Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Особенности развития ребенка раннего возраста. Уход за ним и вскармливание


"Курс лекций для матерей"
"Медгиз", М., 1958 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Кандидат медицинских наук И. М. ОСТРОВСКАЯ


Детям нашей страны с момента рождения уделяется большое внимание. Каждая мать сначала в родильном доме, затем в детской консультации получает советы и указания по вопросам воспитания ребенка и ухода за ним, по предупреждению и лечению заболеваний. Советское государство не жалеет средств на проведение мероприятий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, их нормальному росту и развитию. Но эти мероприятия наиболее эффективны в том случае, если сами матери обладают необходимыми знаниями, вовремя обращаются к врачу и точно выполняют его советы.
Период роста человека продолжается в течение 20-22 лет, но особенно быстро растет и развивается ребенок в течение первого года жизни.
Великий русский ученый И. П. Павлов показал, какое большое значение для развития организма имеет внешняя среда, т. е. условия, в которых организм растет и развивается.
Рост и развитие детей идут нормально только при правильном воспитании и при правильно организованном уходе за ними. Необходимо заботиться о том, чтобы создать ребенку условия, наиболее благоприятные для сохранения и укрепления его здоровья, для нормального роста и развития.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ


Нервная система и органы чувств. Деятельность всего организма и отдельных его органов управляется и регулируется центральной нервной системой, т. е. головным и спинным мозгом. При помощи нервов центральная нервная система связана со всеми внутренними органами, железами и мышцами, объединяет их в единое целое. Кроме того, посредством нервной системы осуществляется постоянная связь организма с окружающей его внешней средой.
Центральная нервная система реагирует на все раздражения, исходящие из окружающей среды или от внутренних органов. Раздражения (впечатления) из окружающего нас мира воспринимаются посредством органов чувств. Специальные исследования показали, что уже на втором месяце жизни ребенок различает звуки, вкус сладкого, соленого, горького, некоторые запахи. На третьем и четвертом месяце жизни дети уже различают цвета и даже лица тех, кого они часто видят (узнают мать).
Развитие детей в значительной степени зависит от условий, в которых они воспитываются. Если ребенок живет без впечатлений, если не создана обстановка, способствующая развитию его движений и речи, то он позднее начинает ходить и говорить.
Новорожденный ребенок не в состоянии совершать произвольные движения; он беспомощен, не держит головы, производит беспорядочные движения руками и ногами, не может сам изменять положение своего тела.
В возрасте 1 - 1 1/2 месяцев дети уже могут в течение некоторого времени сосредоточивать взгляд на крупном ярком предмете, они начинают держать голову, у них появляется улыбка.
В 2 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову: в положении на спине следит глазами за передвигающимся предметом, поворачивая вслед за ним голову. В это время уже можно заметить определенную ответную реакцию ребенка: когда с ним играют, когда ему улыбаются или разговаривают с ним, ребенок улыбается, начинает гулить.
Трехмесячный ребенок уже поворачивает голову на звук; лежа на животе и опираясь на локти, он поднимает голову и верхнюю часть туловища, поворачивается со спины на бок, громко смеется. В этом возрасте появляется певучее гуление.
В 4 месяца ребенок обычно уже может сидеть, если его поддерживают; лежа на животе, он свободно приподнимается, опираясь на локти; поворачивается со спины на живот; хватает и удерживает предметы; выражает удовольствие и неудовольствие; гуление становится длительным, появляются гортанные звуки.
В 5 месяцев ребенок хорошо сидит, держась за что-нибудь; если его поддерживают, он может стоять прямо, не подгибая ножек; хорошо узнает ыать; уверенно берет в руки разные предметы.
В 6 месяцев ребенок подолгу удерживает предметы в руках; переворачивается с живота на спину; появляются первые попытки ползать на четвереньках. В 6-7 месяцев дети уже могут самостоятельно сидеть. В это же время они произносят первые слоги «ба», «ма».
В 7 месяцев ребенок может сам тянуть в рот бутылочку, подниматься на колени, держась за кровать; сознательно тянется к матери, к близким; произносит повторные слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т. д.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, встает и стоит, держась за что-нибудь; отыскивает глазами предмет, который ему называют.
В 9 месяцев ребенок хорошо ползает, начинает ходить за каталкой, если его поддерживают; берет мелкие предметы пальцами.
В 10 месяцев ребенок уже может недолго стоять без опоры и вставать без поддержки; он хорошо ходит за каталкой или стулом; произносит первые простые слова, называет постоянным односложным обозначением разные предметы, например: «ав» - собака, «му» - корова; различает ласковый и сердитый тон.
В 11 -12 месяцев многие дети начинают самостоятельно ходить, хотя еще не вполне уверенно; поднимают предметы, нагибаясь.
В начале второго года дети уже могут выполнять простые поручения: «подними игрушку», «закрой дверь» и пр., показывают части тела, приучаются к опрятности (просятся на горшок).
К 1 году 6 месяцам движения ребенка становятся более уверенными, ловкими; он бегает, взбирается на ступеньки, охотно играет с детьми, начинает говорить фразы, состоящие из двух-трех слов.
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок узнает предметы на картинках, интересуется окружающим, задает много вопросов, запоминает стихи. В это время уже начинают выявляться некоторые черты его характера.
