Экспрессионизм (от латинского «expressio» - «выражение») – направление в европейской живописи эпохи модернизма, получившее распространение в первые десятилетия XX в., главным образом в Германии и Австрии.
Художники-экспрессионисты стремились не столько к отображению реальных событий, сколько к выражению живописным путём своего эмоционального, чувственного состояния, внутренних процессов в душе и психике.
При сравнительно невинном названии произведения экспрессионистов содержат такие тяжелые эмоции, как боль, страх, фрустрация.
Экспрессионизм возник в начале XX в. как ответная реакция на нездоровые проявления окружающей реальности - социальную напряженность, вызванную Первой мировой войной, революционными переворотами, локальными конфликтами.
Испытания и психологическое давление, которые испытывали люди, не могли не найти своего отражения в живописи художников. Все чаще темой работ того времени становились внутренний протест против действительности, тревога, страх, отчаяние, сменяющие друг друга. Полотна художников наполнены иррациональностью, фантастическим гротеском, обостренной эмоциональной чувствительностью.
Родиной экспрессионизма называют Германию. В 1905 г. в Дрездене четверо молодых художников Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель образовали художественное сообщество «Мост», которая и положила начало экспрессионизму в живописи. В течение следующего 1906 года участниками группы стали известные художники: Эмиль Нольде, Макс Пехштайн, Кес ван Донген, Отто Мюллер и др.
В 1906 году «мостовцами» была организована первая выставка, без особого энтузиазма воспринятая зрителями и вызвавшая массу нелестных отзывов со стороны прессы. Все последующие выставки, начиная с 1907 года, были передвижными.
Деятельность «Моста» сильно повлияла на развитие экспрессионизма в изобразительном искусстве. Сформировался стиль, представляющий собой совершенно новый подход к изображению действительности. Концепцией эстетики нового творческого союза стало отрицание материалистического мировоззрения, а также основных направлений современной живописи - реализма и импрессионизма. Участники сообщества протестовали против поверхностного взгляда на мир импрессионистов, против духовного обнищания довоенной и военной Европы, против рационализации и механизации человеческой жизни. Когда человек, спасая свою душу, начинает кричать – этот крик и есть экспрессионизм.
В работах экспрессионистов преобладающими были яркие, кричащие краски, от которых больно глазам и натянуты нервы. В произведениях членов сообщества нет или очень мало изобразительного, однако любая картина, даже пейзаж, наполнены огромным эмоциональным зарядом и энергией. Для авторов не важен вопрос формы – важен только вопрос содержания. Они не показывают видимый мир, но стремятся раскрыть трансцендентную сущность вещей, максимально честно выразить свои чувства («Лунная зимняя ночь», 1919 г., Кирхнер; «Красный карьер», 1916 г., Хеккель).
Агрессивность окружающей жизни, предчувствие опасности и даже трагедии, ощущение невыносимого одиночества отображались на полотнах соответствующими выразительными средствами: небрежными и жирными мазками, нанесенными словно в лихорадке, угловатыми, безумствующими линиями и зигзагами. Художники выбирают резкие, кричащие цвета, диссонирующие друг с другом, тень и светотень полностью теряют свое значение.
Передача лиц, поз и жестов изображаемых персонажей осуществляется в гротескной манере для усиления энергетики картины («Уличная сцена в Берлине», 1913 г., Кирхнер; «Возбужденные люди», 1913 г., Эмиль Нольде). Работы экспрессионистов подчеркнуто грубы и архаичны, они демонстративно пренебрегают красотой формы ради непосредственности изображения.
Члены группы «Мост» не пользовались признанием зрителей. Группа «мостовцев» во главе с М. Пехштайном в 1910 г. образовали новое идейное сообщество «Новый Сецессион». В 1913 году из-за разногласий между участниками сообщество «Мост» официально прекратило свое существование. После установления в середине 1920-х гг. в Веймарской республике относительной стабильности экспрессионизм постепенно изжил себя. С приходом к власти Гитлера в 1933 г. экспрессионизм как направление в живописи был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители были лишены возможности выставлять свои работы.
В области абстрактного экспрессионизма в конце XIX века – начале XX века работали также такие американские живописцы, как Клиффорд Стилл, Джексон Поллок и Ханс Хоффман, известный норвежский художник, один из первых представителей экспрессионизма, Эдвард Мунк (1863-1944 г.). Полотно Мунка «Крик» (1893 г.) - всемирно известное произведение искусства. В центр композиции помещена фигура истошно кричащего человека. Его лицо полно отчаяния, граничащего с безумием. Скупыми средствами художник смог показать мощнейшие человеческие эмоции – приступ одиночества, страха и безнадежности.
В России темы и идеи, характерные для экспрессионизма, нашли воплощение в работе многих авторов в разные периоды их деятельности. Однако как цельное художественное направление в живописи экспрессионизм на русской земле так и не сформировался. Говоря о русском экспрессионизме, невозможно не вспомнить о В. В. Кандинском (1866-1944 г.). Русский живописец стал основателем сообщества «Синий всадник». Художники, входившие в состав группы, принадлежали к разным направлениям живописи, однако, по мнению искусствоведов, в целом состав сообщества можно назвать экспрессионистским.
Элементы экспрессионизма можно найти в произведениях Врубеля («Портрет В. А. Мамонтова», 1897 г., «Демон поверженный», 1902 г.), Марка Шагала («Канун судного дня», 1912 г., «Над городом», 1914-18 гг.), Павла Филонова («Апокалипсис», 1913 г.; «Пир королей», 1913 г.).
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.