«Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы», — писал художник Кончаловский.
Творчеству Петра Петровича Кончаловского свойственно радостное, красочное восприятие мира.
Когда смотришь на картины Кончаловского, ощущаешь бьющую ключом, кипучую и вольную жизнь, оптимизм которой так заражающе действует на зрителя...
Художник пишет золото осеннего пейзажа и сверкающую белизну русской зимы, цветущие фруктовые сады Крыма и изумрудную зелень кавказских долин. Он передает свежесть и сочность южных плодов, чуть тронутых утренней росой, тонкое очарование скромных букетов полевых цветов и сказочное великолепие пунцовых роз, густой лиловой сирени и нежных пионов... Неповторимые особенности человеческих характеров и мельчайшие различия и оттенки в окраске и фактуре предметов, в нежных красках цветов и плодов — все было подвластно его живописи, его таланту.
Для художника все было наполнено особым смыслом, все было ценно... Он был самозабвенно, страстно влюблен в жизнь, в людей.
Труден был творческий путь Кончаловского. Он прошел и через увлечения формалистическими течениями, создавал условные кубистические пейзажи...
Только Великая Октябрьская социалистическая революция наполнила искусство художника новым содержанием, пробудила в нем живой интерес к родным темам, к чудесной красоте русского пейзажа.
Летом 1926 года Кончаловский жил в рыбацкой избе на Ильменском озере. Жизнь среди народа, изучение его быта помогли художнику при выборе темы. Он решил запечатлеть простые сцены из народной жизни. Так родилась картина «Возвращение с ярмарки», находящаяся сейчас в ленинградском Русском музее.
...Быстро бежит лошадь по песчаной дороге. В телеге — крестьяне. Каждого из них художник наделил острой выразительной характеристикой. Здесь и кряжистый босоногий мужик в расстегнутой красной рубахе, с лукавым прищуром глаз, и слегка подгулявший парень в новых сапогах, и молодая женщина, смиренно опустившая голову, повязанную цветным платком...
Художник как бы утверждает русский национальный тип, близкий образам великих творений древних мастеров, которых так много изучал художник. Постоянный интерес художника к человеку выразился в создании целой серии портретов. Одним из первых был «Автопортрет с женой». Уже здесь проявились характерные для его творчества особенности — богатство и щедрость цветового решения. Но не удалось еще главное — не было психологической глубины образов.
Кончаловский много и напряженно работал, искал, экспериментировал, вглядывался в жизнь, изучал ее внимательным и зорким глазом художника.
«Вся жизнь художника, — писал он, — должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений. Он всегда должен оглядываться по сторонам, без конца смотреть все новое и новое... Смотреть, смотреть надо все живое и настоящее, высматривать героику и пафос в самом обыденном ...»
От пейзажа к пейзажу, от портрета к портрету росло мастерство, углублялась трактовка образов... Он стремился найти для своих полотен такой Живописный язык, который бы отличался классической простотой, ясностью, совершенством и в то же время был послушным, гибким инструментом для воплощения чувств и мыслей человека наших дней.
Художник писал портреты людей, духовно близких ему, хорошо знакомых, черты которых он имел возможность изучать изо дня в день в течение долгих лет.
Так, в 30—40-е годы появились портреты его жены О. В. Кончаловской, дочери Наташи, писателей В. Иванова и А. Фадеева, поэта С. Михалкова, драматурга К. Тренева, композитора С. Прокофьева, народной артистки А. Степановой, заслуженной артистки В. Дуловой, Героев Советского Союза А. Юмашева и А. Осипенко.
Не удовлетворяясь передачей чисто внешних черт, Кончаловский стремится к более глубокому раскрытию внутреннего облика советских людей.
Для каждого портрета он находит свое живописное и композиционное решение, выявляя духовное содержание человека.
В эти же годы появляются знаменитые «Сирени» Кончаловского, которые потом с каждой весной на протяжении многих лет будут привлекать внимание художника. Он станет поистине певцом этих скромных и милых, любимых всеми цветов.
Он пишет сирень свежую, утреннюю, еще сохранившую капельки росы на ароматных, тяжелых кистях, пишет в вазах или просто груду срезанных веток на фоне окна или бревенчатых досок террасы. Его сирень полна поэтической прелести, светлой радости...
Когда смотришь на «Сирени» Кончаловского, на душе становится чисто и хорошо.
Художник не выписывает каждый цветок или лепестки. Когда приглядишься к его живописи, кажется — это какое-то волшебство. Вблизи все сливается воедино, видишь только красочные мазки разнообразной формы. Но стоит отойти немного от
картины... И сирень оживает... Воздух как бы наполняется густым и пряным ароматом, ветки становятся словно осязаемые, сочные, тяжелые...
Художник пишет лепесток одним движением кисти, казалось бы, так просто и легко, что только диву даешься. Но эта простота достигнута большим мастерством, упорным трудом. Он смело обобщает, отказываясь от иллюзорной выписанности деталей, но обобщенность эта основана на вдумчивом внимательнейшем изучении натуры.
В дни Отечественной войны им были созданы портреты Героев Советского Союза, большая жанровая картина «А где здесь сдают кровь?»
В послевоенные годы с особым блеском развернулся щедрый талант художника.
Пейзажи «Ранняя весна», «Рябина», натюрморты «Апельсины», «Мятая бумага», «Подсвечник и груша», декорации к опере «Кармен» в Большом театре, картины на темы колхозного труда: «Сенокос», «На полдни». В какой только области не работал художник!
Его искусство не увядало с годами. Оно лишь обретало новое содержание, питаясь впечатлениями и образами нашей вечно молодой и обновляющей жизни.
Может быть, не все было равноценно в искусстве Кончаловского. Были срывы и неудачные работы. Но не в них суть.
Главное, что дорого нам в творчестве художника, что принесло ему широкую известность, — это неиссякаемая любовь художника к русской природе, к советским людям, стремление воспеть могучую и многообразную красоту жизни.
Большую, содержательную, наполненную неустанным творческим трудом жизнь прожил этот замечательный художник. В 1922 году Кончаловскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, а в 1946 году звание народного художника РСФСР.
До последних дней своей жизни художник не прекращал работы. Радостное и светлое искусство Кончаловского — ценный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.