Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Типы компенсации при афазии


Э. С. Бейн. «Афазия и пути ее преодоления»
Издательство «Медицина», Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Перейдем к непосредственному рассмотрению типов компенсации при афазиях и прямых и обходных методов восстановления, способствующих тому или другому типу компенсации. Прежде всего остановимся на разграничении и уточнении некоторых понятий. Особенно важно, что понятия компенсации и восстановления, с одной стороны, а с другой — замещение («викариат» старых авторов или «адаптивное приспособление») и реорганизация, перестройка функций речи не идентичны. Без такого разграничения трудно разобраться в направленном восстановлении функций речи и его методах, в тех частных механизмах компенсации, которыми мы занимаемся. Обратимся с этой целью к разнообразию конечных результатов, к тому, в каком виде предстает перед нами функция речи в результате восстановления.

Функция восстанавливается почти в прежнем виде, в каком она была до начала патологического процесса, только если в основе восстановления лежит выход нервных клеток из состояния торможения. Лишь при нейро-динамической основе расстройства мы иногда наблюдаем на 1-м этапе полное восстановление речи. Это бесспорное положение становится особенно ясным при поэтапном изучении динамики речевых нарушений после острого инсульта.

При изложении динамики речевых расстройств в острой фазе мозгового инсульта будут приведены примеры полного восстановления речи у больных, которые в острой фазе инсульта страдали грубым расстройством речи вплоть до тотальной афазии.

Всякий же раз, когда мы сталкиваемся с компенсацией после органического повреждения, функция речи восстанавливается в глубоко измененном опосредованном виде. Она реализуется иным, чем раньше, способом и часто на основе других функциональных структур. Полной автоматизации восстанавливающейся функции при этом почти никогда не удается достичь. При органической «поломке», таким образом, наблюдается тот или иной восстановительный эффект на основе компенсации, а не восстановление функции в ее прежнем виде.

Переходя к рассмотрению различий между замещением и перестройкой внутри косвенных, обходных методов, остановимся на проблеме «переноса». Без этого трудно будет понять, в чем интеграционная сущность восстановления речи при афазии, на которой справедливо в последнее время настаивают многие авторы. Между приемом восстановления, подсказанным больному, и результатом восстановления, т. е. той или другой возможностью реализации функции, нет прежде всего прямой временной связи.

В общей педагогике и в психологии известны факты так называемого процесса «переноса». Сущность его заключается в том, что усвоение дисциплины приводит не только к специфическому эффекту, но и к гораздо более общему с точки зрения развития психологических процессов ребенка. Это в первую очередь относится к так называемым «формальным» дисциплинам: математике, грамматике и т. д. Короче говоря, «перенос» понимается как обобщение правила или закона, позволяющего применять его в ряде сходных случаев (1). По отношению к компенсаторным процессам при органической мозговой патологии все это,, как нам кажется, имеет еще большее значение.

Как известно, на освоение больным первых звуков речи или букв может уйти несколько месяцев, а затем восстановление пойдет быстро, произойдет обобщение, интеграция. Восстановительная терапия больных с афа-
-----------------------------------------
1 Сб. под ред. С, Л, Рубинштейна, 1960, стр, 5—48.
-----------------------------------------
зией лишь в незначительной степени и возможно лишь на начальных этапах направлена на достижение прямого «специфического» эффекта. В отличие от детской педагогики, от обучения иностранному языку даже при восстановлении букв или звуков речи обычно достаточно работать над частью звуко-буквенного состава речи, чтобы вызвать спонтанные процессы восстановления. В этом и состоит «пусковая» роль восстановительного обучения. К нему, однако, вопреки мнению некоторых авторов, нельзя сводить все его значение и сущность. Мозговые механизмы восстановления обеспечивают процесс «переноса», процесс обобщения (интеграции). Физиологический смысл этого процесса был намечен И. П. Павловым в его анализе грамматического строя речи (по изд. 1949 г.). Надо думать, что все современное учение о системном строении психологических функций и соответственно динамической, системной их локализации, понимание «центра речи» в смысле А. А. Ухтомского, объясняет интеграционный эффект восстановительного обучения. Центр речи, — писал А. А. Ухтомский, — «рисуется не в виде локально очерченного участка, но в виде созвездия участков, расставленных между собой, быть может довольно широко и объединенных не столько постоянными путями, сколько единством рабочего действия» (1951, 96-я стр.).

Мы остановились на понятии «переноса», так как оно помогает разграничению «замещения» и «перестройки»— двух подвидов «обходных» методов восстановления речи. Итак, в чем сущность «обходных» методов? «Обходные» методы с их замещающей, адаптивно-приспособительной компенсаторной природой прежде всего сводятся к тому, что функция, ранее реализовавшаяся на основе одних анализаторов (скажем, слуховых), при их дефектности переводится на иные пути, начинает реализоваться с вовлечением других, раньше не игравших ведущей роли анализаторных механизмов (оптических, тактильных и др.).

Однако замещающим характером «обходных» методов не исчерпывается их содержание. Так называемая перестройка, реорганизация функции, выходит за пределы простого замещения. Необходимо подчеркнуть различие в результатах восстановления на основе замещения и перестройки. Не следует, однако, переоценивать восстановительную ценность методов замещения. Более того, пока происходит только процесс замещения, «обход» как таковой, возможность реализации функции часто бывает лишь временной. Ярким примером этому является «деблокирование», описанное румынскими авторами.

Исходя из того, что речевые зоны мозга при афазиях находятся в «блокированном» состоянии, Крейндлер (Kreindler) с сотрудниками всесторонне изучали приемы и способы борьбы с этой функциональной «блокадой» (1960, 1961). Они показали, что блокированный процесс вследствие низкой возбудимости (подпороговой) не приводится в действие соответствующим раздражителем. При использовании же раздражителей, адресованных к интактным системам, остается след, который, наслаиваясь на след «блокированного» раздражителя, может вызвать состояние достаточной центральной возбудимости, и процесс реализуется (в течение, подчеркнем, весьма короткого времени). Так, невозможность прочтения конкретного слова «деблокируется» его произношением или письмом. Нарушение произношения слова или называния предмета деблокируется его восприятием на слух, чтением и т. п.

Не вдаваясь в сущность процесса «деблокирования», подчеркнем следующее: этот метод представляет собой чисто компенсаторный обход, замещение блокированной функции деблокирующим раздражителем, временно поднимающим тонус коры, но еще не создающим условий для стойкой реализации функции. Иначе говоря, метод «деблокирования» направлен на прямой, специфический эффект — отсюда и его ограниченность во времени. Он не служит созданию условий для «переноса», для усвоения подсказанного приема. Временный характер восстановительного эффекта, достигаемого с помощью такого метода, связан с отсутствием перестройки самой дефектной функции, с отсутствием обобщения, интеграции.

В качестве примера второго вида «обходных» методов перестройки функции и осуществления ее другими механизмами можно привести восстановление так называемого фонематического слуха при сенсорной афазии (методика разработана нами в годы Великой Отечественной войны, Э. С. Бейн, 1947).

Эта методика предусматривает обход слухового различения речи путем использования оптической, тактильной, а главное смысловой дифференцировки. Иначе говоря, происходит включение речи — слухового анализатора в широкий круг смысловых обобщений. Таким образом, мы содействуем компенсации сенсорного дефекта с помощью высших форм корковой деятельности: анализа и синтеза, обобщения. Мы создаем условия «вращивания» приема, и больной постепенно овладевает постоянством звучания слов. Этим самым закладывается основа восстановления всей лестницы симптомов сенсорной афазии. Почему же в данном случае метод восстановления, компенсаторная природа которого представляется также «обходной», приводит так часто к стойкому восстановительному эффекту? Потому что здесь имеет место не просто замещение, а перестройка функции. Последняя предстает перед нами в качественно измененном виде и реализуется другими механизмами. Возможность использования метода перестройки связана также с сущностью расстройства. Так, расстройство фонематического слуха — это расстройство обобщенной, системной, развившейся в онтогенезе речевой функции, и восстанавливаем мы ее тоже на путях еще большего обобщения, на путях интеграции.

Приведем вариант «обходного» метода перестройки— так называемый «предупреждающий» метод восстановительного обучения, разрабатываемый в Институте неврологии АМН СССР. Прежде чем остановиться на его сущности, напомним, что при всех индивидуальных отличиях картин афазий на различных этапах их динамики закономерно возникают те или другие симптомы нарушений. Соотношение этих симптомов характерно для синдромов афазических расстройств. Синдром афазического расстройства не является статичным. Первичный дефект, непосредственно связанный с повреждением той или иной анализаторной системы, закономерно вызывает в динамике становления синдрома вторичные дефекты, вторичные симптомы. Так, можно, в частности, понимать возникновение амнестических явлений в процессе обратного развития сенсорной афазии или закономерное возникновение различных видов аграмматизма при моторной и сенсорной афазии. «Предупреждающий» метод восстановительного обучения направлен на то, чтобы изменить обычную динамику восстановления речи у больных с разными формами афазий.

Необходимо подчеркнуть, что в работах по восстановительной терапии обычно рекомендуется другой подход к этому вопросу, заключающийся в относительно строгой постепенности проведения занятий по восстановлению отдельных сторон речи. Больным «ставят» звуки, автоматизируют их, вводят в слова-названия предметов, укрепляют артикуляторный образ слова, а когда у больного в динамике восстановления экспрессивной речи закономерно появляется «телеграфный стиль», начинают с ним борьбу, включая предикативные, глагольные части речи (Гольдштейн, 1948; Уэпмен, 1947; А. Р. Лурия, 1948, и др.). Характерно, что в американском картинном пособии по восстановлению речи у взрослых, больных афазией (Тейлор и Маркс, 1955), выдвигается положение о том, что работу с неговорящими больными надо начинать с обучения названиям предметов, а уже затем переходить к глаголам. В пособии содержится 100 изображений предметов, которые больные должны различными способами постепенно усвоить. Так же категорически утверждает и Уэпмен в своей монографии по восстановительной терапии о необходимости на первом этапе обучать словам-названиям, а уже затем переходить к глаголам.

Сущность проводившегося нами «предупреждающего» восстановительного обучения заключается в следующем. Логопед активно вмешивается и направляет процесс восстановления грамматического строя речи больного с моторной афазией еще до того, как оформился аграмматизм типа «телеграфного стиля», (1) с первого этапа восстановительной работы, т. е. в случае если это позволяет состояние больного в первые две недели после инсульта, когда речь у больного полностью отсутствует. Следовательно, при таком подходе работа над функцией речи, которая восстанавливается в более позднем пе-
----------------------------------------
1 Преобладают существительные, номинативные части речи при отсутствии предикативных, глагольных, что связано с характерным для этих случаев распадом внутренней речи.
----------------------------------------
риоде, перемещается на начало восстановительного обучения (1). Кроме того, было изменено содержание словесного материала, вносимого в речь больного в первый период обучения. Так, поставленные звуки сразу вводятся не в слова-названия, как это принято в общераспространенных методиках, а в слова-глаголы, в предикативные слова.

Постепенно круг этих активных слов расширялся, но довольно долго при этом слова-названия не давались больному извне во время логопедических занятий. Срок такого «воздержания» варьировал от 2 недель до 17г месяцев. Определяющим для введения слов-названий было начало появления у больного спонтанно произносимых слов. Именно в этот период мы начинали постепенно предлагать больному названия предметов.

Далее, учитывая склонность больных с «телеграфным стилем» употреблять предметные слова в именительном падеже, на первых порах больному предлагались лишь существительные в косвенных падежах, в качестве дополнений («Я хочу воды, дайте пить воду» и т. д.). При этом учитывались данные языкознания о том, что слово в речи имеет не только лексическое, но и грамматическое значение. Слова-названия — это еще не речь, они не имеют активного речевого значения. Введение в речь слов-существительных, прежде всего в косвенных падежах, а не в их начальной форме, создает условия для их включения в активное общение. Иначе говоря, слово, вводимое в разных падежах, помогает больному использовать морфологические признаки слова в целях общения.
---------------------------------------
1 В кн. В. М. Когана (1962) и в кандидатской диссертации Л. С. Цветковой (см. автореферат, 1962) подчеркивается другая точка зрения. Первоочередной задачей в работе с больными афазией В. М. Коган считает необходимость вызова целых слов посредством их «смыслового обыгрывания». Эта интересная точка зрения не лишена, однако, некоторого преувеличения. Главное, что В. М. Коган при всей законности выдвижения задачи насыщения при афазии слов «множественными ассоциациями», несколько абсолютизирует эти приемы вызова слов посредством «смыслового обыгрывания». Он не рассматривает их также в зависимости от задач восстановления на различных этапах.
---------------------------------------
«Предупреждающий» метод обучения оказывается весьма эффективным. Применение этого метода предупреждает развитие у больных «телеграфного стиля», столь трудно преодолеваемого с помощью обычных методов восстановительного обучения. Активная речь у этих больных восстанавливается по другим закономерностям. Первые собственные «спонтанные» слова оказываются скорее глаголами, хотя и предметные слова также возникают спонтанно даже в тот период, когда извне они не вводятся. Произнесение небольших фраз восстанавливается раньше, чем в условиях обычных методик восстановительного обучения. И хотя в фразе наблюдаются ошибки согласования и управления, неправильности в употреблении предлогов, но все же это фраза, а не предметные слова в именительном падеже.

Ограничимся данным примером и подчеркнем, что разрабатываемый нами метод «предупреждения» также относится по своей компенсаторной природе к числу «обходных», перестраивающих. Только обход и перестройка здесь весьма своеобразны: перестраиваются еще не сложившиеся взаимоотношения между различными сторонами речевой функции, из которых та или другая является нарушенной.

Преодолевая основное нарушение на раннем этапе работы с больным, мы тем самым направляем процесс восстановления по необходимому руслу. Применяемый нами прием исключения на первых этапах подачи извне предметного словесного материала и введения только глагольного служит фактором перестройки внутренней речи больных, которая черпает свое содержание, как известно, из внешней речи. Это имеет и особый психологический интерес в плане возможности перестройки внутренней речи через развиваемую в определенном направлении звуковую речь.

Предвидение будущего в закономерностях восстановления речи при афазии оказывается чрезвычайно важным. Мы подчеркиваем перспективность развития наших исканий наиболее активных приемов вмешательства в процесс восстановления речи при афазиях. Наконец, остановимся кратко на «прямом» методе, скорее относящемся к «органическому» типу компенсации,— на методе стимуляции. Содержание стимулирующего метода также многообразно. В него включается все, что содействует снятию тормозных явлений, «растормаживанию» и, следовательно, особенно важно в первый период после нарушения мозгового кровообращения, травмы и т. д. (1) Однако задачи метода выходят за пределы активации только речевого общения, если иметь в виду необходимость поднятия психического тонуса больных, борьбы с аспонтанностью, создания «установки» на возможность восстановления. Стимуляция в этом смысле важна на всех этапах восстановления речи, но на первом этапе ее значение особенно велико.

Однако стимуляция как метод компенсации не исчерпывается «снятием» тормозных явлений и поднятием психического тонуса. При всех формах афазии, в особенности на первых этапах процесса восстановления, важна также «стимуляция речи на слух». Она приучает больных схватывать предложения и слова различной длины, сложности и содержания. Сначала от больного требуется только прислушивание и утвердительные и отрицательные ответы. Затем характер ответов расширяется. В целом, это выработка у больного установки на слуховое восприятие речи. Больной проходит несколько фаз: от диффузного схватывания смысла речи в сопровождении жестов к все более дифференцированному и точному ее восприятию.

Значение данного метода, направленного на выработку у больного с афазией умения слушать речь, становится особенно ясной, если учесть полученные в последние годы данные о роли дефектов слуховой стороны речи при различных формах афазий. Существо метода, следовательно, не просто в механической тренировке речевого слуха, а в использовании слуха в связи с тем значением, которое он имеет для речевой функции.
------------------------------------
1 Рассматривая различные растормаживающие приемы воздействия, необходимо указать на значение медикаментозной терапии. Проф. Н. А. Крышова с сотрудниками (1959, 1960) на основе экспериментального исследования ряда больных с афазией описывает значение возбуждающих препаратов в мобилизации корковой деятельности. Электрографической методикой подтверждено уменьшение скрытого периода произношения звуков, слов и укорочение времени произношения слов через 30 мин. после приема глютаминовой кислоты, кофеина, женьшеня и т. п. препаратов. Авторы подчеркивают при этом важность индивидуального подбора дозировок и самого лекарственного препарата.
-------------------------------------

См. далее: К вопросу о динамике речевых расстройств в остром периоде мозгового инсульта >>




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +