов методики географии очень мало учитывается практика обучения в других странах, особенно социалистических. Между тем изучение ее в ряде случаев может помочь найти рациональные пути решения некоторых важных методических вопросов.
Достижения методики географии недостаточно внедряются в практику. Это объясняется главным образом малодейственной пропагандой их среди учителей и небольшими тиражами изданий методических пособий. Недостаточной оказывается методическая подготовка студентов — будущих учителей географии. Число часов на методику географии очень невелико, а в университетах — совсем ничтожно. Студентам не прививается стремление к научно-исследовательской работе в области методики. Необходимо решительно улучшить программы курсов методики, педагогическую практику в школе, используемые учебные пособия. Это имеет громадное значение для будущего методики как научной дисциплины.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.