Акварель – одна из техник станковой живописи, использующая акварельные краски.
Акварель отличает богатство тона, возможность построения пространства цветом и отсутствие специфической рельефности мазка. Важнейшим свойством техники является прозрачность и легкость тонкого красочного слоя.
При кажущейся простоте акварельные краски являются довольно капризным материалом – акварель не терпит переделок и требует большого мастерства в использовании.
В составе акварельных красок – мелко растертый пигмент и клеи растительного происхождения (гуммиарабик, гумми-смолы, декстрин и др.), хорошо растворяющиеся в воде. Глицерин и инвентированный сахар, удерживающие влагу, выступают как пластификаторы – они делают краску пластичной и защищают от пересыхания.
Еще одна необходимая добавка - бычья или свиная желчь, способствующая равномерному наложению каски на бумагу и облегчающая процесс рисования. Чтобы защитить краску от плесени, в нее добавляют антисептик – фенол.
При разбавлении водой краска создает прозрачную взвесь красителя, дающая на бумаге эффект воздушности и легких цветовых переходов.
Бумага и другие инструменты для работы с акварелью
Работа с акварелью требует внимательного подбора материалов. Основой работы с акварельными красками является бумага. Она должна быть плотной и слегка шероховатой (чтобы удерживать мельчайшие частицы пигмента). Вода, если ею смачивать бумагу, не должна слишком быстро впитываться. Наибольшее распространение в качестве основы для акварели получила бумага, называемая ватманом.
Для акварельной живописи используются разнообразные кисти - беличьи, колонковые, из бычьего волоса. В настоящее время все более популярными становятся синтетические кисти. Под рукой живописца должна быть чаша с водой и губка, столь же важный участник процесса, что и кисти.
Акварельные техники
Техники акварельной живописи весьма разнообразны. В зависимости от увлажненности бумаги существуют способы работы «по-сухому» или «по-мокрому». Можно использовать также и сочетание этих двух приемов.
Наиболее распространенной является техника работы «по-мокрому». В этом случае перед нанесением акварели бумагу с помощью губки смачивают водой – для получения несколько размытой формы мазка, мягкости линий, придания изображению особой воздушности и фактуры. В зависимости от желаемой манеры письма и исходя из своего замысла мастер может по-разному увлажнять бумагу. Краска будет ложиться различно, давая необходимый эффект.
Прием работы «по-сухому» предусматривает нанесение краски на сухую бумагу одним-двумя (однослойная вкварель) или несколькими (лессировка) слоями. Эта техника дает возможность контролировать растекаемость краски, цвет и форму мазка.
Кроме этого, акварельная живопись предполагает знание различных приемов: работу с тонкими заливками, точечно-штриховую технику и др.
Акварельную технику живописи называют самой капризной, что связано с необходимостью учитывать множество нюансов в поведении красок на водной основе. Художник без опыта сразу вряд ли получит тот результат, на который он рассчитывал. Акварель требует отработанной техники, умелого владения кистью, отточенности действий. С другой стороны, акварельная живопись – техника весьма благодарная, поскольку при умелом обращении дает возможность достичь легчайших полутонов, недоступных при использовании любой другой техники живописи.
Мастера акварельной живописи
Акварельная живопись возникла в Китае во II веке, после изобретения бумаги. В Европе акварельная живопись получила распространение позже многих других видов живописи, в эпоху Ренессанса.
Одним из первых художников, добившихся значительных успехов в акварельной живописи, стал немецкий живописец Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.). Многим любителям живописи известна его картина «Заяц» (1502 г.). Живописец искусно передал световые эффекты разноцветного меха животного. Несмотря на высочайший уровень детализации, художнику удалось сохранить цельность образа пугливого зверька, намеревающегося обратиться в бегство.
Свое бурное развитие акварельная живопись получила в Англии в XVIII—XIX вв. благодаря таким художникам, как Томас Гёртин и Джозеф Тёрнер. Живописцы совершенствовали технику, обогащая ее новыми техническими приемами для достижения силы и выразительности изображения. Мастера стремились к панорамности и достигли выдающихся успехов в изображении незамкнутого пространства. Новации Гертина и Тернера способствовали подъему акварельной живописи в творчестве многих других английских художников-пейзажистов.
Английская школа акварельной живописи оказала большое влияние на развитие акварельной живописи в России. Основателем жанра русского акварельного портрета считается П. Ф. Соколов. Самые известные работы художника – «Портрет В. А. Жуковского» (нач. 1820-х гг.), «Портрет А. С. Пушкина» (1836 г.). До появления фотографии акварельный портрет особенно ценился в высших и средних слоях русского общества за скорость написания, минимум сеансов позирования, колорит и качество. Портреты заказывали особы царствующего дома, аристократы, высшие военные чины, министры, любые сколько-нибудь обеспеченные люди.
На протяжении многих десятилетий оставался верен своей любви к акварельному портрету Илья Репин (1844-1930 гг.). Его портреты «В. А. Шевцова у постели больного сына Юрия» (1884 г.), отличает живость, острота, острая психологическая хватка. Средствами акварельных красок живописец практически добивается эффекта масляной живописи. Свою лепту в развитие акварельного искусства в России внесли также Михаил Врубель (1856 -1910 гг.), Валентин Серов (1865-1911 гг.), Иван Билибин (1876-1942 гг.).
Среди крупнейших художников-акварелистов XX века – С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, А. С. Ведерников, В. В. Лебедев и др. И в настоящее время множество художников работает в технике акварельной живописи.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.