Натюрморт (от французского «natur morte – «мертвая природа») – жанр живописи, в котором предметами изображения являются неодушевленные предметы, имеющие смысловую связь между собой.
Автор натюрморта выбирает определенные предметы и объединяет их в одну композиционную группу, несущую определенную смысловую задачу. Натюрморт может быть самостоятельным изображением или составной частью композиции жанровой картины.
Изображение предметов издревле, еще задолго до выделение натюрморта в самостоятельный жанр живописи, было важной частью любой значительной работы мастера. Роль натюрморта в произведении при этом не ограничивалась простой информацией, случайно добавленной к содержанию.
В зависимости от характера эпохи и общественных взглядов неодушевленные предметы так или иначе принимали участие в создании образа, подчеркивая тем или иным образом основную задачу. Иногда изображения предметов приобретали особую важность, получали собственный смысл.
Как жанр живописи натюрморт на протяжении всей истории существования переживал как взлеты, так и падения.
Художники Византии, работая с монументальными, возвышенными, героическими темами, использовали изображения отдельных предметов с особой выразительностью. В древнерусской иконописи детали натюрморта встречались нечасто, но каждый предмет, который живописец изображал на своих канонических работах, имел определенный смысл. Нередко они включались в строгое, аскетичное произведение с целью внесения непосредственности, открытого выражения чувств.
В живописных работах XV-XVI вв. натюрморт стал играть все большую роль и нередко являлся частью жанровой композиции или религиозной сцены. Примером может служить обрамление цветочными гирляндами фигур Богоматери и Христа в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена (1452 г.), сделанное на обратной стороне алтарного образа.
Натюрморт еще долгое время не мог стать отдельным жанром живописи, поскольку считалось невозможным посредством него передавать какие-то важные идеи. На картинах натюрморт занимал, как правило, весьма незначительное место и располагался на периферии картины. Тем не менее, атрибутика натюрморта помогала создавать тот или иной образ. Например, вещи домашнего обихода на портрете могли указать на благородство и социальную значительность хозяина.
Обособление натюрморта в самостоятельный жанр живописи произошло в благодаря творчеству голландских и фламандских художников XVII века. Фландрия и Нидерланды вступили в начале XVII века на путь буржуазного развития. Это открыло перед искусством новые горизонты. Живописцы нашли в человеке, в его обыденной жизни, трудовой деятельности новые ценности. Углубленный интерес к жизни обычного человека, к его быту и стал предпосылкой к развитию нового жанра – натюрморта.
Анализируя художественные работы той эпохи, можно убедиться, что неодушевленные предметы стали выступать на полотнах в качестве главных действующих лиц. Предметы, сделанные руками человека, несут на себе отпечаток его желаний, мыслей. Изображая мир окружающих человека предметов, живописец разгадывает и эстетически осмысливает увлекательные тайны жизни, а также передает свое видение действительности зрителям.
Натюрморты голландских и фламандских живописцев отличает обилие типов: здесь «завтраки», «рыба», «цветы и фрукты», «охотничьи трофеи», аллегорические натюрморты «vanitas» («суета») и др. Среди самых известных художников работающих в жанре натюрморта, – фламандцы Ф. Снейдерс (1579-1657 гг.) и его ученик Я. Фейт (1611-1661 гг.). Примеры наиболее ярких работ - «Фруктовая лавка» Снейдерса (1618 г.) и «Добыча» Фейта (1649 г.). Художники очень искусно передают материальный мир вещей, их функциональную ценность и связь с деятельность человека. Полотна отличаются полнотой форм, сочной и выразительной колористикой.
Изысканностью отличаются натюрморты голландских художников Виллема Класа Хеда (1593-1682гг.) и Виллема Калфа (1619-1693 гг.). Произведения этих мастеров подчинены четкой композиции, отличаются мягкой гаммой красок, подчеркнутой живописной сдержанностью и дают почувствовать атмосферу домашнего уюта.
Большую роль в развитии натюрморта как жанра сыграли французские художники. Жан-Батист Шарден (1699-1779 гг.) продолжил традиции голландских и фламандских мастеров. Натюрморты живописца воспевают красоту повседневности, написаны в простой и задушевной манере, но не лишены изящества («Серебряная супница (1728 г.), «Серебряный кубок» (1728 г.)).
В XIX в. с развитием пленэрной живописи натюрморт пережил новый расцвет. К нему обращались такие знаменитые представители французской школы живописи, как Эдуард Мане (1832-1883 гг.), Винсент ван Гог (1853-1890 гг.), Анри Матисс (1869-1954 гг.). Импрессионисты стремились зафиксировать мгновенное впечатление, передать в своих работах «сиюминутное и изменчивое». Для их натюрмортов характерны естественность и простота композиций, свежесть и чистота тонов, легкость и смелость мазка.
Особую роль играли натюрморты в творчестве Поля Сезанна (1839-1906 гг.). Художник за свою жизнь создал более 200 произведений этого жанра. Сезанн экспериментирует с цветом и формой изображаемых предметов, создает скульптурную объемность изображения («Натюрморт с яблоками» (1890 г.), «Натюрморт с голубой вазой» (1890 г.), «Персики и груши» (1895 гг.) и др.). По мнению поэта Рильке, Сезанн через натюрморты «выражал вселенную», т.е. показывал гармонию и противоречия реального мира.
В XX веке жанр натюрморта продолжает развитие в работах Пабло Пикассо, Жоржа Брака, русских художников Владимира Татлина, И. Э. Грабаря, П. П. Кончаловского, К. Петрова-Водкина, В. Нестеренко и др.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.