Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие методики географии в советское время


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Как видно из предыдущей главы, передовые методисты, учителя и деятели науки еще в дореволюционной России ясно представляли не только роль географического образования в подъеме культуры народа, но и систему, содержание и методы преподавания этого школьного предмета.
Однако теоретически разработанные принципы методики, дававшие хорошие результаты в практике отдельных учителей, находились в вопиющем противоречии с массовой практикой преподавания географии.
Великая Октябрьская социалистическая революция в корне изменила цели и задачи школьного образования. В программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., говорилось, что «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного,«воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Сбросив гнет капитализма, завоевав свободу и отстояв независимость Родины от интервентов, народы Советской страны жадно потянулись к знаниям, к овладению науками. В октябре 1918 г. была создана единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения, состоящая из двух ступеней (I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года).
В 1918 г. Наркомпрос РСФСР разослал на места первые программно-методические «Материалы для образовательной работы школ». Они содержали указания о порядке организации учебной и воспитательной работы и определяли основные элементы содержания учебных предметов. Но эти материалы не были обязательными для всех школ. На местах составлялись свои учебные планы; по своему усмотрению разрабатывалась система лреподавания и программы по каждой дисциплине. Примером характерной для того времени системы обучения географии может служить программа, принятая в 1918 г. для школ Петрограда. В учебном плане географии отводилось место с III по IX класс. Курс начинался в III классе с изучения школьного окружения и к V классу доводился до изучения ландшафтов «своей местности». В VI классе изучалась география России также в ландшафтном аспекте, а в старших классах изучалась география частей света и систематический курс географии России.
Общие географические понятия по этой программе должны были формироваться «попутно», в процессе ознакомления с конкретными особенностями ландшафтов. Трудовая деятельность людей выводилась из особенностей географической среды; во всем содержании курса явно сквозила концепция вульгарного географизма, подчинявшего развитие хозяйства свойствам и качествам природной среды.
Во многих районах было заметно сильное увлечение краеведением — программы всего курса географии были пронизаны задачами изучения своего края; другим странам уделялось минимальное место. Большое внимание повсюду придавалось экскурсиям по изучению своего края.
В 1920 г. Наркомпрос опубликовал «Примерные учебные планы единой трудовой общеобразовательной школы». Географии в них отводилось значительное место, но обязательной программы к ним не прилагалось — слишком сильным было тогда различие в подходе к существу курса; одни рекомендовали систему с общегеографической основой в начале обучения, другие — краеведческую, третьи предлагали перевести курс географии на рельсы обществоведческих дисциплин.
Разработка единой, обязательной для всех школ программы курса географии относится к 1921 г., когда комиссия под руководством профессора Д. Н. Анучина предложила следующую систему географического образования. В III и IV классах начальной школы учащиеся должны постепенно вводиться в существо географии путем ознакомления с географическими чертами сначала ближайшего окружения школы (свое село, город и их окрестности), а затем своего уезда, губернии, области. По мере приобретения элементарных географических понятий, основанных на близких, более знакомых им объектах и явлениях, учащиеся знакомятся с географической картой и ее чтением; завершается эта часть курса обзором типичных картин географической среды России, условиями жизни людей в разных зонах и горных областях, характером трудовой деятельности в своем крае и других областях страны. В V классе намечалось ознакомление учащихся с частями света и океанами, в VI—VII — с Россией, в VIII — с основами экономической географии и в IX — с Землей как мировым телом, с элементами астрономии и метеорологии.
Нетрудно заметить, что «среднее звено» девятилетней школы отводилось в этой программе страноведению, в VIII классе самостоятельно выделялась экономическая география, все среднее образование завершалось общим землеведением. В ней были весьма важные новые элементы, отличавшие ее от системы дореволюционной школы: выделение экономической географии было продиктовано самой жизнью — глубокими изменениями, начавшимися в хозяйственном развитии страны и его перспективами.
