Среди наших художников становится очень распространенным мнение, что, поскольку у нас нет оформленной «школы», открыто декларирующей натурализм как художественный символ веры, то и спорить не о чем. Это глубоко ошибочное мнение — натуралистов по откровенному убеждению у нас нет, но натуралистов в художественной практике у нас, к сожалению, более чем достаточно.
Впрочем, вряд ли художники-живописцы составляют здесь исключение в общем фронте работников советского искусства. Натурализм среди наших писателей и даже поэтов, режиссеров и актеров, композиторов и музыкантов, — также довольно распространенное явление.
Надо сказать, что тезис великого реалистического (реалистического, а не натуралистического, вопреки его теории «натурализма» в искусстве) писателя Эмиля Золя о том, что «интерес произведения не заключается в необычайности... происшествия; напротив, чем оно банальнее и обычнее, тем более будет оно типичным» — не только не противоречит творениям величайших писателей-реалистов, но и целиком исчерпывается их творческой практикой. Уж до чего не любил «необычного» Антон Павлович Чехов! Что может быть более банальным и обычным, чем сюжеты его «пестрых рассказов», описанная им жизнь «хмурых людей», живущих в «сумерках» России. А кто обвинит Чехова в натурализме?
Я также, признаюсь, одно время полагал, что разговоры о натурализме у нас преувеличены, что, поскольку натурализм имеет в виду ориентировать художника на подражение природе, натуре, то в этом нет ничего зазорного. Не может быть задачи более почетной и более трудной, я бы сказал, более «бесконечной» для художника, чем «подражание» природе. Но я вскоре понял, что дело отнюдь не в термине, а в том, что этот термин обозначает. Ведь этак, если следовать только физиологическому подходу, то и слово «реализм» придется объяснять расшифровкой латинского слова «res», что обозначает вещь или предмет.
Все это неверно. И не потому, что художник должен остерегаться точного изображения тех или иных естественных деталей в изображаемой натуре. Напротив того, отдельные черты натурализма имеются в художественной практике ряда крупнейших мастеров, которые, однако, натуралистами никогда не были.
Все дело, вся тайна подлинного искусства заключается в художественном чувстве меры, в магическом (как сказал бы Константин Сергеевич Станиславский) «чуть-чуть». Если художник одухотворен самим им выношенной идеей, т. е. глубокой мыслью, сильным чувством, непоколебимым убеждением, то он всегда это чувство меры будет ощущать, и оно ему будет помогать.
После Репина, Сурикова, Серова картина в русской живописи стала явно деградировать. Я говорю о картине, как о законченном сюжетном, тематическом замысле, ничего общего не имеющем с этюдом, фиксацией мимолетных настроений, упражнениями и экспериментами в области поисков оригинального колорита, тона и т. д. Суриков был очень тонким и оригинальным колористом, но величие его и значение для его времени и для нас, его наследников, не столько в этом, сколько в том, что он был крупнейшим мастером исторического жанра, мастером картины, т. е. глубокой и многозначительной темы, оригинально и серьезно задуманной и столь же оригинально и великолепно выполненной на холсте.
Во всех областях советского искусства ощущается в наше время острейшая потребность в монументальном.
В живописи это означает потребность в картине. Этюдов, и талантливых, обнаруживающих тонкое чутье и несомненное мастерство, у наших художников немало. Законченные картины — наперечет. С первого взгляда может показаться, что проблема картины, монументального, не имеет прямого отношения к спорам о натурализме. Но и это неверно. Только в большом по замыслу, по идее произведении искусства строгость в подробном изображении отдельных черт натуры уместна и закономерна. Во всех остальных случаях художественной практики подобное любование детальной точностью, «стопроцентным правдоподобием» является самым махровым натурализмом, т. е. искусством безидейным, бесперспективным.
Зачастую приходится встречаться, — в живописи может быть чаще, чем в других областях искусства, — со своеобразным подходом к натуре. Мой учитель, замечательный художник Константин Коровин, не одобрял моей тяги в годы ученичества к работе над сюжетными полотнами, к картине. Он говаривал мне:
— Зачем тебе сюжет, чего беспокоишься, иди на улицу, гляди широко раскрытыми глазами, пиши природу такой, какой ее видишь, какой она встречает тебя каждодневно и на каждом шагу.
Мы знаем, каких великолепных результатов в передаче колорита, настроения К. Коровин добивался в своих пейзажах. Но нам также очевидно, что картинами мы эти пейзажи можем называть с гораздо меньшим правом, чем пейзажные композиции Левитана. Почему? Потому что у Левитана пейзаж как бы рассказывает о жизненном, глубоком мироощущении художника, пейзаж являет в его картинах рассказанное живописными средствами отношение художника к миру, к живой природе, к окружающей действительности. У К. Коровина изображение природы является как бы самоцелью, своеобразным декларированием лозунга «природа ради природы». Это может дать результаты, в особенности, если мы имеем дело с крупным художником, но никогда подобный метод не приведет к созданию таких законченных и потрясающих произведений искусства, какие создавали в России Репин, Суриков, Левитан, Серов и другие.
Тончайшее колористическое богатство натуры не заложено в ней как нечто готовое, окончательно застывшее, которое художник должен только уметь «увидеть» и перенести на свое полотно. Художник может повесить перед мольбертом мятое полотенце, как будто бы лишенное всякой колористической выразительности. Тусклая, серая гамма — и больше ничего. Но если одухотворенный художник будет его живописать, он найдет и в этом мятом полотенце такую игру красок, оттенков, сочетаний и столкновений тонов, что, переданное на холсте, оно станет великолепным и, главное, живым произведением искусства.
Все дело в том, как глубоко видеть натуру, искать в ней, понимать ее, уметь «подсматривать» вытаскивать в ней то, что скрыто от поверхностного взгляда, и увиденное организовать средствами искусства.
На груде великолепных крымских яблок и груш, лежащих на столе, глаз может и не остановиться. Рука протянется и поднесет плод к зубам. Но эти же фрукты, изображенные одухотворенным художником в виде натюрморта на холсте, явятся предметом созерцания и любования многих сотен людей. И дело вовсе не в том, что художник достиг большого мастерства в имитации натуральной груши или яблока. Своей картиной он отнюдь не увеличил количества имеющихся в природе яблок и груш. Художник создал произведение искусства, и это приковывает к его картине внимание людей.
Имитация, беконечное подражание натуре — еще не искусство и даже вовсе не искусство. Труп умершего человека лежит на прозекторском столе. Это — мертвая натура. Художник-мастер пишет эту мертвую натуру на холсте. Перед ним не стоит задача максимально точного и правдоподобного изображения мертвого тела в своей картине. Он находит такое сочетание красок, такую игру светотени, такое взаимное столкновение оттенков и колористических тонов, которых ни прозектор и ни один из его ассистентов не заметит. И художник, изображая труп, создает живое прекрасное произведение искусства, отнюдь не имитируя свою мертвую натуру.
Так мы подходим и к другой проблеме — к проблеме «похожести» и «привычности» в искусстве. Имеет ли художник (и не только живописец) право искать в натуре то, что поверхностному взгляду совершенно незаметно или кажется ему часто «неестественным», «непривычным»? Не место здесь объяснять и аргументировать это положение. Но для художников совершенно очевидно, что в искусстве без этого права художнику делать нечего.
Мужество открывать неизведанное, не знакомое привычному взгляду, привычному пониманию, — вообще будничной привычке — одна из самых благородных прерогатив художника-мастера.
В Англии говорили, что Тернер открыл лондонские туманы. Конечно, с точки зрения бытовой, это — чепуха, Лондон покрывался туманами столько же сотен лет, сколько существует сам город. С точки зрения эстетической — в подобном утверждении глубочайшая правда. Тернер сумел так понять, живописно разгадать и воссоздать на полотне живую природу лондонских туманов, что многим показалось, будто они только на его картинах впервые с этим явлением природы столкнулись. Совершенно очевидно, что Тернер не писал свои пейзажи, руководствуясь установкой «природа ради природы».
Надо учиться у классиков не вечно живым законам художественного мастерства, но их конкретным «приемам». Приемам мастеров так же нельзя подражать (ибо это остается подражанием), как и нельзя копировать природу.
И в наследии величайших мастеров и в вечно окружающей нас живой природе мы должны изучать, улавливать, постигать неповторимое, вечно живое, меняющееся, никогда не умирающее. 1939 г.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.