В 1958 году на Международной Художественной выставке в Брюсселе высшая награда — большая золотая медаль «Гран-при» — была присуждена картине молодого ленинградского художника Юрия Ниловича Тулина.
Перед зрителями оживали далекие страницы истории героической народной борьбы. В апреле 1912 года на Ленских приисках во время стачки зверски была расстреляна безоружная толпа рабочих. Ленские события вошли в историю как пример мужественной и стойкой борьбы рабочего класса против своих угнетателей.
Задумывая картину, художник Тулин поставил перед собой сложную и трудную задачу. Ему хотелось передать скорбь, горе народа в той страшной трагедии, которая разыгралась в Надеждинском прииске, на берегу могучей реки Лены. Хотелось показать и растущий протест рабочего класса, его ненависть к поработителям и готовность смело и решительно бороться против них.
Выполнение такого ответственного замысла потребовало ог художника большого напряжения и труда.
В 1954 году началась работа над картиной. Один эскиз сменялся другим, писались многочисленные этюды с натуры. Но решение все не удовлетворяло взыскательного художника.
В первом эскизе была изображена стоящая вдоль берега Лены толпа людей. Здесь же — жандармы и попы, отпевающие покойников. Во втором эскизе уже не было жандармов, все внимание художника было сосредоточено на толпе народа. Но основным лейтмотивом картины был мотив скорби, отчаяния, безысходности. Это не отвечало замыслу. Тулин хотел добиться монументально-эпического звучания, передачи мужества и душевной стойкости.
Опять менялись фигуры, вводились новые персонажи, шли усиленные поиски более выразительной композиции.
Художник изучил все, что было написано о Ленских событиях: воспоминания очевидцев, архивные материалы, исторические монографии. Но этого оказалось мало. Ему хотелось самому походить по сибирской земле, обагренной рабочей кровью, почувствовать неповторимый колорит ленских просторов, проверить правильность найденного композиционного и цветового решения.
Осенью 1956 года Тулин уехал на Лену. Во всем своем суровом и эпическом величии предстала перед художником Сибирь с ее бескрайними снежными равнинами, угрюмыми реками, дремучими таежными лесами. Работа над пейзажем сопутствовала работе над портретными этюдами.
Художнику посчастливилось встретиться с участниками Ленских событий, уже глубокими стариками. Своими рассказами они помогали ему глубже осмыслить происходящие события, дополнить картину живыми характерными деталями.
Тулин очень подружился со старыми золотоискателями Иваном Васильевичем Овсовым и Аркадием Николаевичем Остряниным — непосредственными участниками Ленских событий. Он часто приходил к ним в небольшую старую избушку, писал их портреты, слушал сибирские были. Любопытно, что когда Тулин показал им эскиз своей картины, старики восприняли ее как документальное свидетельство похорон, заспорили о том, кто где стоял:
«Вот этот бородач стоял не здесь, а там, а вот эта старуха рядом!..»
Художник ликовал. Значит, поверили старики в достоверность изображения, если спорят о положении отдельных фигур!
Вернувшись в Ленинград, Тулин еще более года работал над картиной и только в 1957 году закончил ее.
Картина находится сейчас в залах Русского музея. Ее трудно не заметить, а заметив, нельзя остаться равнодушным.
...Бесконечные холодные дали сибирской реки. Низко нависло свинцовое небо. Возле покосившихся кладбищенских крестов стоят на снегу некрашеные досчатые гробы. Последнее прощание с теми, кто трагически погиб как невинная жертва царского произвола и насилия.
В отчаянии прильнула к гробу женщина, дав волю своему безысходному горю. На колени опустилась темноволосая девушка, прижимая руки к губам, словно сдерживая рыдания. Уставясь перед собой невидящим взором, сидит на снегу молодая женщина. Ее руки безвольно поникли, плечи согнулись, голова опущена. В ее лице отчаяние, безграничная боль...
С особой силой эти чувства воплощены в образе матери одного из убитых. В лице, в застывшей, словно окаменевшей позе, в опущенных руках, во всем ее облике такая сила страдания, скорби и гнева, которые делают ее образ одним из наиболее выразительных и сильных в картине.
Лаконичный силуэт ее фигуры в черной одежде, монументально рисуясь на фоне снегов и реки, как бы замыкает композицию справа.
Но если в женских образах тема скорби является ведущей, то совсем иначе показаны стоящие слева мужчины.
Вот высокий широкоплечий рабочий в красной рубахе. Кулаки его сжаты. Глаза горят. Ненависть к угнетателям, решимость бороться читаем мы в его облике. Не скорбь, а гнев, не пассивное отчаяние, а жажда активных действий переполняют его. В образе этого рабочего звучит ярко выраженное героическое начало, сближающее его с образами русских рабочих революционеров, таких, как Алексеев, Бабушкин и другие.
Мужественно выпрямившись, сжимая в руке шапку, стоит слева молодой рабочий. Непокорность и презрение к врагам читаем мы на его лице.
Создавая яркие индивидуальные образы, художник вместе с тем стремится передать ощущение монолитности, единства народной толпы, Тулин глубоко почувствовал и пережил это трагическое событие, и волнение художника не может не передаться зрителям.
В картине может что-то не нравиться, можно критиковать недостаточную выразительность отдельных образов, не согласиться с цветовым решением, но нельзя не заразиться ее настроением, не ощутить народной трагедии.
Рассказывают, что на выставке в Брюсселе французы считали картину Тулина изображением движения Сопротивления, Это лишнее доказательство того, что картина о прошлом, несущая в себе большую общечеловеческую идею, оказывается близкой, понятной людям различных стран. В ней видели воплощение героического мужества борющегося народа.
Юрий Нилович Тулин свое детство и юность провел в городе-герое Ленинграде. Здесь он еще мальчиком учился в детской художественной студии, затем во Дворце пионеров. В 1937 году Тулин поступил в среднюю художественную школу, а в 1944 — в Институт имени Репина.
Его первые картины «Киров в Хибинах» (1950), «Свежий номер цеховой газеты» (1959, написана совместно с А. Левитиным), «Ремонт путей» (1954) — говорят о нем, как о рано сложившемся мастере-художнике с ярко выраженной психологической направленностью.
Но подлинную известность принесла художнику картина «Лена. 1912».
Много и плодотворно работает Тулин и сейчас.
Его мастерская полна эскизов, набросков, этюдов с натуры. На каждой художественной выставке появляются его пейзажи, портреты. Современность, жизнь советских людей — основная направляющая тема в творчестве художника.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.