Авангардизм (от французского «avant-gardisme» – передовой отряд) – условное наименование многих направлений в живописи XX века, для которых характерны подчеркнутая конфронтация с признанными художественными направлениями, полное противопоставление новых художественных принципов и традиций прежним.
Общим для всех авангардных течений является то, что они предполагают отрицание всех устоев существующего искусства и какую-либо преемственность традиций.
Среди других характерных признаков авангардизма можно выделить следующие:
- отрицание эстетических и моральных норм обывательского, мещанского, буржуазного мира;
- отказ от канонов живописи XIX века, т.е. отказ от изображения видимой действительности;
- революционный и часто разрушительный творческий пафос;
- положительное отношение к любым социальным изменениям в обществе;
- поиск новых художественных форм, приемов, тем, живописных средств выражения и т.д.;
- разделение формы и духовного смысла;
- соединение рационального и иррационального.
Авангардизм включает множество разных течений: футуризм, кубизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактное искусство и пр. Введение в живопись кардинальных новшеств началось в начале XX века с возникновения кубизма, футуризма, экспрессионизма, позже – абстракционизма, примитивизма. В 1920-1930-е гг. на смену им пришел сюрреализм.
Одним из ранних представителей кубизма является Пабло Пикассо (1881-1973 гг.). Одно из самых известных полотен Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.) представляет причудливые сочетания геометрических форм и человеческих фигур и словно выступает настоящим гимном красоте женского и мужского тела.
К знаменитым представителям кубизма можно отнести также испанца Хуана Гриса (1887-1927 гг.), Любимым жанром живописца являлся натюрморт («Скрипка и шахматная доска», 1913 г.; «Бутылка и ваза для фруктов», 1919 г.).
Одним из основоположников экспрессионизма можно назвать норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944 гг.). Творчество живописца проникнуто мотивами отчаяния, смерти, одиночества. Его полотно «Крик» на аукционе 2012 г. было продано в частные руки за 119 млн. долларов.
В отличие от экспрессионистов, испытывавших растерянность и порой даже ужас перед лицом современного мира, футуристы принимали будущее с упоением и экзальтированным оптимизмом. Они с восторгом прославляли новейшие достижения техники, в социальном плане в войнах и революциях видели очищение мира от «старой рухляди». Образцом футуристической живописи являются работы итальянского живописца Умберто Боччони (1882 -1916 гг.). Мастер пытался воплотить динамизм индустриальной эпохи путем изображения вихреобразного движения пересекающихся форм и плоскостей («Возносящийся город», 1910 г.; «Горизонтальные объемы», 1912 г.).
Самым ярким представителем сюрреализма является Сальвадор Дали. Полотна Дали – это Вселенная переживаний автора. В них есть эротизм и садизм, жизнь ходит рядом со смертью, а вымысел трудно отличить от реальности. Смешение несовместимых на первый взгляд элементов рождает ощущение иррациональной реальности («Превращение Нарцисса», 1936-1937 гг.; «Лебеди, отраженные в слонах», 1937 г.; «Атомная Леда», 1949 г.).
Если европейский авангардизм нередко черпал вдохновение в творчестве «примитивных» народов, то представители русского авангардизма опирались в какой-то мере на древнерусское и крестьянское искусство. В то же время русские живописцы нередко использовали приемы модернистских направлений, господствующих в Европе (кубизм, футуризм и пр.). Под вывеской «авангард» на русской почве объединились такие течения в живописи, как абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Основоположником русского абстракционизма считается Василий Кандинский (1866-1944 гг.). Абстракционисты стремились сделать живопись отвлеченной, рассчитанное на ассоциативное восприятие. Кандинский сравнивал живописное полотно с музыкой и считал своей основной целью отображение на холсте «звучания духовного мира». Особая роль отводилась форме и цвету («Лирическое», 1911 г.; «Контрастные звуки», 1924 г.).
К. Малевич (1878-1935 гг.) вышел за рамки абстракционизма и создал новое направление – супрематизм. Реальность в супрематизме отображается простыми формами – сочетанием цветных кругов с квадратами, прямыми линиями и т.д. В знаменитой работе Малевича «Черный квадрат» (1915 г.), ставшей своего рода манифестом беспредметного искусства, художественность сведена к минимуму, на передний план выдвинут цвет и сочетание плоскостей.
Художники-конструктивисты преклонялись перед достижениями научно-технического прогресса. Для работ конструктивистов важны геометризм, лаконичность форм, четкость, практицизм, индустриальность. Конструктивизм выразительнее всего проявился в искусстве плаката (В. Степанова, А. Родченко).
Кубофутуризм соединил в себе черты итальянского футуризма и французского кубизма. В стиле кубофутуризма творили в разные периоды своей деятельности О. Розанова, Л. Попова, К. Малевич и др. Произведения, выполненные в этом стиле, отличаются максимальным отвлечением от конкретных форм реальности и выполнены с отрицанием любых традиционных правил создания картины («Плотник», В.Малевич, 1912 г.; «Путешественник», Л. Попова, 1915 г.).
Перед 2-ой мировой войной авангардистские направления в живописи значительно ослабили свои позиции. После окончания войны, в конце 1940-х гг. и в 1950-1960-е гг., широкое распространение получили течения неоавангарда. Неоавангард не просто продолжил традиции «классического» авангарда, но и во многом превзошел их смелостью своих методов и целей. Среди неоавангардистских течений можно отметить абстрактный экспрессионизм (ташизм), акциопизм, поп-апт, гиперреализм, концептуализм. В конце XX – начале XXI вв. интерес к неоавангарду в живописи не уменьшился и активно поддерживается рынком и рекламой.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.