Отставание и запаздывание в развитии движений и речи у здорового ребенка обычно являются результатом неправильного воспитания, результатом того, что он растет в обстановке, неблагоприятной для его нормального развития.
С первых недель жизни ребенку необходимо предоставить возможность побольше двигаться. Во время бодрствования он должен быть одет так, чтобы его руки и ноги были свободны; очень удобна для детей старше 2 месяцев одежда с зашитыми внизу штанишками - «ползунки»; в них ребенку тепло и в то же время они не стесняют движений.
Необходимо, чтобы борта кровати были удобны для захватывания их руками, что облегчает ребенку первые попытки к вставанию. Детям, начинающим ходить, надо дать стул или каталку, держась за которые, они передвигаются.
Для своевременного развития движений очень важны упражнения. Однако не следует заставлять ребенка сидеть или становиться на ножки, когда он еще мал и не делает к этому самостоятельных попыток.
Вес и рост. Нормальный вес доношенного ребенка при рождении равен в среднем 3200-3500 г, но он может колебаться в довольно больших пределах - от 2900 до 4500 г. Вес ниже 2500 г при длине тела меньше 45-46 см бывает у недоношенных детей.
В течение первых 4-5 дней новорожденные дети обычно теряют в весе 150-200 г. Затем начинается прибавка веса, так что к 10-12-му дню жизни вес достигает первоначального уровня. Потеря веса в первые дни жизни обычно не связана с каким-либо заболеванием ребенка; она зависит от ряда причин: у матери в первые дни еще мало молока, ребенок еще недостаточно активно сосет, часть потери веса надо отнести за счет выделения первородного кала, мочи.
Если ребенок теряет в весе больше 200 г или если вес не восстанавливается в нормальный срок, то это уже свидетельствует о каком-то неблагополучии: либо ребенок слаб и плохо сосет, либо у матери мало молока.
К 5-6 месяцам ребенок удваивает, а к году утраивает свой первоначальный вес. Средняя прибавка веса за месяц в первом полугодии 700-600 г, во втором - 500-500. Поэтому, чтобы узнать, какой вес должен быть у ребенка в течение первого полугодия жизни, нужно 600 (а во втором полугодии 500) умножить на число месяцев и полученную цифру прибавить к весу ребенка при рождении. Например, ребенок, родившийся с весом 3500 г, в 5 месяцев должен иметь вес (600 X 5) + 3500 = 6500 г. В течение второго года жизни вес ребенка нарастает уже значительно медленнее и за весь год увеличивается всего на 2500 г, а затем до 6 лет вес ребенка увеличивается в среднем на 1500-2000 г в год.
К 5 годам ребенок удваивает вес, который он имел к концу первого года, и весит около 20 кг.
Нормальная прибавка веса является одним из лучших показателей правильного развития ребенка. Поэтому необходимо часто и регулярно взвешивать детей, систематически посещая для этой цели консультацию: в возрасте до 3 месяцев надо делать это раз в 2 недели, а затем до конца года - не реже чем один раз в месяц. Некоторые матери взвешивают ребенка только тогда, когда замечают явные признаки исхудания. Так делать не следует, потому что в запущенных случаях значительно труднее устранить причины, вызвавшие задержку в нарастании или потерю веса.
Длина тела новорожденного доношенного ребенка от 48 до 52 см. В течение первого полугодия жизни ребенка рост увеличивается примерно на 15 см, а за второе полугодие - еще на 10 см В дальнейшем рост, как и вес, нарастает медленнее; за второй год жизни ребенок вырастает всего на 10-12 см, за третий - на 7 см. На четвертом и пятом году увеличение роста идет еще медленнее. На шестом-седьмом году - на 8-10 см за год. У правильно развивающегося ребенка хорошо развиты мускулатура и, подкожножировая клетчатка - это придает членам ребенка округлость, а тканям некоторую упругость.
Кожа. Кожа у новорожденного и у грудного ребенка розовая, нежная, бархатистая. Наружный (роговой) слой ее еще недоразвит, он очень тонок и легко слущивается и через поверхностные повреждения кожи легко могут проникать микробы.
Кожа защищает глубжележащие органы от повреждения при толчках и ударах и т. д. Но роль кожи в жизнедеятельности организма этим не ограничивается. В коже находятся окончания нервов, благодаря которым мы воспринимаем осязательные, болевые и температурные ощущения. Кожа участвует в процессах дыхания; через нее происходит выделение углекислого газа и воды. В коже расположено много мелких кровеносных сосудов. При более высокой температуре воздуха эти сосуды расширяются, и тогда через них протекает больше крови; поэтому кожа отдает больше тепла воздуху. А когда нас окружает более холодный воздух, кровеносные сосуды кожи суживаются, и тогда кожа отдает меньше тепла. Таким образом, теплоотдача через кожу иногда увеличивается, иногда уменьшается. Это помогает организму всегда - ив жаркое лето на юге, и в холодную зиму на севере - сохранять постоянную температуру тела. Из всего сказанного ясно, что кожа у ребенка должна быть в хорошем состоянии, а для этого необходим правильный уход за ней. Как ухаживать за кожей, мы скажем дальше.
Кости. Кости новорожденного и маленького ребенка отличаются по своему строению от костей взрослого. Костная ткань содержит мало солей, и потому она сравнительно мягкая и податливая, напоминает хрящевую ткань. Тесная одежда с тугими завязками, тугое пеленание - все, что давит на неокрепшие еще кости, может вызвать их искривление и неправильное развитие. Необходимо следить за правильным положением ребенка на руках; нельзя постоянно носить его на одной руке. В кроватке не следует всегда укладывать ребенка на спину или на один и тот же бок. Надо следить за правильной посадкой старших детей на стуле и т. д.
Лишь к 4 годам строение костей ребенка начинает приближаться к строению костей взрослого. Позвоночник остается сравнительно мягким даже в 5-6-летнем возрасте. Грудная клетка ребенка лишь в 12-13 лет принимает форму грудной клетки взрослого.