Для начала 20-х годов в школьной географии характерна тенденция приближения к жизни: процесс обучения строился на краеведческой основе, в содержании курса большое место заняло истолкование явлений, природа и общественная жизнь стали объясняться с материалистических позиций.
В 1924 г. был введен новый единый учебный план общеобразовательной школы, а вместе с ним — так называемая «комплексная система» обучения. Учебные предметы в первой ступени были заменены «комплексными темами» из разных областей знаний по трем рубрикам: природа, труд, общество. Государственным Ученым Советом (ГУСом) были утверждены соответствующие программы. Эта система чрезвычайно осложняла процесс обучения, и многие учителя и методисты протестовали против ее введения.
В средней школе предметная система сохранилась, но география как отдельный предмет была ликвидирована и «разделена» между обществоведением и природоведением на том основании, что «при прохождении этих предметов обойтись без географического материала никак невозможно».
Отрывочные, разбросанные по «комплексным темам» и двум предметам обрывки географических сведений никак не могли формировать у учащихся ясных географических знаний и, тем более, географических закономерностей о природе и общественных явлениях. Следует отметить, что фактически во многих школах страны учителя продолжали преподавать географию как самостоятельный предмет вплоть до 1927 г., когда Наркомпросом были опубликованы программы с «комплексными темами», но с приложением программ по географии.
С 1927/28 учебного года география вновь выделена в самостоятельную учебную дисциплину в V, VI и VII классах. В учебном процессе ей отводилось весьма скромное место дисциплины вспомогательной, главным образом для обществоведения. Место географии определялось следующим образом: «Поскольку программа по обществоведению строится в историческом плане, постольку географию надо выделить в определенный предмет, и чтобы она предваряла обществоведение, иначе без географической основы обществоведение может превратиться в голую схему».
Программа курса географии 1927 г. включала элементы общего землеведения в V классе, географию СССР в VI классе (в основе своей это был курс экономико-географического содержания) и географию зарубежных стран в VII классе (мировое хозяйство и обзор главнейших стран мира).
В содержании программы географии 1927 г. наметился явный крен в область экономической географии. Обосновывалось такое направление задачами подведения учащихся к пониманию «мировой классовой борьбы и развертывающихся исторических событий». В методических рекомендациях к программе было немало хороших предложений, например об особом внимании к работе с картой, об опоре в начале курса на местный краеведческий материал, о важности экскурсий, об изучении природы в связи с хозяйственной деятельностью людей и т. п. Но большинство этих рекомендаций в практике осуществить было невозможно из-за малого времени, отводимого на изучение географии и отсутствия учебных пособий и карт.
На практические работы, упражнения и экскурсии не отводилось ни одного часа.
Опыт работы потребовал (с 1930 г.) введения географии также и в VIII классе (2 часа), т. е. увеличения времени на ее изучение до 8 недельных часов. Потребовались новые программы; их разработка началась еще в 1928 г., как раз в те годы, когда наивысшего напряжения достигла дискуссия о существе географии как науки, о ее предмете и методах, о взаимоотношении физической и экономической географии, о роли и значении географии в практике социалистического строительства.
Одни ученые-географы во главе с Н. Н. Баранским утверждали, что экономическая география изучает развитие и размещение хозяйства стран и районов, т. е. изучает хозяйственные явления в географическом аспекте, и имеет тесные связи с физической географией, образуя со всеми ветвями той и другой систему географических наук. Другие географы видели в экономической географии конкретизацию политической экономии (экономическая география — это политэкономия in concrete) и отрицали какое бы то ни было значение физической географии для решения экономико-географических вопросов; они безоговорочно относили экономическую географию к социально-экономическим наукам. По выражению Н. Н. Баранского, это был «географический нигилизм». Изучение экономико-географических закономерностей подменялось изучением конкретной экономики (по отдельным отраслям хозяйства) и текущей политикой; привлечение в экономическую географию данных физической географии расценивалось как использование законов развития природы для объяснения общественных явлений.
Взгляды, пропагандировавшиеся этой группой ученых, нередко облеченные в весьма «революционную» фразу, оснащенные множеством цитат, казались привлекательными и проникли в учебную школьную литературу. Подмена географии экономикой вполне отчетливо выразилась в учебниках экономической географии отраслево-статистического содержания (И. Г. Борисов, И. Г. Тимофеев, М. Б. Вольф, Г. А. Мебус и др.).
Эти учебники представляли собой «скучные описания» отдельных отраслей хозяйства, обильно сдобренные статистическими показателями. Изучать по ним экономическую географию было невозможно.
Влияние «леваков» сказалось на программах 1930 г. Физическая география была в них резко отграничена от экономической, а в последней главное место было уделено социологическим схемам и экономическим данным, характеризующим зарубежные страны и СССР. Географический аспект изучения отодвигался на второй план.
Несмотря на крупные недостатки, преподавания географии в конце 20-х — начале 30-х годов, были и серьезные методические достижения. Некоторые прогрессивные формы учебной работы дореволюционной школы, занимавшие скромное место, приобрели в эти годы большое значение.
Программа курса географии строилась на четко выраженном краеведческом основании. Осуществление этого принципа на практике невозможно без реального, ознакомления учащихся с природными условиями, населением, трудовыми процессами, хозяйством своего края. Благодаря этому в практике преподавания важное значение приобрели экскурсии. Их значение подчеркивалось как в объяснительных записках к программам, так и в специальных методических указаниях Наркомпроса. Использование в практике экскурсионного метода позволяло не только знакомить учащихся с географическими объектами в природе и, хозяйстве, но и с доступными пониманию учащихся естественными и хозяйственными процессами, давало возможность коллекционировать горные породы, образцы почв, гербаризировать растения (не только дикорастущие, но и культивируемые), собирать всевозможные образцы фауны края (в частности, вредителей сельского хозяйства). Некоторые учителя в связи с этим организовывали систематические наблюдения в природе. Это был существенный положительный сдвиг в методике, обучения, нашедший отражение в методической литературе, отвечавший одному из основных требований школы в советских условиях — приближению образования к жизни. Подвилось также немало изданий об экскурсиях по своему краю.
Гораздо большее значение, чем в дореволюционное время, приобрели разнообразные интересные формы внеклассной работы, чему чрезвычайно способствовал общий подъем общественной активности в стране. Особенно широко практиковались вечера самодеятельности учащихся, организуемые учителями; органами самоуправления учащихся, предметными кружками, по классам — и общешкольные, а среди них и тематические вечера по материалам экскурсий, походов, связанные со знаменательными датами, вечера вопросов и ответов, географические викторины, театрализованные инсценировки географических событий (например, связанные с путешествиями, географическими открытиями и т. п.). Все это повышало интерес к географии и, подобно экскурсиям, прочно вошло в школьную практику, обогатило методику преподавания географии.
Учителя старались активизировать обучение и развивать самостоятельную деятельность учащихся использованием средств наглядности, которые поступали в школу (плакаты, картины, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы). Принцип наглядности обучения широко вошел в практику преподавания географии и по «масштабу» охвата школ был несравним с положением в дореволюционной России. Широкое распространение и применение в практике нашли «рабочие тетради» с заданиями для самостоятельных упражнений в классе и на дому. Применение их оказалось столь массовым, что фактически они во многих случаях стали подменять учебник, тем более, что единых стабильных учебников по географии тогда не было. Практика применения «рабочих тетрадей» в дальнейшем оказалась даже чрезмерной и из рационального средства переросла в свою противоположность, подменив систематическое изучение лредмета по учебнику выполнением отдельных заданий. Все эти достижения в области методики обучения не могли преодолеть крупных недостатков в содержании предмета.
Анализируя состояние школьного образования в начале 30-х годов, Центральный Комитет коммунистической партии отметил, что школа в данный момент «не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».
Наркомпросам союзных республик было предложено разработать программы с точно очерченным курсом систематизированных знаний по основным предметам учебного плана, в том числе и по гееграфии.
В отношении географии Постановление ЦК ВКП (б) от 25. VIII 1931 г. указало, что необходимо значительно усилить в курсе элементы историзма, в надлежащем объеме включить в него знания о капиталистических странах, внести важнейшие знания о национальных культурах народов СССР и элементы краеведения — природные особенности, промышленность, сельское хозяйство своего края.
Новые программы, составленные в 1933 г. под руководством Н. Н. Баранского, показали, что в отводимое на географию время в V—VIII классах, при возрастающем значении географических знаний в культуре народа и в практике социалистического строительства, поставить географическое образование на должный уровень невозможно. Этот вопрос был разрешен специальным Постановлением о месте географии в школьном образовании, вынесенным ЦК ВКП (б) и СНК СССР 16 мая 1934 г. — «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». В этом Постановлении были указаны недостатки преподавания географии: «...отвлеченность и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями».
Для устранения этих существенных недостатков было предложено пересмотреть систему курса географии, программы и учебники начальной и средней школы.
Перед начальной школой (III и IV классы) была поставлена задача — «обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т. п.), прочное знание географической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения». На начальную школу возлагалась задача формирования первоначальных географических представлений и понятий для систематического изучения основ науки в последующих классах, выявление простейших закономерностей облика Земли и пространственного размещения главнейших географических объектов. При этом подчеркивалось своеобразие методов обучения, соответствующих возрасту и уровню общего развития учащихся.
Программа V класса ограничивалась общей физической географией, но выдвигалось требование упрощения ее содержания в соответствии с возрастом учащихся. Б VI классе вводилась география, частей света с добавлением основных сведений о важнейших государствах, в VII классе — общий физико-географический обзор СССР и обзор, по республикам, краям и областям. При этом предлагалось решительно упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краев и областей (описание рек, озер, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения, крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т. д.). В VIII классе была предусмотрена экономическая география СССР с общим обзором размещения производительных сил и состояния народного хозяйства и экономико-географической характеристики каждого района, а в IX классе — экономическая география капиталистических стран.
География прочно вошла в учебные планы средней школы от III до IX класса. Особо надо отметить введение экономической географии страноведческого характера, призванной раскрыть особенности природных ресурсов, хозяйства, населения, культуры и быта крупнейших стран мира.
Перед экономической географией СССР стояла задача - показать успехи социалистического строительства, раскрыть значение планового хозяйства в развитии экономики и специфику развития хозяйства по районам, а также экономические взаимосвязи между районами, новые закономерности в размещении отраслей хозяйства и специализации районов.
В Постановлении содержалось указание о создании новых учебников; было поручено органам народного образования обеспечить школу хрестоматиями по географии, методиками преподавания, библиографическими указателями для учителей, организовать географический научно-методический журнал, выпустить серии популярных книг для учащихся и, наконец, карты, атласы, картины, таблицы и другие учебные пособия.
На основе Постановления партии и правительства 1934 г. были составлены новые программы по географии. В начальной школе они были значительно «разгружены» от непосильного учащимся III—IV классов материала; были отобраны для изучения лишь самые необходимые понятия и термины, резко уменьшена географическая номенклатура, требующая запоминания; установлены пределы знания самой карты и намечен порядок обучения чтению. Содержание курса V класса было значительно упрощено.
В программе VI класса был усилен физико-географический обзор частей света и заметно сокращен и упрощен фактический материал. В курсе VII класса увеличился физико-географический материал по республикам, краям, областям.
Программы курсов экономической географии СССР и капиталистических стран предусматривали обзор СССР в целом, характеристику основных районов СССР, обзор основных стран.
Идея перестройки состояла в том, чтобы дать учащимся прочные основы знаний о природе в тесной связи с хозяйством, изучение основ науки тесно связать с картой — «упор на карту», дать подлинно географический материал в определенной системе, внедрить элементы краеведения.
Для обеспечения преподавания географии в школе значительную роль сыграли меры по улучшению подготовки учителей географии педагогическими институтами, университетами и институтами повышения квалификации учителей. Были усилены курсы методики преподавания географии и педагогическая практика в школе.
Преподавание географии в школе после 1934 г. на протяжении многих лет неуклонно совершенствовалось. Школа была обеспечена стабильными учебниками. Новые учебники давали в систематическом виде (отобранные для учебных целей) основы географической науки. Был сделан «упор на карту»: учебный материал тесно увязывался с картосхемами, с цветными картами, прилагавшимися к учебникам, и с вновь издающимися стенными учебными картами. Части света, важнейшие страны и районы СССР рассматривались в географической последовательности. Были предусмотрены вопросы для повторения изучаемого материала и задания для выполнения на уроках и во внеклассное время.
Учебники 30-х годов выдержали по 15—18 изданий, и многие поколения советских людей получили по ним географическое образование. Были в этих учебниках недостатки и в содержании, и методического характера, но в целом они выдержали испытание жизнью, так как произвели «революцию» в преподавании географии.
Значительно продвинулась вперед методика преподавания. В конце 30-х годов были изданы методические руководства по физической географии — «Методика физической географии» А. А. Половинкина (1938), «Методика преподавания физической географии» В. П. Буданова (1939) и др.
Методы преподавания физической географии в этих руководствах освещались полно и разносторонне, но преимущественно как способы и приемы, выработанные школьной практикой.
Очень большую роль в совершенствовании учебного процесса и подъеме методического мастерства учителей сыграл основанный в 1934 г. журнал «География в школе». Первый редактор журнала Н. Н. Баранский привлек к участию в нем многих учителей, методистов и ученых. Пожалуй, нет такого вопроса, который не нашел своего отражения на страницах журнала «География в школе». Школьный учебный процесс после решения о преподавании географии был быстро оснащен наглядными пособиями и прежде всего учебными картами. Учителя в те годы накрепко уяснили, что «преподавание географии невозможно без карты», что карта является не только иллюстрацией, но и самостоятельным источником знаний. Год от года школа предъявляла все больший спрос на карты. К 1938/39 учебному году в школах был уже набор из 10 стенных карт, изданных массовым тиражом. Для всех карт была разработана единая система условных знаков, удовлетворяющая основным методическим требованиям. Тиражи карт сильно возросли: в 1935 г. школа получила около 400 тыс. экземпляров, а в 1940 г.— 3,5 млн. экземпляров.
Наряду с отдельными картами в эти годы стали издаваться учебные атласы. Первым вышел «Географический атлас для III и IV классов начальной школы», вслед за ним — «Атлас для V и VI классов», а затем — «Географический атлас ССОР для средней школы».
Заметно оживилась творческая мысль учителей в создании приборов; появились серии диапозитивов и учебные кинофильмы. Получила развитие внеклассная и внешкольная работа с учащимися, особенно краеведческая и туристская, создавались географические кабинеты и музеи.
В годы Великой Отечественной войны объективные условия работы школы были очень трудными: значительная часть учителей ушла в армию; выпуск учебников и учебных пособий резко сократился; тиражи выпускаемых для школы учебных карт также упали.
После окончания Великой Отечественной войны школа, продолжала работать по сложившейся довоенной системе, по прежним стабильным учебникам, которые переиздавались с некоторыми изменениями. Появились новые методические руководства по физической географии: Н. Ф. Куразова, В. Г. Эрдели и А. А. Половинкина.
Выдающимся событием развития методической мысли явился выход в свет «Очерков по методике преподавания экономической географии» Н. Н. Баранского. До этого времени в СССР не было ни одного систематического руководства по методике преподавания экономической географий. В книге Н. Н. Баранского была сделана первая попытка связать вопросы методологии экономической географии и методики преподавания ее в школе. Впервые поставлены Н. Н. Баранским также многие важные методические проблемы, например генерализация и отбор материала, работа с экономическими картами и статистическим материалом.
Решение XIX съезда Коммунистической партии обусловило перестройку учебного плана средней школы, изменение программ и учебников. Потребовалось усиление элементов политехнизма в программах общеобразовательных предметов и введение новых учебных дисциплин. Курс географии в связи с этим был несколько сокращен (на 1,5 часа в неделю).
В 1953/54 гг. были утверждены новые программы. Часть обще-географических понятий была перенесена из V класса в страноведческие курсы VI и VII классов, где изучение их предполагалось в связи с конкретными явлениями природы.
Экономическая география зарубежных стран была перенесена из IX в VIII класс, а экономическая география СССР завершала географическое образование в IX классе в средней школе.
В свете решений XIX съезда КПСС о школе перед методикой географии встал вопрос о роли и значении географии для политехнического обучения.
Большинство учителей географии и методистов пришло к выводу, что география должна находиться среди дисциплин политехнического цикла. Активное обсуждение этого вопроса имело очень, большое значение для уяснения методов обучения в общей системе политехнического образования, в подготовке учащихся к практической деятельности и к выбору профессий. В результате переработки программ элементы политехнического обучения в географии были значительно усилены.
На XX съезде КПСС (1956 г.) в отчетном докладе Центрального Комитета было отмечено, что самый крупный недостаток в учебно-воспитательной работе школ — отрыв обучения от жизни, недостаточная подготовленность оканчивающих школу к практической деятельности. Признано необходимым «перестроить учебную программу средней школы в сторону большей производственной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и вместе с тем были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к труду в различных отраслях народного хозяйства».
В резолюциях XX съезда сказано: «Для быстрейшего осуществления политехнизации школы необходимо не только ввести новые предметы, дающие основы знании по вопросам промышленного и сельскохозяйственного производства, но и практически приобщить учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских».
Огромное значение для дальнейшего развития школы имели тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» (1956), где подчеркивалось, что в новой школе должен быть повышен уровень общего, политехнического образования, а для этого пересмотрено не только содержание образования, а также методы и организационные формы обучения. Организационные формы должны обеспечить связь обучения с производительным трудом. Методы обучения должны быть направлены «на сознательное и активное усвоение знаний, умений и навыков, умелое применение знаний к решению практических задач и вместе с тем на всестороннее развитие познавательных сил и способностей учащихся».
Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР легли в основу Закона о школе, принятого Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. Перестройка системы народного образования в соответствии с решениями XX съезда КПСС потребовала напряженной работы всех деятелей просвещения. Разработка нового учебного плана, пересмотр программ и их опытная массовая проверка в школах потребовали значительного времени. Вся работа в школах РСФСР осуществлялась под руководством Академии педагогических наук. От методических объединений, от институтов усовершенствования, отдельных учителей, от отделов и филиалов Географического общества СССР поступило в АПН РСФСР и Министерство просвещения РСФСР сотни предложений и проектов программ по географии, что и учитывалось при их составлении.
XXI съезд КПСС (1959) в решении о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы одобрил разработанные Центральным Комитетом КПСС меры по коренному улучшению всей системы народного образования и отметил, что они «означают новый этап в развитии советской школы, отражают назревшие потребности в жизни общества в период перехода от социализма к коммунизму».
Решено было осуществить переход от 7-летнего к 8-летнему всеобщему и обязательному обучению, «сочетав при этом трудовое политехническое обучение с широким вовлечением школьников в интересные и доступные в их возрасте формы общественно полезного труда». Осуществлена реорганизация старших классов 10-летних школ в разные типы городских и сельских трудовых школ, учащиеся которых получали общее и специальное образование в области массовых профессий; значительно расширилась сеть городских и сельских школ, дающих образование без отрыва от производства.
Новый учебный план 8-летней школы был утвержден Министерством просвещения РСФСР 26 августа 1959 г. Он существенно отличался от учебных планов предшествующих лет. Это видно, например, по «удельному весу» учебных дисциплин. На трудовое обучение и воспитание в нем отведено 1315 часов — 15% всего учебного времени. Гуманитарные предметы заняли 39,5% учебного времени, естественно-математические (в том числе география) — 32,5%. С целью воспитания всесторонне развитого человека в процессе обучения было увеличено время на дисциплины эстетического цикла — музыку, пение, а также физическую культуру. Весьма существенным изменениям подвергся учебный план в старших классах средней школы, где учащиеся наряду с общим и политехническим образованием должны были получать специальную производственную подготовку. Она заняла в этих классах 1/3 учебного времени.
По этому учебному плану география была распределена по классам следующим образом:
V класс — физическая география;
VI класс и 1-е полугодие VII класса — география частей света и важнейших государств;
2-е полугодие VII класса и VIII класс — география СССР;
X класс — экономическая география зарубежных стран;
XI класс — экономическая география СССР.
В связи с сокращением сроков обучения в школе (1964 г.) и ликвидацией одиннадцатых классов в программе фактически оказался ликвидированным курс экономической географии СССР, так как перенесение общего обзора народного хозяйства СССР (36 час.) в VIII класс, естественно, не может обеспечить логической системы построения экономико-географических знаний.
К 1970 г. ставится задача завершения в основном перехода на новые учебные планы и программы, работа над которыми проводится в настоящее время (см. об этом в главе 9).
Учебный процесс обеспечивается ныне значительно большим, чем прежде, количеством учебных пособий. Важнейшие среди них — учебные географические атласы, методически продуманные по содержанию и оформлению. С 1958 г. издано немало стенных карт, картин, схем, диафильмов и диапозитивов. Производство географических учебных и научно-популярных кинофильмов явно отстает от потребности. Наряду с учебниками и наглядными пособиями в последние годы издательством «Просвещение» опубликован ряд новых хрестоматий для учащихся и учителей. Существенную помощь учителю оказывают географические словари. Следует особо отметить Географическую энциклопедию в пяти томах (1961—1966) и Детскую энциклопедию в десяти томах, среди которых три тома — I, VIII, X — с географическим содержанием. Вышло в свет несколько томов второго издания этой энциклопедии.
По-прежнему весьма актуальным вопросом в методике остается вопрос о школьном краеведении, которое приобрело теперь еще большее значение и остроту в связи с введением в программу самостоятельной темы «Наша область». Эта новая тема породила большую учебную и методическую литературу. В союзных и автономных республиках, многих краях и областях РСФСР в 1960—1963 гг. изданы специальные учебные пособия. В Тамбове учителя совместно с отделом Географического общества СССР проявили инициативу по созданию не только пособия для средней школы, но и атласа к нему, а затем пособия и специального атласа своей области для начальной школы. Такие пособия изданы также по Смоленской, Пермской, Читинской, Магаданской, Московской областям, Башкирской АССР и др.
В местных изданиях в последние годы опубликовано немало путеводителей для экскурсий и дальних краеведческих походов учащихся.
Все это говорит о развитии школьного краеведения и о внедрении в учебный процесс и внеклассную работу краеведения, укрепляющего связь школы с жизнью.
Из фундаментальных методик в послевоенные годы были опубликованы: «Методика экономической географии» Н. Н. Баранского (1954, 1960), «Нарысы з методыкы выкладання эконошчноТ географы СССР в середшй школЬ В. Д. Поданчука (1954), «Методика преподавания географии» А. В. Даринского (1958), «Методика преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели (1959), поклассные методики Академии педагогических наук РСФСР (1957—1960). Обильная литература накопилась за послевоенные годы по частным вопросам методики в специальных изданиях, и прежде всего в журнале «География в школе», сборниках по методике, в изданиях Академии педагогических наук РСФСР.
Немалое значение в подъеме методики географии сыграли «Педагогические чтения» с публикацией наиболее интересных и важных докладов.
В разработке отдельных вопросов методики преподавания географии теперь принимает участие все большее количество учителей, а также институтов усовершенствования учителей, кафедр педагогических институтов.
В сферу внимания широкого круга методистов вошли в большей или меньшей мере все вопросы методики преподавания географии, 56 относящиеся к системе школьного курса, его содержанию, обеспечению пособиями, собственно методам преподавания. Наряду с таким извечным вопросом методики географии, как работа с картой, система наглядных пособий и другие, большое внимание уделялось в последние годы выяснению роли географии в политехническом обучении, системе и содержанию практических занятий по географии, связи преподавания географии с общественно полезным трудом.
Особо следует отметить достижения методики, имеющие большое значение в практике обучения географии.
Это, во-первых, создание методической теории преподавания экономической географии «на чистом месте», ибо до советского времени ее не было. Прочную основу этой теории заложил своими многочисленными публикациями в журнале «География в школе», в изданиях Географического общества СССР — «Вопросы географии», в своих «Очерках» и, наконец, в «Методике преподавания экономической географии» Н. Н. Баранский.
Во-вторых, создание целой системы поклассных учебных атласов, ставших наряду с учебником, основным пособием при изучении географии, источником знаний, а не иллюстрацией к тексту учебника, как это было в прошлом.
В-третьих, выделение в программах обособленной темы «Свой край» и почти повсеместное создание по республикам и областям учебных пособий по теме. Все это способствует познанию при роды и жизни повседневного окружения школьника, улучшает его подготовку в выборе профессии для практической деятельности.
При всех очевидных достижениях методики географии как отрасли научного знания еще многое не сделано. Лишь небольшая часть методической литературы основана на глубоком исследовании. В большинстве же методические работы освещают главным образом личный опыт каждого автора, значительно реже выявляют и обобщают лучший опыт учителей.
Совсем мало методических работ, основанных на экспериментальном исследовании.
В 1953 г. Институтом методов обучения АПН РСФСР были разработаны под руководством Э. И. Моносзона «Основные положения к организации и методике экспериментальных исследований по частным методикам», где говорилось о сущности и значении педагогического эксперимента, об организации экспериментальных исследований, общих особенностях по предметам обучения и т. д. Однако эта полезная работа в последующие годы нашла очень слабое отражение в частных методиках.
Особенно мало исследуется процесс учения, процесс формирования в сознании учащихся, единичных и общих понятий. Далеко недостаточно раскрыто воспитательное значение школьной географии, особенно ее роль в атеистическом воспитании учащихся.
До сих пор методикой географии не обоснована система оборудования учебного процесса. Почти нет методических исследований об особенностях обучения в вечерних (сменных) школах, в различных специальных школах, училищах, техникумах.
При разработке теоретических вопросов методики географии очень мало учитывается практика обучения в других странах, особенно социалистических. Между тем изучение ее в ряде случаев может помочь найти рациональные пути решения некоторых важных методических вопросов.
Достижения методики географии недостаточно внедряются в практику. Это объясняется главным образом малодейственной пропагандой их среди учителей и небольшими тиражами изданий методических пособий. Недостаточной оказывается методическая подготовка студентов — будущих учителей географии. Число часов на методику географии очень невелико, а в университетах — совсем ничтожно. Студентам не прививается стремление к научно-исследовательской работе в области методики. Необходимо решительно улучшить программы курсов методики, педагогическую практику в школе, используемые учебные пособия. Это имеет громадное значение для будущего методики как научной дисциплины.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +