Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Основные понятия


Б.М.Теплов. "Способности и одаренность"
Ученые записки ГНИИ психологии, т. II, Москва, 1941 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление работы...

Я не предполагаю дать на последующих страницах общую теорию одаренности, не предполагаю даже развивать какой-либо гипотезы о том, какова должна быть эта теория. В настоящее время это еще неисполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем,— вредны. Общая теория должна являться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В проблеме одаренности советская психология только еще приступает к этой работе, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, еще очень невелик. Материал же буржуазной науки, как было подробно показано, ни в коем случае не может быть положен в основу теории одаренности. Предварительно он должен быть полностью переработан.
Одной из первоочередных задач советской психологии является в настоящее время серьезное фактическое изучение отдельных видов одаренности. Однако в интересах такого исследования необходимо прежде всего разобрать некоторые общие, теоретические вопросы, не претендуя при этом на создание теории, а ставя лишь следующие цели: 1) выяснить, хотя бы в самой приблизительной форме, содержание тех основных понятий, которыми должно оперировать учение об одаренности, и 2) отстранить некоторые ошибочные точки зрения, касающиеся этих понятий, точки зрения, которые вследствие их распространенности и привычности могли бы повлиять на ход исследования.
При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способностей.
Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле употреблял слово способность Ленин, говоря, «что равенства сил и способностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо» (1), или утверждая: «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют,
------------------------------------------------
1. Ленин, Либеральный профессор о равенстве, Соч., т. XVII, стр. 243.
-------------------------------------------------
что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Само собою разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек и ни одни социалист не забывает этого» (1). В таком смысле слово способность употребляется основоположниками марксизма-ленинизма в формулировке основных принципов социализма и коммунизма: «от каждого по способностям».
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые несомненно являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются, как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Этот последний признак обычно лежит в основе объяснительного значения понятия «способности». Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, — «принимая во внимание его способности», - мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого — они могут свидетельствовать о больших достижениях. Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организационными способностями», то, конечно, не думают при этом, что обладать «организационными способностями» значит обладать «организационными навыками и умениями». Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его «организационными способностями», имеют в виду, что, хотя он и не имеет еще необходимых навыков и умений, так как никакой, впервые выдвигаемый на организационную работу, человек не может иметь организационных умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки. Эти элементарные примеры показывают, что понятие способность постоянно употребляется в жизни в качестве
--------------------------------------
1. Там же, стр. 241.
--------------------------------------
объяснительного понятия и что при этом под способностями имеются в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Попытки открытого или прикрытого сведения способностей к знаниям и умениям весьма распространены в буржуазной психологии, где они служат совершенно понятным классовым целям. В самом деле, достаточно признать способностями или талантами обладание определенными знаниями и навыками, чтобы получить право отрицать наличие в «народе» сколько-нибудь значительного количества талантов. Например, организаторских знаний и умений у эксплоататоров всегда окажется больше, чем у эксплуатируемых. Сведя способности к знаниям и умениям, мы должны будем, следовательно, признать, что у представителей эксплоатируемых классов меньше организаторских способностей, чем у эксплоататоров.
Вспомним всем известные строки Ленина: «Организаторских талантов в «народе», т. е. среди рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян, масса; их тысячами давил, губил, выбрасывал вон капитал, их не умеем еще найти, ободрить, поставить на ноги, выдвинуть — мы. Но мы этому, научимся, если примемся — со всем революционным энтузиазмом, без которого не бывает победоносных революций, - учиться этому» (1). Что имел в виду Ленин, говоря о массе «организаторских талантов» среди рабочих и не эксплоатирующих чужого труда крестьян? Конечно, не то, что среди рабочих и крестьян имелось много организаторских умений, навыков и знаний. Как раз наоборот соответствующих знаний, умений и навыков у рабочих и крестьян в то время было относительно немного. Эти навыки и умения были привилегией буржуазии и буржуазной интеллигенции. Говоря о талантах, Ленин имел в виду, что, несмотря на отсутствие этих знаний и умений, у многих рабочих и крестьян имеются такие индивидуальные особенности, которые позволяют им быстро приобрести эти умения и навыки и стать прекрасными организаторами.
Исходя из сказанного, мы должны отвергнуть то значение слова «способность», которое американскими и английскими психологами вкладывается в термин ability. Надо заметить, что в американской и английской психологической литературе наиболее распространены два термина, обычно переводимые на русский язык словом способность; каждый из этих терминов имеет свое значение. Термины эти: ability и capacity. Вот как определяется значение их в одном из новейших американских психологических словарей (36): ability - «умение выполнять действия, включающие в себя сложные координированные движения и разрешение умственных задач» или: «то, что может
--------------------------------------
1. Ленин, Очередные задачи советской власти, Соч., т. XXII, стр. 457.
---------------------------------------
быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития»; capacity — «максимальные возможности индивидуума в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые, теоретически, тем пределом, до которого может быть развита эта функция при оптимальных условиях», или: «возможности организма, определяемые и ограничиваемые его врожденной конституцией».
Взаимоотношение между этими двумя понятиями очень четко сформулировано Сишором: «Термин capacity обозначает врожденные возможности; термин ability употребляется для обозначения приобретенного умения использовать соответствующую capacity» (29).
То, что обозначается словом ability, можно коротко обозначить, как совокупность навыков и умений; из этого явствует, что термин «способность» сюда не подходит.
Как отнестись к значению, связанному со словом capacity? Мы не, можем понимать способности в смысле capacities, т. е. как врожденные возможности индивидуума, потому, что способности мы определили, как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Вpожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. те задатки, которое лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения (1).
Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.
Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами,— прирожденный, природный, данный от природы и т. п.,— очень часто в практическом анализе связывается со способностями. Приведу для примера ряд совершенно случайно взятых цитат. Вот записанные Эккерманом слова Гете: "Подлинный талант обладает врожденным пониманием фоpм, пропорций и красок, так что при некотором руководстве начинает быстро и правильно изображать все это» (23, стр. 463). Вот характеристика, даваемая Римским-Корсаковым молодому Балакиреву: «0тличный пианист, превосходный чтец нот,
----------------------------------------------
1. Основная часть этого раздела настоящей статьи была опубликована в журнале «Советская педагогика». Характеризуя взаимоотношение, между задатками и способностями, я употребил там неправильную формулировку: «способность — это задаток в развитии. Понимая способность как индивидуально-психологическую особенность личности, а задаток как анатомо-физиологическую особенность, я не имел права давать такую формулировку. Следовало бы сказать: «материальным субстратом способности является задаток в развитии».
----------------------------------------------
прекрасный импровизатор, от природы одаренный чувством правильной гармонии и голосоведения, он обладал частью самородной, частью приобретенной путем практики на собственных попытках, сочинительской техникой (14, стр. 47). Вот несколько цитат, взятых из одного номера «Известий» от 28 сентября 1938г. из статей, посвященных характеристикам лауреатов первого Всесоюзного конкурса дирижеров. Александр Гаук так пишет о Мелик-Пашаеве: «Обладая прекрасными природными дирижерскими данными, отличным слухом, памятью, врожденным вкусом, музыкальностью, темпераментом, умением углубленно и усидчиво работать, отлично владея роялем», Мелик-Пашаев в течение двух лет сдает, на «отлично все зачеты в объеме пятилетнего курса консерватории. Немного ниже в той же статье Гаука находим такие строки о Мравинском: «Мравинский за последние четыре года сделал крупные успехи и развил свои природные дирижерские данные». В соседней статье Лео Гинзбург так пишет о Константине Иванове: «Он схватывал на лету. С первых же шагов обнаружилось необычайное природное чутье к музыкальной форме, понимание приемов и методов музыкального воздействия на слушателей. Все это, наряду с большим вкусом и прирожденной музыкальной восприимчивостью, было неожиданно, если учесть его общий культурный уровень в те годы. Подобного рода цитаты можно было-бы приводить в неограниченном количестве.
С точки зрения научной точности терминологии всем высказываниям такого рода можно предъявить один упрек: следует говорить о врожденности не самих способностей («понимание форм, пропорции и красок», «чувство правильной гармонии» т. п.), а лежащих в основе этих способностей задатков. Так именно, думается мне, психолог и должен понимать всякого рода утверждения о врожденности каких-либо способностей. Но было бы смешным педантизмом требовать, чтобы в живой речи говорили не о «врожденном чувстве гармонии», а о «врожденных задатках к чувству гармонии». Чтобы быть последовательным, надо было бы тогда воздерживаться и от выражения «взошло солнце», заменяя его каким-нибудь более точным, вроде: Земля настолько повернулась вокруг своей оси, что с данной точки земной поверхности стало видно солнце». Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом анализе разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о «гармоническом чувстве» или «чутье к музыкальной форме», существующих уже в момент рождения. Вероятно, всякий разумный человек, не испорченный предрассудками буржуазной психологии, представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово «врожденный» все равно, что сказать «наследственный». Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Если даже доказано, что какой-нибудь задаток существует действительно «с первого дня жизни», то ведь из этого следует только то, что он или наследственный, иди возникший в течение утробного периода развития. Конечно, это положение известно всякому. Но почему-то принято молчаливо подразумевать, что вторая из этих возможностей — возникновение в течение утробного периода — представляет собой несущественною мелочь, почти бесконечно малую величину, которой вполне можно пренебречь. Слова «наследственность» и «наследственный» в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, а всякий раз, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово «наследственный» становится таким образом синонимом не только слову «врожденный», но и таким словам, как «биологический», «физиологический» и т. д.
Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине «наследственный» содержится определенное объяснение факта и поэтому-то употреблять этот термин следует с очень большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основания выдвигать именно такое объяснение.
Итак, понятие «врожденные задатки» ни в коем случае не тождественно понятию «наследственные задатки». Этим я вовсе но отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его в тех случаях, где нет веских доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью.
Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому, существу своему есть понятие динамическое. Способность существует только при движении, только в развитии. В психологическом плане иельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же, кам нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Поэтому надо отказаться от имевшего у нас широкое хождение штерновского разделения «предрасположений» (по его терминологии) на «свойства» и «задатки». «Свойство», по определению Штерна, «есть такое предрасположение, которое стремится неизменным образом реализовывать и далее некоторое наличное, относящееся к сущности лица целеполагатше». «Неважно, с какого момента предрасположение действует неизменно; как только возникла регулярность функционирования, ее причина есть свойство». Примеры свойств: способность дышать, способность мыслить, виртуозность, но также и строение тела, цвет волос и т, д. (33, стр. 77). (Любопытно было бы, кстати, узнать, какое «относящееся к сущности лица целеполагание» реализует цвет волос!) В данном контексте нас интересует не телеологическая фразеология Штерна, а то, что неизменно действующее предрасположение ничего общего с реально существующими человеческими способностями не имеет.
Столь же негодно и штерновское понятие задатка, который он определяет как «такое предрасположение, которое направлено на будущее раскрытие еще не действительного целеполагания» (33, стр. 79). Задаток, в научном значении этого понятия, есть анатомо-физиологическая особенность человека, ни на что решительно не «направленная», а способность, как психологическая-категория, не существует вовсе до начала «действительного целеполагания».
Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух, как способность, не существуют у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
Недоучет этих соображений привел, например, Лазурского к ошибочному разделению «всех психических проявлений человеческой личности» на «две большие группы», названные им эндопсихикой и экзопсихикой. Под первой он разумел проявления, «свидетельствующие о большем или меньшем развитии тех или иных психологических (retsp. психо-физиологических) элементов личности, а также о способах взаимного соединения этих элементов», проявления, «выражающие внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». К экзопсихике же он относил те проявления, «содержание которых определяется отношением личности к. внешним событиям, к среде», «тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен» (7, стр. 49 — 50).
На самом деле никаких эндопсихических, т. е. чисто внутренних проявлений личности, содержание которых не определялось бы отношением человека к тем или иным объектам действительности, не существует. Если придерживаться терминологии Лазурского, надо сказать, что все решительно психические проявления относятся к экзопсихике. Не в том дело, что «эндопсихика, — как писал Лазурский, — отражается в значительной степени также и на экзопсихических проявлениях» (там же), а в том, что эндопсихика существует только в экзопсихических проявлениях, в них только и возникает. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
Исходя из этого, должен решаться и вопрос о взаимоотношении между способностями и склонностями. Несомненной заслугой Лазурского является то, что он сделал одним из центральных понятий своей психологии понятие отношения человека к тем или другим объектам действительности, понятие не только более широкое, но и более содержательное, чем понятие склонности. Большой интерес представляет его попытка, положить это понятие в основу психологического исследования личности (см. 7 и, в особенности, 8). Но принципиальная ошибка его и здесь заключается в стремлении рассматривать «отношения» и «наклонности» (последнее понятие у Лазурского приблизительно соответствует обычному понятию способности) независимо друг от друга. Наклонность — понятие центральное для эидопсихики, отношение — для экзопсихики. Разрабатываются две независимые друг от друга программы исследования личности, одна — для наклонностей (6), другая — для отношений (8). На самом деле способности (наклонности, по Лазурскому) не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе, как чеpез определенные способности.
Развитие способностей. как и вообще развитие, не протекает прямолинейно: движущей силой его является борьба противоречий. Поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности независимо от склонностей.
Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности, как таковые, непосредствeнно опpеделяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации, одних свойств другими, последствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высоко развитыми способностями у данного человека. Надо признать заслугой ряда буржуазных психологов, и в первую очередь Штерна в его «Диференциальной психологии», выдвижение и разработку понятия компенсации способностей и свойств (32, стр. 163 и др.).
Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, муэыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и т. п. к одной и какой-либо способности.
Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух. Но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — «относительный слух», тембровый слух и т. д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе, будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно не отличимыми.
Далее, надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер, в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Крайним примером противоположного, грубо механистического понимания этого вопроса может служить теория (....)

(Отсутствует страница в книге)

(...) «низших» и «высших» видов деятельности. Каждый день приносит нам в самых различных областях деятельности новые и новые примеры вдохновенного творчества, в подлинном смысле слова «устанавливающего образцы» (а для Канта именно в этом был один из основных критериев гениальности). Летчик Чкалов, писатель Шолохов, учительница Леонова, шахтер Стаханов, математик Соболев, пианист Гилельс — одинаково являются замечательными, образцовыми творческими работниками, и никому не придет в голову признавать только за некоторыми из них право на высокую одаренность. Переход от эксплоататорского cтроя к социализму впервые открыл высокую ценность самых различных видов человеческой деятельности и снял с понятия «одаренность» ту ограниченность, от которой не могли избавить его даже лучшие умы буржуазной науки.
Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий «успешного» выполнения соответствующей деятельности. Понятие «музыкальная одаренность» имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосной. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. «Предмет искусства, — а также всякий другой продукт, — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета» (1).
Итак, понятие одаренности не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно, трудовой практики.
Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми знаниями, навыками и умениями. Какую бы феноменальную музыкальную одаренность ни имел человек, «о если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет успешно выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста. Одаренность определяет только возможность достичь успеха в той или деятельности, "реализация " же этой возможности определяется тем, какие будут приобретены знания, навыки и
-----------------------------------
1. Маркс, Введение к «Критике политической экономии»; Маркс и Энгельс, Соч., т. ХII, часть I, стр. 182.
-----------------------------------
умения. А приобретение знаний, навыков и умений осуществляется в процессе общественно-трудовой практики, и прежде всего — в процессе воспитания и обучения.
В связи с этим надо решительно протестовать против отождествления одаренности с «высотой психического развития, отождествления, широко распространенного в буржуазной психологии.
В начале этой главы я не раз показывал, что доказательство «особой одаренности» детей эксплоататорских классов достигается буржуазными психологами главным образом путем двусмысленного употребления слова «одаренность». Сейчас снова идет речь об одном из такого рода приемов. Сначала утверждается, что слово «одаренность» равнозначно словам «умственное развитие»; дается, такое определение, из которого следует, что понятие «одаренность» сводится к знаниям и навыкам. Затем демонстрируется помощью тестов или как-нибудь по-другому, что буржуазное дитя более развито, имеет больше знаний и навыков (по преимуществу, словесных, кстати сказать), чем дитя рабочего. Продемонстрировать это всегда можно, так как нетрудно подобрать тесты, решение которых зависит от тех знаний и умений, которые при капиталистическом строе достаются, главным образом, детям господствующих классов. После этого, с чистой совестью, исходя да данного ранее определения понятия, делается вывод: «одаренность» детей господствующих классов больше, чем детей классов эксплоатируемых. Вот тут-то конфликт с языком оказывается высоко полезным. Языковое сознание —вещь очень сильная, н всякий, даже знающий то определение, которое дано слову «одаренность», все-таки, читая вывод: «дети буржуазии одареннее, чем дети рабочих», не избежит того, чтобы вложить в него тот смысл, который следует из обычного значения слова «одаренность» (1).
С другой стороны, исходя из нашего понимания одаренности, я считаю необходимым отказаться от употребления терминов «предрасположение» или «диспозиция», которыми нередко обозначаются способности и задатки. Эти термины, являясь основными, в системе Штерна, получили очень широкое распространение в немецкой психологической литературе. Под влиянием имевшего место у нас одно время совершенно некритического увлечения Штерном они проникли и в нашу психологическую и психотехническую литературу. У Штерна понятие
---------------------------------------
1. Какое значение имеет это слово в живом русском языке? Откроем вышедший в 1938 г. И том «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Там мы находим: «Одаренность — талантливость, даровитость, та или иная степень ее». Посмотрев в I томе слово «даровитость, узнаем, что это есть отвлеченное существительное к слову даровитый. Смотрим дальше: «Даровитый — талантливый, обладающий дарованиями. Дарование — врожденная способность к чему-нибудь, талант».
----------------------------------------
«предрасположение» (Disposition) прямо вытекает из основных принципов его учения. Предрасположениями он называет частные проявления энтелехии личности, т. е. ее «тенденции и способности реализовать самое себя или систему собственных целей». Понятие «предрасположение» является, следовательно, для Штерна насквозь телеологическим. Ярко идеалистический характер его становится особенно очевидным, если принять во внимание, что и врожденные задатки — и эти последние даже в особенности — для Штерна являются только проявлениями «тенденции личности реализовать систему собственных целей». Иначе говоря, будущая личность человека, еще не родившегося, уже «реализует систему собственных целей».
Такой смысл имеет понятие «предрасположение» в первоисточнике. Конечно, советские авторы, употреблявшие это понятие, были очень далеки от подобной мистики. Но и у них с этим словом связывался смысловой оттенок, который нельзя не признать нежелательным, толкающим на неверный путь все учение об одаренности. В нашей психотехнической литературе нередко говорилось об одаренности как о «предрасположении к определенным видам деятельности» или к «определенному характеру поведения» (4, стр. 58, 140).
Подобного рода формулировки нежелательны потому, что они, как мне кажется, придают понятиям «одаренность», «задатки», «способности» оттенок чего-то фаталистически предопределяющего будущую деятельность человека и даже «характер его поведения». Последнее уже совсем неверно, так как «характер поведения» зависит не столько от одаренности человека, сколько от его мировоззрения, от его жизненной направленности наконец, от его характера. Но и будущая деятельность человека вовсе не определяется однозначно его одаренностью. В классовом обществе одаренность если и влияет ва характер деятельности человека, то скорее в порядке исключения. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писали в «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс, - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей» (1). Какой- смысл имеет говорить о «предрасположении» к той или другой деятельности в отношении людей, живущих в условиях классового общества, людей, которых Энгельс называл «...искусственными индивидуумами, ставшими благодаря системе разделения труда помимо их воли сапожниками, фабричными рабочими, буржуа, юристами, крестьянами, т. е. рабами определенной специальности и соответствующих ей нравов, образа жизни предрассудков, узости горизонта и т. д.» (2). При таких условиях всякие разговоры о
-----------------------------------------
1. Mapкс и Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. IV, стр. 380.
2. Энгельс, Коммунисты и К. Гейнцен; Маркс и Энгельс, Соч. т. V, стр. 195.
------------------------------------------
предрасположении не только не содержательны, но и вредны, так как создают ложное представление о действительности.
Совершенно иначе обстоит дело у нас, в cтране победившего социализма. Положение, выдвинутое великими оcновоположниками марксизма — «каждый человек имеет право на полное развитие своих способностей» (1), стало реальным правом всякого советского гражданина, правом, обеспечиваемым Сталинской Конституцией. Но значит ли это, что и у нас выбор профессии должен целиком предопределяться одаренностью человека? Конечно, нет, так как одаренность вовсе не связана однозначной зависимостью с отдельными конкретными видами профессиональной деятельности. Нанимать дело так, что всякий человек со дня своего рождения или хотя бы с раннего детства предрасположен своей одаренностью к строго определенной деятельности, значит понимать личность человека как что-то чрезвычайно инертное, неизменное, негибкое, непластичное. Наша действительность постоянно выдвигает совершенно новые формы и виды деятельности. Как же тут быть с понятием «предрасположение»? Считать ли, что некоторые люди «предрасположены» к еще не существующим видам деятельности? Полагать ли, что такие люди вынуждены впредь до того, как эти будущие виды деятельности станут реальностью, заниматься тем, к чему они не предрасположены?
Имеется большое различие между следующими двумя положениями: «данный человек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять такие-то виды деятельности» и «данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности». Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности (2).
------------------------------------------
1. Энгельс, Эльберфельдские речи; Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 282.
2. Некоторые из положений моей статьи в «Советской педагогике», излагающей основное содержание этого раздела (18), вызвали возражения со стороны С. Ф. Козлова <(в статье его, напечатанной в № 6 журнала «Советская педагогика»). Тов. Козлов прав в своем отрицательном отношении к формулировке «способность — это задаток в развитии», от которой я теперь отказался. Но он совершенно не прав, когда пишет: «....проф. Теплое утверждал, что способность нельзя сводить к сумме знаний, умений и навыков, которые уже выработаны у данного человека.
Следовательно, способность, по его мнению, является каким-то внутренним потенциалом, который раскрывается, как готовность к выполнению той или другой деятельности, независимо от знания, умения и навыков к этой деятельности, как врожденный задаток» (стр. 92). Из того, что «способность нельзя сводить к сумме знаний, умений и навыков», вовсе не следует, что способность раскрывается «независимо от знания, умения и навыков». Психические процессы нельзя сводить к физиологическим процессам. С этим тов. Козлов вероятно согласен. Но неужели же тов. Козлов делает отсюда вывод, что психические процессы не зависят от физиологических процессов? И почему тов. Козлов нашел возможным приписать мне мысль о независимости способностей от знаний и навыков, когда в моей статье прямо утверждается обратное (см., например, стр. 152) ?
Что касается взглядов самого тов. Козлова на способности и одаренность, то они, как мне (кажется, содержат две ошибки: 1) С. Ф. Козлов стоит на позиции сведения способностей к знаниям и навыкам («способность действительно является совокупностью познания, интереса, умения и навыков к деятельности..., стр. 101). да позиции, ошибочность которой я стремился показать в настоящей статье. 2) С. Ф. Козлов целиком сводит одаренность к природным задаткам («одаренность как природное дарование», стр. .93, «одаренность человека - это природная готовность его органов к развитию различных функций», стр. 94), резко противопоставляя ее в этом отношении способностям. «Таким образом, — пишет он, мы видим, что одаренность и способность не одно и то же. В процессе их развития у человека первое дастся ему от природы, другое он получает от своего общественного бытия» (стр. 95). Мне кажется, что в этих строках тов. Козлов развивает «теорию двух факторов» в ее самом крайнем и неприкрытом выражении.
В остальном статья С. Ф. Козлова содержит ряд вполне правильных мыслей, многие из которых, на мой взгляд, совпадают с теми, которые развиваются в настоящей статье.

продолжение работы...





Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +