Примитивизм - направление в живописи, развивающееся в конце XIX - начале XX века. Главным его признаком является упрощение художественных средств, а также обращение к разным формам примитивного искусства – детскому творчеству, первобытному искусству, к культуре экзотических цивилизаций (главным образом, Африки и Океании).
В основе деятельности художников-примитивистов является стремление показать мир глазами человека, не испорченного цивилизацией.
Распространение примитивизма в живописи было вызвано неприятием некоторыми живописцами современного буржуазного искусства с его противоречиями, их бегством от реальности к первозданности, к девственным и чистым пластам жизни.
Художники начинают осваивать художественные культуры, до сих пор воспринимающиеся как «низменные», «варварские», в стремлении обрести эмоциональную ясность и целостность восприятия мира. Эти поиски и эксперименты часто приводили к разрыву со всеми традициями европейской живописи.
Черты примитивизма по-разному проявлялись в творчестве разных художников: Поля Гогена, живописцев художественного сообщества «Наби», представителей кубизма и дадаизма во Франции, экспрессионистов группы «Мост» в Германии, членов сообществ «Голубая роза», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России.
Французский живописец Поль Гоген (1848-1903 гг.) в стремлении убежать от европейской цивилизации и приблизиться к естественности уехал в Океанию (сначала на Таити, а затем на Маркизовы острова), где вел простой образ жизни и писал картины. Вдохновляясь неиспорченной природой и дикой жизнью аборигенов, свободной от суетности современной цивилизации, он написал огромное количество произведений.
Стремление Гогена к примитивизму возникло как протест против ограничений и шаблонов европейской цивилизации и против искоренения таитянской культуры колонизаторами. Персонажами полотен в основном становились юные туземки на фоне безмятежного тропического рая («Её звали Вайраумати» (1893 г.), «Забава злого духа» (1894 г.), «Сбор плодов» (1899 г.)). В картинах Гогена полинезийского периода отсутствует линейная перспектива – они плоские, как детский рисунок, в них много непосредственности, эскизности и декоративности, а буйство красок создает праздничную атмосферу.
На Пабло Пикассо в определенный период жизни (1907-1909 гг.) огромное влияние оказало архаичное искусство Африки, с которым он познакомился на этнографической выставке. В грубой простоте каменных статуэток, идолов, масок он ощутил мощный дух первобытной силы. Пикассо почувствовал, что освобожденная от частностей и деталей форма способна более эффективно и точно передать сущность предмета и чувственную силу скрытого в ней образа.
Он начинает использовать в своем творчестве методы древних мастеров – намеренно упрощает образы, делая их выразительнее, монументальнее, лица персонажей делает похожими на ритуальные маски и пр. К данному периоду относятся такие произведения, как «Авиньонские девицы», 1907 г.; «Три фигуры под деревом», 1907 г.; «Обнаженная с драпировкой (танец с покрывалами)», 1907 г.; «Женщина с веером», 1908 г. В этих работах Пикассо максимально упростил образы, деформировал фигуры, намеренно отказался от всякой красивости при изображении женского тела.
Творчество Африканского периода стало первым шагом Пикассо в направлении кубизма, а полотно «Авиньонские девицы», в которой Пикассо впервые порвал со всей традиционностью, многие искусствоведы называют началом всего современного искусства.
К пластике примитивного искусства проявляли интерес и многие другие знаменитые европейские мастера. В этом явлении искусства они видели то, что, по их мнению, не хватало им самим: яркую выразительность, искренность, непосредственность, цельность, родство с природой и т. д.
Например, у Марка Шагала прослеживается осознанная примитивизация художественного языка. Художник обычно брал бытовые сюжеты, наполнял их фантастическими образами, мифологическими символами («Летящая повозка», 1913 г.; «Над городом», 1918 г., «Белое распятие», 1938 г.). Черты примитивизма обнаруживаются в произведениях итальянского художника и скульптора Модильяни, работавшего в основном в стиле экспрессионизм («Портрет Марии Васильевой, 1918 г.).
В большей или меньшей степени примитивистами можно назвать также французов Анри Матисса и Андре Дерена, немецкого и швейцарского художника Пауля Клее, русского художника Казимира Малевича и др.
Термин «примитивизм» также употребляют применительно к т.н. наивному искусству, то есть творчеству художников-самоучек, не имеющих профессиональной подготовки. В работах таких художников прослеживается несоответствие академическим критериям живописи – это может толковаться как ущербность, а может давать картине очарование «наивности». Художниками-примитивистами, получившими мировую известность, являются французский живописец Анри Hуссо, грузин Нико Пиросмани, хорват Иван Генералич и др.
И современные художники также нередко обращаются к примитивному искусству. Особенную популярность получили такие разновидности этого стиля, как лубочный и романтико-идиллический.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.