Черепные кости у новорожденного большей частью не сращены, а лишь соединены друг с другом мягкой перепонкой; к 2-3 месяцам они обычно срастаются. При ощупывании головы грудного ребенка можно заметить между лобными и теменными костями промежуток, где кости не сходятся между собой; здесь имеется лишь перепонка в форме ромба - это так называемый большой родничок. Постепенно родничок окостеневает и в 15 месяцев жизни ребенка окончательно закрывается. Своевременное закрытие родничка указывает на то, что окостенение всего скелета идет правильно. Запоздалое же заращение родничка чаще всего бывает при рахите.
Зубы. У здорового, нормально развивающегося ребенка первые зубы появляются в 6-7 месяцев: обычно это 2 передних нижних резца. Через 1 1/2-2 месяца показываются 2 передних верхних резца и вслед за ними - 2 боковых верхних резца. В 10-11 месяцев появляются 2 боковых нижних резца, так что к 12 месяцам у ребенка обычно имеется 8 зубов (все резцы). Остальные 12 молочных зубов появляются в течение второго года, к 2 годам у ребенка должны быть все 20 молочных зубов.
Не всегда молочные зубы прорезываются точно в указанные здесь сроки, небольшие отклонения от этих сроков могут наблюдаться и у вполне здоровых детей. Но значительное запаздывание или неправильный порядок появления зубов указывает на то, что в организме ребенка имеются какие-то отклонения от нормы; чаще всего это признак рахита.
С прорезыванием зубов связано много предрассудков. Некоторые матери склонны все недомогания ребенка, с четырехмесячного возраста, относить за счет зубов. Но на самом деле прорезывание зубов - это нормальный процесс, а проявления недомогания, которые могут наблюдаться у детей в это время, обычно вызваны другими причинами. Никогда не следует успокаивать себя тем, что ребенок болен в связи «с зубками» - из-за этого заблуждения можно иногда запустить серьезное заболевание, не обратившись своевременно к врачу.
Чтобы определить, сколько зубов должно быть у ребенка в возрасте до 2 лет, нужно из числа месяцев его жизни отнять 4. Например, у ребенка 1 года 3 месяцев должно быть 11 зубов (15-4=11). В 5-7 лет молочные зубы начинают заменяться постоянными зубами. Уже с 3 лет нужно научить ребенка чистить зубы перед сном. Надо систематически показывать детей зубному врачу, чтобы проверить состояние зубов и вовремя начинать их лечить. От состояния зубов зависит хорошее прожевывание пищи и правильная работа пищеварительных органов.
Органы пищеварения. Слизистая оболочка рта в первые 3 месяца жизни ребенка отличается сухостью из-за недостаточного выделения слюны. Слюнные железы у ребенка начинают нормально работать с 3-4 месяцев, и в это время обычно бывает обильное слюнотечение.
Желудок и кишечник грудного ребенка приспособлены для переваривания естественной для него пищи, т. е. грудного молока. Начиная со второго полугодия пищеварительные органы приобретают способность переваривать и усваивать коровье молоко и другие виды пищи.
При вскармливании грудным молоком стул у ребенка бывает 3-4 раза в сутки, испражнения имеют желтый цвет и кисловатый запах. Постепенно стул становится не таким частым, во втором полугодии - 1-2 раза в сутки.
При вскармливании коровьим молоком испражнения бывают гуще, цвет их темнее.
Органы дыхания. К моменту рождения ребенка его органы дыхания еще не достигли своего полного развития. Все пути, по которым наружный воздух проникает в легкие, - нос, гортань, бронхи - еще очень узки. Когда ребенок заболевает насморком или бронхитом, слизистая оболочка набухает, просвет воздухоносных путей делается еще уже и из-за этого воздух не проходит в достаточном количестве в легкие, ребенку трудно дышать, он плохо сосет.
Не вполне развиты у грудного ребенка и легкие. Количество поступающего при вдохе воздуха недостаточно, и ребенок восполняет этот недостаток более частым дыханием: число дыханий у новорожденного 40-50 в минуту (у взрослого 16-18). С возрастом, по мере развития грудной клетки и легких, ребенок начинает дышать глубже и реже; к году количество дыханий в минуту уменьшается до 30, а в 5 лет - до 25. В 15 лет насчитывается 20 дыханий в минуту.
Органы кровообращения, так же как и другие органы, продолжают развиваться у ребенка после рождения. В течение первого года жизни размеры сердца быстро увеличиваются; к 8 месяцам вес его удваивается, а к 5 годам сердце увеличивается в 4 раза. Объем его с момента рождения до наступления половой зрелости увеличивается почти в 12 раз.
Кровеносные сосуды у ребенка относительно шире, чем у взрослых.
Сердечно-сосудистая система у детей начинает функционировать внутриутробно раньше других систем, поэтому к моменту рождения она является более зрелой. Сердце у ребенка сокращается значительно чаще, чем у взрослого. О частоте сердечных сокращений можно судить по пульсу. Частота пульса у новорожденного 120-140 ударов в минуту, в возрасте от 1 года до 2 лет - 90-120 ударов, в 3-5 лет - 72-110, в 6-7 лет - 70-100 и к 10 годам - 90 ударов в минуту. Частота пульса у маленького ребенка подвержена большим колебаниям. Беспокойство, крик, сосание, повышение температуры, даже небольшое, легко вызывают учащение пульса.
Постоянная тренировка в виде игр и бега укрепляет мышцу сердца и способствует правильному развитию сердечно-сосудистой системы и хорошему кровообращению. Однако, несмотря на большую выносливость сердца ребенка, необходимо строить режим так, чтобы подвижные игры сменялись спокойными, тренировка - отдыхом во избежание переутомления сердца.
Правильное питание и достаточное пользование свежим воздухом и светом оказывают благоприятное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы ребенка. Чтобы сохранить здоровое сердце, очень важно оберегать ребенка от инфекционных заболеваний.

УХОД ЗА РЕБЕНКОМ


При организации ухода и режима (распорядка дня) необходимо принимать во внимание указанные выше особенности развития ребенка.
В первую очередь необходимо позаботиться о создании гигиенической обстановки. В комнате, где находится ребенок, не должно быть лишних вещей, на которых осаждается пыль. Пол и мебель необходимо ежедневно протирать влажной тряпкой. Не следует курить, готовить пищу, гладить, стирать, чистить одежду в этой комнате. Пищу и продукты надо хранить в закрытом месте, чтобы на них не могли садиться мухи. Сейчас же после еды надо убирать грязную посуду, чтобы в комнате не было ничего привлекающего мух.
Необходимо тщательно проветривать комнату; зимой для этого несколько раз в день открывают форточку а летом оставляют окна открытыми на весь день. Для предохранения от залета мух в окна следует вставлять металлические сетки или затягивать их редкой марлей.
У ребенка должна быть своя кровать, которую ставят в светлой части комнаты, но подальше от печки или от радиатора центрального отопления. Кровать ежедневно протирают влажной тряпкой; матрац, подушку и одеяло ежедневно вытряхивают и проветривают. Матрац и подушка не должны быть слишком мягкими; лучше всего употреблять матрац, набитый волосом, морской травой или сеном. Борта кровати не следует завешивать - это мешает доступу воздуха.
Когда ребенок уже начинает вставать и ползать, его кровать можно использовать в качестве манежа. Для этого вынимают матрац, вместо него кладут фанеру, соответствующую размерам кровати, и покрывают фанеру одеялом и клеенкой. К клеенке пришивают завязки, которые позволяют укрепить ее в кровати так, чтобы она не сбивалась. В такой кровати ребенок хорошо играет во время бодрствования.
Для одевания грудного ребенка очень удобно иметь стол-шкафчик, который ставят рядом с кроватью; во время одевания ребенка матери не приходится нагибаться, что очень утомительно. В шкафчике на верхней полке хранится белье, а на нижней - одежда ребенка для прогулок. Если такого столика нет, - пеленают ребенка на его кровати, опустив один ее борт, или на кровати матери, а белье хранят в специально для этого выделенном месте (ящик комода, чемодан). Рядом с местом, где одевают ребенка, должна быть полочка или висячий шкафчик. Здесь хранят банку с кусочками ваты, вазелиновое масло, детское мыло, термометр для воды и другие предметы ухода. Грязное белье ребенка надо хранить по возможности не в той комнате, где находится ребенок, и стирать отдельно от белья взрослых.
Уход за кожей. Как уже было сказано, кожа играет очень важную роль в жизнедеятельности организма. Кожа ребенка очень нежна, на ней легко возникают опрелости и гнойничковые заболевания, а это вызывает беспокойство ребенка, мешает ему спокойно спать и хорошо сосать, нарушает его нормальное развитие. Кроме того, через поврежденную кожу в организм могут проникнуть микробы. Поэтому так важно следить за тем, чтобы кожа ребенка была чистой и здоровой.
Надо помнить, что кожа у маленьких детей очень нежная и ее легко поранить. Поэтому мать и все лица, ухаживающие за ребенком, должны коротко стричь ногти; перед тем, как подойти к ребенку, надо тщательно мыть руки.
Для одежды и пеленок ребенку пригодны лишь мягкие, хорошо впитывающие в себя влагу, легко стирающиеся ткани. На одежде не должно быть грубых швов и рубцов, завязки должны быть мягкие.
Необходимо коротко стричь ногти ребенка, иначе он может себя оцарапать.
Чтобы не было опрелости, необходимо после каждого мочеиспускания менять пеленки; после каждого испражнения следует подмывать ребенка теплой водой и смазывать складки кожи вазелиновым или прокипяченным растительным маслом.
Очень важно часто купать детей. Первый раз ребенка купают после отпадения пуповины. До полного заживления пупочной ранки ванну делают из кипяченой воды. В течение первого полугодия ребенка купают ежедневно, во втором полугодии можно купать через день, а детей старше года - 1-2 раза в неделю. Купают в оцинкованной ванне или корыте, которые необходимо тщательно мыть перед каждым употреблением щеткой с мылом. Температура воды в ванне должна быть 36-37°, а температура воды для обливания после купания - на один градус ниже. Температура воды в ванне определяется не на ощупь, а специальным градусником. Лицо моют кипяченой водой из отдельной мисочки или тарелки. Надо следить за тем, чтобы вода во время купания не попадала в уши.
Мыть ребенка с мылом нужно 2 раза в неделю, при этом тщательно оберегать глаза от попадания мыльной воды.
После ванны ребенка завертывают в чистую простыню и, тщательно осушив его тело, быстро надевают чистое белье.
Уход за носом, ушами и ртом. Нос и уши по мере надобности счищают ватными жгутиками, смоченными вазелиновым маслом. Рот протирать не следует, так как при этом можно повредить слизистую оболочку. Нужно следить, чтобы все, что попадает в рот ребенка (соски, игрушки и пр.), было чистым.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ РЕБЕНКА


Наряду с хорошим гигиеническим уходом родители должны позаботиться о правильном режиме для ребенка. Под режимом нужно понимать определенный распорядок, предусматривающий правильное чередование основных моментов в жизни ребенка: сна, бодрствования, прогулок и питания.
Кормление в определенное время способствует развитию хорошего аппетита.
Недосыпание так же вредно для ребенка, как недоедание. Если ребенок мало и беспокойно спит, он становится раздражительным, плаксивым, плохо ест и теряет в весе.
Чем меньше ребенок, тем больше общая продолжительность сна в течение суток. Новорожденный ребенок спит почти круглые сутки, его приходится будить даже для кормления. Примерно с 6 недель появляются уже периоды бодрствования, которые с возрастом удлиняются.
После 4 месяцев ребенка следует укладывать 3 раза: с 9 часов до 10 часов 30 минут; с 12 до 14 часов и с 16 часов до 17 часов 30 минут.
С 6 месяцев у ребенка изменяются часы кормления, его кормят уже через 4 часа. В этом возрасте дети спят с 9 часов 30 минут до 11 часов; с 13 да 15 часов и с 17 до 19 часов; с 21 часа укладываются на всю ночь.
От 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев детей укладывают спать днем 2 раза - с 10 до 12 часов и с 15 часов до 16 часов 30 минут.
Примерно с 1 года 6 месяцев и в течение всего дошкольного возраста ребенок спит днем один раз - 2 1/2-3 часа. На ночь нужно укладывать ребенка не позже 20 часов 30 минут.
Перед укладыванием необходимо хорошо проветрить комнату. В зависимости от времени года хорошо укладывать ребенка для дневного сна с открытым окном, а еще лучше на воздухе. В таких случаях дети быстро засыпают.
Прогулки. Очень важно, чтобы ребенок проводил достаточно времени на открытом воздухе.
В средней полосе СССР в холодное время года можно первый раз вынести ребенка на воздух на третьей неделе жизни (если температура воздуха не ниже 10-12°), а затем гулять с ним ежедневно. Продолжительность прогулки постепенно увеличивают: начинают с 20 минут и доводят до 2 часов.
Одевать детей для прогулки нужно соответственно сезону и температуре наружного воздуха.
Во время прогулки маленькие дети обычно засыпают на свежем воздухе, при этом необходимо следить за дыханием и цветом лица ребенка. Если он начинает беспокоиться, бледнеет, следует быстро возвратиться домой. Ноги ребенка при возвращении с прогулки должны быть теплыми. Для прогулки зимой очень удобны стеганные ватные мешки.
Более старшие дети могут гулять при температуре до -15°, а при отсутствии ветра - до -20°. Во время прогулки дети должны быть одеты не только тепло, но и удобно, чтобы одежда не мешала им двигаться и играть, иначе они легко начинают мерзнуть и беспокоиться.
В очень холодные и ветренные дни, когда ребенка нельзя вынести на воздух, следует устраивать «прогулку» дома, т. е. тепло одетого ребенка укладывают спать в комнате при открытой форточке. При комнатной прогулке надо избегать перегревания.
В жаркое время года пребывание детей на воздухе должно быть более продолжительным. Гулять надо в тени, вблизи площадки, ярко освещенной солнцем. Летом маленького ребенка одевают легко - в пеленки и тонкую кофточку.
Дети постарше гуляют в трусах и легких туфлях, голову следует защищать от прямых солнечных лучей светлой полотняной панамкой.
Достаточное пользование свежим воздухом и солнечным светом предупреждает заболевание рахитом, болезни органов дыхания и способствует закаливанию организма.
Закаливание и физическая культура. Для нормального развития и укрепления здоровья ребенка наряду с правильным режимом и питанием большое значение имеют закаливание и физическая культура. Закаливать организм - это значит приучать его к колебаниям температуры: жаре, холоду и ветру, физической нагрузке и т. д. Для закаливания и укрепления здоровья детей необходимо использовать природные факторы - солнце, воздух и воду.
Правильно организованный уход и воспитание ребенка всегда способствуют его закаливанию: частое проветривание комнаты в присутствии детей в любое время года, сон на воздухе или в комнате с открытыми окнами, умывание холодной водой и, наконец, целесообразное одевание детей без изнеживающего укутывания.
Кроме того, существуют еще специальные мероприятия, способствующие закаливанию организма ребенка: воздушные ванны, водные процедуры в виде обтираний, обливания, душей и купаний. Эти процедуры можно проводить только по совету и указаниям врача.

ВСКАРМЛИВАНИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА


Исключительно большое значение для правильного развития детского организма имеет питание. Пища должна содержать все те вещества, из которых строятся ткани организма, в ней должно быть достаточно веществ, являющихся источником энергии в организме.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду.
Грудное вскармливание. Материнское молоко является нормальной естественной пищей для грудного ребенка, которая в первые 5-6 месяцев покрывает все потребности организма. Никакой другой пищей нельзя полностью заменить материнское молоко. Женское молоко содержит высококачественный белок, легко перевариваемый и хорошо используемый для построения новых тканей, оно богато легко перевариваемым жиром. В нем содержится молочный сахар в количестве, покрывающем потребность ребенка в углеводах, а также витамины и минеральные соли.
Грудное вскармливание обладает еще двумя преимуществами. Во-первых, из груди матери ребенок получает чистое, незагрязненное микробами молоко. Во-вторых, с грудным молоком ребенок получает, кроме питательных, еще ряд других веществ, благодаря которым он реже заболевает и легче переносит инфекционные болезни.
Правила кормления грудью. Молоко в груди матери появляется вскоре после рождения ребенка. В первые дни после родов из груди выделяется так называемое молозиво, а с 3-4-го дня уже начинает выделяться молоко нормального состава: обычно к этому же времени увеличивается и количество молока.
Для успешного кормления грудью нужно соблюдать ряд правил, способствующих увеличению количества молока у матери. В этом отношении большое значение имеет регулярное прикладывание ребенка к груди через определенные промежутки времени, указанные врачом. Очень важно также полное опорожнение грудной железы, для чего рекомендуется кормить каждый раз только одной грудью (поочередно). Обе груди можно давать только по совету врача при недостатке молока у матери.
Перед тем, как подойти к ребенку, мать должна каждый раз тщательно мыть руки. Во время кормления необходимо сидеть удобно, опираясь на спинку стула, чтобы не утомляться, и поставив ногу на скамеечку. Свободной рукой следует поддерживать грудь так, чтобы она не мешала ребенку дышать носом.
До трехмесячного возраста здорового, доношенного ребенка следует кормить через 3 часа, всего 7 раз в сутки, а ночью делать перерыв на 6 часов. После 3 месяцев ребенок уже в состоянии высасывать большее количество молока в каждое кормление. Поэтому с 3 до 5 месяцев нужно кормить детей реже - через 3 1/2 часа, всего 6 раз в сутки. С 5 месяцев ребенка кормят 5 раз с промежутком в 4 часа.
На протяжении первых 4-6 недель жизни ребенок очень много спит и его надо в определенные часы будить для кормления. Соблюдение правильных промежутков между кормлениями и кормление ежедневно в одни и те же часы регулирует работу пищеварительных органов, к этому времени начинается выделение желудочного сока, у детей появляется аппетит. Некоторые дети просыпаются к моменту кормления с удивительной точностью.
Ночью кормить не следует - мать должна дать отдых и ребенку, и себе. Если ребенок все же просыпается ночью, нужно попытаться успокоить его и для этого напоить с ложечки небольшим количеством кипяченой воды. Мать, соблюдающая порядок кормления, в большинстве случаев легко может понять и устранить причину, вызвавшую беспокойство ребенка.
Грудное вскармливание не всегда налаживается сразу. В течение первого месяца нередко возникают затруднения, особенно у молодых, впервые родивших женщин. Если при этом у ребенка недостаточно нарастает вес, мать начинает беспокоиться, теряет уверенность в своей способности к кормлению, в результате действительно может наступить уменьшение количества молока. В таких случаях необходимо обратиться в консультацию к врачу, который даст совет и поможет наладить кормление ребенка.
Длительность каждого кормления зависит от количества молока и формы сосков, а также от того, насколько сильно сосет ребенок. Кормление может продолжаться от 15 до 25 минут, пока ребенок активно сосет и глотает; когда он начинает отвлекаться или вяло сосать грудь, кормление следует прекратить, так как ребенок уже сыт.
Беспорядочное кормление приводит к уменьшению молока в груди. Это происходит потому, что ребенок, которого кормят слишком часто, не успевает проголодаться, сосет вяло, не высасывает все молоко из груди, вследствие чего выработка молока уменьшается. Напротив, если соблюдать все правила кормления, то обычно молоко вырабатывается в нужном количестве.
Большое внимание должно быть обращено на предупреждение трещин сосков у матерей. Трещины сильно мешают нормальному грудному вскармливанию из-за резкой болезненности, и вследствие недостаточного отсасывания молоко в груди застаивается. Через трещины, в грудную железу могут попасть микробы, в результате чего нередко у матери развивается грудница (мастит). Это заболевание грудных желез является одной из наиболее частых причин перевода ребенка на искусственное вскармливание.
Чтобы предотвратить появление трещин и мастита, необходимо подготавливать соски еще во время беременности: очень полезно ежедневно обмываться до пояса прохладной водой, так как соски при этом делаются менее нежными.
Если ребенок при сосании сильно захватывает и тянет только сосок, это может способствовать возникновению трещин сосков. Поэтому, прикладывая ребенка к груди, мать должна следить за тем, чтобы, ребенок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок. Иногда ребенку трудно это сделать из-за того, что грудь наполнена молоком и очень напряжена. В таких случаях надо сцедить некоторое количество молока, после чего грудь делается более податливой и менее напряженной.
Каждая мать должна и может кормить своего ребенка. Отказываться от этого приходится лишь в очень редких случаях - при тяжелых заболеваниях матери, когда это может повредить ее здоровью или здоровью ребенка (этот вопрос может решать только врач).
При заболевании гриппом мать должна, кормя ребенка, закрывать нос и рот марлевой повязкой; такая повязка должна состоять из нескольких слоев марли. Если по состоянию здоровья матери приходится отказаться от кормления ребенка грудью, то это кормление по возможности следует сохранить хотя бы частично. Надо, помнить, что смешанное вскармливание, пои котором ребенок наряду с другой пищей получает и материнское молоко, менее опасно для него, чем искусственное вскармливание, при котором ребенок совсем лишается грудного молока.
Иногда недостаточное количество молока зависит от неправильного питания и образа жизни матери.

ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ КОРМЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ


Кормящая мать должна питаться в соответствии со своим аппетитом, употребляя в пищу разнообразные продукты.
Существует много предрассудков, касающихся питания женщины во время кормления грудью; некоторые из них оказывают вредное влияние на качество и количество молока у матери. Например, некоторые думают, что кормящей матери нельзя есть свежие овощи и фрукты, так как из-за этого будто бы у ребенка бывает понос. Это ни на чем не основанный и вредный предрассудок; женщина должна обязательно есть богатые витаминами свежие овощи, фрукты и ягоды в вареном и сыром виде. Если в пище матери много витаминов, они переходят и в ее молоко, а витамины необходимы для нормального развития ребенка.
Выделяя с молоком в течение суток около литра жидкости, кормящая мать естественно испытывает повышенную жажду. Для утоления жажды она может пить, что ей хочется: молоко, чай, воду, но нет надобности принуждать себя пить сверх потребности.
Кормящей матери категорически запрещается употребление спиртных напитков, в том числе и пива. Алкоголь переходит в молоко и очень вреден для маленького ребенка, а также и для матери.
Не только питание, но и весь образ жизни кормящей матери не должен резко меняться во время кормления; занятие привычной работой полезно женщине, надо только избегать переутомления.
Кормящая мать должна ежедневно гулять не меньше 2-2 1/2 часов, а также достаточное время уделять сну - это способствует ровному, спокойному, хорошему настроению матери и благоприятно отражается на кормлении.
Кормящая мать должна соблюдать необходимые гигиенические правила: ежедневно мыться до пояса, 1-2 раза в неделю менять белье, еженедельно мыть все тело горячей водой с мылом.

ПРИКОРМ И ОТНЯТИЕ ОТ ГРУДИ


Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудью. После 5 месяцев для правильного развития ребенка уже недостаточно одного грудного молока. Ему необходимо получать больше минеральных солей и белка, чем их содержится в грудном молоке, а поэтому надо, посоветовавшись с врачом, начать прикармливать ребенка.
В качестве первого прикорма следует давать сначала жидкую манную кашу (1 чайная ложка крупы / 1 чайная ложка сахара на полстакана жидкости) на молоке пополам с водой. Детям с избыточным весом в качестве первого прикорма рекомендуется давать кашу на овощном отваре или жидкое овощное пюре.
Сначала дают 3-4 чайные ложки каши раз в день перед кормлением грудью. Постепенно порцию каши увеличивают и через две недели доводят ее до 3/4 стакана; в это время отменяют одно грудное кормление, полностью заменяя его кашей. При таком постепенном введении новой пищи пищеварительные органы ребенка успевают приспособиться к ней, и она не вызывает желудочно-кишечных расстройств.
Для шестимесячного ребенка кашу можно уже варить на цельном молоке и более густую - так называемую 10% кашу (4 чайные ложки крупы, 2 чайные ложки сахара на стакан молока). Можно давать не только манную, но также протертую рисовую, овсяную, гречневую и сухарную каши.
С 6 месяцев ребенку начинают давать картофельное пюре, сначала понемногу перед кормлением грудью, и постепенно доводят количество пюре до 100 г (полстакана). В 7 месяцев отменяется еще одно кормление грудью и вместо него ребенок получает 100 г овощного пюре и 100 г фруктового или ягодного киселя.
В 7-8 месяцев отменяют еще одно кормление грудью (третье), заменив его мясным или вегетарианским супом с протертыми овощами и полустаканом фруктового киселя.
Таким образом, ребенок в 8-9 месяцев получает следующее:
1-е кормление в 6 часов утра - грудь
2-е кормление в 10 часов - стакан 10% каши с маслом и тертое яблоко
3-е кормление в 2 часа дня - 100 г овощного пюре на мясном бульоне с маслом и 100 г фруктового киселя
4-е кормление в 6 часов вечера - 100 г картофельного пюре на молоке и 100 г фруктового киселя или сока
5-е кормление в 10 часов вечера - грудь
Введение овощного прикорма нередко встречает затруднение, так как ребенок, впервые получающий несладкую пищу, ест ее неохотно. В этих случаях мать, помня, что овощи необходимы для ребенка как основной источник минеральных солей и витаминов, должна проявить настойчивость; иногда приходится «маскировать» овощи молоком или киселем, и таким образом через некоторое время удается приучить ребенка к овощам.
С 10-11 месяцев ребенку надо давать мясо в виде мясного пюре (провернутое через мясорубку вареное мясо). Дают 1-2 чайные ложки мясного пюре вместе с овощным пюре или супом.
Во втором полугодии ребенку можно давать творог - от 20 до 50 г; можно давать половину яичного желтка - либо сырого, растертого добела, либо круто сваренного и растертого.
Таким образом ребенок постепенно приучается к новым видам пищи.
В 10-12 месяцев ребенка обычно отнимают от груди: утреннее кормление грудью можно заменить стаканом молока с сахаром (2 чайные ложки на стакан) с сухарем или печеньем, размоченным в молоке; вместо последнего грудного кормления можно дать стакан молочного киселя или стакан кефира, или стакан простокваши с сахаром.
Если постепенно приучать ребенка к разнообразному прикорму в той последовательности, какая здесь указана, то отнятие от груди проходит безболезненно для матери и для ребенка.
Ни в коем случае не следует прекращать кормление ребенка грудью в жаркое время года, даже если ему в это время исполнится год, так как это может способствовать заболеванию ребенка поносом. В этом случае матери необходимо в течение всего лета прикладывать ребенка к груди 2 раза в сутки.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ


Бывают случаи, когда ребенка уже в первые месяцы жизни приходится докармливать коровьим молоком.
Такое вскармливание называется смешанным. К нему прибегают, когда у матери недостаточно молока и ребенок из-за этого беспокоен и плачет после кормления или задолго до следующего кормления, когда он плохо прибавляет в весе.
Если у матери мало молока, необходимо сейчас же обратиться в консультацию. Иногда удается увеличить количество молока в груди более частым (каждые 2-2 1/2 часа) прикладыванием ребенка к груди, так как сосание и полное опорожнение груди усиливают работу молочных желез. Матери необходимо правильно питаться, соблюдать правильный режим дня. Если все же кормление грудью не обеспечивает ребенку нормального развития и он плохо прибавляет в весе, нужно докармливать ребенка по назначению врача.
Лучше всего, особенно ребенку моложе 3 месяцев, давать для докорма сцеженное грудное молоко другой кормящей женщины, у которой имеются излишки его. Если же такой возможности нет, то материнское молоко частично заменяют разведенным коровьим молоком.
Когда кормят ребенка из соски, необходимо следить за тем, чтобы дырочка в ней была не велика. В противном случае ребенок, привыкнув к чрезмерно легкому сосанию из бутылочки, потом будет отказываться от грудного кормления, так как сосание груди требует некоторых усилий с его стороны.
Иногда докорм заменяет целиком одно или два грудных кормления; в этих случаях докорм следует чередовать с кормлением грудью. Надо прикладывать ребенка к груди не менее 3-4 раз в день, так как при более редком кормлении молоко у матери мелеет совсем исчезнуть.
Иногда количество молока у кормящей женщины уменьшается временно, например в связи с заболеванием или резким переутомлением. В таких случаях не следует торопиться с докормом. Надо спокойно выждать, а если ребенок из-за голода беспокоен, ему дают пить подслащенную кипяченую воду. Нередко через 2-3 дня налаживается нормальное кормление грудью.
Лучше всего молоко и молочные смеси для ребенка получать по назначению врача в молочной кухне. Если, приходится готовить молочные смеси дома, надо точно выполнять все указания врача о том, как разводить молоко, с чем его смешивать и т. д. В настоящее время с успехом можно использовать сухие (обезвоженные) молочные смеси. При приготовлении молочных смесей необходимо очень тщательно следить за чистотой посуды и своих рук.
Коровье молоко нельзя давать грудному ребенку некипяченым. Кипяченое молоко легче переваривается и, кроме того, при кипячении погибают попавшие в него микробы. Для сохранения в молоке питательных веществ и особенно витаминов, нужно кипятить его не дольше 3 минут с момента закипания. Не следует также кипятить его повторно. Кипяченое молоко надо сохранять в закрытой посуде в холодном месте; перед употреблением его надо только разогреть до нужной температуры, но не кипятить еще раз.
Пищу для ребенка нужно готовить непосредственно перед каждой едой, так как при стоянии уменьшается ее питательная ценность, ухудшается вкус; возможно также и загрязнение пищи микробами.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ


Если питание ребенка во втором полугодии жизни было правильно организовано, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. Но к году у ребенка имеется всего 6-8 зубов, поэтому пища его в этом возрасте по-прежнему должна быть приготовлена в виде пюре или каш. Следует давать также немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и т. п.
Для правильного усвоения пищи большое значение имеет работа пищеварительных желез, поэтому очень важно создать условия, благоприятствующие их работе. Очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок ел с аппетитом, так как аппетит содействует усиленной работе пищеварительных желез. Надо приготовлять пищу для ребенка так, чтобы ее вкус и запах вызывали аппетит.
Ребенок должен есть с удовольствием, а не по приказу. Во время еды не следует развлекать его, необходимо убрать игрушки, чтобы ничто не отвлекало его от еды. Если ребенок развлекается во время еды и ест, даже не замечая того, что ему дают, то пищеварительных соков выделяется очень мало и пища остается в желудке дольше, чем следует.
До 1 года 6 месяцев можно кормить ребенка каждые 4 часа - 5 раз в сутки. Однако многие дети в этом возрасте отказываются от пятого кормления; в таком случае можно ограничиться четырьмя.
Постепенно питание ребенка делается более разнообразным: мясо можно давать в виде паровых котлет или фрикаделек, а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но и в виде оладий и запеканок, чтобы ребенок привыкал жевать. После того как появились вторые коренные зубы, т. е. с 1 года 8 месяцев, необходимо давать пищу, требующую «активного» жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, овощи в виде винегретов, поджаренные котлеты, фрукты (не в виде соков и пюре, а кусочками и целиком), хлеб, сухари и т. д.
Переходят к такой разнообразной пище постепенно, но делать это надо своевременно и настойчиво. Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не приучили к жеванию; они отказываются от твердой пищи, а у некоторых даже маленькие комочки пищи вызывают рвоту.
Однообразное, чаще всего молочное питание может привести к развитию малокровия и других заболеваний.
Наиболее сытную пищу дают ребенку в обед, наиболее легкая еда приходится на полдник.
Молоко является весьма ценным продуктом питания, 1/2 литра молока обеспечивают потребность маленького ребенка в животном белке. Кроме того, молоко является источником жиров и минеральных солей. Однако не следует давать ребенку молоко вместо воды для утоления жажды. При избыточном потреблении молока у детей ухудшается аппетит и они отказываются от другой пищи.
Мясо, рыба - также необходимые продукты питания, но ребенок должен есть их не ежедневно, а 4-5 раз в неделю. Детям можно давать различные сорта мяса: курицу, телятину, нежирную свинину. Целесообразно давать мясо вместе с овощами, так как при этом мясо лучше усваивается.
Яйца - очень ценный продукт. Наиболее питательная часть яйца - желток; он богат полноценными белками, жирами, содержит фосфор, витамины. Ребенку старше года можно давать целое яйцо, но не ежедневно; хорошо чередовать яйца с творогом.
Необходимо, чтобы ребенок ежедневно ел овощи в виде пюре, супов, винегретов, салатов, соков и т. д. Очень желательно давать детям фрукты и ягоды. Овощи и фрукты делают питание более разнообразным и способствуют регулярной работе кишечника; с ними ребенок получает витамины и минеральные соли. В меню ребенка должны входить разнообразные овощи; желательно также давать листовую зелень - салат, шпинат и т. д.
Детям с 2 лет можно давать в небольшом количестве ветчину, колбасу, неострый сыр и икру. Давать маленьким детям острые закуски и пряности не следует, консервы рекомендуются специальные детские.
При составлении меню необходимо следить за тем, чтобы оно было разнообразным.
Супы, как овощные, так и мясные, следует давать ребенку один раз в день, на втором и третьем году жизни - полстакана, детям более старшего возраста - не более одного стакана в сутки. Супы содержат минеральные соли и экстрактивные вещества, которые усиливают выделение пищеварительных соков, поэтому суп (бульон) дают в качестве первого блюда. Принимая во внимание, что питательность его обычно невысока, супа нужно давать немного, чтобы ребенок съел более питательное второе блюдо.
Хлеб и печенье надо давать только во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено, так как иначе ребенок насыщается хлебом и отказывается от всего остального. Детям 1 1/2 лет следует давать белый хлеб или сухари до 50-70 г в сутки. В возрасте от l 1/2 до 4 лет можно давать 50-70 г черного и 100-150 г белого хлеба (включая в это количество и сдобную булку или печенье).
Фруктовый мармелад и джем разрешается давать детям в небольшом количестве после еды; во избежание потери аппетита нельзя давать их беспорядочно.
Детей старше года усаживают для еды за стол. Предварительно им моют руки и повязывают салфеточку или нагрудник.
Необходимо с самого раннего возраста приучить ребенка к известному порядку - это создает у него гигиенические навыки. Пища не должна быть ни чрезмерно горячей, ни холодной.
Примерно с 1 1/2 лет следует приучать ребенка есть самостоятельно; для этого ему дают в руку ложку, мать в это время кормит его другой ложкой.
Самостоятельная еда нередко способствует улучшению аппетита ребенка; он начинает есть охотнее, так как его заинтересовывает сама процедура еды. Всю порцию пищи, полагающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку сразу и приучать ребенка съедать все без остатка.

КАК ДАВАТЬ СОКИ И РЫБИЙ ЖИР


Каждый ребенок, если далее он вскармливается грудью матери, должен с 4-6 недель по назначению врача получать витамин D для предупреждения рахита, а с двухмесячного возраста - рыбий жир, который содержит, кроме витамина D, еще и витамин А. Сначала следует давать половину чайной ложки рыбьего жира 1 раз в день, через неделю - 2 раза в день по половине ложки, а с трехмесячного возраста - 2 раза в день по 1 чайной ложке.
Витамин С в виде сырых фруктово-ягодных или овощных соков следует давать с трех-четырехмесячного возраста детям, вскармливаемым грудью матери. При искусственном вскармливании следует давать соки уже с двухмесячного возраста. Сначала дают 1-2 чайные ложки сока в день и постепенно доводят количество сока до 2 столовых ложек в день. Детям старше 6 месяцев можно давать 2 раза в день по 2 столовые ложки сока.
Соки следует давать смешанные из разных овощей и фруктов, свежеприготовленные, так как при длительном хранении в них значительно уменьшается количество витаминов. Соки следует готовить чисто вымытыми руками из свежих, хорошо промытых ягод, фруктов или овощей.
Хранить соки можно в течение нескольких часов в фарфоровой или стеклянной посуде, закрытой крышкой или пробкой, в прохладном и темном месте.
Наиболее богаты витамином С соки черной смородины, капусты, лимонный, апельсиновый. Много витамина С содержится в отваре шиповника.
Примечание. Во время завтрака полезно ежедневно давать маленькому ребенку свежую морковь - в виде сока или тертую.

Продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +