Импрессионизм (от французского слова «impression» — «впечатление») - направление в живописи последней четверти XIX — начала XX века. Его представители стремились живописными средствами зафиксировать свои непосредственные впечатления от окружающей действительности в ее подвижности и изменчивости.
Импрессионизм родился во Франции в конце 1860-х гг. в среде молодых живописцев, которых перестали устраивать художественные цели и средства академизма. Впервые термин «импрессионизм» был использован применительно в произведениям художников, которые противопоставили Парижскому салону 1874 года независимую выставку картин, что было актом откровенного бунта против традиционного искусства.
Всего в выставке участвовало 30 художников (экспонировалось 165 работ). Одна из картин выставки Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (по-французски «впечатление» - «impression») и дала название новому направлению живописи.
Самыми известными импрессионистами были Эдгар Дега (1834-1917 гг.), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919 гг.), Клод Моне (1840-1926 гг.), Камиль Писсарро (1830-1903 г.), Альфред Сислей (1839-1899 г.), Берта Моризо (1841-1995 гг.) и др. Работы художников вызвали шквал критики со стороны критиков и публики, и не принимались официальными выставками. Импрессионистов упрекали в «незаконченности», «неряшливости» произведений, в безвкусии, в революционных настроениях и даже в аморальности. Импрессионисты выставляли свои произведения на собственных выставках группы вплоть до 1886 года.
Импрессионисты стремились показать в своих работах мгновенные эмоции, полученные от природы, от окружающей действительности. Они говорили, что ранее живописцы отображали окружающую действительность не так, как человек ее видит реально, а, скорее, так, как принято, с одинаковой точностью. На самом деле человеческий глаз может увидеть только небольшую часть окружающих предметов – остальная часть растворяется в игре света и цвета. В связи с этим импрессионисты отображали не столько сами предметы, сколько обволакивающую их атмосферу.
Они разработали «систему пленэра», т.е. писали исключительно под открытым небом, с натуры. Живописцы отказались от ясных контуров и черных теней, применяли в основном светлые и чистые тона, рисовали небольшими раздельными мазками, напоминающими запятые. Сливаясь, мазки давали впечатление дрожащего воздуха, вибрирующей игры солнца на морской волне, легкого дрожания листьев и т.д. («Пруд с утками», 1873 г., О. Ренуар; «Бульвар Капуцинок», 1873 г., К. Моне; «Вид на старую гавань в Гавре», 1874 г., К. Моне).
Художники-импрессионисты по-особому строили композицию картины. Нередко край полотна словно бы «обрезал» фигуру человека или другой предмет, - с помощью неожиданных ракурсов и срезов фигур подчеркивалось, что изображенная сценка – это случайно выхваченный кусок действительности.
Импрессионисты не искали для своих работ специальных занимательных сюжетов – они обращались к повседневным видам улиц, площадей и вокзалов, писали сельские и городские пейзажи, портреты современников разных сословий. Чтобы показать, как могут меняться состояния воздуха и света, художники-импрессионисты нередко писали полотна с одним сюжетом в разное время года и дня, демонстрируя совсем разные по настроению холсты (например, «Бульвар Монмартр ночью» и «Бульвар Монмартр. Весеннее утро» - полотна К. Писсарро, обе - 1897 г.).
На фоне классических полотен с изображением давно прошедших времен и каких-то значительных событий холсты импрессионистов, отображающие окружающую реальность, выглядели очень трепетными, непосредственными и свежими.
Обращение импрессионистов к разным сторонам повседневной реальности расширило рамки реалистической живописи. Стремление показать мгновенное состояние природы, освещенности, передать ритм города способствовало поиску новых, более выразительных, художественных средств. Это привело к освобождению палитры от гнетущей черной краски в пользу светлой и свежей гаммы цветов.
С течением времени, тем не менее, обнаружилась ограниченность творческого метода импрессионизма. Импрессионисты относились к предмету творчества скорее бесстрастно, пытаясь ухватить максимально полно лишь внешнюю сторону повседневной реальности. В погоне за точностью передачи сиюминутного ощущения терялась глубина и всесторонность познания мира. С середины 1880-х гг. импрессионизм начинает понемногу изживать себя. После 1886 г. группа французских импрессионистов распадается.
С этого времени французские художники начинают искать новые художественные приемы, которые помогли бы перейти от импрессионистической регистрации отдельных моментов жизни к отображению ее длительных состояний, выявлению материальных и духовных констант. Возникает движение постимпрессионизма, включающее несколько отдельных течений французской живописи конца XIX – начала XX века. К мастерам постимпрессионизма обычно относят Винсент ван Гога (1853-1890 гг.), Поля Гогена (1848-1903 гг.) и Поля Сезанна (1839-1906 гг.).
Официальное признание французский импрессионизм получил только в самом конце XIX века. Сегодня работы известных импрессионистов ценятся очень высоко и принадлежат коллекциям лучших музеев мира.
В конце XIX века наблюдается всплеск интереса к импрессионизму со стороны художников других стран. Импрессионистические черты – попытку передачи сиюминутного впечатления, обволакивающую текучесть формы, эскизность изображения – использовали в своей работе такие художники, как М. Либерман, Л. Коринт (Германия), А. Л. Цорн (Швеция), Дж. Уистлер (США).
Русский импрессионизм отличает от французского большая смысловая нагруженность и «деревенский» характер. Первой работой русского импрессионизма считается «Портрет хористки» К. А. Коровина (1861-1939 гг.), написанный художником в 1883 году. Импрессионистические мотивы есть также в творчестве Серова В. А., Левитана И. И., Малявина Ф. А., Рылова А. А., Грабаря И. Э. и др.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.