Бытовой жанр живописи посвящен обыденной частной и повседневной общественной жизни.
Живописные изображения обыденности, быта были уже в первобытном искусстве. Обычно это были сцены охоты, изображения других видов трудовой деятельности человека, а также изображение различных шествий.
В произведениях мастеров эллинистического и древнеримского искусства значительное место занимали изображения сцен из жизни простых земледельцев, а также царей и вельмож. С IV в. Быстрыми темпами развивалась бытовой жанр живописи в азиатских странах (Китае, Корее, Японии).
Искусство средневековой Европы характеризуется тем, что изображение религиозных сцен стало насыщаться множеством бытовых деталей и подробностей. Примером могут служить росписи Палаццо Скифанои в Ферраре (1469—70 гг.), «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо (1485—90 гг.). С конца XV века бытовой жанр стал понемногу обособляться от религиозной тематики. Это можно проследить в полотнах В. Карпаччо (1465-1520 гг.), Джорджоне (1478-1510 гг.), Я. Бассано (1510-1592 гг.) и др. При этом в разных странах складывались разные типы бытового жанра.
Так, в картинах итальянца Караваджо (1571-1610 гг.) во главу угла ставилось подчеркнуто реалистичное изображение жизни общественных низов, которое противопоставлялось идеализирующим принципам академизма («Игроки в карты», (1594—95 гг.), «Лютнист» (ок. 1595 г.)).
Для произведений фламандского живописца П. П. Рубенса (1577-1640 гг.) характерно прославление могучих жизненных сил человека. Некоторые его полотна посвящены теме борьбы человека с природой и темам охоты. В произведениях «Каледонская охота на кабана» (1612 г.), «Охота на львов» (1615 г.) мы видим бурный темперамент и доведенное до предела физическое и духовное напряжение охотников.
Полотна на бытовые темы знаменитого испанского живописца Ф. Гойи (1746-1828 гг.) наполнены жизнерадостностью, радостным восприятием мира, темпераментностью, демократизмом. Таковы его «Перепелиная охота» (1775 г.), «Маскарад в Андалусии или Маха и маски» (1777 г.), «Мальчики собирают фрукты» (1778 г.) и др.
К XVII веку бытовая живопись окончательно оформилась в качестве самостоятельного жанра. Расцвет жанра пришелся на Голландию, которая недавно завоевала независимость и основала первую буржуазную республику. Отличительной чертой картин голландских художников (К. Фабрициуса, П. де Хоха, Г. Терборха, Г. Метсю, Я. Вермера Делфтского) является поэтизация крестьянского труда и бюргерского быта, с присущей ей атмосферой теплоты и мирного уюта. Произведения мастеров были посвящены камерным сюжетам, взятым из повседневной жизни.
Голландцы показали, что для произведений искусства необязательно брать темы из Библии, античной мифологии или войн – окружающая повседневность, несмотря на всю прозаичность, прячет в себе не менее достойные кисти художника сюжеты. Живописцы воспевали в своих произведениях прелесть спокойной мирной жизни, находя в самых обычных действиях человека элементы высокой поэзии. Примеры таких полотен - «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха (ок. 1660 г.), «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского (1657 г.).
В России бытовой жанр живописи начал развиваться с середины XVIII века. В 1-ой половине XIX века большой вклад в развитие жанра внес В. Венецианов (1780-1847 гг.). Живописец с простодушной симпатией, трогательной искренностью показывает быт и повседневный труд крестьянства и городских жителей. Профессионально владея кистью, живописец преображает повседневность в высокую поэзию, находя прекрасное в самых «неизящных» вещах. Среди лучших работ художника - «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «Гумно» (1821 г.), «Спящий пастушок» (1823—24 гг.).
Представители русского критического реализма в своих работах ориентировались на глубокое и точное отображение душевных переживаний героев, проникновением в подробности изображаемой сцены, драматургическую разработку сюжета. Примерами таких произведений могут служить «Тройка» (1866 г.) и «Охотники на привале» (1871 г.) В. Г. Перова, «Завтрак аристократа» П. А. Федотова (1849 г.), «Свадьба» Л. И. Соломаткина (1872 г.).
Свою дань бытовому жанру отдали русские художники-передвижники, очень полно и содержательно отразившие жизнь русского народа 2-ой половины XIX века. Среди самых известных живописцев – В. М. Максимов (1844-1911 г.), Г. Г. Мясоедов (1834-1911 г.), В. Е. Маковский (1846-1920 гг.). Особое положение в ряду русских художников-передвижников занимает И. Е. Репин (1844-1930 гг.). Многие его полотна, хоть и принадлежат бытовому жанру, по широте задач и замыслу напоминают исторические произведения. Подтверждением этому могут служить полотна «Бурлаки на Волге (1870-1873 гг.), «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.), «Не ждали» (1884 г.).
Художники-импрессионисты Э. Мане (1832-1883 гг.), Э. Дега (1834-1917 гг.), О. Ренуар (1841-1919 гг.) создали новый тип бытового жанра – они ставили задачу зафиксировать на полотне случайный, выхваченный из обыденности момент жизни, характерность какого-либо персонажа, слияние людей и окружающей природы («Завтрак гребцов» О. Ренуара (1880-1881 гг.), «Завтрак на траве», Э. Мане (1862-1863 гг.), «Голубые танцовщицы» Э. Дега (1897 г.) и др.).
Традиции бытового жанра XIX века были продолжены в XX веке такими зарубежными живописцами, как Т. Стейнлен (Франция), Ф. Брэнгвин (Англия), К. Кольвиц (Германия), Дж. Беллоуз (США), Ф. Мазерель (Бельгия) и др. После 2-ой мировой войны в данном жанре работали художники неореализма А. Пиццинато (Италия), А. Фужерон (Франция), Уэно Макото (Япония). Отличительная черта произведений – соединение характерных черт повседневной жизни с обобщенностью, символичностью образов и ситуаций.
В отечественной живописи в бытовом жанре в XX веке работали такие мастера, как П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, А. Дейнека, Т. Яблонская,
Э. Калнынь и др.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.